Литература
-
Организация исследовательской деятельности лицеистов по предметам социально-гуманитарного цикла 2022
Статья посвящена выявлению особенностей организации исследовательской деятельности лицеистов на разных ступенях обучения по предметам социально-гуманитарной направленности. В статье описываются основные этапы организации исследования со школьниками, обозначены методы работы, ключевые компетенции, особенности и тематика написания работ по лингвистике и праву. Обозначена актуальность выбора работ в контексте профильности классов, профориентационной составляющей, нормативно-правовой базы, а также необходимостью развития у школьников лингвистических компетенций, осознания языка в культурологическом и правовом аспектах. В результате выявлено, что исследовательская деятельность учащихся лицея по предметам социально-гуманитарного цикла способствует развитию интереса, расширению знаний, как по предметам школьной программы, так и вне программы, развитию представлений о межпредметных связях; развитию интеллектуального потенциала учащегося; созданию предпосылок для развития научного образа мышления и др.
-
Разработка урока по родной (татарской) литературе. Гадел Кутуйның “Рөстәм маҗаралары” әсәре 2022
Представлена разработка урока по родной (татарской) литературе.
-
Проблема чувства и долга в рассказе «Человек на часах» Н.С.Лескова 2022
Цели урока: помочь выявить основную идею произведения; показать, как нелегко сделать нравственный выбор «в борьбе между служебным долгом и состраданием»; подвести учащихся к тому, чтобы они самостоятельно могли сделать выводы о мотивах поступков героев; показать, что мотивы поведения героев могут быть обусловлены не только особенностями характера, но и реалиями жизни, нормами общества, принятыми в конкретное историческое время.
-
Мастер-класс "Приемы формирования читательской компетентности на уроках литературы" 2022
Предлагаю с помощью кроссенса определить тему нашей сегодняшней совместной работы. Кроссенс – это один из активных приемов, которые можно использовать на уроках литературы. Кроссенс – (от англ. cross sense) — «пересечение смыслов», «крестосмыслица». Есть правила прочтения кроссенса. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Читать кроссенс нужно сверху направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вниз и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой».
-
Викторина по сказкам 2022
Представлена викторина по сказкам.
-
Технологическая карта бинарного урока литературы и русского языка. Тема урока: «Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь…» 2022
Цель урока: выявление уровня знаний обучающихся 9-го класса по учебным предметам «Литература» и «Русский язык», создание условий для самооценки обучающихся; развитие познавательного интереса к предметам гуманитарного цикла, умения работать в группе.
-
Практические упражнения. Задания на развитие и проверку умения находить и извлекать информацию 2022
Представлены практические упражнения на развитие и проверку умения находить и извлекать информацию.
-
Урок осетинской литературы в 7-м классе 2022
Представлен урок осетинской литературы в 7-м классе.
-
Урок осетинской литературы по произведениям Дабе Мамсурова "Аууон" и "Фасмон" в 10-м классе 2022
Урок раскрывает сходство данных рассказов Мамсурова с произведениями А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». В процессе урока обучающиеся приходят к выводу о важности нравственности, сохранения чистоты души и помыслов. Была проведена сравнительная характеристика главных героев рассказов авторов, выбраны их схожести и противоположности помыслов, образов жизни и характеров. На протяжении всего урока прослеживается нравственное воспитание подрастающего поколения на разборе судеб главных героев.
-
Презентация на тему "Жизнь И.С. Тургенева" 2022
Представлена презентация на тему "Жизнь И.С.Тургенева".
-
Система образов "Слова о полку Игореве" 2022
Цели урока: знакомство с системой образов «Слова…»; определение роли повествователя.
-
Родительские наказы в произведениях русской классики и жизни современного подростка 2022
Цель урока – формирование духовно-нравственных ценностей семейного воспитания.
-
Урок-игра "По следам прочитанных произведений" 2022
Представлена презентация к уроке-игре "По следам прочитанных произведений".
-
Методическая разработка урока по литературе «Знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина» (с использованием технологии развития критического мышления) 2022
Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве С.А.Есенина.
-
Проверочная работа по произведению К.Г.Паустовского "Похождения жука-носорога" 2022
Представлены вопросы к проверочной работе по произведению К.Г.Паустовского "Похождения жука-носорога".
-
Открытый урок по русской литературе в 9-м классе «Кто же Чацкий – победитель или побеждённый?» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») 2022
Цели урока: закрепить знания, полученные учениками; сформировать общее представление о комедии; продолжить формирование навыков анализа художественного произведения.
-
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 2022
Статья посвящена проблеме формирования читательской грамотности как одного из базовых компонентов образования личности. В статье представлен опыт использования методов и приемов на уроках русского языка и литературы при работе с текстом для развития и совершенствования компонентов читательской грамотности.
-
Сила и слабость человека (по рассказу А.П.Чехова "Размазня") 2022
Многолетняя работа по технологии критического привела меня к системе уроков в рамках стратегии смыслового чтения. Метапредметные связи помогают полнее постичь авторский текст. На таком уроке учащиеся глубоко проникают в текст, самостоятельно делают выводы, погружаясь в художественное произведение. Глубокая работа с текстом помогает глубже понять произведение, увидеть взаимосвязь представленных в тексте рассуждений. погрузиться в духовный мир героев. Такие уроки переводят общение в дискуссионное русло. Учащиеся всецело проявляют творческие и организаторские способности. У ребят вырабатывается психологическая и коммуникативная способности. Групповая форма работы помогает обнаружить истину, услышать разные точки зрения. Это активизирует учеников, расширяет их кругозор, также помогает контролировать знания учеников учителю. Для более удачного проведения урок должен быть продуман всеми участниками: учителями и учениками. Все должны быть подготовленными к серьёзному разговору.
-
Интегрированный урок музыки и литературы «Музыка – главное действующее лицо в сказке» 2022
Цели урока: приобретение новых знаний и умений, применение их на практике; формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
-
Литературная гостиная "Жизни блаженство в одной лишь любви..." 2022
Задачи мероприятия: прививать интерес к поэзии, музыке, изобразительному искусству, воспитывать художественный вкус.
-
Сценарий литературно-спортивного праздника, посвященного Гансу Христиану Андерсену, «Однажды, в старой Дании!» 2022
Цели и задачи: развитие знаний в области литературы; воспитание любви к физической культуре и спорту; привлечение детей к чтению и творчеству; развитие умения работать сплочённой командой; пропаганда здорового образа жизни.
-
Внеклассное мероприятие "Строки, опаленные войной..." 2022
Цели мероприятия: познакомить учащихся с произведениями искусства (поэзия и музыка), созданными в годы Великой Отечественной войны.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы Александра Блока "Двенадцать" 2022
Цель урока: прочитать поэму «Двенадцать», понять основную идею, выявить особенности в изображении Блоком революции, рассмотреть образы и символы, используемые поэтом для раскрытия замысла.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме «Образ Обломова» по 1-й части романа И.А.Гончарова «Обломов» 2022
Цель урока – раскрыть секрет романа, исследовать его критическим взглядом с позиции прошлого и настоящего и найти в нем то, что является актуальным для сегодняшнего дня.
-
Приёмы для развития эмоционального интеллекта на уроках литературы 2022
Одной из составляющих эмоционального интеллекта является такое качество, как эмпатия – умение человека реагировать на эмоциональные проявления окружающих, разделять их чувства, глубину их переживаний, не теряя связи с реальностью. Читая художественные произведения, анализируя поступки героев, их поведение, чувства и мысли, ребенок учится сочувствовать и сопереживать им, понимать эмоции, которые они испытывают. Для развития эмпатии на уроках литературы в старших можно использовать интересные психологические приемы в качестве обучающих.
-
Балет по произведению К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха". Проект "Волшебный мир балета" 2022
В преддверии Нового года в детском саду прошло путешествие в прекрасное под названием «Балет", целью которого было способствовать приобщению детей дошкольного возраста к искусству русского балета. Ребята с большим удовольствием исполнили балетную постановку по произведению К.И.Чуковского "Муха-цокотуха" под волшебную музыку знаменитых композиторов. Дети были увлечены балетом. Обстановка доброты, любви и доверия царила на танцевальной сцене!
-
Шинель - 1 штука. Человек - 1 штука 2022
Мы с вами сегодня поговорим о самом неоднозначном произведении Н.В.Гоголя «Шинель».
-
Литературный час "Жизнь и творчество А.А.Фадеева" (к 120-летию А.А.Фадеева) 2022
Представлен сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству А.А.Фадеева.
-
Жизнь, ставшая легендой. К 290-летию А.В.Суворова 2022
Великий полководец, не знавший поражений, любимец солдат, народный герой Александр Суворов. Он принес славу своему Отечеству и сам добился невиданной славы.
-
Сценарий вечера по повести-феерии "Бегущая по волнам" А.Грина 2022
Представлен сценарий вечера по повести-феерии "Бегущая по волнам" А.Грина.