Цель:
- образовательная: дать характеристику образа Хлестакова;
- развивающаяся: составление характеристики героя;
- воспитательная: помочь ученикам правильно оценивать поступки людей.
Оборудование: иллюстрации к комедии Н.В.Гоголя.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Опрос домашнего задания
3. Сообщение темы урока
- Кто же такой Хлестаков из Петербурга?
4. Чтение монолога Осипа, крепостного слуги, который даёт на это разъяснение (явление 1)
(Мы узнаём, что его барин никакого отношения к ревизии не имеет, едет он в деревенскую усадьбу своего отца, «профинтил» дорогою денежки и поневоле задержался в городе, в надежде на лучшие времена.
Хлестаков служит, но занимает самую низшую ступень на лестнице чинов; он чиновник последнего, 14 класса.
Из рассказа голодного Осипа ясно, что его барин живёт на деньги, которые присылает ему отец - небогатый помещик.
К своей службе он не проявляет никакого интереса, вместо того, чтобы работать, он едет по проспекту, в картишки играет.
Любит «показать» себя, покутить).
- Что вы можете рассказать о 1ой встрече Городничего и Хлестакова?
В 8 явлении 2 действия состоялась встреча Городничего и Хлестакова
5. Чтение 8 явления действия 2
Оба в испуге, смотрят друг на друга, выпячив глаза, Городничий робеет, дрожит, он не знает с какой стороны и приняться, но приняться надо и Хлестакову предлагают деньги. «Ревизор» деньги взял. Антон Антонович облегчённо вздохнул.
Работа по иллюстрации к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
- Дать описание портрета Городничего. Таким ли вы его представляли?
- Как приняли Хлестакова в богоугодном заведении?
- Прежде чем показать городские учреждения, Городничий повёз Хлестакова в богоугодное заведение завтракать к Землянике.
Хлестаков оказался в чистой комнате, главным украшением которой был стол, заставленный разными винами и закусками. Хлестаков был на верху блаженства.
- Как проявляет себя Хлестаков в сцене вранья?
- В 6 явлении 3 действия Хлестаков достигает кульминации.
6. Чтение 6 явления действия 3
- Хлестаков всё преувеличивает. На столе - арбуз в 700 рублей; суп в кастрюле прямо на пароходе из Парижа прибыл; 35 тысяч курьеров вдруг в его подчинении; да и с Пушкиным он, оказывается «на дружеской ноге»; он же автор многих литературных произведений; то он руководитель департамента, которого сам «государственный совет боится».
7. Работа по иллюстрации к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
- Дать описание портрета Хлестакова.
- Таким ли вы представляли себе Хлестакова?
8. Чтение действия 3
9. Закрепление
- К какому выводу мы подошли в конце урока?
- Цель Городничего достигнута: гость раскрылся - он важная государственная персона.
Домашнее задание:
- читать
- подготовить краткий рассказ о Хлестакове
- составить характеристику Хлестакова.