Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

Разделы: Литература

Ключевые слова: Н.В.Гоголь, Н.В.Гоголь «Ревизор»


Цель:

  • образовательная: дать характеристику образа Хлестакова;
  • развивающаяся: составление характеристики героя;
  • воспитательная: помочь ученикам правильно оценивать поступки людей.

Оборудование: иллюстрации к комедии Н.В.Гоголя.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос домашнего задания

3. Сообщение темы урока

- Кто же такой Хлестаков из Петербурга?

4. Чтение монолога Осипа, крепостного слуги, который даёт на это разъяснение (явление 1)

(Мы узнаём, что его барин никакого отношения к ревизии не имеет, едет он в деревенскую усадьбу своего отца, «профинтил» дорогою денежки и поневоле задержался в городе, в надежде на лучшие времена.

Хлестаков служит, но занимает самую низшую ступень на лестнице чинов; он чиновник последнего, 14 класса.

Из рассказа голодного Осипа ясно, что его барин живёт на деньги, которые присылает ему отец - небогатый помещик.

К своей службе он не проявляет никакого интереса, вместо того, чтобы работать, он едет по проспекту, в картишки играет.

Любит «показать» себя, покутить).

- Что вы можете рассказать о 1ой встрече Городничего и Хлестакова?

В 8 явлении 2 действия состоялась встреча Городничего и Хлестакова

5. Чтение 8 явления действия 2

Оба в испуге, смотрят друг на друга, выпячив глаза, Городничий робеет, дрожит, он не знает с какой стороны и приняться, но приняться надо и Хлестакову предлагают деньги. «Ревизор» деньги взял. Антон Антонович облегчённо вздохнул.

Работа по иллюстрации к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

- Дать описание портрета Городничего. Таким ли вы его представляли?

- Как приняли Хлестакова в богоугодном заведении?

- Прежде чем показать городские учреждения, Городничий повёз Хлестакова в богоугодное заведение завтракать к Землянике.

Хлестаков оказался в чистой комнате, главным украшением которой был стол, заставленный разными винами и закусками. Хлестаков был на верху блаженства.

- Как проявляет себя Хлестаков в сцене вранья?

- В 6 явлении 3 действия Хлестаков достигает кульминации.

6. Чтение 6 явления действия 3

- Хлестаков всё преувеличивает. На столе - арбуз в 700 рублей; суп в кастрюле прямо на пароходе из Парижа прибыл; 35 тысяч курьеров вдруг в его подчинении; да и с Пушкиным он, оказывается «на дружеской ноге»; он же автор многих литературных произведений; то он руководитель департамента, которого сам «государственный совет боится».

7. Работа по иллюстрации к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

- Дать описание портрета Хлестакова.

- Таким ли вы представляли себе Хлестакова?

8. Чтение действия 3

9. Закрепление

- К какому выводу мы подошли в конце урока?

- Цель Городничего достигнута: гость раскрылся - он важная государственная персона.

Домашнее задание:

  1. читать
  2. подготовить краткий рассказ о Хлестакове
  3. составить характеристику Хлестакова.