Урок мировой литературы "Война, которая... спасла?"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


Оборудование: Для проведения урока необходим проектор и доска, рабочие листы (см. Приложение 1), прочитанный роман «Война, которая спасла мне жизнь», презентация (см. Приложение 2).

Ход мероприятия

Участники: У - учитель, Г - гимназисты

У. Добрый день, уважаемые гимназисты! Мы с вами живём в счастливое время: вы здоровы, у вас есть родители, которые вас любят и балуют; вы можете пожелать всё что угодно, а вам помогут это приобрести или направят к исполнению этого желания. Но рядом с нами всегда есть такой человек, у которого чего-то нет из этого перечня. Можно ли его назвать счастливым? Наверное. Ведь у каждого счастье - своё. А у детей военного времени оно было совершенно иным. Или нет?

У вас на столах находятся рабочие листы. Внимательно посмотрите на первое задание. Это таблица, которую мы будем заполнять в течение всего урока и возвращаться к ней по мере необходимости. Пока нас с вами интересует 2 столбик, а с первым и третьим мы поработаем в течение урока.

Итак, подумайте и запишите, о чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке, который называется «Война, которая…спасла?».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

С чем для меня ассоциируется слово «война»?

О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке, который называется «Война, которая… спасла?»

Запишите ответы на поставленные вами вопросы в начале урока

Гимназисты обдумывают и записывают свои ответы. После чего высказываются по желанию. Среди ответов были следующие: «Сегодня на уроке я хочу узнать, почему война может спасти»; «Мне бы хотелось узнать, почему люди бывают такими жестокими»; «Сегодня на уроке я хочу узнать, почему бывает так, что одни люди добры и милосердны, а другие люди - наоборот»…

У. Спасибо. Действительно ценные пожелания. Надеюсь, что сегодня вы сможете найти ответы на эти и другие вопросы. А если нет - мы всегда можем обсудить прочитанное произведение и после урока.

У. Взгляните на улыбчивое лицо автора этого произведения. Кимберли Брубэйкер Брэдли стала известна благодаря своему необычайному таланту. Давайте узнаем о ней больше, выполнив задание 2.

Что получилось?

Кимберли Брубэйкер Брэдли (родилась 24 июня 1967 года) - американский детский писатель. В 1989 году Кимберли поступила в колледж в Нортгемптоне (штат Массачусетс) и получила степень бакалавра по химии. Брэдли всегда интересовалась химией, но когда ее философски настроенная соседка по комнате убедила ее пройти курс "Введение в детскую литературу", ей сразу же понравилось. Ее инструктор, лауреат премии Ньюбери Патриция Маклахлан, поощряла Брэдли продолжать писать и помогла ей узнать больше о том, как писать для детей.

Во время учебы в колледже она начала писать, работая внештатным автором в журналах по конному спорту. Знания Брэдли о лошадях повлияло на некоторые ее детские произведения, такие как отмеченная наградами книга "Война, которая спасла мне жизнь". После колледжа Брэдли вышла замуж за своего школьного возлюбленного Барта Брэдли. Пока он учился в медицинской школе, она работала в основном химиком-исследователем, одновременно выполняя обязанности редактора на полставки в журналах по конному спорту и занимаясь творчеством, когда могла.

Ее первый роман "Подарок Рути" был опубликован в 1998 году, и с тех пор Кимберли продолжает публиковать книги, предназначенные для детей и молодежи. Она получила множество наград за свои рассказы. Одна из них за роман «Война, которая спасла мне жизнь» - награда Джона Ньюбери. Это американская ежегодная литературная премия, присуждаемая автору за выдающийся вклад в американскую литературу для детей. Вручается с 1922 года. Книжка-претендент на награду должна быть опубликована на английском языке в прошлом году в США, быть ориентированной на детского читателя и должна способствовать развитию литературы. Её автор должен быть гражданином или постоянным жителем Соединенных Штатов.

У. Отлично! У вас получилось дополнить текст и познакомиться с Кимберли Брубейкер Брэдли хотя бы заочно. А вот с её произведением каждый из вас познакомился лично. Скажите, к какому из жанров вы бы отнесли это произведение и почему?

Гимназисты высказывают свои предложения: повесть, сказка, рассказ, роман.

У. Многие из вас высказали предположение, что это роман. И действительно, это так. Только это не совсем обычный роман. На слайде вы видите определение жанра с некоторыми его чертами. Запишите, пожалуйста, в рабочий лист, какие именно черты вы готовы выделить в этом произведении.

Определение: исторический роман - литературный жанр, в котором сюжет разворачивается в обстановке, связанной с прошлыми событиями, но является вымышленной. Действие происходит в прошлом и обращает внимание на нравы, социальные условия и другие детали изображаемого периода. Будучи развернутым повествованием о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни, отличается от повести объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений.

У. Что вы отметили для себя, ребята? (Ответы.)

У. Отлично. Какие события и особенности детей затрагивает Брэдли в этом романе?

Г. Вторая мировая война и дети с ограниченными возможностями здоровья.

У. Верно. А что вы знаете о таком понятии, как война? Запишите, пожалуйста, свои мысли, ассоциации в 1 столбик таблицы из задания 1. Что получилось?

Г. Война - это столкновение. Война - это политическая форма борьбы для достижения определенной цели. Война - это борьба.

У. Отлично. У некоторых из вас получилось сформулировать практически точное определение. Прочитаем толкование этого слова на слайде (см. Приложение 2, слайд 4). Скажите, пожалуйста, ребята, во время чтения романа мы становимся непосредственными участниками событий на фронте?

Г. И да, и нет. Мы читаем о том, как детей эвакуируют из Лондона из-за предстоящих бомбежек, как женщины маленького городка, куда эвакуировали главных героев, собирают всё, что можно, для своих солдат и отправляют посылки. Видим мы и то, как ведётся подготовка к возможному немецкому наступлению по всем фронтам. Герои оказались в непростой ситуации.

У. Оказались? Или Ада и Джейми Смит уже были в такой ситуации? Переверните, пожалуйста, страницу рабочего листа. Перед вами представлены основные персонажи романа. Какими словами вы можете их охарактеризовать?

Г. Ада Смит - калека, но способная девочка, которую не любит собственная мать; она отважная, готова идти на всё ради брата, но она боится доверять людям. Джейми Смит - маленький мальчик, который пострадал не меньше Ады от своей матери. Во многих ситуациях он ведёт себя чересчур по-детски, но его нельзя в этом упрекнуть: у него в его 6 лет ещё и детства как такового не было. Маргарет Тортон - надменная девочка из состоятельной семьи. Именно она поддержала Аду в эвакуации из лучших мотивов и помогла «встать на ноги» душевно, хоть и по-детски. Сьюзан Смит - настоящая «мама» для Джейми и Ады. Будучи почти умершей духовно из-за потери близкого человека, Сьюзан постепенно оживала из-за свалившихся на её голову детей. Она стала для них самым близким человеком. Леди Тортон - ключевая фигура в истории Джейми и Ады. Она их определила к Сьюзан и тем самым спасла их будущее. Мама (на этом месте обсуждения гимназисты столкнулись с противоречиями) - бесчеловечное существо; жестокая женщина; дикий зверь; ужас и стыд.

У. Вы подбирали абсолютно точные слова для характеристики персонажей. Вернёмся к вопросу: Ада и Джейми Смит оказались в непростой жизненной ситуации или они уже долгое время в ней находились?

Г. Конечно, они в ней жили. Их жизнь была похожа на боевые действия: голод, холод, страх, отсутствие радости и счастья.

У. Верно. И даже когда они встретились со Сьюзан, они не сразу вышли из так называемых «боевых действий». Давайте подумаем: какая именно война шла в жизни героев?

Г. Для Ады - война за то, чтобы мама считала её человеком, любила её. Для Джейми - война за Аду, за её право быть нормальной. Для Сьюзан - война за правду во время появления у неё эвакуированных детей, война за самое себя. Для Маргарет - война с её матерью за необходимость быть любимой дочерью, с которой мама ласкова и нежна, а не только читает нотации. Для Леди Торнтон - война с самой собой в необходимости помнить о том, что у неё ещё есть Маргарет, а не только ушедший на войну старший сын. А для мамы - вся её жизнь представляет собой войну - разрушающую, опустошающую и выжигающую всё на своём пути.

У. Отлично. Мы взглянули на понятие «война» с разных сторон. И, как видите, у вас вышло очень много толкований того, какой именно предстала эта страшная ситуация. Обратимся к вашим рабочим листам. Взгляните: перед вами 5 овалов, в центре одного из них написано слово «Война». Что нужно сделать с остальными?

Г. Заполнить ассоциациями.

У. Верно. И не только ассоциациями. Здесь вы можете сделать своеобразный вывод, который объяснит слово «война». Для примера я покажу вам свои «овалы» (см. слайд 5 Приложения 2).

У. В течение некоторого времени (5 минут) обдумайте, пожалуйста, свои ассоциации и запишите их в эти овалы.

Гимназисты работают над ассоциациями.

Г. Война - даровала семью, изменила жизни. Война - проявила всё человеческое сострадание и силу. Война помогла слабым выстоять, а сильным - стать ещё сильнее. (Варианты ответов могут быть разными в зависимости от восприятия.)

У. А кто-нибудь из вас подумал, почему вы записывали свои мысли в такую странную форму - овал? Только по той причине, что это удобно?

Г. Нет. Овал - это почти круг, но, как и в жизни героев, им пришлось двигаться в замкнутом пространстве своей жизни, то расширяя своё отношение к окружающему миру, то наоборот, сужая его до невыносимых размеров. И с ними всегда была эта война, которая сковывала их желания и помыслы.

У. Верно. Форма круга здесь не была бы такой символичной. А овал вполне подходит.

У. Итак, ребята, исторический роман «Война, которая спасла мне жизнь» стал для вас интересным и любопытным произведением. Во время урока у вас не раз возникали споры с оппонентом, но всё же мы пришли с вами к разным выводам. Герои-дети оказались в такой ситуации, которая, к сожалению, продолжает существовать и в мирное время. Непорядочные взрослые становятся жестокими к детям, требуют от них невообразимых вещей, которые в силу своего возраста и отсутствия жизненного опыта дети попросту не могут. Такие взрослые не видят и не слышат никого и не считают, что они нуждаются в помощи специалистов. К сожалению, страдают все. Герои произведения - взрослые (исключая Маму) были заняты сложными событиями, которые выпали на их долю и долю их семей. Все они были вырваны из привычной жизни, они страшились наступающего будущего. Они боялись за себя, боялись за детей, не ожидали ничего, кроме победы и спасения. Да и дети, пожалуй, ожидали победы и спасения. А вы от этого урока ожидали разное. Нашли ли вы ответы на свои вопросы? Вернёмся к таблице, которую начали заполнять в начале урока. Заполните, пожалуйста, последний столбик таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

С чем для меня ассоциируется слово «война»?

О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке, который называется «Война, которая…спасла?»

Запишите ответы на поставленные вами вопросы в начале урока

Гимназисты заполняют таблицу.

У. «Война, которая спасла мне жизнь» - исторический роман, который в своём заглавии имеет скрытый подтекст. Смогли ли вы его понять?

Г. Сначала у меня было сомнение: как война может спасти? Ведь война - это страх, голод, разрушения. Но затем, когда я читал это произведение, я понял, что война может спасать жизнь как в буквальном, так и в переносном смысле.

У. Действительно. У Брэдли значение слова «война» употребляется не только в понимании конфликта между государствами; в первую очередь, речь идёт о войне, которую вела против своих особых детей Мама. Она не предприняла никаких усилий, чтобы им помочь. Она заставила всех вокруг поверить в то, что Ада - умалишенная, хотя у той была всего лишь косолапость, которую можно было исправить еще в раннем детстве. Она обращалась с ней как с врагом. И с Джейми тоже. И война, которая спасла, это и та, что началась между государствами, и та, которая дала силы Аде перебороть всеобщее мнение и изменить саму себя: она больше не слышала упреков, угроз, ей никто не наносил побои за то, что она просто ограничена в чем-то.

У. Я думаю, что этот урок для нас с вами стал очень поучительным, как и исторический роман Кимберли Брубейкер Брэдли. У вас осталось последнее задание, которого нет на рабочем листе, поэтому вы выполните его в своих тетрадях. Подумайте, пожалуйста, о том, о чем вы задумались, когда прочитали этот роман. Ваше сочинение-размышление так и будет называться. Не забывайте, что это не пересказ событий, а именно ваши мысли, ваши суждения.

У. Благодарю вас за урок. Сдайте, пожалуйста, рабочие листы.

Список использованной литературы

  1. Брубэйкер Брэдли Кимберли. Война, которая спасла мне жизнь. / Эксмодетство, 2021 г., 352 с.
  2. Война, которая спасла мне жизнь - Википедия / https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.c61e5d20-62cd6094-0d93a3a2-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/The_War_That_Saved_My_Life
  3. "Война, которая спасла мне жизнь | Награды и гранты" / https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.c61e5d20-62cd6094-0d93a3a2-74722d776562/https/www.ala.org/awardsgrants/war-saved-my-life
  4. Кимберли Брубейкер Брэдли - Википедия / https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.c61e5d20-62cd6094-0d93a3a2-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Kimberly_Brubaker_Bradley