Класс: 9.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Раскрыть суть метафоры Серебряный век. Познакомить с понятием «серебряного века», модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.
- Развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас.
- Воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методические приемы: лекция учителя, сообщения учащихся.
Оборудование:
- ИКТ (презентация),
- портреты поэтов,
- задания для групп.
Ход урока
Сегодня у нас необычный урок - урок истории и литературы. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? Что обсуждать? Конечно же все, что связано с культурой - поэзией, литературы, художников, музыкантов, философов.
Может быть вы знаете как называется этот период культуры? Как вы думаете, почему он так называется?
Какие ассоциации возникают с понятием Серебряный век? (расцвет, поэзия, фамилии поэтов, 20 век…).
Как вы думаете какую цель можно поставить на этот урок? Что мы должны исследовать?
Цель: сформировать представление о «серебряном веке»; показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца 19 и начала 20 века с историческими процессами в стране и мире.
Работая на уроке, попробуем исследовать и проанализировать достижения Серебряного века русской культуры. Литература занимала ведущее место в русской культуре и развивалась под влиянием классической литературы XIX века. Культура - это всегда отражение истории. Вспомним важнейшие особенности развития России в начале 20 века.
Что же это было за время - рубеж XIX-XX вв.? Какие события характеризовали эпоху? Давайте прочитаем стихотворение К.Д. Бальмонт «Наш царь» и дадим характеристику этого рубежа 19-20 вв.
Наш Царь - Мукден, наш Царь - Цусима,
Наш Царь - кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму - темно.
Наш Царь - убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь-висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждёт.
Кто начал царствовать - Ходынкой,
Тот кончит - встав на эшафот.
Вспомним содержание этого периода.
- Реформы С.Ю.Витте - введение золотого рубля.
- 1894 г. - начало царствования Николая II.
- 1897 г. - циркуляр о кухаркиных детях.
- 1904-1905 гг. - русско-японская война.
- 1905-1907 гг. - первая русская революция.
- 1906 г. - создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П.Столыпина.
- 1914 г. - начало Первой мировой войны.
- 1917 г. - Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.
Показ слайдов.
1. Политическая сфера
- консерватизм, либерализм, модернизм, социализм;
- «кровавое воскресенье», восстание на броненосце «Потемкине», Всероссийская политическая стачка, разгон Учредительного собрания.
- С.Муромцев, Ф.Головин, М.Родзянко, Г.А.Гапон.
Вывод: происходили изменения происходили в общественно-политической жизни страны.
Подводятся итоги обсуждения вопроса.
2. Просвещение
Взгляните на схему и прокомментируйте её.
Система образования в начале XX в.
Начальная ступень: |
Средняя ступень: |
Высшая ступень: |
||
• церковно приходские школы; |
• классические гимназии; |
• университеты; |
||
• народные училища |
• реальные и коммерческие училища |
• институты |
Какие положительные моменты и тенденции вы можете выделить в развитии просвещения? Какие недостатки вы заметили?
Подводятся итоги обсуждения вопроса.
Столицей Серебряного века можно назвать Санкт-Петербург. Именно здесь учились, жили и творили большинство писателей, философов, поэтов, художников и артистов начала 20 века. Давайте представим, что мы с вами попали в литературное кафе Санкт-Петербурга «Бродячая собака», оно официально называется «Художественное общество Интимного театра», находится на углу Итальянской улицы и Михайловской площади. Кабаре стало излюбленным местом встреч петербургских поэтов с1911 по 1915 гг. до своего закрытия.
3. Работа в группах
Работа в малых группах и защита проектов.
Учащиеся распределены на три группы. Каждая группа подготовила сообщение по трем основным направлениям поэзии Серебряного века - использование исследовательских, творческих работ, наработанных учащимися во внеурочное время.
Итак, в поэзии Серебряного века можно выделить три течения:
- Символизм
- Акмеизм
- Футуризм
Ребята рассказывают о представителях каждого направления, защищают проекты.
Сообщение первой группы учащихся: символизм - модернистское течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности. Символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы. Внутренний мир личности для них - это показатель общего трагического состояния мира. Основоположником был Д.Мережковский в 1892 году. Приход в литературу В.Брюсова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба, И.Анненского, А.Блока превратил символизм в важный фактор русской духовно-культурной жизни.
В стихотворении В.Брюсова «Юному поэту» мы находим такие строки:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
В.Брюсов
Необходимо знать, что эти заветы вовсе не означают, что поэт не должен видеть жизни. Это доказывает многогранная поэзия самого В.Брюсова, который отображает жизнь во всем ее разнообразии.
Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У К.Бальмонта, например, внешний мир существовал лишь только для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные переживания:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество -
Моя пустынная душа.
К.Бальмонт
В поэзии К.Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словах любое пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт пишет:
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
К.Бальмонт
Сообщение 2-й группы учащихся:
Кризис символизма (1910-1911) породил новую поэтическую школу. Акмеизм - (от греческого «острие», «высшая точка») - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина. Поэтов отличали безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова. Оно было противопоставлено символизму. Акмеисты декларировали конкретно-чувственное восприятие окружающего мира. Они желали слову возвратить его изначальный, а не символический смысл. Поэты этого направления - Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам.
В творчестве Н.Гумилева мы находим отражения окружающего мира во всех его красках. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Рима, Египта. Об этом говорят такие строки:
Я знаю веселые строки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слигаком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Н.Гумилев
К миру прекрасному приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой - это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями 20 века.
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!
А.Ахматова
Сообщение 3-й группы учащихся:
В 1910 году появляется творческий союз футуристов. Футуризм - (от латинского «будущее») - модернистское течение, сформировавшееся на принципе бунтарства, анархического мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы. «Будущее», культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Главное требование - новаторство формы, отказ от «содержания», борьба с идейностью. Наиболее влиятельными поэтами такого течения как футуризм были В.Маяковским, В.Хлебников, И.Северянин, Б.Пастернак и др.
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй пелся облик
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило лицо.
В.Хлебников
4. Обобщение и выводы по теме
Что общего было у поэтов разных направлений? В чем индивидуальность каждого из поэтов? (учит нас видеть прекрасное в обыденном, новые стихотворные формы)
Почему же этот период литературы рубежа веков называется Серебряным веком?
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл...
А.Ахматова
Слово учителя: Я думаю, нам удалось создать и поэтическую атмосферу литературных объединений, и раскрыть особенности модернистских течений, а также познакомиться с яркими представителями «Серебряного века». Такие разные поэты, художники и композиторы. А что их всех объединяет? (талант, читатель, зритель, вечность и время.) Они хотели найти потаенный смысл явлений и человеческой жизни, искали красоту и в космосе и в хаосе. «Есть одна только вечная заповедь - жить в красоте, несмотря ни на что» - Мережковский. Стремление идти вперед.