Урок по теме "А.Экзюпери "Маленький принц"

Разделы: Литература


Цели урока:

Образовательные цели:

  • раскрыть главную проблему сказки-повести "Маленький принц" - взаимоотношения детей и взрослых;
  • расширить знания о личности писателя.

Развивающие цели:

  • совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
  • развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные цели:

  • подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
  • формировать у ребят данные качества характера;
  • воспитывать уважение к чувствам другого.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

  • интерес к изучению литературы;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметные:

  • знать содержание повести Экзюпери «Маленький принц»;
  • уметь определять тему произведения, выделять проблемы;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Коммуникативные:

  • строить продуктивное речевое высказывание,
  • точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Познавательные:

  • извлекать фактуальную информацию из текстов,
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя текст повести, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Антуану де Сент-Экзюпери посоветовала написать сказку жена американского издателя, выпускавшего сочинения Экзюпери, Элизабет Рейнае. Она попросила Экзюпери наконец-то «выпустить в жизнь того, кого он уже много лет рисовал на страницах своих рукописей, - удивительного мальчика с золотыми волосами. Автор использует жанр притчи. Всему повествованию присущ назидательный оттенок. Но это не просто притча, а сказка-притча. Это наиболее распространённое скрещение жанров. Отличительной чертой сказки-притчи можно назвать то, что она имеет фантастический и реальный сюжет, но при этом носит поучительный характер. Анализируя текст, мы с вами попробуем найти советы и поучения.

Давайте прочтем эпиграф к уроку.

Если вы будете следовать правилам Маленького Принца, которые спрятаны в тексте, «… И вы увидите: все станет по-другому...». Мы с вами попробуем найти эти правила и запишем их в тетрадь.

2. Анализ произведения

- А каким вы себе представляете маленького принца? Нарисуйте его портрет словами.

- Где жил Маленький принц? Чем занят Принц на своей планете?

- Какое первое правило мы запишем?

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Как вы его понимаете?

- Кто ещё живёт на планете Маленького принца?

- Что заставило Маленького принца отправиться путешествие?

- Изменилось ли его отношение к Розе? Кто помог ему в этом?

Посмотрите отрывок из мультфильма о том, как Лис учит Маленького принца. Сформулируйте и запишите второе правило.

«Надо судить не по словам, а по делам»

- Как вы его понимаете?

- Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. "Странный это народ, взрослые!" - говорит он. Давайте познакомимся с ними.

3. Работа в группах. Читаем и анализируем главу

Каждая группа представит отчёт о своей главе по плану

  1. Чем занимается житель планеты?
  2. Что ценно для него?
  3. Отношение Маленького принца к обитателю планеты.
  4. Сформулируйте правило

4. Выступления групп, обсуждение, запись правила в тетрадь. Обсуждение

  • 1 группа. «...суди сам себя».
  • 2 группа. Честолюбие хорошо в разумных пределах.
  • 3 группа. Найди в себе силы изменить себя.
  • 4 группа. Если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.
  • 5 группа. Всю жизнь быть для людей маяком - в этом счастье человека
  • 6 группа. Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета

5. Продолжаем анализ произведения

- Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?

Итак, принц попадает на планету Земля. Кого он встретил здесь?

- Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему?

- В какой момент появился Лис?

- Что понимает Маленький принц после беседы с Лисом?

- Какое правило мы запишем?

«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»

6. Чтение отрывка из XXVІ главы

«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!

И он сам засмеялся»- Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)

Десятое правило «... У каждого человека - свои звезды»

7. Игра "Дотянись до звезд"

- Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….

- Вернемся к фразе Экзюпери «У каждого человека своя звезда»

Чтобы ее понять, давайте познакомимся со сказкой Г.Цыферова "Что такое звезды".

- А что такое звезды? - спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

- Большие слоны говорят: "Звезды - это золотые гвоздики, ими прибито небо". Но ты не верь.

Большие медведи думают: "Звезды - это снежинки, что забыли упасть". Но и им ты тоже не верь.

Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.

После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.

- Да, - сказал кузнечик. - Это больше похоже на правду. Звезды - это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

- Как вы думаете, почему все герои давали свои объяснения происхождению звезд?

- Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, "все люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…" - к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми!!!

8. Рефлексия

- Какие уроки вы для себя извлекли?

- Над чем стоит задуматься?

- Можно ли назвать это произведение актуальным, то есть востребованным в наши дни?

9. Итог урока

(Звучит песня "Маленький принц", муз. М.Н.Таривердиева)

Маленький принц ушел, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки. Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. На память о сегодняшнем уроке, о минутах нашего общения я дарю вам звезду, как символ добра, любви, милосердия, верности.

10. Домашнее задание

Письмо Маленькому принцу. Напишите ему о том, какие его правила вы станете применять в своей жизни.

Список литературы

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. Москва: ВАКО, 2009.
  2. Замышляева А.Н. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной. Волгоград: Учитель, 2015.

Итнернет-ресурсы

  1. Цитатница. ру https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-iz-proizvedeniya-malenkij-prints-130-tsitat
  2. https://srisovki.one/
  3. Ну-ка, дети. ру https://nukadeti.ru/skazki/antuan_de_sent_ehkzyuperi_malenkij_princ