Цели урока:
Образовательные цели:
- раскрыть главную проблему сказки-повести "Маленький принц" - взаимоотношения детей и взрослых;
- расширить знания о личности писателя.
Развивающие цели:
- совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные цели:
- подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
- формировать у ребят данные качества характера;
- воспитывать уважение к чувствам другого.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- интерес к изучению литературы;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные:
- знать содержание повести Экзюпери «Маленький принц»;
- уметь определять тему произведения, выделять проблемы;
Метапредметные:
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Коммуникативные:
- строить продуктивное речевое высказывание,
- точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Познавательные:
- извлекать фактуальную информацию из текстов,
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя текст повести, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Антуану де Сент-Экзюпери посоветовала написать сказку жена американского издателя, выпускавшего сочинения Экзюпери, Элизабет Рейнае. Она попросила Экзюпери наконец-то «выпустить в жизнь того, кого он уже много лет рисовал на страницах своих рукописей, - удивительного мальчика с золотыми волосами. Автор использует жанр притчи. Всему повествованию присущ назидательный оттенок. Но это не просто притча, а сказка-притча. Это наиболее распространённое скрещение жанров. Отличительной чертой сказки-притчи можно назвать то, что она имеет фантастический и реальный сюжет, но при этом носит поучительный характер. Анализируя текст, мы с вами попробуем найти советы и поучения.
Давайте прочтем эпиграф к уроку.
Если вы будете следовать правилам Маленького Принца, которые спрятаны в тексте, «… И вы увидите: все станет по-другому...». Мы с вами попробуем найти эти правила и запишем их в тетрадь.
2. Анализ произведения
- А каким вы себе представляете маленького принца? Нарисуйте его портрет словами.
- Где жил Маленький принц? Чем занят Принц на своей планете?
- Какое первое правило мы запишем?
«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Как вы его понимаете?
- Кто ещё живёт на планете Маленького принца?
- Что заставило Маленького принца отправиться путешествие?
- Изменилось ли его отношение к Розе? Кто помог ему в этом?
Посмотрите отрывок из мультфильма о том, как Лис учит Маленького принца. Сформулируйте и запишите второе правило.
«Надо судить не по словам, а по делам»
- Как вы его понимаете?
- Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. "Странный это народ, взрослые!" - говорит он. Давайте познакомимся с ними.
3. Работа в группах. Читаем и анализируем главу
Каждая группа представит отчёт о своей главе по плану
- Чем занимается житель планеты?
- Что ценно для него?
- Отношение Маленького принца к обитателю планеты.
- Сформулируйте правило
4. Выступления групп, обсуждение, запись правила в тетрадь. Обсуждение
- 1 группа. «...суди сам себя».
- 2 группа. Честолюбие хорошо в разумных пределах.
- 3 группа. Найди в себе силы изменить себя.
- 4 группа. Если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.
- 5 группа. Всю жизнь быть для людей маяком - в этом счастье человека
- 6 группа. Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета
5. Продолжаем анализ произведения
- Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?
Итак, принц попадает на планету Земля. Кого он встретил здесь?
- Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему?
- В какой момент появился Лис?
- Что понимает Маленький принц после беседы с Лисом?
- Какое правило мы запишем?
«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»
6. Чтение отрывка из XXVІ главы
«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!
И он сам засмеялся»- Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)
Десятое правило «... У каждого человека - свои звезды»
7. Игра "Дотянись до звезд"
- Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….
- Вернемся к фразе Экзюпери «У каждого человека своя звезда»
Чтобы ее понять, давайте познакомимся со сказкой Г.Цыферова "Что такое звезды".
- А что такое звезды? - спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
- Большие слоны говорят: "Звезды - это золотые гвоздики, ими прибито небо". Но ты не верь.
Большие медведи думают: "Звезды - это снежинки, что забыли упасть". Но и им ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.
После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.
- Да, - сказал кузнечик. - Это больше похоже на правду. Звезды - это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
- Как вы думаете, почему все герои давали свои объяснения происхождению звезд?
- Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, "все люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…" - к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми!!!
8. Рефлексия
- Какие уроки вы для себя извлекли?
- Над чем стоит задуматься?
- Можно ли назвать это произведение актуальным, то есть востребованным в наши дни?
9. Итог урока
(Звучит песня "Маленький принц", муз. М.Н.Таривердиева)
Маленький принц ушел, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки. Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. На память о сегодняшнем уроке, о минутах нашего общения я дарю вам звезду, как символ добра, любви, милосердия, верности.
10. Домашнее задание
Письмо Маленькому принцу. Напишите ему о том, какие его правила вы станете применять в своей жизни.
Список литературы
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. Москва: ВАКО, 2009.
- Замышляева А.Н. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной. Волгоград: Учитель, 2015.
Итнернет-ресурсы