Учителю
Рабочая тетрадь по литературе - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебной дисциплины.
Представленные в рабочей тетради задания реализуют системно-деятельностный подход в обучении и могут быть использованы как для выборочного включения в работу на уроках литературы, так и в качестве системы заданий, обеспечивающих последовательную индивидуальную работу обучающихся над подбором и анализом материала по конкретной исследовательской теме.
Данная рабочая тетрадь является сборником сопроводительных дидактических материалов и задач, ориентированных на анализ образа одного из главных героев романа - Петра Гринёва, выявление особенностей становления его личности при столкновении с катастрофическими историческими обстоятельствами.
Подбор и группировка заданий выполнены с учетом возможности организации обобщающего урока-диспута по проблемным вопросам, связанным с оценкой образа Петра Гринёва критикой и литературоведением. Организуя работу по заданной в рабочей тетради логике, учитель включается в решение своеобразного методического квеста:
- урок за уроком помогает обучающимся расширять представления о главном герое и способах его репрезентации разнородную, порой противоречивую информацию;
- обеспечивает возможность с разных позиций оценить нравственный выбор героя, его самостоятельные решения и поступки;
- создает условия для систематизации и обобщения выявленных в ходе работы над заданиями тетради фактов, формирования у подростков самостоятельного читательского суждения на заданную тему.
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с УМК по литературе под редакцией В.Я.Коровиной и В.П.Журавлева и рассчитана на использование в течение 8 уроков. По усмотрению учителя возможно применение рабочей тетради как универсального учебного средства, а отдельных заданий - как контрольно-измерительных материалов.
Выполнение заданий предполагает оценивание по традиционной пятибалльной системе. Все задания выполняются индивидуально, кроме работы над списком вопросов для обобщающего урока-диспута.
При составлении рабочей тетради также задействованы методы и приемы развития читательской грамотности у обучающихся основной школы: включены сплошные, несплошные и смешанные тексты, умение работать с которыми проверяется международными мониторинговыми исследованиями PISA.
Ученикам
Дорогие друзья!
Работа, связанная с анализом текста, - всегда очень кропотливый труд, требующий усердия, внимательности, сосредоточенности. Сейчас вы находитесь на подступах к изучению одного из значительнейших произведений русской литературы - романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой этого романа, Петр Гринёв, сталкивается с испытаниями и жизненными трудностями, преодоление которых оказывает влияние и на его характер, и на его мировосприятие. Как это происходит, какие внутренние изменения переживает герой, какими средствами в романе показана динамика его образа - вам и предстоит выяснить.
Рабочая тетрадь поможет вам проследить путь, по которому своего героя ведёт А. С. Пушкин. Выполняя задания, вы сможете постепенно подготовиться к тому, чтобы аргументировано и уверенно рассуждать на дискуссионные темы, касающиеся литературно-критического и литературоведческого осмысления образа Петра Гринева.
Кроме того, самостоятельное выполнение заданий позволит Вам:
- систематизировать и углубить теоретические знания, практические умения и навыки;
- Развить способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- сформировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
- сформировать умения самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности;
- решить задачи собственного общекультурного, личностного и познавательного развития;
- повысить эффективность усвоения знаний и учебных действий;
- сформировать научный тип мышления, компетентности в учебно-исследовательской и социальной деятельности;
- практически использовать приобретенные навыки целеполагания, планирования и самоконтроля.
Задания в рабочей тетради сгруппированы таким образом, чтобы каждый этап взросления и становления личности героя был рассмотрен вами полноценно и глубоко.
Желаем удачи!