Интегрированные уроки литературы и английского языка «Сила любви» (по сказке Оскара Уайльда «Соловей и роза»)

Разделы: Литература, Иностранные языки

Класс: 8

Ключевые слова: Оскар Уайльд «Соловей и роза»


План-конспект интегрированных уроков литературы и английского языка в 8 классе (80 минут).

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-размышление.

Цели урока:

Образовательная

Предметная

Метапредметная

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством О.Уайльда.
Овладение техникой смыслового чтения текста, проблемным диалогом.

Применение, интерпретация и изложение полученной информации в контексте решаемой задачи.
Видение в тексте философских идей, авторской позиции, мотиваций.

Развивающая

Предметная

Метапредметная

Овладение приёмами работы с текстом на английском языке.
Умение анализировать текст через его основные характеристики: основную мысль, тему, художественные особенности.

Систематизация знаний и умений, полученных на уроках английского языка, музыки; умение сотрудничать с учителем и другими обучающимися; результативно оценивать собственную учебную деятельность и деятельность одноклассников

Воспитательная

Воспитательная

Личностная

Воспитание чувства прекрасного, стремления к знакомству с английской литературой и уважительного отношения к родному языку.

Самоопределение в выборе ценностей - любовь и ненависть, добро и зло; объяснение собственных поступков; формирование чёткой нравственной позиции и эстетического вкуса.

Задачи:

  • Развить навыки чтения, понимания и анализа художественного текста на русском и английском языках
  • Создать ситуацию осознания «силы любви» в современном мире
  • Совершенствовать творческие и речевые способности учащихся
  • Создать атмосферу свободного обмена впечатлениями по заявленной теме урока

Технология познавательной деятельности обучающихся: технология критического мышления.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование понятия «любовь» как системы нравственных ценностей, дополняемых в процессе жизни и имеющих возможность воздействовать на социум
  • воспитание интереса к самостоятельному чтению художественной литературы на английском языке

Метапредметные:

  • применение технологии критического мышления
  • умение осознанно использовать речевые средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей
  • умение выстраивать диалог и монолог на русском и английском языках - осуществлять осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Предметные:

  • умение пользоваться определённой стратегией чтения в зависимости от коммуникативной задачи
  • умение анализировать авторский текст, понимать позицию автора, видеть философскую подоплёку
  • умение развёрнуто отвечать на вопросы, используя авторскую стилистику
  • умение устанавливать причинно-следственные связи

Обеспечение урока:

  • мультимедиа, компьютер, ноутбуки для учащихся
  • рисунки обучающихся (подготовлены дома)
  • текст сказки на английском языке
  • презентация
  • the Nightingale and the Rose

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Русский язык, английский язык, обществознание, музыка, изобразительное искусство

Индивидуальная, групповая, коллективная

Сказка О. Уайльда «Соловей и роза», мультфильм продюсерского центра ВГИК «Соловей и роза» https://yandex.ru/video/preview/?text=
the+nightingale+and+the+rose+esl&path=
wizard&parent-reqid=
1619518699512075-1105442403042335968000103-
production-app-host-man-web-yp-65&wiz_type=vital&filmId=
18389735740598571186&url=
http%3A%2F%2Fvimeo.com%2F141820521

1. Этап мотивации к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Приветствие.
На доске записаны цитаты и фразы для размышления на русском и английском языках:
«В наше время люди всему знают цену, но ничего не умеют ценить» (О. Уайльд «Портрет Дориана Грея») - "Nowadays people know the price of everything and the value of nothing."
«Жизнь - не игра. Жизнь - таинство. Её идеал - любовь. Её очищение - жертва» - "Life is not a game. Life is a sacrament. Its ideal is love. Its purification is a sacrifice."
«Любовь всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное» - "Love always promises the unrealizable and makes you believe in the impossible.'
«Любовь возносит человека над самим собой, делает человека добрее» - "Love exalts the man himself and make him kinder."
«Храните любовь в своём сердце. Жизнь без неё - словно сад без солнца, когда все цветы увяли.» - "Keep love in your heart. A life without it is like a sunless garden when the flowers are dead."
Подготовка к формулировке темы урока - соотнесите русский и английский варианты цитат и попробуйте догадаться,
о чём же сегодня мы будем говорить? Говорить или спорить?

Ученики соотносят цитаты, прочитывая их на русском и английском языках. Дают всевозможные варианты ответов. Решают, что всё-таки будут спорить, потому что нет однозначного ответа определению любви.

Познавательные УУД: умение находить и прогнозировать необходимую информацию.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками.
Регулятивные УУД: целеполагание
Личностные УУД: понимание смысла «общечеловеческих слов» и нравственных понятий

2. Этап постановки учебной задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Попробуем сформулировать тему урока, определить задачи.

Размышляют и дают ответы: нужно ли человеку влюбляться? Сильна ли любовь? Может ли она изменить человека?
Формулируют тему урока «Сила любви».

Познавательные УУД: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; умение излагать свои мысли в соответствии с поставленной задачей
Регулятивные УУД: прогнозирование
Личностные УУД:
развитие навыков самоанализа

3. Актуализация знаний и применение умений в новой ситуации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Введение в тему урока. Знакомство с автором произведения - The author of all these quotations is a famous British writer Oscar Wilde. Let's watch the presentation about his life and creations. After that you'll have to do the online quiz on your laptops in pairs to check what information about O. Wilde you have known.

Учащиеся смотрят и слушают презентацию на английском языке, подготовленную двумя учениками в качестве индивидуального домашнего задания. После этого выполняют онлайн викторину (подготовленную учителем) на ноутбуках, работая в парах.

Познавательные УУД: отбор необходимой информации
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками; умение применять полученные знания в соответствии с поставленной задачей
Регулятивные УУД: планирование решения учебной задачи, самоконтроль
Личностные УУД:
формирование интереса к творчеству писателя

4. Мыслительная работа по вхождению в текст

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организует работу по первичному вхождению в текст и его осмысление. Проводит беседу на английском языке по тексту произведения для половины учащихся:
-What is this story about?
-Who are the main characters?
- Why did the young student need a rose?
- Why did the nightingale help the young Student?
- What was the price to pay in exchange for a red rose?
-What did the young Student feel about the Nightingale?
- What made the rose red?
- What happened to the Student in the end?

Делит вторую часть учащихся на три группы и просит нарисовать словесный портрет студента, дочки профессора и соловья, используя предложенные прилагательные.
- What are the main characters like?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, демонстрируя знание содержания текста и одновременно анализируя его; составляют портреты главных героев и представляют их классу

Познавательные УУД: поиск и отбор необходимой информации, смысловое чтение
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; умение аргументировано излагать свои мысли в соответствии с поставленной задачей
Регулятивные УУД: целеполагание
Личностные УУД:
формирование интереса к чтению

5. Выдвижение и решение гипотез

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Подводит обучающихся к мысли, что английская сказка начинается не так, как русские - у неё нет начала. Мы сразу входим в текст: «- Она сказала, что будет танцевать со мной, если я принесу ей красных роз…»

Выдвигают гипотезы: любовь сильна или обречена? Решение происходит на основе авторского текста. Мнение делится на две группы: сильна со стороны Студента и Соловья и ничтожна со стороны профессорской дочки.

Познавательные УУД: поиск и отбор необходимой информации, смысловое чтение;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; умение излагать свои мысли в соответствии с поставленной задачей
Регулятивные УУД: целеполагание
Личностные УУД:
умение находить ответы на вопросы, используя не только читательский опыт, но и социальный

6. Включение нового знания и его закрепление

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Учитель корректирует выводы и размышления обучающихся, задаёт уточняющие вопросы. Предлагает просмотр мультфильма для дальнейшего сопоставления с текстом.

Обучающиеся размышляют, опираясь на авторский текст, приходят к разным выводам. Осуждают Студента: «Какая глупость эта любовь… Она ничего не доказывает» Студент пытается подвести любовь под законы логики, но это ему не удается. У любви нет границ, и обучающиеся характеризуют героя не просто как слабого человека, но и достаточно ограниченного. Они жалеют соловья, который отдал жизнь ради этого чувства: «он лежал мертвый в высокой траве, и в сердце у него был острый шип».

Познавательные УУД:
Формирование навыков развернутого осмысления текста, используя приемы анализа художественных средств; представление необходимой информации, извлечение её из текста
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; умение излагать свои мысли в соответствии с поставленной задачей
Личностные УУД:
формирование нравственной позиции, стремление к саморазвитию собственного жизненного пространства

7. Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Учитель слушает ответы учащихся, задаёт уточняющие вопросы, помогая обучающимся сделать соответствующие выводы.

Поиск собственных решений на поставленную проблему.
«Сказка называется «Соловей и роза», ведь именно благодаря соловью «роза стала красной». Но оба они погибли, а Студент назвал любовь «глупостью». Думаю, что сила любви в её жертвенности. И эту силу смогли ощутить Соловей и Роза.» (Ярослав А.)
«Сила любви в том, чтобы в неё просто верить. Как это сделал Соловей. Верить и понимать, что «она удивительно непрактична»! (Саша А.)
«Жизнь Соловья закончилась, но она не была напрасной. Он жил ради… А вот Студент так и останется несчастным студентом, изучающим «метафизику» (Аня Б.)

Личностные УУД: самовыражение
Познавательные УУД: рефлексия
Коммуникативные УУД: уметь отстаивать свою позицию, подкрепляя примерами из авторского текста