Урок художественного чтения «Карелия – ты место силы!» (О жизни и творчестве поэта С.А.Бердовой»)

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство, Краеведение

Ключевые слова: Карелия, поэтесса С.А.Бердова


Цель - подготовка к творческой встрече с поэтом С.А.Бердовой.

Задачи:

  • Образовательная - познакомиться с биографией и вехами творчества поэта.
  • Воспитательная - развивать патриотическое сознание обучающихся посредством знакомства с творчеством поэта.
  • Развивающая - формировать стремление к раскрытию собственного творческого потенциала.

Формируемые универсальные учебные действия

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно - следственных связей, аргументирование.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
  • Личностные УУД: содействие развитию у учащихся критического мышления, поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения.

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы подготовимся к встрече с карельским поэтом Бердовой Светланой Александровной.

2. Формулирование темы урока, постановка цели

Чтение стихотворения Светланы Бердовой «Признание в любви» (читает кадет)

Октябрь. Тончайшей паутиной
Висит над лесом тишина.
Прощальный гул гусиных клинов
Тревожит душу дотемна.

Вожак пернатой эскадрильи
Спешит в заморский летний рай.
Вослед бы мне, расправив крылья,
Взлететь! Но дорог сердцу край

Морозных северных узоров,
Заснеженных могучих скал,
Озерных ледяных просторов,
Что в звездный смотрятся портал…

Карелия, ты - место силы!
Магнит особый для землян!
Твои красоты с детства милы
Поверх других земель и стран!

Каким чувством пронизано стихотворение? (Любовью к Родине)

Найдите строку, выражающую основную идею стихотворения? («Карелия, ты - место силы! »)

Что значит «место силы» в вашем понимании?

Какое чувство питает нас энергией, дает силы жить и творить? (Любовь к родной земле).

3. Изучение нового материала

Знакомимся с основными фактами из биографии поэта (презентация, распечатки)

Бердова (Черенкова) Светлана Александровна

Дата рождения: 19.12.1958.

Место рождения: г. Петрозаводск.

1. Общие сведения:

Поэт, автор и исполнительница песен, журналист. Член Союза российских писателей (2014 г.), член Союза журналистов России.

Закончила режиссёрское отделение Карельского училища культуры, исторический факультет Петрозаводского государственного университета, Институт повышения квалификации работников Гостелерадио СССР.

Более 20 лет работала диктором и ведущей программ радио Карелии. Главный редактор газеты «Карельский спорт» (лучшей региональной спортивной газеты России 2012 г.). Аккредитованный корреспондент Олимпиады в Сочи-2014.

Награждена Почётной грамотой Республики Карелия, памятным знаком «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», лауреат Республики Карелия 2006 года.

Победитель международного литературного форума-конкурса «Славянская Лира - 2017» в Минске в номинации «Художественный перевод» за переводы с польского стихов Тадеуша Ружевича по двум версиям: профессионального жюри и зрительских симпатий.

Лауреат международного литературного фестиваля «Под небом рязанским - 2017» в номинации «Книга для детей» за книгу «Лукошко».

Бердова, С.А. (Черенкова). Вечные странники: стихотворения / Светлана Бердова (Черенкова) ; [фот. авт.]. - Петрозаводск : [б. и.], 2014. - 55 с.

Черенкова, С.А. Луча серебряного нить: стихотворения / Светлана Черенкова; [худож. Т.Г.Юфа]. - Петрозаводск: Карелия, 2007. - 47 с.

Бердова, С.А. Лукошко = Puzuine: книжка о грибах в стихах / Светлана Бердова; [пер. О.Ю.Жукова ; худож. Д.И.Березина]. - Petroskoi: Periodika, 2016. - 29 с.

Бердова, С.А. По зову сокровенному...: стихотворения, переводы / Светлана Бердова; художник: И.А.Мамонтова. 2-е издание. - Петрозаводск : Периодика, 2021. - 70, [1] с.

Какие факты из биографии С.А.Бердовой показались вам особенно интересными?

2. Чтение стихотворений и обсуждение

Беда пройдет. Останутся, как прежде
Закат, рассвет, то стужа, то жара.
Хранима будь, великая надежда,
Что «завтра» станет лучше, чем «вчера»!

Пусть новое придет на смену племя
Людей с открытым сердцем и душой,
И свет-Россия, скинув тягот бремя,
Вновь поведет народы за собой.

Засилье зла не будет бесконечным,
Протянет руку младший брат,
И, следуя законам жизни вечным,
Весною зацветет планетный сад!

Какова миссия России, по мнению автора? Процитируйте. («И свет-Россия, скинув тягот бремя, вновь поведет народы за собой».)

Какая природная достопримечательность Карелии является визитной карточкой нашего края? (Кивач)

С каким известным стихотворением классика русской литературы перекликается? (Г.Р.Державин «Водопад»). Что их объединяет?

Водопаду Кивач

… Хочется думать о бренном и вечном
Рядом с потоком воды бесконечным.

Мысли струятся под шум водопада,
Ищет душа равновесия, лада.

Будто смывает вода все печали,
Кажется, жизнь только в самом начале…

Магия гула лесного органа
Заворожит словно бубен шамана

И отзовется торжественной одой, -
Гимном алмазу карельской природы!

Что лирический герой называет «лесным органом»? (Шум водопада)

Какое магическое воздействие испытывает лирический герой рядом с водопадом? (Обряд очищения - будто вода смывает все печали)

В Заонежье есть остров-скала -
Непременно, в ближайшую среду,
На свиданье к нему я поеду,
Отложу все мирские дела.

Там рябины ведут хоровод,
Тихо шепчет сосна-ворожея,
И от ландышей белых пьянея,
Чистый воздух хрустально поет!

Валуны в обрамлении мхов
Вечной стражей стоят на вершине,
От глубоких веков и доныне,
Охраняя завет праотцов.

Кружевами лишайник седой
Обвязал голубой можжевельник,
Тронь его - и колючий отшельник
Отзвучит на касанье рукой…

Почему остров в стихотворении выглядит живым? Какой литературный прием используется? (олицетворение)

Найдите их в стихотворении («рябины ведут хоровод», «шепчет сосна-ворожея», «воздух хрустально поет!»)

Почему лирический герой решает отложить все мирские дела и едет на остров? (Место силы)

У каждого свой крест. Светлана Бердова читает свои стихи / С.Бердова; исполняет: С.Бердова. - 0 мин. 53 сек. - Формат записи: MP3. - аудио. - URL: http://avtor.karelia.ru/view/svetlana_berdova_chitaet_svoi_stihi.html

Из человеческих страданий
рождаются драгоценные камни…
Древнейшая мудрость

У каждого ­-
свой крест.
Чаша порой
горька.
Не выражая
протест,
Пьем
от глотка до глотка.
У каждого -
свой путь.
Вера - тоже своя,
Чтобы познать
суть
Дольнего
бытия.
Всякому -
свой строй,
Неповторимый
лад.
Или
последний бой,
Рай неземной
Или ад…

Как понять строки: «у каждого - свой крест», «у каждого - свой путь», «вера - тоже своя»? О чем стихотворение? (О жизни каждого из нас: об испытаниях, о предназначении, о вере, о нравственном выборе каждого из нас)

Песня «Чудо»

Исполнитель: Надежда Васильева
Автор музыки: Надежда Васильева
Автор текста: Светлана Бердова
Аранжировка: Ярослав Кучко
Звукозапись: Ярослав Кучко

Чудо. Песни Надежды Васильевой на стихи Светланы Бердовой /С.Бердова: исполняет: Н.Васильева. - 3 мин. 06 сек. - Формат записи: MP3. - аудио. - URL: http://avtor.karelia.ru/view/chudo__pesni_svetlani_berdovoi_.html

Чудо

Если вдруг свершится чудо:
Средь зимы настанет лето,
И, неведомо откуда,
Вспыхнут радуг фиолеты,

Словно тысячи свирелей
Запоют все разом птицы…
И со мной, на самом деле,
Что-то доброе случится.

Я построю мост чудесный
Из высоких, чистых мыслей
И на полюс поднебесный
Перекину коромыслом.
Искупаюсь в море света
И предстану обновленной…
Только надо верить в это,
Жить и быть во все влюбленной!

Как можно оградить себя от страданий, по словам лирического героя? («Я построю мост чудесный из высоких, чистых мыслей»)

Какие строки из стихотворения являются ценным жизненным уроком? (надо… жить и быть во все влюбленной!»)

Невероятно: бабочки поют…
Как жаль, что ты не слышишь это пенье!
Оно сопровождает их круженье
Среди цветов, где их земной приют.

Прислушайся, как строен этот хор!
В нем места нет мелодиям унылым,
И льются в мир сонаты до мажор
Благословеньем трогательно-милым.

Быть может, надоест тебе уют
И ты отвяжешь лодку от причала,
Чтоб в новом русле жизнь начать сначала,
Тогда услышишь: бабочки поют!..

О каком чувстве говорится в стихотворении? Какая метафора передает трепетность этого чувства? («Невероятно: бабочки поют…»)

Слушаем стихотворение в исполнении автора http://avtor.karelia.ru/view/svetlana_berdova_chitaet_svoi_stihi.html

Мы строим замки на песке -
Добычу легкую прилива,
Волна накатится лениво,
Сотрет, как ластик на листке…

Порою жизнь на волоске
Висит обломанною веткой,
Отмеченная черной меткой -
Путь через пропасть по доске…

Что значит «строить замки на песке»? (мечтать, фантазировать, строить несбыточные планы)

Дано ли нам предугадать наше будущее?

Все мы - вечные странники:
Кто пешком, кто в седле,
Ищем счастье, изгнанники,
На бескрайней земле.

За крупицы хорошего
Платим щедрую дань.
Убегаем от прошлого
В предрассветную рань.

Наши силы потрачены
На боренье с собой.
Где приют тот означенный,
Что душе даст покой?

Только зря уповаем мы, -
Нет покоя нигде.
Чашей неупиваемой
Испытанья в судьбе…

Почему все люди - «вечные странники»? Что ищут? (счастье)

Приносят ли поиски счастья к спокойствию?

Как понять строку «чашей неупиваемой испытанья в судьбе» (постоянно возникают новые испытания)

О цене слова

Как много выброшено слов на ветер -
Ненужных, недостойных и пустых!
За изреченное мы все в ответе,
От голых фраз до реплик ходовых.

Необратимо ранившее слово,
По сердцу полоснувшее ножом.
Сознание оно тревожит снова
Разнузданным, вальяжным куражом.

В запале, злобе, выйдя из-под власти
Терпения, контроля над собой,
В бушующем котле кипящей страсти
Тирады гневные звучат наперебой!

Остановить потоки словоблудья -
Кто эту смелость на себя возьмет?
Кто чудаком слывет средь многолюдья?
Сомнений нет: конечно, Дон-Кихот!

Найдите строку о том, что словом можно ранить (Необратимо ранившее слово)

О чем стихотворение? (За изреченное мы все в ответе)

В защиту буквы «Ё»

Язык, что с детства был родным,
Без должной доли уваженья
Одним движением простым
Мы подвергаем униженью.

За что изгнали букву «Ё»,
В каких грехах она повинна?
Видать, в Отечестве моем
Считают это безобидным.

Кто букве объявил войну,
Зачем ее не замечают?
«Забыть язык - убить страну», -
Враги отлично это знают!

Не можем защитить свое,
Что предки в дар нам передали -
Ударное звучанье «Ё»
На поругание отдали!

Почему автор сокрушается об «изгнании» буквы Ё? Считает наследием прошлого. (Ё отменили в 1956 г., сейчас она употребляется выборочно).

Как понимаете слова: «Забыть язык - убить страну»?

Те, кого с нами нет,
Нас по-прежнему любят,
охраняют от бед,
за ошибки не судят.
Из далеких миров
Прилетают к нам птицей,
в нереальности снов
возникают их лица.

На тернистых путях,
Чьей-то волей ведомы,
мы, пока что, в гостях,
а они - уже дома…

О ком стихотворение? (О тех, кто уже ушел из жизни).

Во что верит лирический герой? (Близкие в дальних мирах охраняют от бед)

Смс

«Мама, я тебя очень люблю!» -
сын написал.
Тронулся поезд, плыл мимо окон вокзал…
«Только прости, что сейчас
это вслух не сказал.
Знаю, внимания мало тебе уделял…»

Вздох - и задержка. Накрыло горячей волной.
Ярко горел телефона экран голубой,

Прыгали строчки под перекличку колес.
Главный получен ответ на извечный вопрос.

Синяя жилка надрывно стучала в висок:
- Чувствую, все понимаю, сынок!

Главное, душу от грязи свою береги,
Силы правдивой не переносят враги!

Радость вы нам и опора - взрослые дети.
«Мама, ты - лучшая мама на свете!...»

Какие строки в стихотворении, обращенные к матери, вы считаете главными в стихотворении? («Мама, я тебя очень люблю!», «Мама, ты - лучшая мама на свете!»)

Какое напутствие отправляет мать сыну? Что главное в жизни, по ее мнению? («Главное, душу от грязи свою береги…»)

«Ты - нищий!», -
с усмешкой звучало вослед.
А он, не согнувшись от прожитых лет,
Шагал, просветленный, за давней мечтой,
Взяв лучшие книги в дорогу с собой,

Как в юности, снова встречал он рассвет,
И знал на расспросы знакомых ответ,
Светился от радости всем существом
И сам становился для многих лучом.

Намного богаче богатых людей
Спешил он к родной половинке своей…

Почему стихотворение, начинающееся со слов: «Ты - нищий!», - на самом деле о богатстве? О каком богатстве речь? (О духовном богатстве, о семейных ценностях)

Какие богатства есть у героя стихотворения? («лучшие книги», умение радоваться окружающему миру, знания, «родная половинка своя»)

Перечитайте стихотворения и ответьте на вопрос: какие темы поднимает автор в своих поэтических произведениях?

Назовите ключевые слова.

(Россия, Карелия, жизнь, чудо, судьба, цена слова, семья, истинные ценности).

4. Составление вопросов по биографии и творчеству поэта

Вы познакомились с биографией поэта и некоторыми его поэтическими произведениями. Составьте вопросы к предстоящей встрече.

5. Рефлексия

Сегодня вы окунулись в мир поэзии С. А. Бердовой. Ответьте на вопрос: какое из стихотворений Вам показалось наиболее близким? Почему?

Интернет-ресурсы

1. Бердова (Черенкова) Светлана Александровна // Электронная библиотека авторов Карелии. - URL:http://avtor.karelia.ru/about/berdova__cherenkova___svetlana_.html?ord=193&ukazatel=1 (дата обращения 19.11.2022). - Текст: электронный.

2. Мы строим замки на песке. Светлана Бердова читает свои стихи / С.Бердова; исполняет: С.Бердова. - 3 мин. 04 сек. - Формат записи: MP3. - аудио. - URL: http://avtor.karelia.ru/view/svetlana_berdova_chitaet_svoi_stihi.html (дата обращения 19.11.2022).

3. У каждого свой крест. Светлана Бердова читает свои стихи / С.Бердова; исполняет: С.Бердова. - 0 мин. 53 сек. - Формат записи: MP3. - аудио. - URL: http://avtor.karelia.ru/view/svetlana_berdova_chitaet_svoi_stihi.html (дата обращения 19.11.2022).

4. Чудо. Песни Надежды Васильевой на стихи Светланы Бердовой /С.Бердова: исполняет: Н.Васильева. - 3 мин. 06 сек. - Формат записи: MP3. - аудио. - URL: http://avtor.karelia.ru/view/chudo__pesni_svetlani_berdovoi_.html (дата обращения 19.11.2022).

Список литературы

1. Бердова, С.А. (Черенкова). Вечные странники: стихотворения / Светлана Бердова (Черенкова); [фот. авт.]. - Петрозаводск: [б. и.], 2014. - 55 с.: фот., портр. - Другие произведения авт.: с. 4. - ISBN 978-5-906514-04-2.

2. Бердова, С.А. По зову сокровенному...: стихотворения, переводы / Светлана Бердова; художник: И.А.Мамонтова. 2-е издание. - Петрозаводск: Периодика, 2021. - 70, [1] с.: ил. - Возрастные ограничения: 12+. - ISBN 978-5-88170-402-5. - Текст: непосредственный.

3. Черенкова, С.А. Луча серебряного нить: стихотворения / Светлана Черенкова; [худож. Т.Г.Юфа]. - Петрозаводск: Карелия, 2007. - 47 с.: ил. - ISBN 978-57545-1537-6