1. Предмет: литература.
2. Класс: 10.
3. Тема урока: «Образ Демона в одноимённой поэме М.Ю.Лермонтова».
4. Тип урока: открытие новых знаний.
5. Цель урока: Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
-
Предметные результаты:
- познакомить учащихся с историей создания поэмы Лермонтова «Демон», с историей Демона в христианской мифологии;
- формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов);
- развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы;
- сравнивать художественное произведение с произведением изобразительного искусства: анализ картин Врубеля;
- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций, репродукций картин);
- обогащать словарный запас;
- развивать устную речь учащихся;
- навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения и одного героя в рамках произведения;
- формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям (к образу Демона), способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.
- Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.
- Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
- познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;
- коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применять знания в жизни.
Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.
Оборудование: портреты М.Лермонтова и М.Врубеля, презентация картин Врубеля «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный», иллюстрации к поэме «Демон».
Предварительная исследовательская работа:
- История создания поэмы «Демон»
- Образ Демона в лирике поэта (индивидуальная работа)
- История образа Демона в христианской мифологии.
- Образ Демона в творчестве М.Врубеля (индивидуальная работа)
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный. Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала. |
Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку литературы.
|
Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. |
Личностные: внимание, уважение к окружающим;
|
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока). |
- Дома вы читали поэму Лермонтова. Какие впечатления оставила у вас поэма?
|
Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. |
Коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;
|
3. Актуализация имеющихся знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». |
Организует проверку знаний. Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах:
|
Сообщение ученика «Образ демона в христианской мифологии»
|
Личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;
|
4. Первичное усвоение новых знаний. |
- Перед тем, как мы начнем анализировать поэму и рассматривать образ Демона, необходимо обратиться к предыстории создания поэмы «Демон». |
Сообщение ученика «История создания поэмы «Демон»
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;
|
5.Метапредметные связи. Работа с репродукциями картин |
- Лермонтовский «Демон» волновал многих критиков, поэтов, художников. Своё представление о Демоне имел и Врубель, который знал поэму наизусть. Его он отразил в иллюстрациях: «Демон сидящий», «Голова Демона», «Демон у стен монастыря», «Пляска Тамары», «Тамара в гробу», «Тамара и Демон», «Летящий Демон» и других. Репродукции этих картин будут сопровождать сегодняшний урок. |
Исследовательская групповая работа: Образ Демона в творчестве М.Врубеля.
|
познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;
|
6. Проблемное объяснение нового в форме учебного диалога |
Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания.
- Итак, в жизни Лермонтова Кавказ занимал значительное место. Не обошёл стороной эту тему Лермонтов и в поэме «Демон».
|
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют.
|
коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение);
|
- Почему Тамара верит Демону?
|
Обсуждение, анализ и сравнение |
познавательные:
|
|
7.Работа над образом главного героя |
- Каким вы увидели Демона в поэме?
- С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? |
Составление таблицы.
«Против»: лукав и коварен;
|
Познавательные:
|
8. Первичное закрепление материала через составление синквейна |
Организует самостоятельную работу |
Поиск решения, представление результатов. |
Познавательные:
|
9. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.
|
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.
|
Осуществляют самооценку работы. |
регулятивные: формирование навыков рефлексии;
|
10. Домашнее задание
|
Информирует учащихся о домашнем задании |
Записывают домашнее задание. |
коммуникативные:
|