Образ Демона в одноименной поэме М.Ю.Лермонтова

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: М.Ю.Лермонтов, М.Ю.Лермонтов «Демон»


1. Предмет: литература.

2. Класс: 10.

3. Тема урока: «Образ Демона в одноимённой поэме М.Ю.Лермонтова».

4. Тип урока: открытие новых знаний.

5. Цель урока: Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.

  • Предметные результаты:
    • познакомить учащихся с историей создания поэмы Лермонтова «Демон», с историей Демона в христианской мифологии;
    • формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов);
    • развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы;
    • сравнивать художественное произведение с произведением изобразительного искусства: анализ картин Врубеля;
    • формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций, репродукций картин);
    • обогащать словарный запас;
    • развивать устную речь учащихся;
    • навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения и одного героя в рамках произведения;
    • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям (к образу Демона), способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.
  • Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.
  • Метапредметные результаты:
    • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
    • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;
    • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применять знания в жизни.

Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.

Оборудование: портреты М.Лермонтова и М.Врубеля, презентация картин Врубеля «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный», иллюстрации к поэме «Демон».

Предварительная исследовательская работа:

  1. История создания поэмы «Демон»
  2. Образ Демона в лирике поэта (индивидуальная работа)
  3. История образа Демона в христианской мифологии.
  4. Образ Демона в творчестве М.Врубеля (индивидуальная работа)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный. Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку литературы.
- Каким было домашнее задание?

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

Личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;
регулятивные: саморегуляция.

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока).

- Дома вы читали поэму Лермонтова. Какие впечатления оставила у вас поэма?
- Кто главный герой? Какая будет тема?
- Сформулируйте цель нашего занятия.

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

Коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;
регулятивные: целеполагание;
познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

3. Актуализация имеющихся знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Организует проверку знаний. Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах:
- В каких произведениях русской литературы идет речь о демонах и демонической силе?
- Одинаково ли писатели и поэты трактуют эту тему?
- Давайте вспомним, как интерпретируется образ Демона в христианской мифологии

Сообщение ученика «Образ демона в христианской мифологии»
(индивидуальная домашняя работа учащегося)

Личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;
познавательные: умение работать с разными источниками информации;
регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Перед тем, как мы начнем анализировать поэму и рассматривать образ Демона, необходимо обратиться к предыстории создания поэмы «Демон».

Сообщение ученика «История создания поэмы «Демон»
(индивидуальная домашняя работа учащегося)

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;
коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
личностные: умение выражать своё отношение к событиям;
регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5.Метапредметные связи. Работа с репродукциями картин

- Лермонтовский «Демон» волновал многих критиков, поэтов, художников. Своё представление о Демоне имел и Врубель, который знал поэму наизусть. Его он отразил в иллюстрациях: «Демон сидящий», «Голова Демона», «Демон у стен монастыря», «Пляска Тамары», «Тамара в гробу», «Тамара и Демон», «Летящий Демон» и других. Репродукции этих картин будут сопровождать сегодняшний урок.

Исследовательская групповая работа: Образ Демона в творчестве М.Врубеля.
Образ Демона в лирике Лермонтова («Мой демон», «Ангел» и другие).
Слушают выступления одноклассников, делают записи.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;
коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
личностные: умение выражать своё отношение к событиям;
регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

6. Проблемное объяснение нового в форме учебного диалога

Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания.

- Итак, в жизни Лермонтова Кавказ занимал значительное место. Не обошёл стороной эту тему Лермонтов и в поэме «Демон».
- Каким представлен Кавказ? Какую роль в поэме играет пейзаж Кавказа?
- А как Демон относится к красотам Кавказа? Почему?
- Кто привлек Демона?
Сравнение с иллюстрацией: Танец Тамары
- В тексте дан великолепный портрет Тамары. Какая она? В чём особенность портрета?
- Тамара удивительно хороша. Даже дух изгнания обратил на нее внимание. Как об этом сказано в поэме?
- Как изменился Демон после встречи с Тамарой?
- Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?
- Что обещает дать Тамаре взамен её любви к нему?
- Что делает Демон во имя своей любви?
- Как это характеризует Демона?
- Что стало с Тамарой, когда узнала о смерти жениха?
- В каком образе Демон впервые предстает перед Тамарой?
Анализ 2 части поэмы
- Почему Тамара просится в монастырь?
- Нашла ли спасение Тамара в монастыре?
- Что нового в образе Тамары открывает 6 строфа?
- Как преобразился Демон? - Что разозлило Демона, всколыхнуло его темные силы?
- Почему Ангел покидает Тамару? Почему на Земле победил Демон?

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют.
Индивидуальная работа: Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова

коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение);
участие в дискуссии; высказывание о героях и их поступках;
познавательные: поиск и выделение в тексте необходимой информации.
личностные: умение выражать своё отношение к событиям;
формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания; формирование навыков развернутого анализа.

- Почему Тамара верит Демону?
- Сравните чувства Тамары и Демона.
- Что же случилось дальше?
- Сравните 2 эпизода: Демон-видение при жизни Тамары и настоящий Демон после ее смерти.
- Почему Бог прощает Тамару, а её душа попадает в рай?

Обсуждение, анализ и сравнение

познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;
коммуникативные:
умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме;
личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

7.Работа над образом главного героя

- Каким вы увидели Демона в поэме?
- Найдите описание характера, поступков героя.
- Выберите все «за» и «против» и составьте таблицу.
- Может ли Демон обрести гармонию?

- С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары?

Составление таблицы.
«За»: - он сеял зло без наслажденья;
- зло наскучило ему;
- и входит он, любить готовый и т.д.

«Против»: лукав и коварен;
- всё благородное бесславил;
- всё прекрасное хулил и т.д.

Вывод. Тамара -воплощение жизни и красоты.

Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
овладение логическими действиями обобщения.
Личностные:
умение выражать своё отношение к событиям.

8. Первичное закрепление материала через составление синквейна

Организует самостоятельную работу

Поиск решения, представление результатов.

Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения;
коммуникативные
:
умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;
личностные: формирование навыков систематизации знаний;

9. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и группы

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.
Подводит итоги урока.
Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке.
- Почему образ Демона привлекателен для людей?

Осуществляют самооценку работы.

регулятивные: формирование навыков рефлексии;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
познавательные: сравнение, оценивание;

10. Домашнее задание
Цель: Включение новых знаний в систему изученного материала.

Информирует учащихся о домашнем задании

Записывают домашнее задание.

коммуникативные:
создание письменного высказывания и его представление.