Цель мероприятия:
- формирование навыков восприятия, истолкования и оценки на примере классических произведений художников, писателей и композиторов;
- воспитание любви к прекрасному и гордости за произведения искусства родной страны и их авторов.
Задача:
- развивать устную и письменную речь, эмоциональную память и ассоциативное мышление;
- учить детей вчитываться, всматриваться и вслушиваться в произведения искусства, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Оборудование: компьютер, проектор, цветные ксерокопии картин И.И.Левитана и В.Д.Поленова, аудиозапись музыкальных произведений об осени П.И.Чайковского и Антонио Вивальди.
Ход мероприятия
Негромкая спокойная осенняя музыка помогает эмоционально настроить учащихся 8-11 классов на мероприятие. На ее фоне звучат слова учителя.
Учитель: Ребята! Сегодня вам предстоит познакомиться с произведениями мастеров разных видов искусств, которые объединяет одна тема - осень.
Вопрос: Как вы думаете, откуда писателям, поэтам, композиторам приходило вдохновение, чтобы изобразить с помощью слов, красок и нот прекрасное время года - осень?
(Учащиеся отвечают, что окружающая природа вызывала отклик в их душе и желание творить.)
Учитель: Это действительно так, потому что природа - источник вдохновения и красоты. Поэтому прекрасные художественные произведения, созданные поэтами и писателями, не оставляют нас равнодушными. Когда мы рассматриваем картины замечательных русских художников, например: Исаака Ильича Левитана и Василия Дмитриевича Поленова с одинаковым названием «Золотая осень», то получаем эмоциональный заряд от соприкосновения с прекрасным и учимся всматриваться и вслушиваться в окружающую нас жизнь.
Музыкальные мысли композиторов рождаются тоже благодаря природе. Пётр Ильич Чайковский обладал редким даром не только видеть и чувствовать, но слушать и слышать родную природу. В мировой фортепьянной литературе нет ни одного произведения, которое могло бы сравниться с «Временами года» Чайковского. Убеждена в том, что наряду с произведениями писателей и художников классическая музыка лучше всего помогает развивать эмоции, внутренние силы, поднимать дух человека и открывать способности к творчеству.
Вопрос: Почему музыка? Как вы думаете? (Учащиеся говорят, чтобы понимать классические произведения, чувствовать их красоту, надо учиться этому. Надо расширять свой кругозор, интеллектуальные способности, развивать воображение, ассоциации.)
Учитель: У поэта Заболоцкого Николая Алексеевича есть такие строки:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Как вы понимаете это выражение? (Учащиеся отвечают: надо быть добрым, помогать не только родным, друзьям, но и незнакомым людям, чувствовать чужую боль как свою, работать над собой, замечать прекрасное в искусстве и окружающей жизни.)
Учитель: Конечно, надо быть готовым к тому, чтобы душа хотела и могла трудиться. Тогда и появится возможность воспринимать, истолковывать и оценивать классические произведения разных видов искусства. Это поможет вам обрести и раскрыть внутренние силы, развить ассоциативное мышление, творческие способности, научиться анализировать, сравнивать.
И все-таки, думаю, самый трудный вид искусства - это музыка. Почему? Если в произведениях писателей и поэтов есть слово, текст, после знакомства с которым можно понять смысл, представить и домыслить картину, проанализировать и сравнить, а после просмотра картин художника фантазия подскажет, какую мысль хотел донести автор с помощью композиции и палитры красок, то слушая классическую инструментальную музыку, надо самостоятельно, без каких-либо подсказок разобраться, что хотел сказать композитор своим произведением.
Тут на помощь приходит эмоциональная память, ассоциативное мышление. Их надо развивать постоянно, чтобы научиться видеть, чувствовать и замечать прекрасное.
Групповая творческая работа
Сегодня вы попробуете проверить свои навыки восприятия, истолкования и оценки произведений разных видов искусства. Вы будете учиться вчитываться, всматриваться и вслушиваться в произведения мастеров искусства.
Предлагаю разделиться на 2 команды.
Итак, задание №1.
На столах лежат карандаши, бумага. Текст выбирается с помощью жеребьёвки.
Вам надо выразительно прочитать текст и нарисовать иллюстрацию. Затем защитить свой рисунок, приводя строки из текста в качестве аргументов.
Максимальное количество баллов - 10.
Портреты К.Д.Бальмонта, Ф.М.Достоевского и задания для групп высвечиваются на большом экране.
Прочитайте стихотворение Константина Бальмонта и нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.
Константин Бальмонт
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Прочитайте отрывок из повести «Бедные люди» Ф.М.Достоевского и нарисуйте иллюстрацию к этому отрывку.
«Я так любила осень, - позднюю осень, когда уже уберут хлеба, окончат все работы, когда уже в избах начнутся посиделки, когда уже все ждут зимы. Тогда всё становится мрачнее, небо хмурится облаками, желтые листья стелются тропами по краям обнаженного леса, а лес синеет, чернеет, - особенно вечером, когда спустится сырой туман и деревья мелькают из тумана, как великаны, как безобразные, страшные привидения».
Федор Достоевский. «Бедные люди»
Задание №1. Выступления групп. Защита работ
Общий рисунок защищает один человек от команды. Если рисунков несколько, то каждый свой рисунок защищает сам. Баллы суммируются как за качество рисунка, так и за устный текст его защиты.
Задание №2.
Максимальное количество баллов - 15.
На экране портреты художников В.Д.Поленова, И.И.Левитана.
На доске цветная ксерокопия увеличенного размера картин художников с одинаковым названием «Золотая осень». На стенде другие картины этих художников: «Московский дворик», «Бабушкин сад» В.Д.Поленова и «Осенний день. Сокольники», «Над вечным покоем», «Март» И.И.Левитана. В кратком сообщении о жизни и творчестве В.Д.Поленова, И.И.Левитана ученики рассказывают о времени и истории создания представленных на обозрение картин художников.
Для работы над заданием №2 автор картины «Золотая осень» выбирается командами с помощью жеребьёвки.
Ученик выразительно читает текст, который высвечивается на экране.
Золотая осень
Осень - пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.
Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении.
(По О.Туберовской)
На экране вопросы к заданию №2.
Внимательно всмотритесь в картины художников И.И.Левитана и В.Д.Поленова, обсудите в группе и составьте связный ответ на вопросы из 5-7 предложений.
- Как вы можете объяснить название «Золотая осень»?
- Что вы видите на картине? Как это влияет на ваше настроение? Какие чувства вы испытываете? Опишите.
- Какая деталь на картине приковывает ваше внимание? Почему?
- Какие ассоциации вызывает изображенный на картине день, деревья, река, небо, солнце?
- Какая из картин «Золотая осень» вам больше понравилась?
Почему?
Задание №2. Выступления групп. Защита работ.
Баллы команды получают за связный, аргументированный и убедительный устный ответ на одинаковые вопросы к двум разным картинам с названием «Золотая осень».
Задание №3.
Максимальное количество баллов - 20.
На экране портреты П.И.Чайковского, Антонио Вивальди.
Вопрос к заданию №3.
- Сравните произведения русского композитора П.И.Чайковского «Осенняя песнь» и итальянского композитора Антонио Вивальди «Осень».
- Что более точно отображает характер осени: скрипка или фортепиано?
Обсудите в группе и составьте связный ответ на вопрос из 5-7 предложений.
Вначале ученики слушают без видеоряда музыку П.И.Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»: https://clck.ru/32HwAz
«Осенняя песнь» П.И.Чайковского. Прослушивание
Выступление команд
Устно нарисуйте, какую осень вы мысленно представили себе после прослушивания музыки П.И.Чайковского «Осенняя песнь», и ответьте на вопрос. Что более точно отображает характер осени: скрипка или фортепиано?
Задание №3. Выступления групп. Защита работ.
(Ученики говорили о разнообразных картинах осени, которые они увидели под впечатлением музыки Чайковского. Кто-то представил влюбленную пару, прогуливающуюся по парку, кто-то дождь, который начинается незаметно и так же незаметно прекращается. Особенно это чувствуется, когда звучат последние ноты, как будто тихо падают последние капли дождя. Едины учащиеся были в одном: музыка наводит на мысли, вызывает грусть, печаль, сожаление.)
Затем ученики слушают без видеоряда музыку Антонио Вивальди «Осень» из цикла «Времена года»: https://clck.ru/32HwM3
Антонио Вивальди «Осень». Прослушивание.
Выступление команд
Устно нарисуйте, какую осень вы мысленно представили себе после прослушивания музыки Антонио Вивальди «Осень», и ответьте на вопрос. Что более точно отображает характер осени: скрипка или фортепиано?
Задание №3. Выступления групп. Защита работ.
(Ученики при описании картин осени, навеянных мелодией Вивальди, единодушно отметили радостное и жизнеутверждающее настроение с небольшой грустинкой воспоминаний о прошедшем лете. При ответе на вопрос о том, скрипка или фортепиано более точно определяет характер осени, мнения разделились. Большинство, конечно, назвали скрипку, но некоторые - фортепиано. В защиту фортепиано говорили, что думается хорошо под музыку Чайковского.)
Учитель:
Комментарий к ответам на вопрос задания №3.
Конечно, более точно отображает характер осени скрипка, потому что этот инструмент способен издавать не только жалобные звуки, но и радостные. Настроение может возникать не только радостное или грустное, испытывать можно и смешанные чувства, которые лучше всего отображает скрипичный оркестр.
Однако у фортепиано больший диапазон звуков. Скрипка не имеет столько звуков, сколько есть у фортепиано. Фортепиано может создавать масштабную музыкальную форму с глубокой музыкальной мыслью. Но у фортепиано недостаёт возможностей сымитировать плач или смех. Слово фортепиано означает: форте - громко, пиано - тихо. Поддерживаю и тех ребят, которые выбрали фортепиано, потому что с помощью этого инструмента композитор способен выразить свои глубокие мысли, навеянные осенью. Согласна, что под музыку Чайковского хорошо думается.
Вопрос: Скажите, ребята, если бы вам поставили только что прослушанные мелодии с видеорядом, легче было бы ответить на вопрос задания №3 или нет? Почему? Объясните.
(Ученики единогласно ответили, что с видеорядом не надо ни о чем думать и напрягать свои мысли, пытаться вообразить. Это как посмотреть фильм по художественному произведению, чтобы не читать его. Представлять ничего не надо.)
Подведение итогов мероприятия
Учитель: Ребята, сегодня вы попытались увидеть осень с помощью поэтического произведения и фрагмента прозаического, понять замысел живописцев и композиторов при описании ими прекрасной осенней поры.
Как считаете, получилось ли у вас вчитаться, всмотреться, вслушаться в отображение характера осени мастерами разных видов искусств и найти общие черты?
Что смогли прочувствовать? Что понравилось?
Как бы вы ответили на вопрос: что нужно для того, чтобы создавать прекрасное?
(Ученики признаются, что испытали удовольствие, когда рисовали картины по заданным текстам. Устно описывать картины художников и собственное восприятие осени с помощью музыки было посложнее, но очень интересно, потому что думать приходилось. Они поняли, что объединяет все виды искусства. Чтобы создавать шедевры, надо испытать восторг, который захотелось бы выразить в слове, картине, музыке, скульптуре, театральной постановке, художественном фильме, танце, песне.)
Учитель: Давайте сформулируем вывод, к которому мы пришли.
Вывод: без способности восхищаться невозможно испытать вдохновение. А без вдохновения невозможно создать прекрасное.
Большое спасибо всем за участие, за то, что вы, как и я, сегодня всмотрелись, вдумались, вслушались и почувствовали восхищение.
Это означает, что если вы способны восхищаться, то можете тоже испытывать вдохновение и создавать прекрасное.
Объявление победителей. Вручение призов.