Литература
-
Дидактический материал. Итоговая проверка на знание литературных произведений. 10-й класс 2022
Представлены материалы к итоговой проверке по литературе в 10-м классе на знание литературных произведений.
-
Внеклассное мероприятие "Д.И.Менделеев и А.А.Блок. Заветные мысли о России" 2022
Цели мероприятия: повторить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.А.Блока, деятельности Д.И.Менделеева, напомнить об их вкладе в мировую науку и культуру, об их служении Родине; формировать этические и нравственные принципы учащихся при изучении и познании ценностных критериев двух великих сынов России; развивать умение критически осмысливать проблемы, возникающие в социуме; закрепить навыки активности и самостоятельности в реализации творческих замыслов, напомнить о важности систематической практической работы и умения работать в коллективе.
-
Театрализованный проект "Петрушка – герой балаганного театра" 2022
Представлен театрализованный проект "Петрушка – герой балаганного театра".
-
«Маленький большой солдат» (по повести В.О.Богомолова «Иван»). 6-й класс 2022
Цели урока: познакомить учащихся с повестью Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения; подвести учеников к осознанию того, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу.
-
Особенности изучения сказки в начальной школе 2022
Сказка и многообразие её вариативности и содержания играют огромную роль в формировании личности младшего школьника сразу по нескольким аспектам – социальным, культурным, познавательным, в зависимости от типа и группы классификации этого жанра.
-
Использование на уроках литературы музыкальной открытки «Плейкаст» 2022
Одним из средств, обеспечивающих решение многих дидактических задач, применяющихся в качестве иллюстрации мысли, для развития наблюдательности и лучшего запоминания материала, всегда была на уроке наглядность. С появлением информационных технологий мало что изменилось. Только теперь наглядность может быть интерактивной, что позволит представлять материал в еще более интересной, динамичной, воздействующей одновременно на несколько органов чувств учащегося форме. Плейкаст называют открыткой нашего времени. С этим нельзя не согласиться: в нем используется изображение (фотография, какая-то иллюстрация), текст (несет в себе главную мысль, может быть стихотворением, чьей-то цитатой) и музыкальное сопровождение (песня, музыка без слов, актерское или авторское чтение стихотворения). Все три компонента объединяет основная мысль плейкаста.
-
Читательская грамотность как главная составляющая функциональной грамотности 2022
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдалось снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменился. Проблема чтения находится до сих пор в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и реализована «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Но проблема чтения так и остается актуальной на сегодняшний день.
-
Тема Родины в творчестве А.Блока 2022
Цели урока: раскрыть особенности поэзии А.Блока; показать место значение образа Родины в творчестве Блока; выявить связь этого образа с мыслями поэта о назначении искусства.
-
От детали к композиции в эпическом произведении 2022
Одна из проблем, которая возникает при изучении художественного произведения – это беглое прочтение его учеником. В результате после прочтения обучающийся помнит сюжет и фамилии героев, которые чаще всего звучат в произведении. Чтобы понимание строилось не на поверхностном восприятии, а на глубоком постижении, необходимо научиться обращать внимание на слово, как важную составляющую для понимания авторского замысла. Отсюда и возникает необходимость научить учеников работать с деталью.
-
"Не забыть нам этих дней!" Конспект интегрированного урока литературы и истории в 9-м классе 2022
Цели урока: расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными фактами истории Великой Отечественной войны и героев этой войны, воспитывать уважение к защитникам Родины; формировать чувство сострадания к жертвам нацизма.
-
Значение гуманитарного профильного обучения в системе общего образования 2022
Одним из основных условий достижения современного качества общего образования является введение профильного обучения в старших классах. Профильное образование – важный фактор экономического роста и обновления экономики, и поэтому должно быть ориентировано, прежде всего, на учащихся и рынок труда, а также должно быть эффективным и доступным. Главной задачей учителя, работающего в профильном гуманитарном классе, является создание условий для подготовки высокообразованных, всесторонне развитых выпускников, ориентированных на продолжение образования по данному профилю, а также создания условий для осуществления профессиональных намерений наших выпускников.
-
Формирование характера Васютки по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро» 2022
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева; способствовать формированию литературоведческих понятий; развивать навыки самостоятельной работы с текстом; нахождение и осмысление поднятых проблем в рассказе; создать условия для осознания учащимися важности становления положительных качеств характера; активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.
-
Интегрированный урок как одно из средств повышения активности обучающихся на уроке 2022
Одним из основных предметов в общеобразовательной школе является литература. Она связана с другими учебными предметами: с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой. Эта взаимосвязь обогащает и углубляет литературные знания обучающихся и благотворно влияет на усвоение смежных дисциплин. Стремление к результативности учебного процесса вынуждает педагога преодолеть случайность в установлении межпредметных связей, отдавая предпочтение систематическому использованию информации и фактов из других дисциплин, включение которых в уроки литературы благотворно влияют на литературном образовании обучающихся. Установив личные контакты с преподавателями других дисциплин, изучив программы и учебники этих предметов, словесник сможет добиться последовательности и гибкости в решении проблемы интегрированных уроков.
-
Образ русалки в поэзии М.Лермонтова (сопоставительный анализ) 2022
Образ русалки в стихотворении Лермонтова включен в поле романтический представлений русского поэта, развивает устойчивую тему одиночества в его творчестве, а в поэме Тукая «Су анасы» усилено назидательное начало, направленное на утверждение нравственных начал в поведении подрастающего поколения. Кроме того, в поэме проявляются черты национальной идентичности татарского поэта. Сила слова Тукая направлена на реальность того времени (начало XX века), жанровое же своеобразие произведение объясняется воздействием традиций восточной литературы и языка.
-
Литературная викторина "Природа и мы" 2022
Представлены материалы к литературной викторине для 3-х классов по произведениям Б.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра», «Про волка», «Мангуста», «Про обезьянку» из сборника «Рассказы о животных» и М.Зощенко «Глупый вор и умный поросенок», «Умная птичка», «Сравнительно умная кошка», «Умная белка», «В гостях у клоуна» из сборника «Умные животные».
-
Литературная игра "Экспресс знаний" (по творчеству М.Ю.Лермонтова) 2022
Цели мероприятия: обобщить изученный материал по творчеству и биографии М.Ю.Лермонтова.
-
Современная образовательная технология творческих мастерских на уроках литературы. Творческая мастерская «Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» 2022
Цель мастерской: развить литературный вкус, научить размышлять над поставленными автором проблемами, формировать умение анализировать художественное произведение.
-
Технологическая карта урока по литературе с применением учебных проектов на тему «И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство» (творчество Б.Л.Пастернака) 2022
Цель урока: формирование самоконтроля и развитие самоанализа у обучающихся в процессе работы над мини-проектами о жизненном и творческом пути Б.Пастернака, предполагающими самостоятельный анализ лирических произведений.
-
Урок литературы «Что значит быть счастливым?» (по сказке Г.Х.Андерсена «Чайник») для 6-го класса с использованием методического приема «Чтение с остановками» 2022
Цель урока: привлечение внимания детей к осмысленному чтению с использованием технологии развития критического мышления.
-
Проверочная работа по русской литературе 18–19 века (5-й класс, учебник под редакцией Коровина) 2022
Представлены два варианта проверочной работы по русской литературе 18–19 века в 5-м классе.
-
Притчи на уроках русского языка и литературы как инструмент воспитания духовно-нравственных качеств личности 2022
В статье авторы обращаются к такому жанру, как притча. Они доказывают, что использование притчи на уроках русского языка и литературы способствует совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, формированию основ коммуникативной компетенции обучающихся. В статье приводятся примеры практического применения притчи на уроках, объясняются различные приемы работы с данным видом текста.
-
Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение-описание по иллюстрации "Баба-яга" к сказке "Василиса Прекрасная" 2022
Представлена презентация к написанию сочинения-описания по иллюстрации И.Я.Билибина "Баба-яга" к сказке "Василиса Прекрасная".
-
Тематическое планирование уроков литературы в 5-м классе. Обновленные ФГОС 2022
Тематическое планирование уроков литературы в 5-м классе составлено в соответствии с примерной рабочей программой основного общего образования по русскому языку. Количество часов по учебному плану: 102 в год, 3 в неделю.
-
Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда" 2022
Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и героических страниц в истории Второй мировой войны. Это долгих 872 дня смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей города. Ни один город мира за всю историю войн не отдал за Победу столько жизней, сколько отдал Ленинград. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное – пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
-
Каким литературным героям установлен памятник 2022
По всей России и по всему миру установлены памятники героям книг. Многие из этих героев внесли вклад в нашу жизнь не меньше, чем реальные люди. Каждый день они дают нам возможность чувствовать разные эмоции. Сопереживать, радоваться и любить вместе с ними. Установка памятников героям произведений - традиция, которая насчитывает не одно десятилетие.
-
Способы раскрытия психологии героев в романе "Преступление и наказание" 2022
Цель урока: постичь тайну мастерства писателя через анализ его произведения, подготовить учащихся к написанию сочинения на тему «Мастерство писателей XIX века».
-
Внеклассное мероприятие. Сказки народов России. Казахские сказки об Алдаре-Косе 2022
Цель мероприятия: познакомить учащихся с культурным наследием казахского народа.
-
Сценарий литературной гостиной "Нас Пушкин пригласил на бал" 2022
Представлен сценарий литературной гостиной.
-
Урок литературы на тему "Квест «Детективное агентство»" (7-й класс, ФГОС) 2022
Цели урока: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознание литературы как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; развитие умения создавать устные и письменные высказывания.
-
Бородинское сражение – кульминация романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» 2022
Урок на тему «Бородинское сражение – кульминация романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» составлен в соответствии с требованиями ФГОС; в рефлексии деятельности предлагаются задания по функциональной грамотности. В ходе урока анализируется ключевой эпизод в понимании композиции романа-эпопеи «Война и мир», Бородинское сражение. Сражение рассматривается как точка пересечения судеб главных героев романа; выявляются идейно-художественные особенности изображения войны в романе; показывается, как в данном эпизоде реализуются «мысль народная» и «мысль семейная». В ходе урока обучающиеся, работая в парах и группах, отвечая на проблемные вопросы, выполняют анализы эпизодов, выявляют авторскую позицию и аргументированно выражают собственное мнение. Данный урок способствует формированию у обучающихся российской и гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свою страну, подводит к выводу о народном характере Отечественной войны 1812 года.