Оборудование: ТСО (мультимедийный проектор, экран), презентация о селе Капсал и записи с песнями по теме «Родина»).
Ход мероприятия
Музыкальное вступление. Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении учащегося.
Учитель: Родина, родной край…
У каждого человека понятие родины свое. Это может быть дом, где вы родились, где живут ваши родители, или улица, или деревня, село, город , где находится ваш родной дом. А может быть, это вся наша страна - Россия. Главное, что это место, которое мы любим, куда нас всегда тянет.
Такое место есть и у нас с вами.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу, селу. История села - это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколения.
Родной край становится еще ближе и родней, когда знаешь его историю. А ведь мы еще так мало знаем о родном селе…
На сегодняшнем мероприятии мы услышим много нового и интересного о нашей родине - селе Капсал.
К истории в Капсале традиционно большое внимание. Хотя многое было потеряно, не сохранилось в советские времена. Старики уходят, и больше некому рассказывать о делах давно минувших дней. Наш местный шаман Илья Шадрин, к примеру, понимая, что устный рассказ теперь ненадежен, не передается из уст в уста, как раньше, написал незадолго до смерти книгу, где изложил все, что было известно ему о Капсале и односельчанах, прибавив к этому легенды и рассказы, которые он слышал.
1 ведущий: Некогда большое, наше село Капсал широко раскинулось под горой сразу на въезде в Усть-Ордынский округ, если двигаться по Качугскому тракту от Иркутска. Гора священная, на горе - священное дерево. Там же, близко к тракту, священное место с двумя столбами-барисанами и беседкой. Рядом с Капсалом за речушкой Солянкой - сопредельная деревня, место шаманской силы.
В наших местах все священно - как сама история, которую хранили в памяти старики, успев кое-что рассказать, а кое-что даже записать. Легенды и быль причудливо переплетаются для капсальцев в такую плотную реальность, которая на фоне окружающей природы, кажется, и сейчас производит легенды. В Капсале все немного не так, как везде. Даже учатся маленькие капсальцы не в обычной школе, а в теремке - в бывших купеческих хоромах, которым больше 150 лет.
2 ведущий: Предки капсальцев жили сначала за Оеком, недалеко от Турской. Местность называлась Булэн-хэр. Казаки оттеснили их на восток, где в удобных местах, по рекам, бурятские семейства остались на оседлое жительство.
Легенда сообщает нам эпический вариант восточного похода бурят рода булагатов и заселения капсальской долины. Мать-прародительница булагатов Гур-Тоодээ вела своих сыновей на восток. Дошли до горы, густо поросшей лесом, на горе была скала. Мать провела сыновей, а местность стала называться Капсал - «скала», «теснина». Вдоль реки Куды на горах сохранились остатки древних курыканских городищ. Хотя, конечно, ландшафт сильно изменился и здешние скалы похожи, скорее, на большие холмы.
1 ведущий: Умирая, мать велела сыновьям жить оседло и раздала им разные умения. Капсальцам, потомкам сына Имхеэде, достались, согласно легенде, умения лукавить, находить выгоду в торговле и взять то, что лежит без присмотра. Роду Балханда - потомки его жили поблизости, в деревне Балхан, переименованном позже в Солянку, - достались искусство камлания и врачевания.
Во время хрущевского укрупнения деревень солянцы расселились кто куда. Большинство обосновалось в Капсале. Но и другие, кто уехал дальше, сейчас пытаются возвратиться на родную землю. Трое из тех, кто некогда перебрался в Улан-Удэ, отмежевали себе куски земли. Может быть, вернутся. Земли пустой Солянки сегодня административно относятся к Капсалу. К нему же сегодня относится и малонаселенный Батхай, где живут потомки старшего сына матери-прародительницы.
2 ведущий: После времени легенд бурят настигла оседлая жизнь и с ней - общая российская история. Капсал, большое бурятское село, сыграло в этой жизни кое-какую роль. В Капсале размещалась Кудинская степная дума - административно-хозяйственная единица, которую ввел граф Сперанский. Такая единица управления склоняла кочевников к оседлой жизни. Михаил Сперанский разработал устав об управлении инородцев, по которому бродячие и кочевые народы, то есть ведущие кочевой или полукочевой образ жизни буряты, якуты, хакасы, эвенки, имели свой орган управления, состоявший из представителей народа. На западном берегу Байкала работало семь бурятских степных дум, среди них Кудинская, образованная в 1824 году. По одним источникам, дума находилась в Жердовке, но по другим - в Капсале, что намного более вероятно, так как Жердовка - русская деревня.
1 ведущий: Национальная знать, действительно, богатела. В Капсале был свой богатей, купец второй гильдии Василий Хадеев. Он проживал за рекой в улусе Бадыр, где стояло у него два больших красивых дома. Один из этих домов редкой архитектуры сегодня занимает наша Капсальская средняя школа. Еще один дом перевезли в Усть-Орду, в нем разместился Дом народного творчества.
2 ведущий: Василий Хадеев был головой Капсальской инородческой управы. Бурят из богатой семьи, он имел отличную предпринимательскую жилку и содержал почтовую станцию, затем взялся за бакалейную и мясную торговлю, открыл две лавки в Иркутске - и был записан купцом второй гильдии. Совместно с партнерами построил винокуренный завод, вел омулевый промысел на Байкале.
Дом, который занимает школа, по предположению Бориса Хадеева, внука купца, построен по проекту знаменитого иркутского архитектора Разгильдеева. Борис Хадеев выводы такие делать может, так как сам архитектор. Он, человек уже пожилой, помнит этот дом во время войны - мальчиком его отправляли в деревню в те голодные годы. В доме сохранялась еще веранда с цветным венецианским стеклом, а также купеческая обстановка с предметами роскоши - часами, оружием, ширмами.
Купец недаром построил два дома - у него ведь было два сына, Кирилл и Борис. Дом Кирилла Хадеева - тот, что перевезли в 1954 году из-за речки в Капсал. Кирилл был раскулачен, арестован и сослан в Нарымский край. Отсидев положенный срок, вышел, но был арестован снова - за контрреволюционный заговор. Умер в лагерях. После него остался сын Алексей, всю жизнь проработавший бухгалтером в Иркутске. Борис Алексеевич - сын бухгалтера Алексея Хадеева.
1 ведущий: В нашей школе, которая разместилась в купеческом доме, приятно находиться. Внутри и снаружи она очень красива. Хотя цветных стекол, витражей, конечно, не осталось. У хадеевского дома есть один приобретенный недостаток - разрушающийся фундамент. К тому же она тесновата. Последний капитальный ремонт проводился здесь в 1995 году, после чего школа из восьмилетки стала полной средней.
Все мы ждем, когда же для нас выстроят новое современное здание школы, а это здание- родовой дом когда-нибудь станет местным музеем.
2 ведущий: Если говорить об истории нашего села, нельзя не вспомнить и наших предков, воевавших на фронтах гражданской войны, дедов, шедших дорогами Великой Отечественной.
Самое красивое место в Капсале - это площадь, где расположен обелиск ветеранам Великой Отечественной войны, на котором высечены фамилии односельчан, отдавших жизнь за мир на нашей земле.
Как оказалось, участников войны в деревне больше, чем принято было думать все эти годы. Библиотекарь Лидия Федоровна Балдыханова, которая ведет поисковую работу, рассказывает, что в музее была информация о двадцати ветеранах, на обелиске памяти - 41 фамилия погибшего за Родину. На деле оказалось, что погибло 43 капсальца, а участников войны куда больше - на муниципальное образование, то есть на три деревни, их 160 человек.
Сегодня не осталось в живых ветеранов войны. Но есть еще очевидцы тех событий - труженики тыла, которые могут поведать нам истории своей жизни. В нашем селе проживает один из них- Николаев Ким Федотович. Немного о его биографии расскажет внук Кима Федотовича Хитуев Дима, ученик 7 класса.
Хитуев Дима. Родился мой дедушка в 1931 году в деревне Бадыр в многодетной семье. В его семье было 8 детей, дедушка был шестым.
Жили бедно. Военное время дедушка помнит только по работе: пилили дрова, помогали маме, ухаживали за скотом, возили сено, солому на лошадях. Трудно приходилось людям в военное время: собирали мерзлую картошку, колоски с поля, пекли лепешки, варили суп из разных съедобных трав.
Получить образование не удалось, окончил всего пять классов. С 13 лет работал в колхозе трактористом из-за нехватки рабочих рук, хотя не имел прав на вождение. Когда ему исполнилось 15 лет, его направили учиться в село Баяндай в школу механизации. Учеба продлилась шесть месяцев, после получил права на вождение трактора. Пять лет работал на колесном тракторе ХВС, затем пересел на ЧТЗ, оба трактора были без кабины. Напарником его был Виктор Урмаев, прицепщиками - Дашинова Евгения и Мария Шадрина.
В двадцатилетнем возрасте дедушку призвали в армию. Служба проходила на границе Карело-Финской Советской Социалистической республики , в селе Ухта. Во время прохождения службы окончил курсы шоферов. Впоследствии именно с этой профессией связал свою судьбу. Крутил баранку школьного автобуса. Ездил на автобусе «Кубань» и «КВЗ». Каждый день возил учеников в Усть-Орду. В шестидесятые годы работал электромонтером там же, в Усть-Орде. В 1964 году трудился на комбинате «Туваасбест», возил взрывчатку на асбестовые рудники.
По возвращении домой устроился водителем в совхоз «Эхирит-Булагатский», здесь и проработал до выхода на пенсию. В 1994 году вышел на пенсию, сейчас на заслуженном отдыхе.
Мой дедушка Ким - отличник автомобильных перевозок сельхозпродуктов урожая 1972 года, 1979 года, отмечен знаком «За работу без аварий» I степени. Не раз отмечен почетными грамотами руководства совхоза «Эхирит-Булагатский», благодарственными письмами, награжден знаком «Ударник Х пятилетки», юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», юбилейными медалями Победы в Великой Отечественной войне, памятной медалью «Дети войны», медалью «3а доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Я горжусь своим дедом. Сейчас ему 90 лет, а он, не обращая внимания на свои годы, не сидит на месте. Я благодарен ему, всем фронтовикам и труженикам тыла за Победу и говорю им огромное спасибо. Ваш подвиг не будет забыт никогда!
1 ведущий: Память обо всех ветеранах мы, их земляки, чтим и будем всегда чтить.
На сегодняшний день наше село живет, развивается, с надеждой смотрит в будущее. Из социальных объектов есть в деревне детский сад, где малышей с любовью и заботой каждый день встречают воспитатели. Есть средняя школа, в которой наши учителя обучают нас, воспитывают любовь к своему селу, уважение к людям, гордость за родной край. Работает сельский дом культуры. Многое в культурной жизни села связано с библиотекой - приходят сюда не только за книгами, но и на различные мероприятия. Если кто заболеет, жители могут обратиться в фельдшерско-акушерский пункт, где квалифицированно окажут медицинскую помощь. Есть детская площадка, корт, где каждый вечер собираются дети, молодежь…
Село наше находится в очень живописном месте: рядом высокие холмы, поблизости протекает местная речушка Куда. Жители Капсала - очень трудолюбивые, гостеприимные люди, любящие свое родное село, хранящие традиции и обычаи предков, передающие их молодому поколению.
Жизнь нашего села - это наша жизнь. Мы не знаем, как сложится наша судьба в дальнейшем, но думаем, что память сердца всегда будет нас возвращать сюда, на нашу малую родину, в наше село, к нашим истокам.
Звучит бурятская песня «Тонтоо нютаг» («Малая родина»)
Спасибо за внимание!