Исследовательская работа "Общечеловеческие ценности в поэзии тамбовского православного священника о. Владимира Крючкова

Разделы: Литература

Ключевые слова: Поэзия Владимира Крючкова


Отец Владимир Крючков

Введение

Тема исследования - общечеловеческие ценности в поэзии православного поэта-земляка Владимира Крючкова. Данная тема актуальна, так как вопрос ориентиров и цели в жизни - самый главный для человека. То, для чего человек живёт и как он себя ведёт, зависит от расставленных приоритетов. Подростку сложно самому определиться в современном многополярном мире, и обращение к опыту взрослых людей, придерживающихся национальных духовно-нравственных представлений, помогает открыть для себя важные смыслы, основанные на многовековом опыте русского народа и опыте более чем двух тысячелетий Православия.

Проблемы, которые раскрывают поэты - земляки, близки и понятны, потому что мы живём с ними в одном культурном и природном пространстве.

Предметом исследования стали общечеловеческие ценности.

Объект исследование - сборник поэзии православного священника Владимира Крючкова.

Цель работы - выявление жизненных ценностей поэта через анализ его творчества.

Задачи исследования:

  • познакомиться с поэзией православного поэта;
  • определить тематику произведений;
  • проанализировать наиболее типичные темы и мотивы лирических произведений поэта;
  • выявить авторскую позицию по отношению к озвученным проблемам;
  • раскрыть своеобразие поэтического мира поэта - земляка;
  • отобрать для знакомства моих одноклассников с творчеством православного поэта стихи, которые созвучны юношеским устремлениям и пониманию жизни.

Данное исследование относится к прикладным исследованиям и имеет практическую значимость, так как в процессе исследования мною проанализированы и отобраны для знакомства с поэзии данного автора наиболее близкие подросткам по тематике и форме стихи поэта.

В процессе работы над анализом художественного текста использовались

  • метод лингвистического комментирования;
  • сравнительно-сопоставительный метод;
  • семантико-стилистический метод.

Отвечая на вопрос «что значит термин «христианские ценности», и какими они бывают» на сайте Православие.ру иеромонах Иов говорит: «Христианство исходит из понимания ценности как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта. Христианские ценности не сводятся только к евангельским заповедям и нравственным правилам. Они составляют целую систему. В системе христианских ценностей отводится важнейшее место также учению об уникальности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию. Ценность евангельских заповедей, определяется тем, что они даны нам Господом, как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную. Христианские ценности - великое достояние человечества, но они становятся благодатным сокровищем только для тех, кто идет путем спасения. Человек делает выбор. «Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет» (Б.Паскаль)»

Знакомство со стихами этого поэта произвело на меня глубокое впечатление, стало интересно понять, что именно так затронуло меня. До этого момента я мало интересовалась духовной литературой, даже будучи выпускницей воскресной группы, потому что подростку сложно вместить то, что пытаются донести до нас преподаватели, а стихи о Боге, с которыми нас знакомили учителя, были сложны для восприятия, потому что все они относятся к 18-19 векам.

Проанализировав статьи о духовной поэзии и поэзии православной, я выбрала близкое мне мнение В.Н.Баракова. В своей статье «Современная православная поэзия» он называет три основных препятствия для вступающих в область духовной поэзии:

  • филологическое (проблема соединения церковного и литературного языка)
  • религиозное (проблема обновленчества)
  • личностное (проблема духовного роста, степени постижения Бога)

В.Н.Бараков выделяет группы поэтов в зависимости от степени преодоления данных проблем. В третью группу духовной поэзии, по его мнению, входят православные поэты, искренне и глубоко верующие и понимающие, что духовный стих по своему религиозному содержанию стоит вне текущих мелочей действительности. Творчество этих авторов, живущих внутри духовной традиции, можно назвать православно-воцерковлённой поэзией. Характерная особенность этого типа поэзии - внутренняя причастность к литургической традиции, духовной практике молитвы, опыту отцов Церкви. Творчество Владимира Крючкова можно отнести как раз к этой группе.

1. Страницы жизни поэта. Обзор творчества

1.1. Владимир Крючков - православный священник - поэт

Владимир Крючков родился в городе Жердевка Тамбовской области. Больший отрезок жизни прожил там, хотя по стране по роду своей деятельности пришлось поездить немало. Военнослужащий запаса, 14 лет отдал Вооруженным силам, служил в пограничных войсках на китайской границе, затем проходил сверхсрочную службу на авиабазе в Жердевке.

Будучи военнослужащим, мало посещал храм. В своём интервью с журналистом передачи «Из жизни епархии» (телеканал «Союз») отец Владимир рассказал, что обратился к Богу в смутные дни, когда проходили реформы, калечившие армию. Полк расформировали, многие были вынуждены снять погоны, и вот тогда он стал задумываться: почему в стране такое происходит? что творится с нашим народом? Начал искать ответы на мучившие вопросы, и эти поиски привели будущего священника в Церковь.

Воцерковление началось в качестве обычного прихожанина Александро-Невского храма в Жердевке, затем - певчего клироса. Уже потом поступил в Тамбовскую духовную семинарию, и это стало переломным моментом. Те вопросы, которые мучили поэта не один десяток лет, вдруг неожиданно нашли свое разрешение. Ответы нашлись у мудрых священников-преподавателей, а также в библиотеке Тамбовской духовной семинарии, насчитывающей более сорока тысяч духовных книг и самой большой в ЦФО. Все это коренным образом повлияло на творчество, которым Владимир Крючков занимался с юных лет. Как и всякий молодой человек, в юности пытался писать стихи о любви, о природе. Уже тогда почувствовал, что не хватает какой-то глубины, не хватает чего-то очень важного, о чем надо сказать людям, донести свои мысли, чувства. Его поэзия получила совершенно другое направление, появился искомый стержень и тогда, по словам Владимира Крючкова, он «четко осознал, что высшая поэзия рождается в Церкви». В 2018 году в Тамбове вышел первый поэтический сборник Владимира Крючкова «Рубикон»

2. Общечеловеческие ценности в творчестве поэта-земляка

2.1. Основные темы и проблемы в творчестве В.Крючкова

Определяя задачи творчества, отец Владимир сказал в беседе со студентами ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, что «талант, который Господь даровал, должен нести в мир гармонию и красоту, а задача священнослужителей эту гармонию и красоту утверждать в душах».

Основная тема творчества отца Владимира - это Любовь. Любовь к Богу, Родине, Природе, ко всему человечеству ("Уроки истории", "Древняя песнь", "Отчий дом", "Чужая сторона", "Мой дом", "Эх, Человек…"). И в то же время в стихах этой тематики звучит тревога за то, что мы теряем эту любовь на земле:

Как же так вышло, как же так стало,
Что ни любви, ни добра в вас не стало?
«Не дозвониться…»

Поэт с грустью замечает, что мало кто задумывается об этом оскудении сегодня. В этом чувствуется усталость священника, пытающегося исправить, изменить, поднять падающего, но попытки эти кажутся лирическому герою тщетными:

Остановись, бегущий человек,
И вспомни, что земной недолог век.
«Остановись…»

Не дозвониться,
Не достучаться
И не дозваться,
Не докричаться.

<…>
…Смолкнешь, не тратя
Слов бесполезных…
«Не дозвониться…»

Никого ничему не научишь,
Никому ничего не докажешь,
Только сердце напрасно измучишь,
А узлов на судьбе не развяжешь.
«Никого ничему не научишь»

Редко встречаются размышления от первого лица множественного числа:

Мир для нас усох в размеры ноутбука…
«Где твоя, о человече, воля?»

Но в век сплошной пластмассы
Природа уж не в моде.
Эх, век наш двадцать первый,
Куда деваться нам?
«Пластмассовая песня»

Эта тревога проходит через весь сборник поэзии. Вспоминает ли поэт о своём детстве, рассказывает ли о малой родине - везде слышится это недоумение: почему «они» такие?

«Чают добра, только лень им подняться…»

«Потеряв человеческий лик,
Мир за место под солнцем дерётся»

«Я помощи ждал, а в ответ получал лишь издёвки»

Дайте покоя. Отстаньте, оставьте!
Как надоел этот ваш маскарад!
Свечку за грешную душу поставьте
И не зовите, не ждите назад.
«Дайте покоя…»

Люди без совести - точно калеки,
Сами страдают и мучат других
«Рынок»

Удивляйтесь! Удивляйтесь!
Да чего же вы все не удивляетесь?»
«Древняя песнь»

Беспечно нынешнее племя -
Его сознанье не тревожит,
Что всё Господь даёт на время
И вмиг отнять любое может
«Пора покаяться…»

Нынче слушают. Только молча.
Что покаялись, делают вид.
Но прищуренный взгляд тот волчий
Иногда средь толпы горит.
«А вот этого ты не трогай!»

Толкает будто кто в ребро
Не другу растворить объятья,
Не сделать ближнему добро,
А с блеском дать мероприятье.
«Его величество пиар»

Сам поэт понимает, что этой боли за человека слишком много на страницах и объясняет, почему:

Замечает пытливый читатель
Всё, что прячешь порой между строф
«Как ты зол!» - мне заметил приятель,
Прочитавши один из стихов.

<…>
…поэты, как малые дети,
Больше злятся на тех, кого любят…
«Замечает пытливый читатель»

В стихотворении «Любовь и жалость» эту мысль поэт развивает:

Путать жалость с любовью не будем.
Если хамство не гнать, то тогда
И душе, и жилищу, и людям
Принесём мы немало вреда.

Жалость гнёт. И погубит любого,
Кто не сбросит её. Оттого
Добрый врач не жалеет больного, -
Просто любит и лечит его.
«Любовь и жалость»

Общаешься с такими разными стихами автора - и слышится то молитва-призыв "Прочь эгоизма стальные оковы! Наше спасенье в правде Христовой" в стихах "Пилигрим", "Молитва", "Великий пост", то задушевная беседа-песня, такую как "Романс" или "Тихая гавань".

Стихи о природе, сезонные зарисовки отражают настроение автора, его размышление о людях и собственной жизни ("Уже апрель", "Добрая осень", "Межсезонье", вальс "Лесной царевич").

«Степи, степи России, -
Ни конца, ни начала,
И тревожатся думы
Светлой русской печалью…»

«Не меняя извечных законов,
В старых липах появится проседь…»

«Верная осень - седая подруга,
Сколько же раз ты спасала от бед!
Сколько ночей неуютных, бессонных,
Тёмной, холодной тоски глубину
Ты отогрела ладонями клёнов,
Что к моему протянулись окну»

«Сентябрьский закат за окном догорает,
И осень у неба крадёт синеву,
И яблоки - память отнятого рая,
Как слёзы Адама, спадают в траву»

У поэта много размышлений о малой родине:

«Мой дом родной - гнездо и колыбель,
Спаси от бед и душу отогрей!»

«Малая родина, ты мне прости,
Что я так долго жил без тебя!»

«Только сердце моё то ли здесь, то ли там, -
Его тянет на родину в отчую землю»

«Тихий город, ты жди, -
Я приеду к тебе непременно…»
Уваровский вальс

«О мой Тамбов, ты вновь в моей судьбе
Зажжён как в поздней осени костёр»

Есть одна специфическая тема в творчестве Владимира Крючкова - тема локальных войн («Друзьям, ветеранам Афгана», «исповедь воина», «Подумай, «заказной» поэт…», «Эх, человек»)

Главную мысль, объединяющую эти стихи, поэт высказал в стихотворении Пирровы победы:

Сдай в музей ордена и медали, -
Времена полководцев прошли.
Войны войнами быть перестали,
Вместо них - выжиганье земли.

Не обошёл поэт и тему поэзии («Поэзия - хорошее вино», «Два друга», «Как лодочка к заветному причалу…», «куда бы жизнь поэта не водила», «Муки творчества», «Брюзжать не буду…», «Мучаешь бумагу в сотый раз», «Тихия радости»)

Когда ты от печалей занемог,
Отчаявшись, махнул на всё рукою,
Стих лезет, как назойливый зверёк,
И тычется, и не даёт покоя.

Стихи - они как дети поначалу,
И ты их любишь, пестуешь, гордишься.

Мучаешь бумагу в сотый раз,
Не нашедши нужного сравненья.
Всё уже написано до нас,
И к чему ещё стихотворенья?

Да, поспорить трудно с Мудрецом,
И о мире прежнем грусть не скроем мы,
Но поэт с задумчивым лицом
В силах обновить его по-своему

Тема старости тоже нашла своё место в поэзии Владимира Крючкова. Поэт не боится её, а с мудростью принимает, ведь это всего лишь миг по сравнению с вечностью:

Гостям не ведома усталость,
Средь юбилейной мишуры
Последней постучалась Старость
И принесла свои дары
«Гостям не ведома усталость»

Как ни хорохоримся,
Мы здесь только гости.
Просочилась молодость,
Как песок из горсти.
«Как ни хорохоримся…»

Пещись о внешности своей?
Да это ль душу греет?
…Кто любит Бога и людей,
Вовек не постареет.

Нет, седина годам не укоризна,
Ведь жизнь прожить - не поле перейти.
Дай, Господи, испить остаток жизни
И не свернуть с избранного пути

Жизненный опыт позволяет поэту обратиться к молодому поколению, чтобы услышали и поняли. Время скоротечно, надо исправляться. "Разговор у подъезда" - короткий диалог стариков и внуков - юмор и жизненная правда, это вечная проблема отцов и детей. "Где же твоя, о человече, воля?" - спрашивает поэт, обращаясь к нам, погрузившимся в Интернет, одолеваемым порой вещизмом. Отец Владимир призывает нас избавиться, как от мусора, от навязанных мыслей, от потребностей в дорогих и ненужных вещах. Настоящее богатство - в Природе, Созидании, Любви. Как болеет отец Владимир за всех нас! Порой недоволен собой, критикуя за несовершенство. Всё пытается достучаться до людей, что-то донести полезного и доброго до них, и вдруг... упадёт ему белое перо, и вспомнит он, как с детства считал себя белой вороной ("Малая родина", "Вторичный экзамен").

2.2. Общечеловеческие ценности в поэзии Владимира Крючкова

Мне видится сквозь творчество Крючкова его образ: светлый, благородный, неравнодушный. Поэт говорит с читателем о смысле христианской жизни, о вере, о Боге, о любви. Как бороться с внутренними врагами? Почему мы теряем мирное состояние? Поэт напоминает читателям, что в век Интернета, культа денег, пиара, имиджа и технологий и человеческой гордости человек не должен забывать о таких общечеловеческих ценностях как Любовь, Доброта, Терпение, Смирение перед величие Творца, бережное отношение к окружающей природе и безусловная ценность человеческой жизни.

Душа должна накапливать бесценный опыт встречи с Богом. Минуты, проведенные с Богом, формируют нашего внутреннего человека. Встречаем мы Бога через человека, который есть образ и подобие Божие. Встречаем мы Бога в своем сердце. И если мы хотим быть всё время с Богом, то Бог будет всегда с нами…»

Поэзия Владимира Крючкова помогает духовно-нравственному воспитанию через общение с духовным Словом, которое обращает читателей к Православию, добру и миру. Поэзия способна глубоко проникать в душу. Эти стихи затрагивают те потаенные уголки нашей души, которые в обычной суетной жизни нам не открываются.

Такая поэзия наполняет душу добротой, заставляет читателя говорить со своей совестью.

2.3. Стихи, отобранные для первого знакомства подростков с творчеством православного поэта о.Владимира Крючкова

Проанализировав сборник поэзии, я отобрала стихи, которые, на мой взгляд, будут созвучны душе подростка. Помогут озвучить то, что чувствуется, но не находит выражения в слове. Поэзия Крючкова проста для понимания, не насыщена церковнославянизмами, а говорит о понятных вещах понятными словами.

  • «Бессонница»
  • «Степи России»
  • «Сыплет снег»
  • «Отчий дом»
  • «Где твоя, о человече, воля?»
  • «Чужая сторона»
  • «Любовь - не водопад»
  • «Пластмассовая псеня»
  • «Конец света»
  • «Явленье под названием любовь»
  • «Мать Россия»
  • «Разговор у подъезда»
  • «Два друга»
  • «Старый дом»
  • «Как лодочка к заветному причалу»
  • «Неужели нам не понимается»
  • «Молодость»
  • «Его величество пиар»
  • «Эх, человек»
  • «Ангелу-хранителю»

Вывод

Проанализировав сборник поэзии Владимира Крючкова, можно с уверенностью сказать, что его путь к Богу может стать примером для подростков. Для поэта жизненные ценности - ценности, заповеданные в Евангелии: любовь к ближнему, смирение и прощение.

Тематика сборника разнообразна. Много стихотворений посвящено природе, поэзии, философским размышлениям о путях человека, о смысле жизни, о Вечном и сиюминутном. Через всё творчество проходит призыв к человеку остановиться, задуматься, покаяться.

Автор категорически отвергает войну. Время великих побед прошло, считает он. Все современные войны ведутся ради денег и славы, поэтому гордиться медалями за боевые заслуги стыдно. Ведь за каждой медалью - потерянная человеческая жизнь.

Боль, которую испытывает автор нельзя путать со злостью и раздражением. Не назвав болезнь, не возможно её вылечить. Поэтому хоть и горько, но приходится указывать человеку на его недостатки. Быть священником - это очень большая ответственность перед Богом. Православный пастырь на сельском приходе не только духовник, но и психолог, и врач. Он врачует души человеческие. Все переживания людей пастырь пропускает через себя.

Тема старости - тема покаяния. Человек должен понять, что весь жизненный путь - это путь к Богу.

Самая светлая и лёгкая тема - поэзия. Стихи - дар Божий.

Творчество Владимира Крючкова доступно и понятна подростку. Здесь нет назидательности, уверенности в своей правоте. Автор признаётся, что много ошибок совершил в жизни и пытается на своём примере показать, что важно, а что второстепенно. Такого поэта понимаешь, такому человеку веришь.

Заключение

Самый тяжелый труд это, конечно, врачевание людских душ. Люди приходят, в основном, со скорбями и горестями, а священник обязан дать каждому нужный совет и ни одного человека не должен отпустить без утешения. Все эти переживания священник обязан пропустить через свою душу, через свои ум и сердце, и всячески постараться помочь человеку. Это очень сложно, этому нужно непрестанно учиться, имея огромное терпение и мужество.

А радостное для священника, прежде всего, приход в Церковь людей, искренне желающих понять смысл жизни, желающих приблизиться к Богу. Радостно, когда Господь вкладывает в сердце пастыря нужные слова и люди их принимают. Радостны встречи с благодарными верующими, из откровений которых сразу становится понятно, что даже небольшие усилия священника не прошли зря, потому что человек остался в Церкви. Такие события останутся в памяти, и в трудные минуты, при появлении вражеских наветов и искушений, эти воспоминания дадут новые силы и разом перечеркнут все плохое. А после этого душа, конечно, приободрится и захочется вновь и вновь благодарить Господа за поддержку и повторять: «Слава Богу за все!»

Владимир Крючков

Список использованной литературы

  1. Иеромонах Иов (Гумеров) о христианских ценностях https://pravoslavie.ru/7007.html
  2. Камбарова К.У. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1810-1812. - URL https://moluch.ru/archive/115/30384/ (дата обращения: 17.10.2019)
  3. Современная православная поэзия В.Н.Бараков ж-л Вестник Череповецкого государственного университета, 2012.
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-pravoslavnaya-poeziya
  5. Интервью Владимира Крючкова
  6. https://uvar-eparhia.ru/index.php/2013/10/vy-sshaya-poe-ziya-rozhdaetsya-v-tserkvi/
  7. 5. Беседа с о.Владимиром Крючковым
  8. https://uvar-eparhia.ru/index.php/2013/05/nachalo-pasty-rskogo-sluzheniya-interv-yu-s-novorukopolozhenny-m-svyashhennikom-vladimirom-kryuchkovy-m/
  9. http://muchkap.cerkov.ru/2016/08/13/1575/