Приемы формирования читательской грамотности

Разделы: Литература

Ключевые слова: читательская грамотность


"Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться".

Э.Тоффлер

«Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д.Ушинский. - Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное».

Чтение - это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение - это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя - преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

I. умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

  • умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
    • найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
    • основываясь на тексте, сделать простые выводы;

II. умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:

  • устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
  • интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
  • реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Задачи:

  • научить осознанно, правильно, выразительно читать;
  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
  • самостоятельно выбирать книги для чтения;
  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
  • развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания идр. как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

  • осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
  • пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов;
  • характеристика героя;
  • написание отзыва;
  • написание сочинения. др.

I. Мотивация учения

Приём «Верите ли вы …»

  • Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
  • Верите ли вы, что урок длится 45 минут?
  • Верите ли вы, что школа может существовать без детей?
  • Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?
  • Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?
  • Верите ли вы, что по окончании мастер - класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
  • Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?
  • Верите ли вы что формирование читательской грамотности - не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока. связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

После знакомства с текстом учебника спросить: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.

II. Практическая демонстрация приемов

Некоторые приемы работы с текстом, их очень много, с тремя приёмами вы поработаете в группах.

  • Группы работают 7-10 минут.
  • Учитель оказывает помощь участникам групп.
  • С наработанными материалами выступает 1 представитель группы

1. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: "Текст", "Тема текста". Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

2. «Кластер»

Описание приёма: Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). Как применяется на уроке:

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Рассмотрим пример применения данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).

Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.

В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную - в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

3. Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример.

По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

  • Кто?Что?Когда?
  • Может…?
  • Будет…?
  • Мог ли…?
  • Как звать…?
  • Было ли…?
  • Согласны ли вы…?
  • Верно ли?

«Толстые» вопросы

  • Дайте три объяснения, почему…?
  • Объясните, почему…?
  • Почему вы думаете…?
  • Почему вы считаете…?
  • В чём различие…?
  • Предположите, что будет, если…?
  • Что, если…?
  • Может…?
  • Будет… Мог ли…?
  • Согласны ли вы…?
  • Верно ли…?

Задание для группы 1. Разбить текст на смысловые блоки. Озаглавить каждый блок и текст в целом. (либо менять абзацы местами, они встраивают в правильной последовательности- связь с уроком).

Задание для группы 2. Составить к тексту вопросы, используя приём «Тонкие и толстые вопросы».

Задание для группы 3. Составить кластер. Ключевое слово - ТЕКСТ.

Основные признаки текста

Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уроке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложения темой и основной мыслью в единое целое, или в текст.

Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Текст может быть представлен в устной или письменной форме. Непроизнесённого, ненаписанного, ненапечатанного текста быть не может. Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец. Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль. Тема текста - то, о чём написан текст. Основная мысль текста - то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан. Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio - представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то. Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на абзацы. Каждый абзац начинается с красной строки.На выполнение заданий дается 8 мин.

4. Приём «Лингвистическая сказка»

Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста,применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На_________небе мгла носилась;
Луна, как________пятно,
Сквозь________ _______желтела,
И ты __________сидела-
А нынче погляди в окно:
__________небесами
_________коврами,
Блестя на солнце, снег лежит

5. Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Технология приема: Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

Принять участие в «конкурсе шпаргалок». Конкурс шпаргалок - форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

  • «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
  • в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
  • количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

6. Концептуальная таблица

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример.

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

  • Помещик
  • Окружающая обстановка
  • портрет
  • характер
  • Отношение к просьбе Чичикова
  • Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению)

Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно- синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой красной вроде серенькой

На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами

Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу

Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян

Коробочка (попал случайно во время дождя)

Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины

Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее

Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями

Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций

Ноздрев (познакомился в городе, встретился в трактире в пути к Собакевичу)

Конюшня, где 2 лошади; пруд; псарня в отличном состоянии: был среди псов как отец семейства; плохие земли; в кабинете висели сабли и ружья, кинжалы, шарманка, трубки

Среднего роста, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж

Играет в карты, лихач, кутила, любит погулять; дома больше дня не может усидеть; исторический человек, рассказывает небылицы, врёт

«Зачем они тебе? Верно, что-нибудь затеял? Пока не скажешь, не сделаю»; не верит объяснениям Чичикова, называет его мошенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него

В своей работе особое внимание уделяли такому виду работы, как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, И.А.Бунина, К.Г.Паустовского, М.М.Пришвина и других авторов. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности.

7. Комплексный анализ текста.

Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний, но уже не только на уроках русского языка, а на уроках обществознания (задание ОГЭ). Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

ИГРА С ЗАЛОМ

«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.

Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:

  • 1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
  • 2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль;
  • 3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы;
  • 4 строка - фраза, несущая определенный смысл;
  • 5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Тучи
Блуждающие, бездомные (холодные, свободные)
Странствуют, мчатся, плывут
Блуждающие тучи странствующие по свету
Печаль

Стихотворение «Тучи» М.Ю.Лермонтов - читают, составляем синквейн. Работают все.

III. Подведение итогов

- Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;
  • пополнять речевую память учащегося;
  • обогащать словарный запас;
  • продуктивно усваивать учебный материал;
  • прививать эстетический вкус;
  • формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Список литературы

  1. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности, 2013г
  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. - М.: Просвещение, 2010, - 159 с.
  3. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.
  4. Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. - М., 2009
  5. Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html
  6. Коротаева Е.В., руководитель лаборатории «Формирование читательской компетентности в начальной и основной школе (чтение в системе универсальных учебных действий», 2013г.
  7. Cметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. - М.:Баласс, 2011, - 128 с.