Проектная деятельность на уроках литературы по творчеству А.П.Чехова в 10–11-х классах

Разделы: Литература

Классы: 10, 11

Ключевые слова: А.П.Чехов


Из современных педагогических технологий проектная деятельность является самой актуальной и востребованной [1,2]. В 10 классе при преподавании литературы я организую проектную деятельность в период прохождения следующих тем по творчеству А.П.Чехова: рассказов «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др., а также драматургических произведений - пьес «Вишневый сад», «Три сестры» (по выбору). Основными задачами организации проектной деятельности именно по этим произведениями, по моему мнению, являются:

  • стимулирование интереса у учащихся к теме «маленького человека» в русской классике и произведениях А.П.Чехова.
  • обучение умению противопоставлять «футлярных» людей в чеховских рассказах и современного человека, живущего в мире интернета.
  • обучение умению работать с текстом: выделение главного, поиск аргументов в подтверждение своих рассуждений в рамках развития функциональной грамотности.
  • развитие умения сопоставлять и сравнивать лаконичные, выразительные художественные детали чеховской прозы.
  • обучение организации работы по анализу психологических характеристик и роли главных и второстепенных персонажей в чеховской пьесе.
  • поиск аргументов для защиты своих теории (что является одним из важных элементов подготовки к Итоговому сочинению в 11 классе).

На уроках литературы в 10-11 классах во время изучения произведений А.П.Чехова, я создаю познавательную проблему, исходя из тематики произведения, и предоставляю детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Тематика, предлагаемых проблем для выполнения проектов, в ходе моих уроков:

1. События, обуславливающие проблематику произведения: например,

- Причина трагедии «Вишневого сада», «Дамы с собачкой» и др. (на выбор учащегося).

- Поступки главных и второстепенных персонажей рассказов, отношение современных людей к данным проблемам.

- Актуальность поднятых проблем для современного человека.

- События на выбор учащегося.

2. Герои произведений

- Психологический портрет «Маленького человека» или «Человека в футляре».

- Характеристика поступков главных и второстепенных персонажей.

- Персонаж на выбор учащегося.

- Взаимоотношения персонажей как основная составляющая произведений А.П. Чехова.

После выбора темы наступает подготовительный период, в рамках работы над Итоговым сочинением, наиболее предпочтительно, чтобы в организации проектной деятельности присутствовало эссе-рассуждение. Это создаёт условия для прохождения учащимися следующих этапов:

  • Определение с выбором темы.
  • Определение с направлением рассуждения, с нравственным направлением.
  • Требования к детальному рассмотрению содержания или достаточно рассуждения по ходу событий.
  • Учащимся необходимо определиться, в какой форме будет работа, индивидуальная или групповая, возможна работа в парах.
  • Определение со временем, которое займёт проект.
  • Представление итогов работы.

В ходе решения познавательной задачи я предоставляю детям возможность выбрать тему, которая требует детального рассмотрения, используя ранее усвоенные знания и умения. После ознакомления с произведением необходимо не только обсудить содержание, но и предоставить детям возможность проявить творческий подход, представить понравившийся сюжет и т.д. Или же отработать навыки самостоятельного поиска и отбора необходимой информации в дополнительных источниках и на просторах интернета.

Поэтому при выполнении проектов по литературе у учащихся появляется возможность рассмотреть темы интересные и остро значимые для современных школьников.

В старших классах учащиеся в полной мере осваивают технологию по получению новых знаний: от выбора темы до организации своей деятельности по поиску и отбору информации. Опираясь на собственный опыт, хочу отметить, что теперь на учителя ложится роль инициатора и наставника ученика, когда приходится выбирать из предложенных тем по планированию наиболее интересные для учащихся и значимые для предмета.

Таким образом, применение проектной деятельности на уроках литературы способствует реализации воспитательных, образовательных и развивающих задач. Использование проектной деятельности является общим для практически всех учебных предметов и активирует связи между ними. В ходе выполнения проекта у учащихся есть возможность проявить свои способности и личностные качества. Проектная деятельность является важнейшей технологией для формирования научного мировоззрения и развития потенциала самостоятельной работы учащихся [3].

Основными условиями успешности проектной деятельности являются: интерес учащихся к содержанию проекта, посильность работы с возникающими проблемами, значимость получаемой при решении проблемы информации, доброжелательное отношение преподавателя к свободному мыслительному процессу учащегося.

Список литературы

  1. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В.Байбородова, Л.Н.Серебренников. - Москва: Просвещение, 2013. - 175 с.
  2. Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетеностно-ориентированного образования [Текст]/ Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. - Самара: Учебная литература, 2006. - 159 с.