Предмет: |
Литература |
Класс: |
7 |
Тип урока |
Урок-диалог, ориентированный на ценностно-смысловое самоопределение учащихся |
Задачи: |
|
Воспитательная: |
Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к участникам войны, к героическому прошлому своего народа. |
Образовательная: |
развитие умений анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему и идею произведения, характеризовать героя; |
Развивающая: |
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; |
Планируемые результаты |
Личностные: формирование любви к Родине и чувства патриотизма;
|
Применяемая технология: |
ТРКМ |
Ресурсы |
Б.Екимов «Ночь исцеления», М.Шолохов «Судьба человека» (фрагмент), С. Алексиевич «Мы ели … парк» (сто недетских рассказов о войне) |
Ход урока
1. Вызов
- Ребята, вам были предложены для внеклассного чтения несколько произведений. Назовите их.
- Какая тема объединяет все эти произведения? (Тема войны).
- Сегодня мы с вами обсудим прочитанное, обобщим. Урок я назвала «Эхо войны». Но хочу услышать ваше мнение о формулировке темы после обсуждения произведений. Согласны?
- Ключевым словом сегодняшнего урока является слово ВОЙНА. А какой антоним вы знаете к этому слову?
- А еще хочу предложить вам пары слов-антонимов. Из каждой пары выберите слово, которое подходит к тематической группе «Война».
Война - мир. Счастье - горе. Порядок - беспорядок. Враг - друг. Сытость - голод. Нужда - достаток. Легко - трудно. Жизнь - смерть.
- Какой смысловой ряд слов у нас получается? Поделитесь, пожалуйста.
- Что приносит война? Как она влияет на человека?
- Скажите, пожалуйста, в чем особенность этих антонимов?
Фронт - тыл, спасать - губить, радость - печаль, находить - терять.
- Подходят ли оба слова для темы урока?
2. Осмысление
Часть 1. «Фронт и тыл». По рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления».
- Тяжело было на фронте, но и в тылу женщинам, старикам, детям было не легче. Остановимся на рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления».
- Кто главные герои этого рассказа?
- Что пришлось пережить бабе Дуне во время войны?
- Приведите детали, которые помогают представить происходившее много лет назад?
- Почему баба Дуня не может забыть произошедшее?
- Кто смог помочь бабе Дуне? Как вы думаете, почему это помогло?
- Что помогает справиться с трудностями?
Подводим к выводу: война и через много лет продолжает жить в памяти, в сердцах людей. Такое нельзя забыть.
Часть 2. «Находить - терять, радость - печаль». По фрагменту из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека».
- Дайте портрет мальчика. О чем говорит нам этот портрет?
- Прочитаем диалог мальчика и шофера.
- Что пришлось пережить ему к моменту встречи с Андреем Соколовым.
- Почему мальчик поверил сразу в то, что его нашел отец? Как в его речи передается эмоциональное состояние мальчика? Как автор передает взволнованное состояние мальчика?
- Что война отняла у мальчика?
- Какие ассоциации могли возникнуть у Вани со словом ДЕТСТВО?
- Какой след оставила война в жизни Вани?
Подводим к выводу: Ваня потерял на войне семью, но потом нашел семью в лице Андрея Соколова. Только добрый человек сможет дать любовь, внимание, заботу.
Часть 3. Радость - печаль. По тексту С.Алексиевич «Мы ели … парк» (сто недетских рассказов о войне)
Цитата: «Мы не гуляли в парке, мы его ели».
- Как это ели?
- Почему ленинградские девочки «совершенно не могли видеть голодного человека»? Почему они подкармливали голодных немцев? Разделяете ли вы их позицию?
- Когда дети стали замечать красоту природы?
- Скажите, пожалуйста, смогут ли дети забыть когда-то то, что они пережили?
3. Рефлексия
- А теперь вернемся к теме нашего урока «Эхо войны». Какие синонимы вы знаете к этому слову? (Эхо, отзвук, след, отпечаток, отголосок).
- Почему такую формулировку мы взяли?
- На всю жизнь оставляет след война, и через десятилетия люди слышат его отзвуки. «Не бывает совсем не пострадавших от войны…»
- Какой след оставила война в жизни наших героев?
- Что важно нам помнить? Почему нельзя забывать о героическом прошлом страны?
- А знаете ли вы, какой след оставила война в жизни ваших родных?
- Какую задачу для себя ставите?
Домашнее задание: проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».