Идея интеграции в обучении, конечно, не нова. Но как по-новому зазвучала она в свете новых стандартов! В Федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».
Интеграция становится сегодня одним из важнейших методических направлений в процессе модернизации образования. Именно интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, рассматривать явления с нескольких сторон, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии, способствует рождению качественно новых знаний.
Интегрированные уроки литературы помогают ярче представить художественный образ, понять специфику литературного произведения, усилить нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие произведения. Как правило, это уроки творческого поиска, в ходе которых дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Такие уроки всегда имеют высокую эффективность и значимость.
В моей практике есть опыт проведения интегрированных уроков, где взаимодействуют литература, живопись, музыка.
В последнее время я серьёзно интересуюсь вопросом: «Как использовать кино на уроке литературы?»
Литература и кино тесно взаимосвязаны. Недаром знаменитый режиссёр Сергей Герасимов утверждал: «Мощь кинематографа как раз и прежде всего в нерасторжимом родстве с литературой».
Уже много лет в моей методической копилке хранятся видеофильмы, материалы литературных передач телеканала «Культура», к которым я обращаюсь, готовясь к урокам.
Сегодня уже не представляю знакомства старшеклассников с личностью Сергея Есенина без фрагментов из фильма Игоря Зайцева «Есенин». Уроки по творчеству Михаила Булгакова немыслимы без замечательных фильмов Владимира Бортко «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
Фильм эпопея Сергея Герасимова «Тихий Дон» ярко, достоверно иллюстрирует жизненный уклад донских казаков, обычаи, непростую эпоху. Традиционно начиная изучать повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», я обращаюсь к демонстрации фрагментов одноимённого фильма Владимира Бортко. Панорамные сцены, живописный украинский простор, прекрасная детализация быта, костюмов… Смотришь кадры из фильма и чувствуешь колорит, атмосферу, дух того героического времени. А великолепная игра актёра Богдана Ступко, его пламенная речь о любви и верности к Родине по-настоящему впечатляет ребят.
Казалось бы, в школьном возрасте читать эпическую поэму Гомера непонятно, запутанно, скучно. Но в 1997 году гениальное творение Гомера перенёс на экран Андрей Кончаловский, создав фильм «Одиссей». Роскошная постановка поэмы, история странствий Одиссея помогает детям погрузиться в динамичный, могучий и бесконечно обворожительный мир, мастерски описанный греческим поэтом.
Фильм-эпопея С.Ф.Бондарчука «Война и мир» прочно вошёл в систему уроков по роману Л.Н.Толстого.
Готовясь к уроку, я обязательно продумываю систему привлечения того или иного эпизода, задаю себе вопросы: «Что необходимо посмотреть? На каком этапе занятия? Каков объём видеоматериала? Какова цель его использования?»
Работа с фильмом не всегда носит иллюстративный характер. Просматривая фрагменты, школьники вчитываются в текст художественного произведения, выявляют сходство и отличие текста и фильма, авторскую позицию писателя и режиссёра, анализируют, сопоставляют произведения разных искусств.
Пример тому работа над повестью Пушкина «Станционный смотритель», которую мы прочитали в 7 классе.
Фильм «Станционный смотритель», снятый Сергеем Соловьёвым в 1972 году, помогает изменить однозначные оценки персонажам, пояснить жизненные обстоятельства и конфликт между героями. Герои в фильме живут напряжённой внутренней жизнью, которую и показывают режиссёр, используя кинематографические приёмы.
- Каков пейзаж в фильме? Какую роль он играет?
Дом смотрителя, стоящий у дороги, с покривившимся плетнём, убогими воротами, вокруг - пустота, ни души, ни избы. Только открытый со всех сторон горизонт, унылый, однообразный пейзаж и небо.
Приходим к выводу: Что ещё может так остро передать человеческое одиночество!
Предлагая посмотреть второй эпизод, задаю вопрос, чем и почему отличается от пушкинской Дуня, которую мы видим в фильме?
В повести перед нами юная кокетка, знающая свою силу, вступающая в разговор с приезжим без робости. У Соловьёва Дуня вообще не разговаривает: молча пьёт чай, опускает глаза, смотрит в окно. Её красота так уникальна, так не сочетается с серым однообразным пейзажем. В печальном взгляде - обречённость. Белкин в повести видит Дуню впервые, когда той 14 лет - возраст, когда ещё рано задумываться о судьбе. Дуня в фильме взрослее, этим объясняется её задумчивость, её погружённость в себя.
- Почему режиссёр показывает Дуню у окна?
- О чём думает она?
Дряхлый дом, скромная комната, всё это отгораживает Дуню, которая напоминает птицу в клетке. Мы смотрим вместе с девушкой не в окно, а через него, пытаясь разглядеть какой он, иной мир.
Что ждёт её? Кому нужна она, кроме отца? Неужели она обречена всю жизнь провести в этом убогом доме, в этой унылой местности? Разве не может молодая красавица не мечтать о счастье, о любви?
Становится понятным, почему Дуня уезжает с Минским. Она оказывается перед страшным выбором (душевный покой отца или возможность начать новую жизнь). И Минский не расчётливый обманщик, не коварный соблазнитель, а влюблённый малый, поступающий по принципу «пан или пропал».
Для того чтобы передать на экране дух, мысль, стилистику литературного произведения, сделать слово зримым, необходимо найти кинематографические эквиваленты словесных образов. В этом случае экранизация не только максимально приблизится к литературному источнику, но и удивит зрителя талантливыми режиссёрскими находками.
В качестве подтверждения этой мысли пример из художественного фильма «Дама с собачкой» по одноимённому рассказу А.П.Чехова. Сцена прощания Гурова с Анной Сергеевной в Ялте, на перроне, занимает всего полстраницы. Автору важен не сам момент расставания героев, а состояние Гурова, его мысли, когда поезд с Анной Сергеевной уже растаял в «тёмной дали», потому что с этого момента и начинается другая жизнь чеховского героя. … «Он был растроган, грустен и испытывал лёгкое раскаяние…оттого, что в обращении с ней сквозила тенью лёгкая насмешка, грубоватое высокомерие счастливого мужчины.»
Как изобразить на экране это состояние?
Режиссёр И.Е.Хейфиц нашёл очень простой и выразительный способ изображения состояния героя. * Проводив взглядом удаляющийся поезд, Гуров медленно идёт по перрону и видит обронённую Анной Сергеевной перчатку, поднимает и с усмешкой смотрит на неё, а затем, проходя мимо вокзальной ограды, небрежно кладёт на неё перчатку и уходит.
Ребята понимают, что если бы Гуров любил Анну Сергеевну, если бы ему были дороги воспоминания о ней, он непременно взял бы её перчатку и бережно хранил.
Интересно, на мой взгляд, проходит работа с видеофрагментом на уроке, посвящённом главе 6 «Мёртвых душ». Знаменитая «плюшкинская» глава.. Ребята прочитали главу заранее. Перед просмотром видеофрагмента прошу сравнить, как рассказал о жизни Плюшкина Гоголь и как о ней «рассказано» средствами кино. (свет, музыка, звуки, общий и крупный план).
Большому отрывку в книге Гоголя отведено несколько минут экранного времени, при этом не произносится ни одного слова, лишь отдельные слова угадываются по артикуляции губ. Зато особенно выразительны выделенные крупным планом детали, на которых кинокамера останавливается постоянно. Это связка ключей, рука Плюшкина, часы, лежащие рядом с хозяином. Выразительно световое решение в фильме. Изменения, медленно происходящие в Плюшкине, отражаются и на жизни всего семейства, всего дома. Свет постепенно становится более приглушённым, словно сумрак окутывает героя. Яркие праздничные тона сменяются тёмными. В финале вокруг Плюшкина никого нет. Меняется облик дома. Окна постепенно заколачиваются, цветники глохнут. Особое внимание привлекает звук заколачиваемых гвоздей. Мерный, холодный, равнодушный стук как символ умирания. Музыка к фрагменту. Сначала она мелодична и кажется, весела, но это обман. В ней изначально есть что-то настораживающее, что-то режет слух.
Мы наблюдаем, как два вида искусства соприкасаются.
Таким образом, обращение к фильму даёт возможность сделать чтение интересным, творческим. Большинство учащихся в классе вовлечено в разговор. Идёт процесс поиска, диалогическое общение. Их мысли глубоко личностны, переживания эмоциональны. Не в этом ли задача литературы?