Цель: Создание условий для развития нравственных качеств личности, коммуникативных умений посредством литературной игры.
Задачи:
- Обобщить знания учащихся об авторских и народных сказок.
- Развивать артистические данные учащихся, коммуникативные навыки.
- Воспитывать дружеские отношения в классе при выполнении совместных заданий.
Предполагаемый результат: дети знают сказки народные и авторские, умеют их анализировать; умеют совместно работать в коллективе.
Возрастной и количественный состав детей: 15-21 человек, 8 лет.
Основная идея дела: викторина, выявление и закрепление знаний о русских сказках, умение их различать.
Педагогические возможности дела:
- развивать у детей любознательность, сообразительность, творческие способности;
- умение быстро и четко формулировать свой ответ;
- способность работать в коллективе.
Условия проведения:
- чтение художественной литературы;
- до проведения мероприятия детей распределить на команды и предложить им выбрать сказку для ее драматизации.
Перечень необходимого оборудования: Иллюстрации к сказкам, проектор, реквизиты для конкурсов, костюмы для инсценировок.
Музыкальное оформление.
План подготовки дела:
- Чтение художественной литературы с детьми
- Распределение на команды
- Подготовка драматизации по выбору учителя с детьми
- Подготовка атрибутов
План проведения
- Выступление ведущего
- Объявление команд
- Проведение конкурсов
- Подведение итогов
Викторина по русским народным сказкам
Ведущий. Без чудес нет сказок. И что не сказка - то новое чудо! Прекрасную царевну колдун превратил в лягушку… Из косточек коровы выросла золотая яблонька с наливными яблочками… На сером волке верхом царевич доскакал до далёкого царства, откуда прилетает Жар - птица.
В русских сказках нет непоправимых бед и несчастий. Сказки наказывают злодеев, делают удачными добрых людей. Сказки кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса.
Сказка - выдумка, добрые пожелания, надежда. Тем она привлекательна. Сказка не обманывает, она очаровательна, а мечта делает человека сильным, окрыляет…
(Из - за ширмы раздаётся храп. Ведущий отодвигает ширму. На куче одеял лежит Емеля.
Ведущий
Это кто же здесь храпит?
Викторину он проспит.
(трясёт Емелю за плечо)
Кто ты будешь, отвечай!
Емеля
Ну, Емеля! Ну и че?!
Че толкаешься в плечо?
Ведущий
Так у нас сейчас игра.
А тебе вставать пора.
Емеля (встаёт)
То игра, а то - работа.
Мне работать неохота.
От работы только скука.
Позову-ка я лучше щуку.
Раз я по воду пошёл,
К проруби я подошёл,
В речке, в синей глубине,
Тихо на песчаном дне
Чудо дивное лежало
И меня как будто звало:
«Наклонись - ка над водой
И возьми меня с собой».
Как всё это получилось?
Коромысло наклонилось,
Вниз ко дну ведро спустилось -
Щука в нём и очутилась,
Ну, так щуку - то мне звать?
Ведущий.
Сам мне будешь помогать.
Емеля. Не-е! Не буду, не хочу!
Ведущий
Я, Емеля, не шучу!
Я ведь тоже щуку знаю,
С ней по-дружески болтаю.
Что, не веришь? Так смотри!
Я считаю: раз, два, три…
По щучьему велению,
По моему хотению,
Будь ты, Емеля, моим помощником в проведении викторины.
(Емеля быстро подбегает к ребятам, говорит: «Назови мне 10000 русских народных сказок»)
Ведущий.
Э-э, дружок, погоди.
По щучьему велению,
По моему хотению
Пусть Емеля не задаёт глупых вопросов,
а только те вопросы, которые составляют сегодняшнюю викторину.
Начинаем нашу викторину. Сегодня в ней принимают участие команды:
1. "Знайки"
Девиз:
"Кто много читает, тот много знает";
2. "Читалкины"
Девиз:
"Чтоб незнайкой не прослыть, с книгой мы должны дружить";
3. "Почемучки"
Девиз:
"Где? Зачем? И почему? - тайну разгадаю.
Книгу в руки я возьму - и ответ узнаю"
А судить конкурсы будет наше уважаемое жюри…. (представление жюри - уч-ся 4 класса).
Ведущий. Но прежде, чем начать нашу викторину, я хочу проверить, насколько готовы наши команды. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде. Побеждает та команда, которая даст больше ответов на вопросы за 1 минут. Вы должны отвечать быстро, если не знаете ответ на вопрос, тот говорите « Дальше». Итак, начинаем.
1 конкурс «Дальше»
1 к.
1. Что всегда ценится в сказках всех народов мира? Ответ: Ум.
2. Что в сказках, всегда побеждает зло? Ответ: Добро.
3. Какими словами начинаются русские народные сказки? Ответ: «Жили-были...» «В некотором царстве, в некотором государстве...».
4. Как называется струнный музыкальный инструмент, под звуки которого древнерусские певцы-сказители исполняли песни, былины и другие произведения устного народного творчества? Ответ: Гусли.
5. Каким ласковым словом очень часто называют своих отцов герои русских сказок? Ответ: Батюшка.
6. Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом? Ответ: Пир.
7. Какое самое популярное число в русских народных сказках? Ответ: Три.
8. Какое животное имеет кличку Сивка-Бурка? Ответ: Конь.
9. В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? Ответ: В сказке «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо».
10. Как звали царя, у которого Иван-царевич похитил Жар-птицу в сказке «Иван-царевич и серый волк»? Ответ: Афрон.
11. С помощью какого предмета можно убить самого страшного героя русских сказок? Ответ: Игла.
12. Как в русской народной сказке «Никита Кожемяка» названо жилище змея-людоеда? Ответ: Берлога.
13. Какое самое любимое место Иванушки-дурачка для сна и отдыха? Ответ: Печь.
2 к.
14. Что напекла злая мачеха на несостоявшиеся поминки по своей падчерице в русской народной сказке «Морозко»? Ответ: Блины.
15. Какого героя провели на пирожках? Ответ: Медведя из сказки «Маша и медведь».
16. Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»? Ответ: Вода.
17. Что затеяли две главные героини русской народной сказки «Правда и Кривда»? Ответ: Спор.
18. Что размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кашу.
19. Какой продукт питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ: Масло.
20. На чем ехал купец в город, а крестьянин - в лес, в русской народной сказке «Два мороза»? Ответ: Сани.
21. Как звали царевну, ставшей женой Иванушки-дурачка в русской народной сказке «Сивка-бурка»? Ответ: Елена.
22. Какой страшный предмет, надетый на палку, дала Василисе в качестве источника света Баба Яга? Ответ: Череп.
23. Без которого основного продукта, солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из топора»? Ответ: Без крупы.
24. В чем журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»? Ответ: Кувшин.
25. Как звали девочку из сказки «Морозко»? Ответ: Настенька.
26. Его считали дурачком, а он оказался умным? Ответ: Иванушка-дурачок.3 к
27. Сколько героев хотели съесть колобка? Ответ: Шесть.
28. Сколько сыновей было в сказке «Иван-царевич и серый волк»? Ответ: Три.
29. Кто был Бессмертным? Ответ: Кощей Бессмертный.
30. Жених Бабы Яги? Ответ: Леший.
31. Кто от хохота лопнул? Ответ: Пузырь.
32. Кто посадил репку? Ответ: Дед.
33. Чья жена оказалась лучше в сказке «Царевна-лягушка»? Ответ: Ивана-царевича.
34. Жена старика. Ответ: Старуха.
35. Какой характер был у мачехи в сказке «Морозко»? Ответ: Злой.
36. У кого украла рыбу лиса в сказке «Лисичка-сестричка и волк»? Ответ: У старика.
37. Кто поймал щуку в сказке «По щучьему велению»? Ответ: Емеля.
38. Кто бил волка в сказке «Лисичка-сестричка и волк»? Ответ: Бабы.
39. Чью дочь в злате и серебре везли в сказке «Морозко»? Ответ: Старикову дочь.
40. Кто попил воды и стал козленочком? Ответ: Братец Иванушка.
Емеля: Ай да молодцы, ребята. Вот бы мне столько знать! А смогут ли они справиться с моим заданием?
2 конкурс «Лишнее» (экран)
Емеля. Сейчас будет самый красочный конкурс: каждой команде предлагается плакат, на котором иллюстрации к сказкам. Команда должна исключить лишнюю сказку и обосновать свой выбор.
1 к. «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Муха-Цокотуха». («Муха-Цокотуха» - авторская сказка, остальные русские народные)
2 к. «Дюймовочка», «Снежная Королева», «Огниво», «Маша и медведь». («Маша и Медведь» - русская народная, остальные авторские, Г.Х.Андерсена)
3 к. «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди». («Гуси-лебеди» - русская народная, остальные авторские Ш. Перро)
Ведущий. Прошу подойти ко мне капитанов команд.
3 конкурс «Узнай сказку по его отрывку»
Вызывается по 1 участнику. Из ларца вынимаются карточки с заданиями. Команда читает задание и отвечает.
1 к.
Красна девица грустна -
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко -
Слёзы льёт бедняжка. «Снегурочка»
А дорога - далека,
А корзина - нелегка.
Сесть бы Мише на пенёк,
Съесть бы вкусный пирожок.
«Маша и медведь»Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке из копытца.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
2 к.
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки? «Три медведя»
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, простившись с зелёной кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
«Царевна-лягушка»Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме рыжей, вот так смех!
«Колобок»
3. к.
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к царю. «По щучьему велению».
Кря-кря, мои деточки.
Кря-кря, лебедяточки,
Погубила нас злая сестра,
Злая сестра подколодная змея
«Белая уточка»Помогла нам яблонька, помогла нам печка,
Помогла хорошая голубая речка.
Все нас укрывали, все нам помогали.
К батюшке и матушке мы домой попали.
«Гуси-лебеди»
4 конкурс «Инсценировка»
Емеля. Приступаем к самому интересному конкурсу. Каждая команда подготовила инсценировку сказки. Другие команды смотрят и угадывают название сказок. (Дети показывают подготовленные сказки)
Ведущий:
До чего ж хитра лиса!
Это прямо чудеса.
Мужичка перехитрила,
С воза рыбу утащила,
Обманула волка
Тоже очень ловко!
Инсценировка сказки "Лиса и волк"
Емеля. Какая сказка? Угадали ребята?
5 конкурс «Нарисуем сказку»
Емеля. Очутились мы в лесу, возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в нее попасть? Какие слова нужно сказать?
Дети: Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.
(на слайде появляется Баба Яга).
С закрытыми глазами выполняют рисунок избушки на курьих ножках.
6 конкурс «Подбери пословицы к сказкам»
Ведущий
Все сказки в мире непохожи.
Всегда присниться сказка может.
Но в детстве, говорю вам я,
Есть сказки наяву, друзья.
1 команда
- Дружба и братство дороже богатства («Теремок»)
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей («Царевна-лягушка»)
- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда («Репка»)
- Как аукнется, так и откликнется («Лиса и журавль»)
2 команда
- На языке медок, а на уме ледок («Волк и лиса»)
- Друзья познаются в беде («Кот, петух и лиса»)
- За добро добром и платят («Царевна-лягушка»)
- Ссора до добра не доводит («Заюшкина избушка»)
3 команда
- Без беды друга не узнаешь («Бобовое зёрнышко»)
- Кто как себя поведёт, такая слава и пойдёт («Волк и козлята»)
- Помогай другу везде, не оставляй его в беде («Гуси-лебеди»)
- За правое дело стой смело («Петушок - золотой гребешок»)
Игра со зрителями
В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня...
(не Василиса Премудрая, а Баба Яга)В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка.
Стройная фигурка,
Зовут ее...
(не Снегурка, а Кикимора)Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его...
(не Незнайка, а Леший)Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка...
(не Мороз, а Водяной)Он живет глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, ...
(не Пятачок, а Кощей Бессмертный)
7 конкурс «Собери сказку»
Команды получают по 1 набору разрезных картинок к сюжету русских нар. сказок (проводится жеребьёвка) Необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить её название.
Емеля
Вот болото на пути,
Нам его не обойти,
Чтобы выбраться живыми
Быстро сказку собери
(по 3 чел от команды)
Игра со зрителями. «Доскажи словечко»
- Цветик - ….(семицветик)
- меч - … (кладенец)
- сапоги - … (скороходы)
- шапка - … (невидимка)
- баба - … (Яга)
- ковёр - …(самолёт)
- палочка - …(выручалочка)
- скатерть - …(самобранка)
- доктор - …(Айболит)
- соловей - …(разбойник)
- кот - … (в сапогах, Матроскин)
- гуси - … (лебеди)
- Василиса - … (Премудрая, Прекрасная)
«У старухи он родился,
На лопату не садился,
Сам он просто крошечка,
А зовут…(Терёшечка)»«Как приехала на пир,
Удивила целый мир.
А Иван был очень строг.
Лягушачью кожу сжёг».
Ответ: «Царевна-лягушка»
Ведущий. Уж я не знаю, кого больше благодарить щуку или тебя; Емеля, за помощь и сказку.
Емеля. А чего нас благодарить? Мы всегда рады помочь. Это ребят надо благодарить. Вот они сколько сказок знают! Молодцы! Спасибо вам порадовали Емелю.
Ведущий подводит итоги
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Мой юный друг! Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей
Вот момент настал прощанья
Будет краткой моя речь: Говорю вам «До свиданья»
До счастливых новых встреч!