Литература
-
Урок внеклассного чтения "Надо помнить…" по повести А.Лиханова "Последние холода" для учащихся 6–7-х классов 2012
Цели урока: воспитание любви к чтению, развитие речи учащихся, воспитание доброты, благородства, человеческого участия.
-
Урок-размышление по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Дума". 9-й класс 2012
Урок посвящен одной из актуальнейших проблем – проблеме судьбы поколения. Эта проблема очень четко поставлена в произведении М.Ю. Лермонтова «Дума». Анализируя произведения, написанные до «Думы» и после нее, ученики приходят к выводу, что эта тема была и остается актуальной во все времена и у всех народов.
-
Открытый урок литературы "Поэтический гербарий". 6-й класс 2012
Цель урока: познакомить учащихся с лирическими произведениями русских поэтов, легендами и песнями о цветах.
-
Урок внеклассного чтения "Шорская поэзия на примере творчества Т.Тудегешевой". 10-й класс 2012
Урок внеклассного чтения посвящен изучению шорской поэзии на примере творчества Т.Тудегешевой (региональный компонент). В своих стихах Т.Тудегешева воспевает красоту природы гор и рек Шории, осмысливает историческое прошлое родины. Как отмечают критики, в ее произведениях постоянно присутствует тема фольклора талантливого шорского народа.
-
Идея и художественные средства воплощения в поэме А.А. Ахматовой "Реквием" 2012
На рубеже прошлого и нынешнего столетия, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой. Урок-лекция в 9-м классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэтессы.
-
Лимерики. Из английского в русский. 7–8-е классы 2012
Написание нетрадиционных творческих работ является не только средством формирования умений и навыков речевого общения, но и, развивая образное мышление, обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, так как современная система образования в большей степени нацелена на развитие логического мышления. Создание сочинений в жанре лимерика, а также литературный перевод лимериков с английского языка на русский вызывает огромный интерес у учащихся, так как требует от детей фантазии, воображения.
-
В таинственном мире баллады 2012
Мероприятие представляет собой театральную гостиную для учащихся старших классов. В сценарии обозначены баллады, на материале которых строится гостиная. Расписаны роли для участников и чтецов. Данное мероприятие знакомит учащихся не только с самим жанром баллады, но с историей развития жанра, с характерными особенностями данного жанра, с писателями и поэтами, обращавшимися в своем творчестве к балладам.
-
Образ собаки в повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" 2012
Урок литературы (внеклассное чтение) знакомит с образом собаки в произведении Г.Н. Троепольского, развивает умение классифицировать героев по заданному признаку, а также воспитывает учащихся в духе толерантности, любви к животным.
-
Преподавание литературы с использованием технологии опорных схем 2012
Задача уроков: проследить эстетическую преемственность между произведениями русской и современной литературой (романтизм – реализм – постмодернизм); формировать литературоведческие и исследовательские навыки у учащихся; провести сопоставительный анализ произведений русской литературы, объединенных общей тематикой: Россия и Кавказ.
-
Литературно-художественный конкурс в 9-м классе 2012
Цели урока: обобщение и систематизация знаний по литературе, развитие творческих способностей учащихся, развитие письменной и устной речи.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Весна". 5-й класс 2012
Этот интегрированный урок посвящен теме "Весна". По ходу урока перед учениками раскрывается яркость поэтического слова, его многозначность, звучат стихи о весне, ведется работа с картинами известных художников. Воспитательная роль урока заключается в том, чтобы учиться быть внимательными к поэтическому слову, понимать труд поэта, его душу, силу чувств. На примере видения весенней природы в стихах русских поэтов, у школьников формируется чувство гордости за русский язык.
-
"Хорош Наполеон с его темными глазами…". Образ Наполеона в творчестве А.С. Пушкина 2012
Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А.С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути.
-
И.А. Гончаров "За что бороться, к чему стремиться, зачем?" (по роману "Обломов") 2012
Автор знакомит учащихся особенностях русского национального характера. В ходе урока осуществляется осмысление образа главного героя с социальной, общечеловеческой и нравственной точки зрения, раскрывается атрибутика «лишних людей» и истоки зарождения «обломовщины». Урок способствует развитию художественного вкуса обучающихся, совершенствованию навыка анализа текста и характеристики литературных героев.
-
Тема детства в русской литературе (по произведениям А.П. Чехова "Мальчики" и М.М. Пришвина "Кладовая солнца") 2012
Изучая Стандарты второго поколения, можно заметить некоторые изменения, которые касаются изучения как русской, так зарубежной литературы. Если ранее обзор художественных произведений предлагался только старшеклассникам, то теперь такие темы есть и в средней школе. Таким образом, к 9–11-м классам учащиеся свободно смогут самостоятельно анализировать и обобщать необходимый материал, пользуясь при этом дополнительной критической литературой.
-
В сказочном царстве 2012
Разработка внеклассного мероприятия, в котором участвуют две или более команд, возглавляемых своими капитанами. Урок состоит из нескольких конкурсов. Независимое жюри выставляет командам оценки на подготовленных альбомных листах, на которых написаны цифры от 1 до 5. Каждый член жюри получает один комплект перед началом мероприятия.
-
Проектная деятельность по литературе как средство формирования познавательной активности учащихся 2012
Практическая значимость проекта состоит в том, что он позволит учащимся «погрузиться» в определенную культурную эпоху, увидеть богатство изобразительных средств, используемых художниками слова и кисти. Занятие учит мыслить на уровне широких обобщений, получить навыки самостоятельной работы с информацией, воспитывает эстетический вкус и бережное отношение к национальной культуре.
-
Литературный час "…сохранить в себе душу…" (по новелле "Царь-рыба") 2012
"В его произведениях звучит страстный призыв к осознанию ответственности человека за всё, что происходит на Земле...", - так сказал о В.П. Астафьеве В. М. Михайлюк. Учителями-словесниками разработан устный литературный журнал "Диалоги с В.П.Астафьевым "Всему свой час и всякому делу под небесами...". В статье представлена четвертая страница журнала - "...сохранить в себе душу...".
-
Урок по теме "А.Блок и М.Врубель. Тема "демона"". 11-й класс 2012
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством художника Серебряного века М.А.Врубеля; углубить понятие об образе-символе в искусстве символизма; совершенствовать навык сопоставительного анализа, коммуникативные умения учащихся.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе ("Школа России") по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка"" 2012
Цели урока: ознакомить учащихся с произведением Л.Толстого, продолжить работу над формированием умений и навыков чтения; расширять словарный запас учащихся; расширять кругозор; вырабатывать умение устанавливать логические связи и делать выводы; развивать языковое чутьё; раскрытие трагедийного смысла рассказа; воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим.
-
Роль портрета в рассказе Елены Долгопят "Скупой рыцарь". 9-й класс 2012
Цель работы: проанализировать текст, определить функции портрета; формировать навыки анализа прозаического текста; развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение глубоко понимать текст; воспитывать эстетический вкус.
-
Автор и герой в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2012
Анализ текста романа расширяет представление учащихся о главном герое, определяет его отношение к природе, искусству, любви, нигилизму. Важнейший момент урока – сопоставление героя романа с автором. Групповая работа учащихся развивает навыки сомостоятельного анализа художественного текста, учит аргументировать свое отношение к прочитанному, развивает речь.
-
Говорит и показывает Олимп 2012
Разработка театрализованного представления по теме «Легенды и мифы Древней Греции», в которой «оживают» боги Олимпа, привлечёт внимание школьников. Стихотворный текст воспринимается легче, чем прозаический. Зарифмованные имена собственные, трудные подчас для запоминания, станут доступнее. Представленная работа будет способствовать развитию языковых компетенций учащихся, креативного мышления, творческих (актёрских) способностей школьников.
-
Тема Родины в творчестве С.Есенина 2012
Комбинированный урок предназначен для более глубокого изучения творчества С.А. Есенина, призван познакомить учащихся с личностью и творчеством поэта; показать художественное своеобразие его лирики. На уроке использовались следующие методические приемы: фронтальный опрос, чтение стихотворений наизусть, анализ стихотворения, работа в группе. Урок сопровождается презентацией.
-
Интегрированный урок музыки и литературы для учащихся 7-х классов "Наполним музыкой сердца!.." 2012
Основная цель урока: познакомить учащихся с историей развития авторской песни в нашей стране. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены тексты популярных песен: "Милая моя" Ю. Визбора, "Как здорово" и "Давай поговорим" О. Митяева, "Песня о друге" и "Я не люблю" В. Высоцкого, "Давайте восклицать" и "Виноградная косточка" Б. Ш. Окуджавы, "За туманом" Ю. Кукина.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Волшебное кольцо" 2012
На внеклассном мероприятии по литературе ученики анализируют художественные произведения, развивают творческие способности и самостоятельность; выполняют задания по русским народным сказкам, в которых появляется чудодейное колечко.
-
Урок литературы по теме «М.И. Цветаева "Генералам двенадцатого года". Анализ стихотворения"» 2012
Урок знакомит учащихся с биографией и творчеством М.И.Цветаевой. Так же продолжается изучение темы героического прошлого России.
-
Урок-размышление по литературе в 10-м классе по повести В.Быкова "Сотников". Тема: "Цена жизни…" 2012
Урок литературы по повести В. Быкова «Сотников» предназначен для преподавания в старших классах. Даёт возможность учащимся подумать над вопросами истинного и ложного, вечного и суетного. Предлагает взглянуть на повесть с иной точки зрения. Рассчитан на 2 часа.
-
"Тремолино" – песня ветра в треугольных парусах 2012
Используя исследовательский метод, проектный метод, обучение в сотрудничестве, учитель предлагает ученикам поразмышлять над прочитанным очерком Джозефа Конрада «Тремолино», извлечь из него нравственные уроки, которые помогают становлению и формированию личности. В ходе работе над очерком учащимся становится очевидным, что для Д. Конрада остаётся непоколебимым кодекс человеческого поведения: верность долгу и самому себе, мужество и героизм простых людей-тружеников.
-
Интегрированный урок "история + литература" по теме "4 ноября – День единства" 2012
Интегрированный урок по истории и литературе является ярким примером возможных полидисциплинарных связей в учебном процессе. Подобный подход в работе обладает новизной и мотивирует познавательный интерес учащихся. Урок призван формировать гражданское самосознание, патриотизм, нравственные и культурные ценности, способствовать социализации личности учащихся, формировать практические навыки применения таких ключевых понятий как патриотизм, толерантность, сострадание, единство.
-
Сочетание моментальных зарисовок природы с раздумьями о жизни, о вечности как одна из характерных особенностей поэзии Ф.И. Тютчева 2012
Урок проводится по программе Г.И. Беленького. В течение урока предусмотрены различные виды деятельности, что способствует изучить достаточно объёмный материал. В разработке данного урока приведено выступление учащихся одной группы.