Литература
-
Урок литературы "Герой нашего времени. Кто ты? Какой ты? Есть ли ты?" (по роману З.Прилепина "Санькя"). 10-й класс 2012
Сегодня в современной литературе нет произведений, в которых создан образ героя XXI века. Среди современных писателей крайне трудно найти человека честного, бескомпромиссного, истинного патриота. Захар Прилепин именно таков: молодой писатель – выходец из русской глубинки, прошел чеченскую войну, сейчас – лауреат литературных премий, успешный редактор газеты. В его романе "Санькя" создан образ юного патриота Саши Тишина, революционера, готового на все ради своей страны.
-
"Что в душе, то и свято…" 2012
Школа призвана давать не только прожиточный минимум знаний, но и воспитывать человека с отличным вкусом и добрым сердцем. Особую роль играет личность учителя - носителя культурных ценностей, открывающих ребенку окружающий мир. Жить - вот ремесло, которому мы должны обучить ребенка. Это значит уметь пользоваться всей полнотой чувств, всеми способностями, всеми частями своего существа. Свобода и самодеятельность ребенка, уважение его личности и изучение его интересов - вот что составляет основу настоящего воспитания.
-
Опыт анализа стихотворения 2012
В работе предлагается план урока, построенного на синтезе репродуктивного и поискового методов. Ученикам даётся подробный план анализа стихотворения, предлагается анализ стихотворения А.А. Фета "На заре ты её не буди", выполненный учителем (на уроке об этом или не говорится, или говорится не сразу, чтобы ученики не боялись высказывать критические замечания). Таким образом, в отборе различных педагогических технологий лежит процессуально-действенный аспект.
-
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Вальс о вальсе" 2012
Данная разработка может быть использована во внеклассной работе по предметам музыка, литература, мировая художественная культура, искусство. В уроке представлены фрагменты кинофильмов, произведения инструментальной и вокальной музыки и литературы разных эпох и жанров, танцы.
-
Интегрированный урок литературы и обществознания по теме "Отношения между людьми" 2012
На уроке обсуждаются нравственные и этические темы, правила поведения учащихся и искусство их общения. Работа на уроке включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямыми и косвенными путями, используются теоретические и практические ситуации. Материалом для подготовки к уроку стали художественные произведения, события из реальной жизни.
-
Урок литературы на тему "Посиделки". 5-й класс 2012
Цель урока: повторить жанры русского фольклора; воспитывать любовь к родному краю, истории своей родины; активизировать знания учащихся, развивать творческие способности, пробудить интерес к углубленному чтению произведений устного народного творчества различных жанров.
-
Урок русской литературы на тему "Анна всея Руси". 11-й класс 2012
Цель: получить представление о личности А.Ахматовой; познакомиться со стихами поэта; понять своеобразие ее лирики; развивать умение воспринимать поэтические произведения, умение выступать перед аудиторией.
-
Урок литературы. Тема: "Дружба в лирике А.С. Пушкина". 9-й класс 2012
Цель урока: изучение творчества А.С. Пушкина. Познакомить учащихся с посланиями поэта, расширить представления школьников о личности А.С.Пушкина, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, развивать образное мышление; воспитывать на примере жизни поэта умение дружить. В течение урока учащиеся должны почувствовать, понять, почему изучение "Дружбы в лирике А.С. Пушкина" так актуально сегодня. У них должен проявиться интерес к творчеству поэта.
-
Театрализованный урок литературы по произведению Д.И. Фонфизина "Недоросль" 2012
Цель урока: обучение учащихся анализу драматургии произведения; развитие диалогической и монологической речи.
-
Авторская песня. Владимир Высоцкий 2012
В разработке дается общее представление об авторской песне и изучается творчество поэта-барда В.Высоцкого, т.к. именно эта личность вызывает наибольший интерес у учащихся. В уроке представлены факты личной жизни этого человека, показана многограничность его творчества. Учащиеся узнают о Высоцком - поэте, Высоцком - актере, Высоцком - исполнителе. Материалы урока способствуют формированию интереса к поэтам-бардам и могут также быть использованы во внеклассной работе по предмету.
-
Три злодейства (по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама") 2012
Цель урока: развивать навыки и умения сравнительного анализа произведения; формировать навыки и умения работы с критическим материалом; закрепить умение формулировать выводы; познакомить с понятием "философско-психологическая повесть"; развивать умение лаконично и точно передавать свои мысли; формировать навык работы с раздаточным материалом в группах; пробудить чувство ответственности за свою жизнь, поступки.
-
Поэма А.А. Блока "Двенадцать" (урок-исследование) 2012
Цель урока: проанализировать поэму; раскрыть ее художественные особенности, показать ее полемический характер, психологизм художественного произведения; развивать умение учащихся анализировать, систематизировать прочитанное, делать выводы, обобщать, строить собственные высказывания; развивать наблюдательность, понимать роль художественной детали; формировать чувство гражданского долга перед страной, понимание общественных процессов.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Сороковые, роковые, военные, пороховые…" 2012
Материал дает возможность учителям литературы и истории развивать мотивационный интерес к изучаемым предметам в художественном слове, песнях военных лет, хронике исторических событий войны. Особый колорит работе придает презентация сопровождение к историко-литературному сценарию. К подготовке мероприятия могут быть привлечены родители.
-
Тема любви в рассказе А.Куприна "Гранатовый браслет". 11-й класс 2012
Цель данного урока – исследование мастерства А.Куприна в изображении мира человеческих чувств посредством аналитической работы с текстом в единстве формы и содержания; раскрытие авторской позиции в определении понятия «настоящая любовь»; создание условий для выражения учениками эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формирование у них ценностного отношения к поставленной проблеме.
-
Сценарий встречи с челябинским поэтом Владимиром Викторовичем Шахматовым 2012
В статье представлен материал вечера встречи с челябинским поэтом на тему: «Люблю тебя, мой край родной». Этот материал является примером использования регионального компонента во внеклассной работе по литературе, развивает творческие способности учащихся и воспитывает любовь к малой родине.
-
Литературная игра по итогам изучения древнерусской литературы. 9-й класс 2012
По итогам изучения древнерусской литературы проводится литературная игра, в которой участвуют родители и учащиеся. Учащихся двух классов выбирают двух игроков, которые будут давать ответы на вопросы (один ответ из двух-трёх), соглашаясь или не соглашаясь со своей группой родителей.
-
Интеллектуальная олимпиада школьников "Наше наследие" 2012
В программу заключительного этапа интеллектуальной олимпиады входят 3 блока соревнований по 3 задания в каждом, брейн-ринг, специальные задания. На школьном и региональном уровне олимпиада проходит в сокращенном варианте.
-
Интегрированный урок по теме «Иллюстрирование стихотворения Б.Пастернака "Снег идет"». 3-й класс 2012
Интегрированный урок литературного чтения, информатики и изобразительного искусства в 3-м классе выстраивается как групповой проект по созданию видеофильма по стихотворению Б.Пастернака «Снег идет».
-
Внеклассное мероприятие (история + литература) по теме "Загляните в семейный альбом". 7-й класс 2012
Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи.
-
"Поэма "Двенадцать": "благословление революции" или "сомнение в ней"? "Трагический тенор эпохи". (Заключительный урок) 2012
Интегрированный урок направлен на то, чтобы помочь учащимся осознать значимость творения поэта, воссоздающего одну из наиболее суровых эпох русской истории.
-
Конспект урока литературы по рассказу О.Павлова "Конец века" 2012
В центре урока вопрос о том, является ли отношение к падшему человеку знаком нашей человеческой состоятельности? Идея эвристического урока литературы по рассказу О. Павлова "Конец века" - "Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему" (Пр. 11.12), ибо отсутствие жалости и милости к людям - это, возможно, и признак искаженного ума, а ближний - это любой, и любой достоин милосердия, раскрывается через реализацию личностного потенциала каждого ученика.
-
Урок чтения. 2-й класс. Урок-путешествие "Пою мое Отечество" 2012
Представлен урок патриотического воспитания школьников младших классов. На уроке учащиеся узнают новую информацию о своей стране и малой родине.
-
Урок литературы на тему "Пейзажно-философская лирика Ф.И. Тютчева. 10-й класс 2012
Данный урок, проведенный в форме мастерской, позволит не только познакомить учащихся с особенностями философской лирики Тютчева, её истоками, но и позволит учащимся проникнуться мироощущением «любомудров» и попробовать себя в роли авторов.
-
Урок литературы в 11-м классе. Повесть М.А. Булгакова "Собачье сердце" в контексте эпохи (проблематика произведения) 2012
Урок разработан на основе авторской концепции "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках литературы в старших классах". В основе урока - разрешение проблемной ситуации через интертекстуальный анализ повести: сопоставление с поэмой А.Блока "Двенадцать" и выявление библейских параллелей (сходных мотивов, образов и пр.). Серьезной внимание уделяется работе с образами-символами.
-
Интегрированный урок "история + литература + изобразительное искусство" по теме "Древняя Греция – колыбель культуры. Подвиги Геракла" 2012
Цели урока: повторить материал истории древнего мира по разделу «Древняя Греция»; рассмотреть понятие миф, мифология, образ главного героя; формировать у учащихся умение понимать смысл мифа как мировосприятие древнего человека, его представление о добре и зле, воспринимать мифы Древней Греции как древнейшее произведение народного творчества, колыбель европейской культуры; устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 10-м классе "Письмо А.П. Чехова к О.Л. Книппер" 2012
Цели и задачи урока: углубить представление обучающихся об особенностях личного письма; расширить представление обучающихся об А.П. Чехове как человеке; учить видеть красоту человеческих отношений, формировать культуру общения.
-
"Все это разгадаешь ты один…" (К осмыслению рассказа Б.Пильняка "Без названья"). 11-й класс 2012
Цели урока: познакомив с личностью и творчеством Б.Пильняка, расширить представление о литературе 20-х годов XX века, основной темой которой стала революция; путём поэтапной работы с предложенным текстом подготовить к написанию письменной работы; продолжить работу по развитию аналитических умений: умения выделять ключевые слова, строить развёрнутые высказывания, сопоставлять, систематизировать, делать выводы.
-
Конспект урока «"Общечеловеческий смысл комедии Мольера "Мещанин во дворянстве"» 2012
Урок литературы с использованием театрализации. В ходе урока учащиеся проводят параллель между персонажами, пришедшими к нам из XVII века, и современниками, жителями XXI века. Это помогает лучше понять непреходящее значение классической литературы.
-
На уровне сердца. 9–10-й классы 2012
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Ю.Друниной. Совершенствование умения работать с критической, мемуарной и справочной литературой; воспитание внимательного отношения к художественному слову. Формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции и чувства патриотизма; развитие ораторских умений, восприятия художественного текста.
-
М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2012
Цель уроков - раскрыть глубокий нравственный смысл "Песни..."; дать представление об эпохе Ивана Грозного, опричниках; формировать умение анализировать и интерпретировать текст поэмы, выделять композиционные части, характеризовать поступки героев, выразительно читать поэму, строить собственные суждения.