Открытый урок литературы "Душевная щедрость учительницы. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"). 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цель урока: знакомить с приемом сравнительной характеристики – антитезой, дать характеристику литературным героям.

Задачи:

  1. образовательная: учить анализировать эпизод, делать сравнительную характеристику;
  2. развивающая:развивать память, внутреннюю и монологическую речь, логическое мышление, творческие способности;
  3. воспитательная:воспитывать эстетический вкус, чувство собственного достоинства и милосердия на примере героев художественного произведения.

Тип урока: первичное обучение.

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы анализировали образ главного героя из рассказа В.Г.Распутан «Уроки французского» и составили схему, которая характеризует героя. Дома вы подобрали цитаты из текста к этой схеме.

Мы выделили следующие черты характера героя (Приложение 1. Слайд 1):

  • стойкость (не бросил учебу; играл на деньги, но не ради развлечения – относился к игре как к единственному способу раздобыть денег на молоко; вопреки угрозам ребят опять идет играть на поляну);
  • жажда знаний (хорошо учился, несмотря ни на какие трудности);
  • чувство собственного достоинства (не принимает подарки от учительницы; никому не рассказывает, что у него воруют еду).

Каким людям присущи такие качества? (Людям с сильным характером).

III. Мотивационное введение.

Но, несмотря на такой сильный характер, мальчик оставался ребенком и нуждался в тепле и заботе. Что хотел сказать автор предложением: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

Кто же смог согреть своей заботой и участием одинокого ребенка?

Исходя из этого, как бы вы определили тему урока? (Приложение 1. Слайд 2.) Запишем в тетради число и тему урока: «Душевная щедрость учительницы. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика».

Таким образом, что необходимо нам выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему? (Охарактеризовать образ учительницы).

IV. Новый материал.

Из какого эпизода мы впервые понимаем, что Лидии Михайловне не безразличны проблемы главного героя?

Прочитаем по ролям отрывок из рассказа и подумаем, почему разговор оказался неожиданным для главного героя? (Меняется интонация учительницы, вместо наказания разговор оказывается спасением для мальчика).

Я подобрала иллюстрации художника Гальдяева к этому рассказу (Приложение 1. Слайд 3). Подходят ли они к этому эпизоду? Почему?

Давайте устно опишем учительницу и ученика.

А теперь проанализируем, как автор описывает героев (голос, осанка, внешний вид, одежда). Для этого составим таблицу в тетради (Приложение 1. Слайд 4).

Лидия Михайловна   главный герой
«…а у Л.М. голос был каким-то мелким, так что в него приходилось вслушиваться…» «…в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку
«…сидела передо мной…» «…крючился на парте…»
«аккуратная вся» «с разбитым лицом, неопрятный»
«умная и красивая, красивая и в одежде» «в старом застиранном пиджачишке»

Комментарий к 4-й строке. Обратите внимание на выражение: «красивая и в одежде». В восприятии мальчика «в одежде» - это значит не в обносках, не в перешитых с чужого плеча вещах, как у него.

Физминутка. А теперь немного разомнемся. Давайте встанем и покажем, как выглядели ученик и учитель (сутулый и прямая, маленький и взрослая, низкий и высокая и т.д.) Садитесь.

Скажите, как называются в лексике такие слова?

Автор с помощью антонимов противопоставляет героев.

Прием противопоставления в литературе называется антитезой.

Зачем автор противопоставляет героев, использует прием антитезы?

(Используя прием антитезы, писатель добивается того, что читатель понимает, какую большую духовную работу должны были провести мальчик и учительница, чтобы понять друг друга).

В литературных произведениях автор, конечно же, не ограничивается антитезой и описанием героев, он показывает их в различных ситуациях для того, чтобы раскрыть внутренний мир героя.

Давайте попробуем доказать это на примере рассказа В.Г.Распутина. Как вы считаете, какие эпизоды раскрывают нам характер учительницы?

V. Самостоятельная работа.

Какие душевные качества характеризуют учительницу? Выберите из всех качеств те, которые раскрывают образ Лидии Михайловны, и запишите их в тетради (Приложение1. Слайд 5).

VI. Итоги урока

Какую роль сыграла в жизни мальчика Лидия Михайловна?

Выставление оценок за урок.

Используемая литература:

  1. О.А.Еремина. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя. Издательство «Просвещение», 2008 г.
  2. В.П.Полухина. Литература. Методические советы. 6 класс. Издательство «Просвещение», 2008 г.