Цель:
- познакомить учащихся с творчеством самобытного поэта;
- рассмотреть особенности лирики Гумилёва;
- воспитывать вкус учащихся в связи с изучением поэзии;
- учить выразительному чтению стихов.
Оформление: фотопортрет Н.Гумилёва, пластинка с записью сочинения К. Дебюсси «Море. Три симфонических эскиза», репродукции картин П.Гогена.
Ход урока
Когда меня отправят под арест
Без выкупа, залога и отсрочки,
Не глыба камня, не могильный крест-
Мне памятником будут эти строчки.
В. Шекспир
1. Слово учителя.
Не беспокойся обо мне, я чувствую себя прекрасно, читаю Гомера и пишу стихи». Лаконичная записка, написанная ровным безмятежным почерком. В ней нет ни тени тревоги, ни намёка на какую-либо опасность . А между тем писавший её знал, что жить ему осталось считанные дни.
Я закрыл «Илиаду» и сел у окна.
На губах трепетало последнее слово.
Что-то ярко светило – фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.
Автор записки и этих поэтических строк – Николай Гумилёв. Расстояние во времени между посланием, адресованным Анне Ахматовой, и стихотворением, посвящённым ей же, длиной в десять лет. Казалось бы, что уж тут общего. Но связь была. Стремительная и трагическая, как линия судьбы на ладони его руки, написавшей:
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.
Предчувствие ранней смерти не покидало поэта на протяжении ряда лет. Он даже видел того», кто занят отливанием пули, которая оборвёт его жизнь. 24 августа 1921 года поэт Николай Гумилёв был расстрелян Петроградским губчека. Он обвинялся в участии в контрреволюционном заговоре. В «деле» Гумилёва остались справки домоуправления, в которых говорилось, что в квартире поэта, ему не принадлежало ничего, «кроме 1303 экз. книг», среди которых были написанные его любимыми писателями несколько поэтических сборников, прекрасных и благородных плодов его «сада души». Книг после смерти Гумилёва осталось меньше, чем должно было быть», налицо ещё одно – помимо убийства – уголовное преступление: обворовали его современников, обворовали нас с вами. Какой высоты ещё мог достичь Гумилёв,– он был молод и возрастом, и духом! Он бы столько ещё мог написать !
Ещё не раз Вы вспомните меня.
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из стали и огня,
Но меж других единый необманный.
(«Ещё не раз Вы вспомните меня...»)
Поэзия Серебряного века не мыслима без имени Николая Гумилёва. Создатель яркого и самобытного литературного течения – акмеизма (от греч.akme – остриё, лезвие), он завоевал симпатии читателей и не только силой художественного таланта, оригинальностью и совершенством поэтических откровений, но и фанатичной любовью к путешествиям, странствиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества.
Звучит музыкальный фрагмент (К..Дебюсси «Море. Три симфонических эскиза»)
2. Индивидуальные сообщения учащихся
Муза Дальних Странствий, воспетая им во многих стихах, стала проводником поэта в непроходимых джунглях Центральной Африки, в огнедышащих песках Сахары, в верховьях и устье многоводного Нила, в мрачных горах Абиссинии и экзотических лесах Мадагаскара. Древние города Европы, Ближний восток, Антильские острова, Средиземное море!..
И вот вся жизнь!
Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города,
Мелькающие отраженья,
Потерянного навсегда.
Бушует пламя, трубят трубы.
И кони рыжие летят.
Потом волнующие губы…
О счастье, кажется, твердят.
И вот опять – восторг и горе,
Опять, как прежде, как всегда,
Седою гривой машет море
Встают пустыни, города.
Когда же, наконец, восставши,
От сна, я буду снова я –
В священный вечер у ручья?
Героям его стихотворений становятся открыватели новых земель, и флибустьеры, и скитальцы-арабы, и средневековые рыцари, и охотники на африканских диких зверей, и бесстрашные капитаны...
Звучит музыкальный фрагмент (К.Дебюсси «Море».Три симфонических эскиза»).
Выразительное чтение стихотворения «На полярных морях и на южных...».
Христофор Колумб, Марко Поло, Гонзальво и Кук, Ганнон Карфагенянин, Синдбад Мореход, Одиссей...Герои реальные и мифические, жившие много веков тому назад и современники, решившие достичь Северного полюса, – все они становились помощниками поэта, мечтавшего сделать своих читателей героями «сильной, весёлой и злой планеты.
3. Знакомство с поэтикой Гумилёва
Уже в раннем творчестве поэта наметились основные (исключительно «гумилёвские») черты, которые так или иначе, изменяясь и совершенствуясь, прошли через все его сборники и составили неповторимый облик его поэтики. Презрение к миру денежных интересов, мещанскому благополучию, духовной бездеятельности, неприятие буржуазной морали побуждали поэта создавать героев по контрасту с современниками. Он создавал героев, одухотворённых идеями, дерзкими, рискованными, но в основе своей – благородных, охваченных неистовой страстью к переменам, открытиям, борьбе, торжествующих победу над внешним миром, даже если эта победа достигалась ценой их жизни.
Чтение стихотворения « Как конквистадор в панцире железном…».
Второй характерной особенностью поэзии Гумилёва является отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации. В стихотворении «Поэту» (1908) Гумилёв высказал своё отношение к поэтической форме и требования к ремеслу стихотворца.
Чтение стихотворения « Поэту».
Работу поэта над формой можно проиллюстрировать, анализируя стихотворение «Мореплаватель Павзаний...» (1906). Верный своей избраннице – Музе Дальних Странствий, поэт посвящает своё стихотворение древнегреческому путешественнику Павзанию (20 в.). После опасного плавания его корабль достиг берегов Римской империи. Час заката. Величественно и прекрасно вечно изменяющееся море. Суровы и безмолвны неподвижные скалы. Покачивается на волнах корабль. Император осматривает экзотические подарки, которые привёз из заморской страны мореплаватель. Такова сюжетная картина стихотворения. Для того, чтобы понять, как достигать поэт художественной красоты изображаемого, как разукрашивает зарисовку яркими, сочными красками, наполняет её пространство многочисленными звуками, проведём лексический и фонетический анализ текста. Бросается в глаза обилие прилагательных, обозначающих цвет: золотой, пурпурный, мраморный, изумрудный, серебряный. Присутствие в стихотворении существительных вызывает стойкие цветовые ассоциации: море (синий и зеленоватый цвета) и крокодил (зелёный цвет). Для более сильного эффекта и то и другое существительное повторяется в тексте трижды. Дополняет эту цветовую гамму звуковой повтор (ассонанс) гласного (у). Во 2 и 3 строфах, где нарисована картина моря, этот гласный звук (у) повторяется 7 раз. По замыслу поэта, этот звуковой повтор должен наполнить стихотворение зелёным цветом. Вспомним его перевод стихотворения Артюра Рембо «Гласные» : А– черно, бело-, Е – зелено О – сине, И – красно... Я хочу открыть рождение гласных. И далее: У – дивные круги морей зеленоватых. А теперь определим, каким размером написано стихотворение Гумилёва. Перед нами редко встречающийся в русском стихосложении пеон третьего вида. Он наилучшим образом передаёт ритм, частоту появления и затухания морских волн. Покачивание корабля удачно передаёт внутренняя рифма (плав – пав) в 1 строке 1 строфы. А модулированный звуковой повтор(аллитерация) сонорного звука (л) в 1 строфе, по-видимому, должен воспроизводить звук ударяющих о борт корабля волн. Моделированный глухим согласным повторяющийся сонорный (р) передаёт скрип мачт и корабельных снастей(1 и 2 строфы). Удары волн о прибрежные скалы озвучены рифмой 2 строфы (безумных– бездумных– шумных).Такова неполная звуковая инструментовка этого стихотворения.
Третьей характерной чертой творчества поэта является его пристрастие к экзотике, интерес к африканскому и азиатскому континентам, к мифологии и фольклору племён, населяющих их, к яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным.
Первый ученик-ассистент читает выписанные из поэтических сборников Гумилёва названия стихотворений, которые с географической точностью сообщают о многочисленных путешествиях поэта, странствиях в поисках сюжетов для своих произведений: «Озеро Чад», цикл стихов Абиссинские песни», «Африканская ночь», «Красное море», Египет», «Сахара», «Суэцкий канал» «Судан», «Сомалийский полуостров» Мадагаскар», «Замбези», «Нигер» и др.
Второй ученик-ассистент приводит названия его анималистических стихотворений «Гиена», «Ягуар», Невеста льва», «Кенгуру»,»Попугай», Укротитель зверей»,»Гиппопотам « и др. Поражает глубокое знание повадок животных точность рисунков, напоминающих лучшие работы художников-анималистов. Поэт нередко наделяет чувствами и мыслями своих четвероногих героев, иногда говорит от их имени, как бы соединяясь с ними в неделимое целое.
Я – попугай с Антильских островов.
Но я живу в квадратной келье мага
Вокруг – реторты, глобусы, бумага,
И кашель старика, и бой часов.
Пусть в час заклятый, в вихре голосов,
И блеске глаз, мерцающих, как шпага,
Ерошат крылья ужас и отвага,
И я сражаюсь с призраками сов...
4. Огромное влияние оказали на Гумилёва полотна французского художника-постимпрессиониста Поля Гогена, которые он видел в Салоне в Париже ещё в то время, когда был слушателем всемирно известной Сорбонны. Часами простаивал поэт перед его картинами. Удивительный мир культуры далёкой Океании, как бы существующие вне времени и привычного бытия, фигуры таитянских женщин, буйные краски тропической растительности, полусказочные животные – всё это влекло в неведомые заморские страны, будило неуёмную фантазию
5. Презентация.
Знакомство с репродукциями картин Поля Гогена « Женщина с цветами в руках»(1899); «Беседа»(1891); « Женщина, держащая плод» (1893); «Таитянские пасторали»(1893); «Пейзаж с павлинами»(1892); «Жена короля»(1896); «Сбор плодов»(1899) и др.
Гумилёву не удалось побывать на Таите, где жил и творил не понятый современниками Поль Гоген, но путешествия по заморским странам он сумел превратить из мечты в поэтические строки. Разве не перекликаются его африканские стихотворения и абиссинские песни с сюжетами полотен французского художника?
Чтение стихотворения «Озеро Чад».
Выстрелами на дуэли были убиты Пушкин и Лермонтов, пробитое пулей, перестало клокотать сердце Маяковского, безумная жестокость оборвала жизнь Николая Гумилёва... Сколько поэтов преждевременно потеряла Россия! Как воскресить их? Как оживить? Живой водой воистину может стать наше прикосновение к их стихам, наша память о них. Только тогда расцветут «сады души» погибших поэтов и удивят нас своей красотой и благородство.
Сады моей души всегда узорны.
В них ветры так свежи и тиховейны.
В них золотой песок и мрамор черный.
Глубокие, прозрачные бассейны.
Растенья в них, как сны, необычайны.
Как воды утром, розовеют птицы.
И – кто поймет намёк стариной тайны? -
Них девушка в венке великой жрице...
Я не смотрю на мир бегущих линий.
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне
Сады моей души всегда узорны.
(«Сады души») В.В Рогозинский
6. Итог урока
7. Домашнее задание
Выучить стихотворение, знать конспект урока.