Урок литературы. Погружение в мир героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Разделы: Литература


Цель:

  • помочь увидеть, почувствовать особую атмосферу мира героев романа Ф.М.Достоевского;
  • привить навыки глубинного анализа текста художественного произведения;
  • настроить на внимательное, вдумчивое прочтение романа "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит впервые соприкоснуться миром героев одного из самых сложных и вместе с тем, пожалуй, самого поразительного, необычного по накалу энергии и чувств произведения, с миром героев романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". На предыдущих уроках мы говорили о мировоззрении писателя, особенностях творческого метода, знакомились с понятием психологизма. Надеюсь, что все это поможет вам в работе по изучению романа "Преступление и наказание", позволит глубже проникнуть в напряженное биение мысли автора, понять характеры героев, их мысли, чувства, поступки.

А теперь откроем первые страницы романа и попробуем войти в мир его героев, попробуем почувствовать этот мир, его особую атмосферу, внимательно всматриваясь в каждую деталь, прислушиваясь к каждому слову.

Учитель зачитывает начало I главы.

"В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей коморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти навсегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он должен был кругом хозяйке и боялся с нею встретиться".

Вот так знакомит нас писатель с героем романа. Мне бы хотелось, чтобы сейчас мы поразмышляли над тем, а как именно делает это Ф.М.Достоевский.

II. Аналитическая беседа с классом по содержанию I главы романа.

1. Что писатель прежде всего раскрывает в своем герое, точнее лишь приоткрывает в нем?

(Чувства, переживания)

2. Каково чувство, которое владеет им? Обратимся к тексту. ("болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился", "как бы в нерешимости")

Это состояние героя объяснимо? Писатель раскрывает его причину? (Да, "кругом должен хозяйке")

Ограничивается ли Достоевским этим замечанием, этой зарисовкой душевного состояния своего героя? (Нет) А что же происходит? Куда ведет нас автор? Куда стремится проникнуть или хотя бы заглянуть? (В глубинные переживания, намекнуть на скрытые причины поступков своего героя)

Каково психологическое состояние героя? (Тревога, беспокойство;

он сосредоточен на чем-то) Обратимся к тексту. Докажем, что это именно так.

("он был в раздражительном и напряженном состоянии", "Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только с квартирной хозяйкой")

Герой настолько сосредоточен на каких-то своих мыслях, что все внешнее теряет для него смысл и вызывает раздражение. Докажите текстом романа справедливость такого наблюдения.

Как проявляется противоречивость чувств героя? Докажите примерами из текста. ("боялся с нею встретиться" -"Никакой хозяйки, в сущности , он не боялся"; "не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив"; "Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его"))

3. С первых же страниц Достоевский вводит в повествование внутренний монолог героя, приобщая читателя к сокровенным мыслям его.

"На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой.- Гм:да: все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости:это уж аксиома: Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся: А впрочем, я слишком много болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая: о царе Горохе. Ну, зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!"

О чем эти размышления? (о человеке) Отметим ключевые слова.

Изначально писатель предполагал использовать форму романа-исповеди, вести повествование от первого лица, затем отказался от этого замысла. Как вы думаете, почему? Вспомните, в чем особенность повествования от третьего лица, какую возможность дает оно автору? (Взгляд со стороны, больше возможностей для наблюдения за героем)

"Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности надо все уяснить. Исповедь в иных пунктах будет не целомудренно и трудно себе представить, для чего написано", "Предположить нужно автора существом всеведущим и не погрешающим, выставляющим всем на вид одного из членов нового поколения",- писал Ф.М.Достоевский об особенностях повествовательной манеры "Преступления и наказания".

Как вы думаете, если бы писатель сохранил форму романа-исповеди, какая многозначительная деталь, сопровождающая внутренний монолог героя, исчезла бы, стала бы невозможной? ("странная улыбка") О чем она говорит? ( Что-то непонятное, тайное поселилось в душе героя; уже живет, завладевает им, его сознанием, поступками)

Так Ф.М.Достоевский начинает знакомить читателя с героем романа.

4. Чем отличается такой способ раскрытия, обрисовки характера персонажа от традиционного знакомства с героем в классическом русском реалистическом романе? Вспомним "Обломов" И.А.Гончарова, "Отцы и дети" И.С.Тургенева. (Портрет, костюм, интерьер) Можно ли сказать, что у Достоевского эти приемы полностью отсутствуют? (Нет, приемы те же, но по-другому: интерьер - одной фразой, затем неоднократно в романе повторяемой ("Каморка его приходилась под самою кровлей и походила более на шкаф, чем на квартиру"); портрет - есть, но как бы вскользь ("Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен") (Обратите внимание, какое слово вводит портретное описание. ("кстати") Что оно придает описанию?).

Внешнее у Достоевского как бы отнесено на второй план, словно оно не имеет значения, как и для самого героя, погруженного в мысли, отгородившегося от мира; важнее то, что происходит в душе, в мыслях. Внешнее трогает лишь тогда, когда как-то связано с внутренними переживаниями, в которые погружен герой. Докажите текстом правоту такого наблюдения.

5. Как узнаем мы имя героя? (От него самого. "Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц,- поспешил пробормотать молодой человек с полупоклоном, вспомнив, что надо быть любезнее")

Куда направляется он? Стихийны или обдуманы его поступки? Движет ли им холодный расчет? (Сознание словно замутнено, однако четко высвечиваются детали, соотнесенные с той мыслью, которая захватила все его существо; сомнения) Докажите, обратившись к тексту. (":скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, даже и не желая его замечать", костюма, больше похожего на лохмотья, он не совестится, не обращает внимания, во что одет, до тех пор, пока пьяный ни крикнул ему: "Эй ты, немецкий шляпник!" - ":я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа: Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и все:")

6. Вот он поднимается по лестнице. Вот он у двери квартиры. Звонок:

Сцена у старухи-процентщицы очень важна: в ней сплетены реалистические подробности и психологизм изображения. Перечислите реалистические детали, подробности описания.

Обратимся к портрету старухи (отрывок выразительно зачитать) "Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела". Выделите ключевые, знаковые слова, детали портрета.

Какое чувство вызывает? (Гадливость) Почему? Чьими глазами видит читатель старуху? (Глазами Раскольникова, для которого процентщица - "вошь бесполезная, гадкая, зловредная")

Как описание интерьера соотнесено с внутренним состоянием героя? ("как тогда"; Раскольников здесь за тем, чтобы сделать "пробу", поэтому все соотносит с тем, как это будет тогда:)

Как в этой сцене звучит тема "маленького человека", униженного бедность? (Ситуация жизненного тупика) Что особенно страшно? (Целиком находится во власти Алены Ивановны - идти больше некуда!)

7. Какие два начала борются в душе Раскольникова? (Мысленно проигрывает детали будущего дела - ужас от самого себя; спросил как можно развязнее - смущение - ужас, отвращение) Обратимся к внутреннему монологу героя (зачитать текст).

"О Боже! Как это все отвратительно! И неужели, неужели я: нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно.- И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц:"

Вспомните высказывание Ф.М.Достоевского о борьбе в сердце человека двух начал - Бога и Дьявола. Как раз такая скрытая борьба происходит и в душе Раскольникова!

8. Несмотря на всю поглощенность мыслью, несмотря на пробу своего предприятия, ни автор, ни герой ни разу прямо не назовут задуманное! Почему? (Не решился, сомнения) Какие слова употребляют? ("это", "проба", "дело", "безобразная мечта")

9. Уходя от старухи-процентщицы, раскольников приходит в распивочную. Как и почему меняется его состояние? (Проба сделана - отвращение к задуманному - ":он глядел уже весело, как будто внезапно освободясь от какого-то ужасного бремени:")

10. С первых страниц врывается в роман образ города (зачитать отрывок).

"На улице жара стояла страшная, и к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека".

Какую роль в повествовании играет городской пейзаж? (Город не фон, он воздействует на героя, усиливает в нем состояние душевной тревоги)

Каков же мир вокруг героя Достоевского? (Грязен, душен, темен, противен человеку) Как он влияет на человека? (Душит, давит, навевает кошмарные идеи)

Один из исследователей творчества Ф.М.Достоевского В.В.Кожинов писал: "Через весь роман пройдет атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание до обморока. Это не только атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления".

III. Заключительная беседа с классом.

Прочитаны первые страницы романа. Какие ощущения возникли у вас от соприкосновения с миром романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"? Что этот роман требует от читателя? (Внимательного прочтения)

Учитель цитирует высказывание Розанова: " Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что его читая - как будто не другого кого-то читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда:"

IV. Домашнее задание (очень подробное, должно акцентировать внимание учащихся при чтении романа на ключевых эпизодах, вопросах):

  • Часть I читать; внимательно работая с текстом, ответить на вопросы.
  • К Главе II: Как в портретной характеристики Мармеладова проявляется неоднозначность этого образа? Что тревожит Мармеладова, заставляет его "исповедоваться" Раскольникову? Каким в "исповеди" Мармеладова предстает мир "униженных и оскорбленных"? Как вы понимаете слова Мармеладова: "Коли идти больше некуда"? Проанализируйте эпизод посещения Раскольниковым квартиры Мармеладова. Какое развитие получает тема нищеты? Как входит на страницы романа тема детства? В чем проявляется двойственность поведения Раскольникова? На какие мысли наталкивает его увиденное?
  • К Главе III: Описание каморки Раскольникова. Отметьте детали, характеризующие мир героя. Письмо матери Раскольникова. Как в нем раскрывается судьба Дуни?
  • К Главе IV: Что прочитал Раскольников между строк? Почему вспомнил о Соне? На какие мысли наводит его письмо матери?
  • К Главе V: Как характеризует Раскольникова эпизод встречи на бульваре с пьяной девочкой? Внимательно перечитайте эпизод "Сон Раскольникова". Что открывает герой в своей душе? Какой случай решает окончательный выбор Раскольникова?
  • К Главе VI: Предыстория возникновения "безобразной мечты". Как возникла у Раскольникова мысль о деле? Проследите путь Раскольникова к старухе. Выделите ключевые слова, характеризующие его психологическое состояние.
  • К главе VII: Перечитайте сцену убийства Раскольниковым старухи, а затем Лизаветы. Проследите за поведением и душевным состоянием, потоком мыслей героя.

Познакомьтесь с материалом учебника о романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".