Интегрированный урок литературы и физики на тему «Синонимичность понятий "футлярность" и "инертность"»

Разделы: Физика, Литература


Цели:

Обучающая:

  • продолжить формирование понимания путей перерождения интеллигентного человека в человека пошлого;
  • систематизировать понятия «инерции» и «инертности»

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес к литературе и физике;
  • развивать умение анализировать художественное произведение, видеть его смысл и аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • развивать техническое и логическое мышление;
  • развитие наблюдательности на основе изучения физических явлений.

Воспитывающая:

  • воспитывать осознание истинного смысла существования человека на земле, главных жизненных ценностей.

Тип урока: Совершенствование знаний, умений, навыков.

Вид урока: Семинар.

Методы обучения: Диалогическое изложение, наблюдение и сравнение.

Внутрипредметные связи:

  • анализ понятия «футлярность» в рассказах А.П.Чехова, фразеологии и повседневной жизни;
  • сопоставление понятий «инерция» и «инертность».

Межпредметные связи: Русский язык, литература, физика, история.

Оборудование: Демонстрационный материал: набор коробочек разной массы; набор шашек прямоугольной формы одинакового размера.

Раздаточный материал: хрестоматия по литературе.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания: Викторина по рассказам А.П. Чехова

I. Вступительное слово преподавателя.

На сегодняшнем уроке мы проведем занимательную викторину по творчеству А.П.Чехова. Таким образом, мы продолжим изучение творчества писателя, проверим, насколько хорошо вы изучили произведения Чехова. На дом было заданно прочитать как можно больше рассказов писателя. Ребята, какие рассказы вам показались самыми интересными и смешными? (Обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях от прочитанного.)

II. Основная проверка домашнего задания.

Конкурс 1. «Разминка»

(Обучающимся требуется ответить на задаваемые преподавателем вопросы).

  1. Под каким псевдонимом появились первые произведения А.П. Чехова? (Антоша Чехонте)
  2. Благодаря кому у Чехова появился этот псевдоним? (Благодаря профессору из университета).
  3. Кем был по профессии Чехов? (Врачом)
  4. Как называлось имение под Москвой, купленное А.П. Чеховым? (Мелихово).
  5. Кто был одним из самых близких друзей Чехова из русских писателей?

А) Н.А. Некрасов –
Б) Л.Н. Толстой +
В) И.С. Тургенев –

Традиции какого знаменитого писателя продолжил в своем творчестве Чехов?

А) М.Е. Салтыкова-Щедрина +
Б) А.С. Пушкина –
В) Л.Н. Толстого -

Конкурс 2

(Учащимся предлагается вставить пропущенное слово в названия рассказов, записанные на доске.).

1. «………….. фамилия» (Лошадиная).
2. «Смерть ………….» (чиновника).
3. «Толстый и ….…….» (тонкий).
4. «Скучная …..……….» (история).
5. «Палата № ……….» (шесть).
6. «Дом ……………....» (с мезонином).
7. «Человек в ……….» (футляре).
8. «Дама …………….» (с собачкой).

Конкурс 3. «Ассоциации» (Учитель называет ассоциацию, учащиеся, опираясь на нее, узнают рассказ.).

Ящерица («Хамелеон»)
Дворняжка («Каштанка»)
Гайка («Злоумышленник»)
Рыбалка («Налим»)
Зубы («Хирургия»)
Извозчик («Тоска»)
Соль («Пересолил»)
Овес («Лошадиная фамилия»)

Конкурс 4. «Конкурс чтецов». (Учащимся предлагается выразительно прочитать в лицах предлагаемый отрывок из рассказа).

1 команда – «Злоумышленник »
2 команда – «Лошадиная фамилия»

Конкурс 5 (Требуется определить, о каком понятии, которое описывает Чехов во многих рассказах, идет речь. Назвать рассказы)

«Человек в футляре»;
«Крыжовник»;
«О любви».

Актуализация опорных знаний и совершенствование знаний, умений и навыков:

Вступительное слово учителя литературы. Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с понятием «футлярность» на примере рассказа «Человек в футляре». Постараемся доказать, что слово «инертность» можно считать синонимом слова «футлярность». Еще раз убедимся, что Чехов был мастером короткого рассказа. Прочитаем высказывание М.Горького о писательской манере А.П.Чехова.

<Приложение 1. Слайды 1, 2, 3>

<Приложение 2. Экспозиция (Приложение можно посмотреть, связавшись с автором статьи)>

Как вы его понимаете? (Обсуждение.)

Сегодня на примере рассказа «Человек в футляре» мы еще раз удостоверимся в том, что это действительно так, что каждое слово в произведениях Чехова несет определенный смысл. Дома вы прочитали рассказ, а теперь послушаем ваши сообщения.

Заслушивание сообщений обучающихся.

В 1989 году появляется знаменитая трилогия, состоящая из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Сюжетной рамкой, в которую вписаны все три истории – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», – стала охота, на которую отправились «высокий, худощавый старик с длинными усами» Иван Иванович Чишма-Гималайский, служащий ветеринарным врачом, и учитель гимназии Буркин, «небольшого роста, совершенно лысый, с черной бородой чуть ли не по пояс». Охотники рассказывают друг другу истории, причем все вполне охотничьего свойства; один сюжет цепляется задругой, так возникает цикл рассказов. повествование о центральном событии ведется не автором, а рассказчиком, причем каждый из трех персонажей попеременно являются то слушателем, то рассказчиком, то действующим лицом. Таким образом, в рассказах дан как бы обмен жизненным опытом В центре каждого из них стоит любовная история, но о любви ли они?

Рассказ «человек в футляре», как и два последующих рассказа этого цикла имеет своеобразную конструкцию: это рассказ в рассказе. История о Беликове помещена в обрамление: ее не только рассказывают, но и комментируют герои на охотничьем привале, т.е. автор дает героям возможность самим сделать вывод.

Беседа по вопросам.

– Понравился ли вам рассказ?
– Как построен рассказ?
– Кто эти запоздавшие охотники?
– Кто рассказывает о Беликове?
– Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
– Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра?

Работа с текстом рассказа.

«Мавра, женщина здоровая и не глупая, но всю свою жизнь нигде не была дальше своего родительского села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет все сидела за печью и только по ночам вы ходила на улицу».

Вывод: Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу – ключ к рассказу. Такие люди – явление нередкое и в современности.

– Что говорится о Беликове?

Работа с текстом рассказа.

Вот, недалеко искать, месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нем слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.

Лексическая работа. (Выписать ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова)

<Слайд 4>

Пересказ текста обучающимся.
Живой манекен.
Пересказ текста обучающимся.
(Выступление на педсоветах, хождение по квартирам, особенности поведения, когда Беликов укладывался спать)

– Как Беликов вел себя? Каковы особенности его поведения?

Обсуждение героя по вопросам.

– Как к Беликову относятся коллеги? Почему? (Угнетая всех своей осторожностью, Беликов давит на людей, заставляет их бояться. «Наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиками, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию! Весь город!»)

– В чем причина власти Беликова над городом? (В его правильности, с которой невозможно спорить.)
– Почему именно учителя, человека призванного нести доброе, светлое, Чехов делает «футлярным»?
– Почему Беликов, влюбленный в свой предмет, не приносит никому пользы?
– Почему он преподает именно древние языки?
– Чем стал Беликов для всего города?
– Так кто виноват в том, что Беликов терроризирует весь город?
– Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих?

<Слайд 5>

– Какое участие приняли окружающие в этом событии?

<Приложение 3. (отрывок из художественного фильма) (Приложение можно посмотреть, связавшись с автором статьи) >

– Как отнесся к Беликову брат Вареньки Коваленко?
– По какой причине первого мая Беликов вышел из дома «зеленый, мрачнее тучи?»

<Приложение 2.Экспозиция>

Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушел с занятий?

<Слайд 6>

Чтение диалога Беликова с Коваленко по ролям.

– Какое слово находит Михаил Савич?

Работа со словарем по слову «фискал».

– Чем заканчивается разговор?

<Слайд 7>

Чем закончилось сватовство?
– Чего достиг Беликов?
– Что изменилось в жизни города?

Работа с текстом рассказа.

Конец рассказа. Мавра уходит. Что говорит Иван Иванович?
Как реагирует Буркин?

Подведение итогов обсуждения Вывод.

Сообщение преподавателя о том, что выражение «человек в футляре» стало устойчивым сочетанием слов, т.е. фразеологическим оборотом.

<Приложение 4. Рисунки учащихся (Приложение можно посмотреть, связавшись с автором статьи)>

Можно ли назвать слова «футлярность» и «инертность» синонимами? Подберите к этим словам другие синонимы.

Учитель физики:

Ленивые вещи на свете живут,
Упрямые вещи на свете живут
Инертностью это упрямство зовут.

Инертность – это свойство тел сохранять ту скорость, которую они уже имеют, при отсутствии внешних воздействий. Это понятие как бы определяет «характер» тела.

Опыт 1. Попробуйте сдвинуть с места тяжелый шкаф. (Приглашается ученик из класса)

Опыт 2. Две внешне одинаковые коробочки подвешены на нитях к стержню. Одна из них пустая, а вторая заполнена чем-нибудь тяжелым (речным песком, пластилином и т. п). К нижней части коробок привязаны такие же нити, как те на которых они висят. Если с силой дернуть за нижнюю нитку, привязанную к пустой коробке, то может оборваться любая из ниток, та на которой висит коробка, или же та, за которую дернули. Инертность пустой коробки не велика, поэтому рывок воспринимается обеими нитками одинаково. Иное произойдет со второй коробкой, заполненной. При резком рывке – порвется нижняя нитка, т.к. коробка обладает большой инертностью, она не успевает передать усилие рывка верхней нитке.

Чтобы тело могло изменить свое поведение нужно время.

А что произойдет, если этого времени недостаточно?

Опыт с шашками одинаковой формы. Шашки сложить в ровный столбик. Быстрым скользящим ударом деревянной линейки по нижней шашке выбить ее из столбика. (предложить провести обучающимся). Столбик остался на месте – проявилась инертность. Выскользнувшая из-под столбика шашка «не успела» передать всему столбику сообщенную ей скорость.

Инерция – это явление.
Инертность – это свойство тел.
Массивные тела более инертны, чем легкие.

Показ видеоролика с опытами.
Песня из кинофильма «Земля Санникова».

3. Применение знаний, умений, навыков.

Фразеологические обороты, вошедшие в жизнь.

Применение физического явления инертности на практике. Учащимся дается топор и топорище. И предлагается насадить топор на топорище используя свойство инертности. При этом прокомментировать свои действия.

Составление презентаций.

4. Домашнее задание – выписать из литературных произведений, кинофильмов, мультипликационных фильмов героев, которые обладали свойствами инертности и футлярности.

5. Подведение итогов.

– обобщение учебного материала, рассмотренного на уроке.
– выставление оценок с комментариями.