Учебники, по которым ведётся образовательная работа:
Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учреждений. 11 класс. В двух частях //Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.: Просвещение, 2007.
Класс: 11.
Тип: комбинированный урок.
Цели:
образовательные:
- понимание авторского замысла, осознание его, определение проблем;
- совершенствование навыка анализа текста; формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста драматургического произведения;
- удовлетворение интеллектуального интереса;
развивающие:
- открытие духовного мира автора и обогащение своего духовного мира,
- развитие культуры речи, навыков монологической и диалогической речи;
- развитие логики мышления;
- развитие креативного мышления;
- приобретение умения вести дискуссию, выступать публично;
воспитывающие:
- установление в процессе совместных действий новых связующих нитей с одноклассниками, с педагогом;
- привитие чувства доброжелательности, внимания и уважения к собеседнику;
- приобретение нравственных ценностей;
- разрешение личностно значимых проблем в процессе рассмотрения ситуативных задач;
- активизация творческих способностей учащихся.
Задачи:
- создать проблемную ситуацию,
- побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на различные вопросы.
Форма организации занятия: эвристическая беседа, литературная дискуссия, элементы театральной игры.
Методы:
- репродуктивные: словесные, наглядные;
- продуктивные: создание схем, наполнение их результатами наблюдений и собственными суждениями, создание учащимся мультимедийной презентации о Луке; использование мультимедийной презентации к уроку, инсценирование, рефлексия, работа в группах.
Средства обучения: портрет М. Горького, иллюстрации к пьесе “На дне”, мультимедийная презентация, компьютерная техника, книги с текстом пьесы “На дне”, учебники, сотворчество, взаимная ответственность за результаты работы, совместное переживание успеха, интерпретация литературного произведения.
Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, индивидуальная, творческая.
Ход урока
Первая учебная ситуация - мотивационная
Учитель сообщает тему урока: Столкновение неоднородных мироощущений в пьесе М.Горького “На дне”. Проблема гуманизма. (Презентация, слайд №1.)
Учащиеся работают коллективно в группах, интерпретируют каждое слово темы урока, развивая речедеятельность, мыслительную деятельность, записывая в тетради варианты смысловых находок:
Учитель.
Каковы цели нашего урока?
Учащиеся интуитивно воспринимают цели: понимание авторского замысла, осознание его, определение проблем, открытие духовного мира автора, обогащение своего духовного мира, развитие личности в процессе учебной деятельности, развитие культуры речи и другие. (Презентация, слайд №2.)
Учитель по необходимости дополняет и обобщает ответы: формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста драматургического произведения, разрешение личностно значимых проблем в процессе рассмотрения ситуативных задач, активизация творческих способностей учащихся.
Учитель.
Какова основная тема творчества М.Горького конца XIX – начала XX века?
Учащиеся.
В конце XIX – начале XX века основной темой творчества М. Горького стала тема разоблачения пороков капиталистической действительности.
Учитель. Какие проблемы ставит автор в пьесе “На дне”?
Учащиеся называют проблемы борьбы жизни и смерти, угнетения человека, духовной и материальной бедности, одиночества, трагедии общества и человека, гуманизма, античеловечности общества, правды и лжи. (Презентация, слайд №3.)
Вторая учебная ситуация - учебно-познавательная
Учитель.
Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне” (1902 г.). Чем же объяснялся ее исключительный успех? (Презентация, слайд №4.)
Учащиеся.
- Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на “дно” жизни. В нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. (Презентация, слайд №5, №6.)
- Пьеса Горького направлена против социальных беспорядков капиталистического общества и пронизана страстным призывом к справедливой жизни. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа (1903 г.). (Презентация, слайд №7.)
Учитель.
Главное правило урока литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кто её произносит. (Презентация, слайд №8.)
- “На что совесть? Я не богатый”. (Бубнов.)
- “Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…”. (Лука.)
- “Образование – чепуха, главное – талант!”. (Актер.)
- “Мало знать, ты понимай…”. (Наташа.)
- “Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!”. (Сатин.)
- “Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ”. (Костылев.)
- “Любить живых надо, живых”. (Лука.)
- “Выходит – снаружи как себя ни раскрашивай – все сотрется!”. (Бубнов.)
- “Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!”. (Сатин.)
- “Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…”. (Актер.)
- “ А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…”. (Лука.)
- “Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена”. (Клещ.)
Учитель комментирует уровень знания текста.
Третья учебная ситуация - учебно-познавательная
Учитель.
Какие образы и ассоциации возникают при восприятии пьесы? (Презентация, слайд №9.)
Учащиеся в группах ведут наблюдения и в формате таблицы записывают результаты поисков. Учащиеся творчески выражают своё понимание и восприятие пьесы, обмениваясь мнениями в группах, затем представители групп выступают перед одноклассниками.
Образы | Художественные средства | Моё отношение |
Образ “дна” | В ремарках “пещера”, “подвал” -
синонимы. Социальное “дно” жизни - развёрнутая метафора. |
Бедность, сырость, отсутствие
света, темнота, место обитания животных, зверей, а
не людей. Мрачный быт костылевской ночлежки - воплощение социального зла. В одном помещении собрались старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые. |
Образы ночлежников | Речь обитателей ночлежки:
хрюкаешь, козёл, собака. Разговорный стиль,
грубая лексика. Одежда: ремарка “треплет руками лохмотья на себе” (о Клеще), “в женской ватной кофте” (о Медведеве), какой-то рухлядью покрывает актёр Анну. Разговор о совести: зачем совесть, честь и совесть не нужны, совесть нужна богатым. |
Межличностные отношения:
неуважение, грубость, презрение, жестокость,
равнодушие друг к другу, ненависть. Нищета ужасающая. Скученность и страшная нищета порождают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство. Живут без совести, без чести, смирились с участью ночлежника, но человек не может жить без совести, совесть - внутренний судья, это важное чувство ответственности за самого себя. |
Судьба обитателей “дна” | Выброшены из нормальной жизни: не имеют работы, дома, семьи. | Грозный обвинительный акт
против несправедливого общественного строя. Духовная жизнь не замерла, здесь возникают думы, мечты, концепции жизни. |
Общество, где существуют такие ночлежки | Описание места действия в каждом
акте. Бесчеловечность социальных отношений. |
Перед нами не просто трущобные
условия жизни ночлежников. Дом Костылёвых с его
хозяевами и подвальными жителями-своеобразная
социальная структура, отражающая очень
выразительно структуру всего общества,
основанного на частной собственности, на
унижении бедных. Ночлежники - жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. |
Четвёртая учебная ситуация - интеллектуально-рефлексивная
Учитель.
В чём причина разрушения человека? Почему люди опустились до такого уровня? Кто виноват? (Презентация, слайд №10.)
Учащиеся.
- Обитатели “дна” выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.
- Люди ощущают себя “бывшими”. У некоторых из них даже имени нет.
- Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона.
- Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на “дно” жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного “дна”.
Пятая учебная ситуация - учебно-познавательная
Учитель.
Какие вопросы возникают при знакомстве с трагической судьбой обитателей ночлежки? (Презентация, слайд №11.)
Учащиеся.
Может ли человек подняться на поверхность? Каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей “дна”?
Учитель.
Попробуем разобраться в этих сложных философских вопросах. Какая сцена является завязкой конфликта?
Учащиеся.
Завязкой конфликта является появление Луки.
Учитель. (Презентация, слайд №12.)
Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться утешительной ложью, как Лука?
Учащиеся анализируют эпизод пьесы, связанный с появлением Луки, записывают в тетрадях результаты наблюдений, делятся своими мыслями с одноклассниками. (Презентация, слайды №13, №14, №15, №16, созданные одним из учащихся, им же демонстрируемые.)
Появление Луки | Художественные средства | Отношение к людям |
Доброго здоровья, народ
честной… Мне всё равно: я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха не плоха, все чёрненькие, все прыгают… |
Обращение, инверсия, эпитеты. Развёрнутая метафора. |
Уважительно обращается к народу. Для него все люди равны, но сравнение человека с блохой, которую легко прижать к ногтю, раздавить, презрительно и резко. |
Шестая учебная ситуация - интеллектуально-рефлексивная
Учитель.
Какой же человек Лука? Какие нравственные ценности приобретаем, знакомясь с Лукой? (Презентация, слайд №17.)
Учащиеся работают с текстом, наблюдают, ведут дискуссию, приводя примеры, записывают свои мысли и интересные находки других.
Отношение Луки к человеку (реплики) | Нравственные ценности, которые приобретаем мы |
Он - каков ни есть - а всегда своей
цены стоит. Всяко живёт человек…как сердце налажено, так и живёт…сегодня - добрый, завтра - злой… |
Каждый человек - ценность. |
Я только говорю, что, если кто
хорошего никому не сделал, то и худо поступил. Любить - живых надо… |
Делать добро - главный принцип человека. |
Человек должен уважать себя. | Уважение - почтительное отношение к самому себе и к другому человеку. |
Кому-нибудь и добрым быть…
жалеть людей надо! Христос - от всех жалел и нам
велел… Человека приласкать - никогда не вредно! |
Жалость, сочувствие, призыв к терпению. |
Всё ищут люди…всё хотят - как
лучше… Человек - всё может…лишь бы захотел… Люди-то? Они - найдут! Кто ищет - найдёт… Кто крепко хочет - найдёт! Они - придумают. Помогать только надо им, девонька…уважать надо… Во что веришь, то и есть… |
Вера в человека, в его силы. |
Седьмая учебная ситуация - учебно-познавательная, рефлексивная.
Учитель. (Презентация, слайд №18.)
Развитие сюжета концентрируется на том, как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки. Что же несёт Лука людям?
Учащиеся работали дома с текстом, подбирали необходимый материал и в формате таблицы записывали свои наблюдения, на уроке, общаясь в группах, дополняют свои записи, с результатами обобщения выступают представители групп.
Контакты | Прошлое героя | Советы Луки | Что несёт людям Лука | Что изменилось в отношении героя к жизни |
Лука- Анна |
“Побои… обиды… ничего кроме - не видела я… ничего не видела! Не помню, когда я сыта была… Всю жизнь в отрёпьях ходила…” |
“Ничего не будет! Лежи знай! Ничего! Отдохнёшь там!.. Потерпи ещё! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит…” | Вера, терпение, милосердие, сочувствие - гуманные ценности. | Анна умирает спокойно, терпеливо. |
Лука-Настя | “Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!” | “Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит - была она!” | Поддержка, доброта. | Настя слышит грубые слова от Барона. Уходит куда глаза глядят, бросая ночлежникам: “Волки!” |
Лука-Пепел | Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал…Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын… | Советует забрать Наташу и уехать в Сибирь: “А хорошая сторона-Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там - как огурцу в парнике!” | Понимание, поддержка. | За убийство Костылева попадает на каторгу вместо счастливой жизни в Сибири. |
Лука-Актёр | Когда-то имел звучную фамилию -
Сверчков-Заволжский, первых ролей не играл
(говорит, что играл в “Гамлете” могильщика), жил
в нужде; начал пить, не видя выхода, - спился,
“пропил душу” (акт 2). “Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… Пропил я душу…Веры у меня не было…” |
“Ты лечись! От пьянства нынче лечат…Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы, значит, даром их лечить…” | Помощь советом, убеждением, забота. | Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее, отчаялся, у него остается один выход - самоубийство. |
Лука- Барон | Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4). | Лука Барону: “Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать - никогда не вредно…” | Гуманный совет. | По своему прошлому, социальному
положению назван Барон, который “нет-нет, да и
покажет из себя барина”. Самый безвольный из
ночлежников. “А…ведь зачем-нибудь я родился…а?” Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение. |
Лука-Клещ | Потерял работу, хотя “честный труженик”, “с малых лет работал” (акт 1). | Лука о поведении Клеща: “Видел бы ты… как тут человек кричал!”, “Побежишь, если этак… к сердцу подступит…” | Сочувствие, сострадание. | Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, “заездил до полусмерти”. Он лишен малейшего сочувствия к умирающей спутнице жизни. |
Лука-Бубнов | Бубнов ушёл из дома “от греха подальше”, чтобы не убить жену и её любовника, лишился “своего заведения” и оказался в ночлежке, сам признаётся, что “ленив”, да ещё и пьяница, “пропил бы … мастерскую” (акт 3). | Лука Бубнову: “Вот… ты
говоришь-правда… Она, правда-то, - не всегда по
недугу человеку…не всегда правдой душу
вылечишь…” Бубнов не верит Луке: “Всё – сказки… Всё выдумки…Праведная земля! Туда же!” |
Продолжает пить, не способен
действовать, чтобы выйти из порочной жизни. У Бубнова своя правда: “А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, какая она есть! Чего стесняться?” |
Учитель.
Какой же он, старец, странник Лука, который, по словам Сатина, “проквасил сожителей” и который возмутил в душе то, во что давно не верили и чего не любили?
(Презентация, слайд №19.)
Учащиеся о рефлексии.
- Лука - довольно тонкий психолог, неутомимый наблюдатель, оптимист. Советы его не были реализованы не потому, что они были плохие, а потому, что обитателям ночлежки не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но души обитателей ночлежки были взбудоражены странником, их разум стал работать интенсивнее. Например, Васька Пепел произносит слова: “Я –не каюсь…в совесть я не верю…Но я одно чувствую: надо жить - иначе! Лучше надо жить! Надо жить так, чтобы самому себя можно мне было уважать…” (Презентация, слайд №20.)
- Лука искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.
- Лука деятельный и заботливый.
- Лука, странствующий проповедник, всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!”/
- Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.
- Лука хитрый, находчивый, изворотливый.
- Лука гуманен, добр, ласков, даёт советы, проявляет заботу. Однако в нём много противоречивого, непонятного.
- Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принося минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных, уводит их в мир иллюзий, лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки.
- Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея “возвышенного обмана”, который позволяет человеку нести бремя “низких истин”, встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: “...чего тебе правда больно нужна... подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Потом он рассуждает о “праведной земле”. Лука не верит в нее, он знает, что ее нет. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении.
- Основная черта идеологии Луки — черта рабства. Философия терпения перекликается с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?”
Восьмая учебная ситуация - интеллектуально-преобразовательная, рефлексивная
Учитель.
Предлагаем посмотреть сцену из 4 акта, подготовленную нашими учащимися. (От начала акта 4 до слов: “Правда - бог свободного человека!”).
Учитель.
Вместе с героями и автором взвешиваем события и делаем выводы о правде и лжи, о гуманизме, о непреходящих нравственных ценностях.
Учащиеся.
- Писатель не приемлет наивную веру в чудо. Он раскрывает общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и сиюминутного, устойчивости и шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.
- В уста Сатина автор вкладывает свою точку зрения “совершенствования духа”: “Человек - вот правда!”, “Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит …гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо!”
- В тексте драмы находим афоризмы, которые несут этический заряд, помогают оценить искренность или фальшь реплик героев, понять причины, которые её вызвали, заставляют проникнуть в связь слова и характера в драматическом произведении, вызывают размышления о себе самом, живущем здесь и сейчас: “Человек - может добру научить…очень просто!”, “Не всегда правдой душу вылечишь”, “Под лежач камень… вода не течёт” и другие.
- Писатель идеализирует не босяков, оскорблённых и униженных неудачами в жизни, но гордую свободолюбивую силу.
- Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни, о правде. (Презентация, слайд №21.)
Девятая учебная ситуация - учебно-познавательная
Десятая учебная ситуация “Итоги урока” - рефлексивная
Учитель.
Какое влияние на вас оказала поисковая работа по теме урока?
Учащиеся о рефлексии.
- Читая текст пьесы, комментируя его, рассуждая о героях, мы выявляем важнейшие признаки социально-философской драмы. Герои много говорят, спорят. Их разговоры и являются предметом изображения в пьесе. Столкновение идей, жизненных взглядов, борьба мировоззрений определяют основной конфликт пьесы.
- Люди “дна” не злодеи, не изверги, не мерзавцы. Они такие же люди, как и мы, только живут в других условиях. Это изумило первых зрителей пьесы и потрясает всё новых читателей.
- Сам Горький видел в пьесе “сигнал к восстанию” и писал о том, что “сигнал этот можно услышать в словах Сатина, в его оценке человека”. При необычной сценической судьбе, при стойкой популярности пьесы на сценах мира она вызывала и вызывает огромное количество самых разноречивых толкований.
- Горький-мыслитель продолжает спор о гуманизме, о тех “правдах”, которые исключают друг друга. Он наш современник, борец за человека, стремящегося к счастью, верящего в будущее.
- Горький искренно верит в Человека, в благородные качества его души, в счастье.
Недаром он сказал: "Превосходная должность – быть на земле человеком". Но нет, и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек. В этом - гуманизм Горького. (Презентация, слайд №22.)
- Максим Горький будит в нас мысль, какими быть в мире людей. Заканчивая урок, мы не ставим точку, а продолжаем живую работу над собой.
Учитель.
Сегодня прозвучали разнообразные мнения о Луке, о его жизненной позиции, о его мировоззрении. Рассуждая об этом персонаже, мы коснулись многих вопросов, которые выходят за рамки литературного произведения, литературоведения в целом.
Когда мы видим на улице нищего, оборванного человека, часто не задумываемся о том, что перед нами человек, утративший веру в себя и в людей (нет на земле никого, кто захотел бы поддержать эту веру), проходим мимо и на просьбу о помощи отвечаем презрительным, осуждающим взглядом. Но ведь это либо старик, которого мы не защитили, либо ребёнок, которого никто не обогрел, либо взрослый, который попал в трудную жизненную ситуацию. Не пожалеть ли нам обездоленного, как это делает Лука? Не вспомнить ли нам слова Сатина: “Надо уважать человека!”. Главное: не проходить мимо, помочь человеку! (Презентация, слайд №23.)
Будьте милосердными! (Презентация, слайд №24.)
Выставление оценок.
Домашнее задание. (Презентация, слайд №25.)
1) Сделать выборку высказываний героев по вопросам:
- Место и роль человека в жизни.
- Нужна ли человеку правда?
- Возможно ли изменить жизнь?
2) Подготовить высказывание по одному из обозначенных вопросов.
3) Выучить наизусть знаменитые монологи Сатина о правде и о человеке (акт 4).
Учащийся, подготовившийся к уроку самостоятельно, читает стихотворение Н. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”.
Звучит песня Елены Ваенги “Странный человек” или “Соломон” (видеоролик). (Презентация, слайды №25, №26.)