Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-праздник
Цели:
- Образовательная: формировать знания детей о Родине, России, ее символах.
- Развивающая: способствовать развитию навыков чтения, культуры речи, учить рассуждать на заданную тему.
- Воспитательная: воспитывать гражданственность, любовь к Родине, ее истории.
Оборудование: экран, выставка детских рисунков «Символы России», музыкальный центр.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
1) Чтение текста Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
2) Анализ прочитанного:
– Как вы думаете, почему Женя в одиночестве
учился произносить звук (р)?
– Быстро ли он научился его произносить?
– Какие черты характера мальчика вы могли бы
назвать? (Упорство, настойчивость, стремление
добиваться успеха,…)
3) Краткий пересказ текста
3. Мотивация (подведение к изучению новой темы)
– Давайте порассуждаем, в какой стране мог жить
Женя?
– Почему вы думаете, что именно в этих странах? (Имя
Женя распространено во многих странах)
– А в какой стране живем мы?
– Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине –
России, прочитаем рассказ на эту тему. Подумаем,
почему человеку близка и любима его Родина, что
может сделать каждый из нас для ее процветания.
4. Работа с новым материалом
1) Беседа с опорой на иллюстрацию (с. 212)
– Какое историческое время изображено на
иллюстрации? (Прошлое и настоящее)
– Докажите это. Кто хочет порассуждать на эту
тему?
Дети доказывают, почему в верхней части иллюстрации изображено прошлое, а в нижней – настоящее.
На экране стихи (читают дети по одному предложению)
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Люди русские знать должны
О делах родной страны.
2) Чтение текста К. Ушинского «Наше Отечество» (на с. 213 в «Русской азбуке»)
3) Беседа по тексту. Выборочное чтение
– Почему Россию называют Отечеством?
– А почему называют Родиной? Матерью?
– О каких других государствах вы слышали?
Назовите их.
4) Повторное чтение текста.
– Как вы представляете мысленно свою Родину? Расскажите нам об этом.
Музыкальная физкультминутка
5. Беседа о символе России – березке
– Ребята, какие символы нашей Родины вы знаете?
(Ответы учащихся разнообразны)
– А ещё к символам нашей страны относится
берёзка. Березку милую, родную русские люди
издавна считают символом России, символом
Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в
музыке, живописи и фольклоре.
6. Чтение стихов (дети подготовлены заранее)
Русь моя, люблю твои березы.
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез. (Н. Рубцов.)Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез. (М. Лермонтов)Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я не мыслим без твоей красы. (П. Балацкий)На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая березка –
Символ Родины моей. (М. Ероха)
– Молодые березки – стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами.
Хороша ты любою порою.
И недаром, всем сердцем любя,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя.
– Удивительная судьба русской березки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну – она воин. В грозные годы далекой войны березка была символом непобедимости Родины. И где бы ни росла русская березка, везде она людям – радость, везде она людям – свет.
7. Закрепление нового материала
1) Чтение рассказа К. Ушинского «Березы плачут» (беседа по прочитанному рассказу)
И не найти ее красивей,
На радость нам она цветет.
В ней образ матери России
Неувядаемой живет.
2) Прослушивание куплета песни «Уголок России – отчий дом» (сл. Шевелевой, муз. Шаинского) На экране появляется изображение березы, растущей около дома.
3) Беседа после прослушивания:
– Ребята, как вы думаете, почему мы слушали
именно эту песню?
– Что вам представлялось, когда звучала песня?
– У кого около дома растет березка?
8. Подведение итогов урока
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, называет наиболее активных учеников.
9. Домашнее задание (творческое)
Нарисовать русскую березку.
10. Рефлексия
– Ребята, вам понравился урок?
– А что понравилось больше всего?