Цель: исследование образа молодого человека XVIII века: показать, каким должен и каким не должен быть молодой дворянин в понимании Д.И. Фонвизина.
Задачи.
1. Помочь увидеть проблематику и тематику комедии Д.И. Фонвизина.
2. Проанализировать образ молодого дворянина XVIII века через образ Митрофанушки.
3. Воспитывать истинных граждан своей страны на примере положительного героя литературного произведения – Милона.
Оборудование: иллюстрации художников к комедии “Недоросль” Д.И. Фонвизина, карточки с заданиями для работы в группах; аудиозапись с увертюрами Брамса.
Ход урока
1. На прошлом уроке мы работали с названием комедии, знакомились с героями, нашли приметы классицизма в драматическом произведении. Вы знаете, что драматическое произведение можно поставить на сцене. А к спектаклю обязательно выпускается афиша.
- Что такое афиша?
- Какую информацию можно почерпнуть из афиши?
Двум группам ребят было дано опережающее творческое задание: создать афишу к спектаклю по комедии “Недоросль” и подготовить её презентацию.
Примечание: выступление групп, слушатели задают вопросы авторам афиш, афиши помещаем на стендах.
- Обратили ли вы внимание, что на каждой афише обязательно изображён Митрофанушка.
- Как вы думаете, Митрофан главный или второстепенный герой? Почему?
- Значит, он Фонвизину нужен? Зачем?
Примечание: таким образом, подводим учащихся к теме урока; сообщение и запись на доске темы урока, совместно формулируем цель и задачи урока.
2. - Каким вы представляете себе Митрофанушку?
Примечание: работаем над словесным портретом.
- Вот таким его увидел поэт Н.А. Некрасов
Примечание: чтение стихотворения Н.А. Некрасова.
- А вот таким его увидели разные художники-иллюстраторы
Примечание: демонстрация различных иллюстраций к комедии с изображением Митрофанушки.
- Всмотритесь, есть ли что-нибудь общее в изображении Митрофана?
Примечание: ребята анализируют, делают выводы.
- Индивидуальное задание получили и наши художники, они тоже подготовили свои рисунки. Ребята, какими вы изобразили Митрофанушку и почему?
Примечание: юноши представляют свои работы, комментируя выбор цвета, местоположения, символику и т.д.; после этого рисунки помещаются рядом с афишами.
- Есть ли что-нибудь общее в рисунках наших художников и художников-иллюстраторов?
Примечание: ребята анализируют, находят общее.
- Значит, все художники сходятся в своём мнении о Митрофане. И оно совсем не положительное. Но иногда внешность бывает обманчивой и внутренний мир совсем ей не соответствует.
3. - Может быть, Митрофанушка добродетелен, у него добрая душа? Для того чтобы разобраться, мы должны поработать с образом Митрофанушки в комедии, увидеть его внутренний мир, узнать характер через отношения с другими героями комедии.
Примечание: на доске и в тетрадях в центре делаем запись “Митрофанушка”
Работа в группах.
Задание. Вы должны:
1) дать характеристики Митрофану;
2) подтвердить текстом (цитатой);
3) сделать вывод.
I группа – каков Митрофан в отношении к родителям?
II группа – каков Митрофанушка в отношении к Еремеевне и другим героям комедии?
III группа – каков Митрофанушка в отношении к учителям и образованию?
На работу даётся 5-6 минут.
Примечание: данной работе предшествовало домашнее задание.
После работы каждая группа представляет найденный материал, придерживаясь плана. Остальные учащиеся делают записи характеристик Митрофанушки и выводов в тетради в самостоятельно выбранной форме.
После выступления каждая группа из многообразия характеристик должна выделить главную черту Митрофанушки, характеризующую его в данных отношениях.
По ходу урока делаются записи на доске и в тетрадях, в результате получается опорная схема.
Перед выступлением III группы учащиеся играют мизансцену “Экзамен Митрофанушки”.
После выступления III группы подводим итоги.
- Каким нам показан молодой русский дворянин через образ Митрофанушки?
- Можно доверить такому человеку будущее России?
- Какие проблемы поднимает Д.И. Фонвизин в своём произведении?
Примечание: ребята делают выводы, обобщают, формулируют умозаключение.
- Умозаключение запишем в тетради: “Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится “злонравия достойным плодом”. Не уважающий и не любящий своей матери, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином. Это не идеал Фонвизина.
4. - Чей образ в комедии противопоставлен образу Митрофана?
- Каков Милон? Какими правилами в жизни руководствуется?
Примечание: учащиеся работают с текстом, дают характеристики Милона, делают вывод, умозаключение.
- Этот образ соответствует представлениям Д.И. Фонвизина об истинном гражданине. Автор комедии даёт нам идеальный образ молодого русского дворянина XVIII века.
- Мы живём в XXI веке. Как вы думаете, образы Митрофана и Милона современны или стали историей?
5. Домашнее задание.
- Вы одни из тех, кому поручено будущее нашей страны. Какие пожелания, советы вы дали бы современным Митрофанушкам, чтобы они стали достойными людьми?
Напишите письмо современному Митрофанушке.