Цель. Формирование навыков осмысленного выразительного чтения.
Задачи.
- Расширить и углубить знание сказки, причинно-следственных связей в ней и некоторых биографических сведений об авторах.
- Продолжить формировать умение передавать характер героев и своё отношение к ним через соответствующую интонацию.
- Создать условия навыков работы с текстом: заглавие, выделение абзацев, эпизодов, нахождение в тексте смысловых единиц и т.д.
- Пробудить интерес к чтению художественного произведения, являющегося плодом авторского труда, и частью национальной и мировой культуры на доступном для ребят уровне.
- Способствовать воспитанию культуры общения.
Оборудование: ИКТ, инструкции, таблички с именами героев сказки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Проверь свою готовность к уроку. Слайд 1.
Эмоциональный настрой.
Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами.
- Ребята, прозвенел звонок на урок, мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу, нашим гостям.
Улыбка подарит нам хорошее настроение. А хорошее настроение помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
- Какое у вас сейчас настроение? Выберите. Слайд 2.
Речевой момент (за экраном).
- Как меня слышишь?
- Какой будет урок?
- Какие дежурные звуки? (л-ль)
II. Работа по теме урока.
1. Вводная беседа.
- Ребята, как называется наша страна?
- А какой сейчас год? Какой век?
- Сейчас мы с вами отправимся в страну Германия в 19 век. (Звучит немецкая народная музыка- запись воспроизводится с диска "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008") .Дети имитируют прогулку по парку. Слайд 3.
- Вам знакомы эти люди?
- Что вы о них знаете?
- Вильгельм Гримм и Якоб Гримм жили в стране Германии, в 19 веке.
- Это были немецкие учёные и писатели. Они изучали немецкое устное народное творчество и писали сказки. Электрического света тогда не было. Братья Гримм вечерами или рано утром писали при свечах. Когда на улице становилось светло, они тушили свечи.
2. Работа над дыханием. Слайд 4.
- Давайте, и мы затушим эту свечу.
- Затем братья отправлялись на прогулку. Давайте, мы встанем и представим, что тоже прогуливаемся по улице. Слайд 5.
- Навстречу братьям попадались прохожие. Это были знакомые люди. Люди приветствовали знаменитых писателей. Писатели отвечали на приветствия, называя каждого знакомого по имени. Прочитаем, как они их приветствовали.
3. Фонетическая зарядка (дежурные звуки [л-ль]).
Работа над прочтением труднопроизносимых слов (имён главных героев сказки).
Слайд 6.
- Вам знакомы эти имена?
- Откуда вы их знаете?
- Вы согласны со мной, что это трудные имена для произношения?
- Закройте глаза, кто сможет повторить эти имена?
- Для братьев Гримм это были знакомые люди, они были рады встрече. Слайд 7.
(Чтение надписей на слайдах с восклицательной интонацией.)
- Иногда братьям встречалась целая компания знакомых, и они здоровались сразу со всеми. Слайд 8.
- После прогулки братья возвращались домой, и снова принимались за работу, они писали сказки.
В этих сказках они употребляли имена, которые мы с вами читали. Ведь это были обычные немецкие имена, такие же обычные, как для нас русскоязычных людей имена Иван, Степан, Никита.
4. Проверка домашнего задания.
- Что читали на прошлом уроке?
(Сказку Братьев Гримм "Семеро храбрецов").
- Какая это сказка? (Смешная, героическая или о подвигах.)
- А я думаю, судя по названию, что это героическая сказка.
(Варианты ответов детей.)
- Сколько было главных героев? (7)
- Как понимаете слово храбрецы?
- Какими они себя считали?
- Как вы думаете, какими они были? Почему? ( Трусливыми, потому что всего боялись.)
5. Работа над содержанием сказки.
- С чего начинается сказка?
- Что задумали герои сказки? (Обойти весь свет, путешествовать.)
- Посмотрите, в тексте встречается трудное для произношения слово, давайте прочитаем его. Слайд 9.
- Как понимаете это слово?
- От какого слова оно образовано? (Страны, много стран обойти, странствовать, значит обойти весь свет, путешествовать по разным странам.)
- Куда они отправились? (Странствовать.)
- Что они взяли с собой, когда отправились странствовать? (Копьё.)
- Копьё было у каждого? (Одно на всех.)
- Что можно сказать о героях, какими они были, если они взяли одно копьё на всех? (Дружными.)
- Давайте распределим роли. Представим себя героями этой сказки.
- Выберите себе табличку с именем героя. (Дети выбирают себе героя. Одина табличка с именем, которого нет в сказке.)
- Из какого произведения этот герой? Он из этой сказки?
- Вот копьё. Давайте проинсценируем начало сказки. Я буду читать, а вы выстраивайтесь в нужном порядке. (Развитие слухового восприятия, смена деятельности- двигательная минутка.) (Учитель читает начало сказки за экраном, а дети выстраиваются друг за другом по именам героев.)
- Садитесь на места.
- Вспомните, какие беды случились с друзьями во время странствования? Перечислите. ( Встреча со шмелём, встреча с зайцем, случай на реке.)
- Хорошо! Я вижу, что вы хорошо знаете эту сказку, и вам будет легко работать сегодня на уроке.
- Как вы думаете, зачем мы распределили роли? (Будем выразительно читать, читать по ролям)
- А что значит читать выразительно? Слайд10.
6. Установка цели урока.
- Сегодня на уроке будем учиться выражать чувства героев с помощью интонации.
Слайд 11
- Какая бывает интонация? (Повествовательная, вопросительная, восклицательная.) Слайд 12.
- Выразительное чтение бывает разным, это зависит от человека, который читает, но оно должно всегда идти от содержания, от того что чувствуют герои.
- Как вы думаете, с какой интонацией можно передать чувства героев?
(С помощью восклицательной интонации).
- Какую вы знаете восклицательную интонацию? Слайд 13.
- Послушайте эпизоды из сказки и определите, с какой восклицательной интонацией я прочитала.
1. - Ай-ай! - закричал храбрый Шульц. - Сдаюсь, берите меня в плен! (Испуга, страха.)
2. - Храбрый Шульц, смелее в бой!
Не пугайся мы с тобой! (Решительности, уверенности.)
3. - Вот, - говорит храбрый Шульц, - значит мы опять маху дали.
Это был заяц. (Разочарования, огорчения, досады.)
- Как вы думаете, в основном, с какой восклицательной интонацией можно передать чувства героев этой сказки? Почему?
(Я думаю, что :, потому что:..)
7. Зарядка для глаз. Слайд 14.
- Братья Гримм писали эту сказку при свече, а мы будем готовиться выразительно читать при свече, только свеча нам нужна не для освещения, а для измерения времени. Вы должны подготовиться до того, как догорит свеча.
8. Работа в группах.
- Сейчас вы разделитесь на три группы. Сначала выслушайте все задания. Выполнять их начнёте одновременно по моей команде. Главное для всех групп условие - это тишина. Для того чтобы не мешать другим группам работать, нужно работать в группах тихо, вполголоса, шепотом.
- Первая группа найдёт в тексте первую беду, которая приключилась с героями. Прочитает этот отрывок, и выберет восклицательную интонацию, чтобы передать чувства, состояние героев, которое они при этом испытывали.
- Вторая группа тоже посоветуется, найдёт и прочитает о второй беде. И подберёт нужную интонацию.
- Третья группа посмотрит по тексту и прочитает о третьей беде и выберет нужную интонацию.
9. Проверка.
- Прочитайте каждый свой отрывок с нужной интонацией. А остальные внимательно слушают и оценивают работу группы: справились они с заданием или нет.
10. После прочтения.
- Что задумали герои вначале?
- Как вы считаете, они выполнили своё решение, мечты?
- Какое чувство они при этом испытывали? (Огорчения, разочарования, досады.)
Слайд 15.
- Найдите в тексте отрывок, который показывает нам это.
- Прочитайте этот отрывок по ролям, и передайте нам чувства героев.
- С какой интонацией нужно прочитать? (Огорчения, разочарования, обиды, неудовлетворённости.)
III. Итог урока.
- Как автор относится к героям?
- Какими словами авторы передают своё отношение к ним? ( Вот так храбрецы!)
- Они над ними надсмехаются.
- С какой интонацией нужно прочитать это предложение?
(С насмешливой, шутливой, грустной.)
- Прочитайте.
- Как вы относитесь к героям сказки?
- Вам понравилась сказка?
- Кого мы должны поблагодарить за такую интересную сказку? (Братьев Гримм).
- Как мы можем их поблагодарить?
- Очень просто, мы возвратимся в Германию в 19 век. Слайд 16.
- Мы с вами прогуливаемся по городу и встречаем Вильгельма Грима. Слайд 17.
- Что надо сделать? (Поздороваться. Сказать спасибо.)
- В Германии было принято обращаться друг к другу по фамилии, господин Гримм. Мужчины, мальчики при этом снимали шляпы, а девочки, дамы - делали поклон, в Германии это называется - кникс. Книксен - поклонитесь. Слайд 18.
- Слова благодарности говорить лучше стоя.
- Вот Вильгельм Гримм. Как мы к нему обратимся?
- В Германии принято обращаться по фамилии. Господин Гримм! ::: Слайд 19.
- А вот навстречу идёт Якоб Гримм.
- Мальчики все вместе хором поблагодарите господина Грима.
- Господин Гримм! :::
- Ребята, а я хочу поблагодарить вас от лица авторов и поблагодарить вас за то, что вы не забываете, читаете сказки братьев Гримм.
- Ребята вам понравился наш урок?
- Что больше всего понравилось для каждого из вас? Что было трудно? Как думаете, над, чем ещё нужно вам поработать?
- А вам, ребята, спасибо за работу, мне было очень приятно с вами работать, общаться. Вы отлично выразительно читаете. Садитесь и послушайте домашнее задание. Слайд 20.
Домашнее задание.
- Дома прочитаете сказку выразительно по ролям.