Комментарии
Композиция “Отечество нам Царское село” приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Выбор темы композиции обусловлен не только юбилейной датой, но и актуальностью проблем, решаемых в ходе постановки литературно- исторического вечера. Почему 19 в истории русской культуры называют “золотым”? Что он нам оставил в наследие? Что значит быть культурным и образованным человеком, и какой должна быть система образования в стране, чтобы таковым стать?
Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. “Пушкин”, “Кюхля”, к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования.
Участие детей в литературно-исторической композиции позволяет им осознать достоинства того образования, которое получили лицеисты, яркие, самобытные и смело мыслящие люди, сохранившие “чувство сердца”.
Деятельность школьников в работе над постановкой композиции направлена на развитие умения читать, воспринимать и интерпретировать информацию, развивать творческий потенциал, воспитывать эстетический вкус, интерес к культурному и историческому наследию России, видеть историческую ретроспективу.
Сцена 1.
Звучит “Вальс-фантазия” Глинки М.В.
Демонстрируются слайды “Москва начала XIX века”, “Петербург начала ХIX века”.
Ведущий: Москва была на отшибе, доживала; старики громко ворчали, как ворчат на людях глухие, думающие, что их не слышат; как человек уходил в отставку, он норовил уехать в Москву, чтобы иметь возможность ворчать. Всем в Москве правили старухи. Москва была бабье царство. Жабами сидели они в креслах в Благородном собрании и грозно поглядывали вокруг. Всю зиму здесь была ярмарка невест.
Молодежь в Москве – вздыхатели, лепетуны, ветрогоны. Разговор у них изнеженный, все мужчины избегали грубых звуков, сюсюкали.
В Петербурге был двор, было государство. Со времен Екатерины существовал высокий свет. Высокие светские люди проводили жизнь в светских занятиях. Это было время дворянских вольностей.
Сцена 2.
Демонстрируется портрет Сперанского М.М.
Ведущий: 3 апреля 1809 года Сперанский Михаил Михайлович издал указ и всему положил конец. Впредь никто не мог быть произведен в чин коллежского асессора без экзаменов и какого- либо свидетельства. А виной тому событие, о котором стали говорить кругом.
Сцена 3.
Урок – обучение государя. (Инсценировка по мотивам комедии Фонвизина Д.И. “Недоросль”)
Учитель: А теперь слушай сюда и запоминай. Это грамматика. А что в ней знает Николай?
Николай: Много. Существительна да прилагательна.
Учитель: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Николай: Дверь? Которая дверь?
Учитель: Которая дверь? Вот эта.
Николай: Эта? Прилагательна.
Учитель: Почему же?
Николай: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана дверь стоит. Еще не навешана: так та покамест – существительна.
Учитель: Так поэтому у тебя слово “дурак” прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Николай: И ведомо.
Учитель: Ах, ведомо!
Николай: Ведомо, ведомо! (Кидает тетради и убегает…)
Учитель: Очевидно, у дворянства дома разврат, у духовных невежество. Откуда же взяться достойным юношам?
Сцена 4.
Звучит полонез Шопена Ф.
Демонстрируется слайд “Царскосельский лицей”.
Ведущий: Новое училище должно было носить название древнего Ликея – загородного афинского портика, где Аристотель учил и воспитывал своих учеников. Новая порода людей должна была возникнуть в полной разлуке с домашними. Молодые люди брались из разных сословий. Они составляли одно общество без всякого различия в столе и одежде, преподавание должно было вестись на русском языке; в образе жизни, взаимном обращении воспитанников следовало добиваться полного равенства. Количество учеников? Не более пятнадцати молодых людей. Возраст? Возраст великих князей Николая и Михаила.
Демонстрируются портреты Сперанского М.М. и Малиновского И.В.
Ведущий: План особого учебного заведения был составлен Сперанским М.М.. Малиновский И. В. должен был стать его директором.
Демонстрируется портрет Александра I и звучат стихи Пушкина А.С.
Полней, полней! И, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? О други, угадайте...
Ура! Наш царь, так выпьем за царя.Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомненья и страстей;
Простим ему неправые гоненья:
Он взял Париж, он основал Лицей!
Демонстрируется портрет Куницына А.П. и звучат стихи Пушкина А.С.
Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли, и встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...
Ведущий: Открытие лицея состоялось 19 октября 1811 года.
Из дневника Куницына А.П.
“С утра стали прибывать кареты. Мундиры поистине слепили глаза. Приехала из Гатчины старая императрица со статс-дамами и дочерью, великой княгиней, и, наконец, сам государь со свитой”.
Сцена 5.
Демонстрируется портрет Пушкина А.С.
Звучит романс “Поднимем бокалы” и на его фоне стихи Пушкина А.С.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
В числе первых воспитанников Лицея, кроме Пушкина были Корф, Вольховский, Горчаков, Малиновский, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, Броглио и другие.
(На сцене появляются один за другим воспитанники Лицея)
Вольховский: Вольховский Владимир, 13 лет. Прозвище Суворочка.
Ведущий: Первый ученик. Окончил лицей с золотой медалью.
Вольховский: Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжелых словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах:
Суворов наш
Ура! Марш, марш
Кричит верхом на стуле.
Ведущий: Вольховский Владимир – через несколько лет член тайного общества декабристов.
Горчаков: Горчаков Александр, 13лет. Прозвище Франт.
Ведущий: Будущий министр, дипломат.
Дельвиг: Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька.
Ведущий: Близкий друг Пушкина. Поэт. Создатель альманаха “Северные цветы”.
Дельвиг: Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым любителем поспать. Однажды не выучил урок. Спрятался за кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь латынью усыпленный.
Корсаков: Корсаков Николай, 11 лет.
Ведущий: Редактор лицейских журналов, музыкант. Веселый и милый друг.
Кюхельбекер: Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он написал обо мне много и по-разному:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно-
И стало мне, мои друзья
И кюхельбекерно, и тошно.
Ведущий: Член общества декабристов. Будет осужден и приговорен к вечной ссылке.
Малиновский: Малиновский Иван, 14 лет. Прозвище Казак. Сын директора Лицея. Я знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей назвал меня Санчо Панса.
Ведущий: Был добрым, отзывчивым человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства. Пущин: Пущин Иван, 13 лет. Прозвища: Большой Жано, Иван Великий.
Ведущий: С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив, искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина А.С. 14 декабря будет на Сенатской площади. Его осудят и приговорят к 31 году тюрьмы и ссылки.
Сцена 6.
Звучит Вальс Свиридова Г.В. из кинофильма “Метель”
Пушкин: Пушкин Александр, 11 лет. Прозвища: Француз. Егоза.
В те дни, когда в садах лицея
Я безмятежно расцветал.
Читал украдкой Аппулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и черных глаз;
Когда тревожить начинала
Мне сердце смутная печаль,
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала...
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.
Ведущий: Великий русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин.
Сцена 7.
Демонстрируются слайды с изображением Лицея.
Звучит музыка Чайковского П.И. “Ноктюрн фа диез минор”
Ведущий: Лицеисты встретились летом 1811 года, прожили 6 лет, полюбили друг друга, стали друзьями и пронесли эту дружбу через всю жизнь. Через 10 лет после окончания лицея они договорились праздновать серебряную дружбу, через 20 лет- золотую.
Вольховский: Лицей – маленький четырехэтажный городок. Инспекторы, гувернеры живут внизу, там же хозяйственное управление.
Горчаков: На втором этаже – столовая, больница, конференц-зал. Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: “Я не умер! Вот кто заменит Державина!”
Дельвиг: Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека.
Кюхельбекер: На четвертом этаже – спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами. На каждой комнате номер.
Пушкин: В лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только “домашним арестом” - закрывали в комнате и к дверям приставляли “дядьку” на часах.
Корсаков: Подъем был в 6 утра. Потом молитва, уроки, завтрак. Ежедневно 7 часов уроки, остальное время прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее “танцеванье” и фехтованье.
Игра “Танцеванье”. Правила игры. Выбирается ведущий. Он уходит в другое помещенье. Из тех участников, которые остались, выбирается тот, кто будет показывать движения танца, а остальные должны четко повторять. Задача ведущего – отгадать того, кто показывает движения. Игра повторяется несколько раз.
Пущин: Уроков немало, зато немало и забав. И все-таки главное наше увлечение-стихосложение. В лицее писали почти все. Писали по любому поводу.
Кюхельбеккер: Пушкин достал рому и с Пущиным и Малиновским затеяли выпить. Их наказали. Две недели стояли на коленях во время молитвы. Их фамилии занесли в черную книгу. И тогда лицеисты написали стихи:
Этот список - сущи бредни
Кто тут первый, кто последний,
Все нули, нули, нули
Ай, люли, люли, люли...
Проводится игра в рифмы.
В эту игру можно играть по-разному. Можно на скорость придумывать рифмы к определенным заданным словам. Можно придумывать максимально большое количество рифм к определенному заданному слову.
Сцена 8.
Звучит Серенада Шуберта Ф.
Ведущий: За 33 года существования Царскосельского Лицея его окончили 286 человек. Многие из них пополнили ряды талантливых государственных деятелей: Горчаков А.М., Головин А.В., Корф М.А. и другие. Историческую славу Царскосельскому лицею принесли Пушкин А.С., Дельвиг А.А., декабристы Кюхельбекер В.К., Пущин И.И.
Надо сказать, создателям Лицея во многом удалось выполнить поставленные задачи: из этого учебного заведения выходили действительно яркие, самобытно и смело мыслившие люди, сохранившие “чувство сердца”, ибо в сердце заключается все достоинство человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей.