Цели:
- выявить нравственную проблему сказки; развивать умение
- сравнивать, доказывать своё мнение, делать выводы; воспитывать уважительное
- отношение к окружающим нас людям.
Задача урока: после прочтения сказки организовать беседу вокруг вывода, который сделал автор.
Оборудование:
- учебник В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой. Литературное чтение 2 класс компьютер
- мультимедийный проектор
- презентация (Приложение 1)
- фильм «Не с той ноги»
- видеофрагмент из мультфильма «Крошка Енот»
- иллюстрации к сказке (Приложение 2)
- карточки для работы в группах (Приложение 3)
ХОД УРОКА
1.Орг. момент
Проверка готовности к уроку и эмоциональный настрой на работу.
– Какой сегодня прекрасный весенний день. Давайте поздороваемся друг с другом и окружающим нас миром!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
2. Речевая разминка
– Начнём урок с речевой разминки. Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выразительно и безошибочно читать. А хорошее чтение так необходимо при работе с текстом.
(Дети выполняют упражнения на дыхание, для губ, для языка.)
1. Заборчик
Зубки ровно мы смыкаем, и заборчик получаем.
А сейчас растянем губки – посмотрю на ваши зубки.
2. Лопатка
Язык лопаткой подержи, между зубок положи.
1 – 2 – 3 – 4 – 5. Можно язычок убрать.
3. Иголочка
Язык в иголку превращаем, напрягаем и сужаем. Острый кончик потяни, язычок назад верни.
4. Трубочка
Ваши губки – трубочки превратите в дудочки.
Ду-ду-ду.
Учись играть на барабане, язычок послушным
станет. Д-д-д-д-д-д.
– Молодцы!
3. Проверка домашнего задания
– Дети, дома вы поработали с текстами народных
сказок «Мальчик-с-Пальчик» и «Терёшечка» и
проследили их сюжетные линии, чтобы ответить на
вопрос: «Использовал ли Лев Толстой в сказке
«Липунюшка» сюжет народной сказки?» (Вопрос
записан на доске)
– Своими выводами я прошу вас поделиться. (Ответы
детей)
– Вы сказали, что Терёшечка, Мальчик-с-Пальчик и
Липунюшка очень похожи.
– Внимание на экран!
– Какими схожими качествами наделены эти герои? (Приложение 1. Слайд 2)
(Ответы детей)
– Посмотрите внимательно! Со всеми выделенными
качествами на экране вы согласны? (Слайды 3-4) (Ответы
детей)
4. Подготовка к восприятию нового материала
– Я предлагаю вам посмотреть на одного
мальчика, вашего ровесника, у которого, как мне
кажется, проявляются именно эти качества. (Фрагмент
фильма «Не с той ноги» – спрашивайте
материал у автора статьи. Прим. ред.) (Слайд
5)
– Дети, вы очень внимательно просмотрели этот
фрагмент. Предположите, о чём пойдёт разговор
сегодня на уроке? (Ответы детей)
– Запомните свои предположения. А чтобы развить
ваши мысли, я предлагаю вам сравнить этих героев.
(Слайд 6)
– С мальчиком вы уже познакомились, а кто это? (Ответы
детей)
– Что общего между ними? А различия? (Ответы
детей)
– Дети, как называется эта сказка? (Крошка Енот)
– Из этой сказки Лилиана Муура я взяла строки,
которые послужат эпиграфом к нашему уроку. Я
уверена, что к концу урока, вы эти строки назовёте
сами. (на доске закрыты слова из сказки)
– Но что для этого нам нужно сделать? (Прочитать
сказку)
5. Знакомство с произведением
– Сядьте так, как вам удобно, потому что сейчас
мы отправимся с Крошкой Енотом на пруд за осокой.
Помогать мне сегодня будут ... (Читаем по ролям с
заранее подготовленными и хорошо читающими
детьми)
– Дети, какие чувства вы сейчас испытали, когда с
Крошкой Енотом ходили на пруд? (Ответы детей)
6. Работа по содержанию
– На доске вы видите иллюстрации к этой сказке.
(Приложение 2) По
порядку ли они расположены? Прочитайте сказку и
поставьте иллюстрации по ходу сказки. – Какая из
иллюстраций должна стоять первой? Докажите
словами текста и т.д. (Ответы детей)
На доске появляется ряд иллюстраций.
– Мы прекрасно справились с этим заданием и у нас
есть минутка отдыха.
7. Физминутка
Мы с Енотиком шагаем, Руки выше поднимаем. Обезьянка нас встречает, Всех попрыгать приглашает. Дальше тихо на носочках, Перешагиваем кочки. Побираемся везде! Отражаемся в воде!
(Учитель показывает движения, а дети, как его отражение, выполняют их)
8. Работа в группах
– Для дальнейшей работы займите своё
место в группе. На уроках мы уже не раз
доказывали, что сказки находят своё
подтверждение в жизни.
– У вас на партах лежат правила нашей
гимназической жизни. (Приложение
3) Мне кажется, что некоторые из правил
как будто списаны со страниц этой сказки.
– Каждой группе я предлагаю выполнить следующее
задание: выберите по одному правилу, которому
можно найти подтверждение в сказке «Крошка
Енот». На эту работу я даю вам 5 минут.
(Работа в группах)
– Представители от групп, мы все внимательно
вас слушаем!
– Дети, что вы заметили в ответах своих
товарищей? (Мы зачитали один и тот же отрывок из
сказки)
– Сейчас самый ответственный момент. Готовы ли
вы назвать строки из сказки, закрытые на доске? (Ответы
детей)
НАХОДИТ ДРУЗЕЙ ТОТ, КТО САМ ВСТРЕЧАЕТ ИХ УЛЫБКОЙ. Лилиан Муур (Открывается запись на доске)
– Вы согласны с такой мыслью автора? (Ответы
детей)
– Давайте вместе их прочитаем!
9. Итог урока
– Дети, помните, каким был Крошка Енот, когда
первый раз посмотрел в пруд? (Слайд 7) Вот
таким!
– Кто посоветовал ему посмотреть в пруд
по-другому? (Слайд 8)
– А какой бы совет вы дали своему ровеснику из
фильма, прочитав сказку «Крошка Енот»? (Слайд
9) (Ответы детей)
– Вместе с такими добрыми советами давайте
подарим ему свои улыбки, а поможет нам Крошка
Енот и его весёлая песенка. (Дети
смотрят видео и поют песенку «От улыбки» вместе с
Крошкой Енотом – спрашивайте материал у
автора статьи. Прим. ред.) (Слайд 10)
10. Рефлексия
– Дети, мы с вами уже взрослые, можем давать советы другим. Это не трудно. Но по настоящему считается взрослым тот, кто умеет давать советы себе. Я предлагаю вам сделать пожелания самим себе! (Слайд 11) (Звучит музыка. Дети пишут пожелания и дают советы самим себе)
11. Оценивание работы детей на уроке. Домашнее задание
– Наш урок подошёл к концу. Кого сегодня вы хотели бы поблагодарить?
(Дети благодарят одноклассников)
– Какое домашнее задание по сказке «Крошка Енот» вы бы предложили своим одноклассникам? (Ответы детей)