Урок литературного чтения во 2-м классе. Тема: «Нравственная проблема в сказке Лилиан Муур "Крошка Енот"»

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели:

  • выявить нравственную проблему сказки; развивать умение
  • сравнивать, доказывать своё мнение, делать выводы; воспитывать уважительное
  • отношение к окружающим нас людям.

Задача урока: после прочтения сказки организовать беседу вокруг вывода, который сделал автор.

Оборудование:

  • учебник В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой. Литературное чтение 2 класс компьютер
  • мультимедийный проектор
  • презентация (Приложение 1)
  • фильм «Не с той ноги»
  • видеофрагмент из мультфильма «Крошка Енот»
  • иллюстрации к сказке (Приложение 2)
  • карточки для работы в группах (Приложение 3)

ХОД УРОКА

1.Орг. момент

Проверка готовности к уроку и эмоциональный настрой на работу.

– Какой сегодня прекрасный весенний день. Давайте поздороваемся друг с другом и окружающим нас миром!

Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!

2. Речевая разминка

Начнём урок с речевой разминки. Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выразительно и безошибочно читать. А хорошее чтение так необходимо при работе с текстом.

(Дети выполняют упражнения на дыхание, для губ, для языка.)

1. Заборчик

Зубки ровно мы смыкаем, и заборчик получаем.
А сейчас растянем губки – посмотрю на ваши зубки.

2. Лопатка

Язык лопаткой подержи, между зубок положи.
1 – 2 – 3 – 4 – 5. Можно язычок убрать.

3. Иголочка

Язык в иголку превращаем, напрягаем и сужаем. Острый кончик потяни, язычок назад верни.

4. Трубочка

Ваши губки – трубочки превратите в дудочки. Ду-ду-ду.
Учись играть на барабане, язычок послушным станет. Д-д-д-д-д-д.

– Молодцы!

3. Проверка домашнего задания

– Дети, дома вы поработали с текстами народных сказок «Мальчик-с-Пальчик» и «Терёшечка» и проследили их сюжетные линии, чтобы ответить на вопрос: «Использовал ли Лев Толстой в сказке «Липунюшка» сюжет народной сказки?» (Вопрос записан на доске)
– Своими выводами я прошу вас поделиться. (Ответы детей)
– Вы сказали, что Терёшечка, Мальчик-с-Пальчик и Липунюшка очень похожи.
– Внимание на экран!
– Какими схожими качествами наделены эти герои? (Приложение 1. Слайд 2) (Ответы детей)
– Посмотрите внимательно! Со всеми выделенными качествами на экране вы согласны? (Слайды 3-4) (Ответы детей)

4. Подготовка к восприятию нового материала

– Я предлагаю вам посмотреть на одного мальчика, вашего ровесника, у которого, как мне кажется, проявляются именно эти качества. (Фрагмент фильма «Не с той ноги» спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.) (Слайд 5)
– Дети, вы очень внимательно просмотрели этот фрагмент. Предположите, о чём пойдёт разговор сегодня на уроке? (Ответы детей)
– Запомните свои предположения. А чтобы развить ваши мысли, я предлагаю вам сравнить этих героев. (Слайд 6)
– С мальчиком вы уже познакомились, а кто это? (Ответы детей)
– Что общего между ними? А различия? (Ответы детей)
– Дети, как называется эта сказка? (Крошка Енот)
– Из этой сказки Лилиана Муура я взяла строки, которые послужат эпиграфом к нашему уроку. Я уверена, что к концу урока, вы эти строки назовёте сами. (на доске закрыты слова из сказки)
– Но что для этого нам нужно сделать? (Прочитать сказку)

5. Знакомство с произведением

– Сядьте так, как вам удобно, потому что сейчас мы отправимся с Крошкой Енотом на пруд за осокой. Помогать мне сегодня будут ... (Читаем по ролям с заранее подготовленными и хорошо читающими детьми)
– Дети, какие чувства вы сейчас испытали, когда с Крошкой Енотом ходили на пруд? (Ответы детей)

6. Работа по содержанию

– На доске вы видите иллюстрации к этой сказке. (Приложение 2) По порядку ли они расположены? Прочитайте сказку и поставьте иллюстрации по ходу сказки. – Какая из иллюстраций должна стоять первой? Докажите словами текста и т.д. (Ответы детей)
На доске появляется ряд иллюстраций.
– Мы прекрасно справились с этим заданием и у нас есть минутка отдыха.

7. Физминутка

Мы с Енотиком шагаем, Руки выше поднимаем. Обезьянка нас встречает, Всех попрыгать приглашает. Дальше тихо на носочках, Перешагиваем кочки. Побираемся везде! Отражаемся в воде!

(Учитель показывает движения, а дети, как его отражение, выполняют их)

8. Работа в группах

Для дальнейшей работы займите своё место в группе. На уроках мы уже не раз доказывали, что сказки находят своё подтверждение в жизни.
– У вас на партах лежат правила нашей гимназической жизни. (Приложение 3) Мне кажется, что некоторые из правил как будто списаны со страниц этой сказки.
– Каждой группе я предлагаю выполнить следующее задание: выберите по одному правилу, которому можно найти подтверждение в сказке «Крошка Енот». На эту работу я даю вам 5 минут.

(Работа в группах)

– Представители от групп, мы все внимательно вас слушаем!
– Дети, что вы заметили в ответах своих товарищей? (Мы зачитали один и тот же отрывок из сказки)
– Сейчас самый ответственный момент. Готовы ли вы назвать строки из сказки, закрытые на доске? (Ответы детей)

НАХОДИТ ДРУЗЕЙ ТОТ, КТО САМ ВСТРЕЧАЕТ ИХ УЛЫБКОЙ. Лилиан Муур (Открывается запись на доске)

– Вы согласны с такой мыслью автора? (Ответы детей)
– Давайте вместе их прочитаем!

9. Итог урока

– Дети, помните, каким был Крошка Енот, когда первый раз посмотрел в пруд? (Слайд 7) Вот таким!
– Кто посоветовал ему посмотреть в пруд по-другому? (Слайд 8)
– А какой бы совет вы дали своему ровеснику из фильма, прочитав сказку «Крошка Енот»? (Слайд 9) (Ответы детей)
– Вместе с такими добрыми советами давайте подарим ему свои улыбки, а поможет нам Крошка Енот и его весёлая песенка. (Дети смотрят видео и поют песенку «От улыбки» вместе с Крошкой Енотом спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.) (Слайд 10)

10. Рефлексия

– Дети, мы с вами уже взрослые, можем давать советы другим. Это не трудно. Но по настоящему считается взрослым тот, кто умеет давать советы себе. Я предлагаю вам сделать пожелания самим себе! (Слайд 11) (Звучит музыка. Дети пишут пожелания и дают советы самим себе)

11. Оценивание работы детей на уроке. Домашнее задание

– Наш урок подошёл к концу. Кого сегодня вы хотели бы поблагодарить?

(Дети благодарят одноклассников)

– Какое домашнее задание по сказке «Крошка Енот» вы бы предложили своим одноклассникам? (Ответы детей)