Литература
-
Какие книги прочитают наши дети 2012
Произведения, предложенные авторами программ по литературе для внеклассного чтения, дети читают, но не все и не всё. Многие говорят, что далекие от сегодняшней жизни события их не так интересуют, как сегодняшняя жизнь. Мы не можем во всем согласиться с детьми: проблемы, поднятые классиками русской литературы, никогда не устареют. Наряду с этими произведениями появляются те, которые оставят равнодушными детей.
-
Заглавные герои в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
Почему роман М.А. Булгакова называется "Мастер и Маргарита"? Какова роль эпизодических героев этого произведения? Есть ли двойники у персонажей "закатного романа" писателя? Как связаны любовь и творчество в "Мастере и Маргарите"?
-
Сон как художественный прием в русской литературе XIX в. 2012
На уроке выявляется роль сна как художественного приема в литературе, формируется умение расшифровывать символы сна для раскрытия идеи произведения проникновением в творческую лабораторию писателей. Цель урока: приблизиться к пониманию языка произведения, научится видеть подтекст и иносказание в художественном произведении.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник" 2012
Цель урока: раскрыть идейное и художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»; проследить развитие образа Петра Первого в творчестве поэта; учить анализировать информацию, обобщать и систематизировать; выразительно читать.
-
Роль эпизода в раскрытии идейного содежания. (Чтение, восприятие, анализ, истолкование и оценка эпизода, по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети", глава 26) 2012
Цель урока: проанализировать эпизод главы 26 романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», объяснить мотивы поведения Базарова, определить значение сцены в идейном содержании романа. В ходе урока дается понятие словам «эпизод», «герой», «конфликт», отрабатывается навык анализа эпизода.
-
Бородинское сражение – кульминация романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2012
Цель урока: доказать, что Бородинское сражение служит кульминацией романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Используются отрывки из романа Л.Н. Толстого и эпизоды из кинофильма С.Ф. Бондарчука «Война и мир».
-
Урок-путешествие по стихам детской поэтессы И.П. Токмаковой "Ходит солнышко по кругу" 2012
Урок предназначен для учащихся 5–6-х классов (учащихся по программе VIII-го вида) как урок внеклассного чтения. Учащиеся знакомятся с творчеством поэтессы И.П. Токмаковой; исследуют такой вид произведения, как стихотворение.
-
Стихотворение, раскрывающее чувство любви к женщине 2012
Статья посвящена творчеству А.К. Толстого. Для А.К. Толстого поэзия – лучший способ выражения любви – любви, которая помогает людям одолевать все тяготы, страдания, выйти из жизненных тупиков. Такой, во многом, была любовь А.К. Толстого к С.А. Миллер.
-
Обобщение опыта внеурочного занятия в рамках фестиваля "Книги-юбиляры" по сказу Н.С. Лескова "Левша" 2012
Цель занятия: формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся.
-
Урок литературы по повести Василия Быкова "Альпийская баллада". 11-й класс 2012
Проблемный вопрос «На что способен человек, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца?» стал отправной точкой в уроке по повести В.Быкова «Альпийская баллада». Современным школьникам необходимо понимать, что значит «наука побеждать», в этом помогают произведения о войне как величайшей трагедии народа.
-
Урок литературы, тема: "М.Горький "На дне"" 2012
Цель урока: показать социально-философскую направленность пьесы. Структура урока для занятия выбрана в форме прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии.
-
Интегрированный урок "музыка + ИЗО + литература" по теме "Широка и привольна ты родная страна" 2012
У учащихся складывается целостный образ родины благодаря восприятию и осмыслению произведений искусства; развивается творческое воображение, уважение к красоте России; формируется представление о культуре России.
-
Урок-мастерская по литературе "Художественное своеобразие лирики А.А. Ахматовой" 2012
Урок-мастерская проводится в социально-гуманитарном классе в конце изучения творчества А.А. Ахматовой. Цель: показать художественное своеобразие лирики поэтессы в сопоставлении с творчеством других поэтов, формировать навыки анализа художественного произведения, его восприятия, интерпретации. Урок вырабатывает умения доказывать свою точку зрения, сопоставлять, анализировать, предполагать, делать выводы, формировать мысль, чувства, общение.
-
Исторические личности Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Интегрированный урок на основе проектной деятельности учащихся. 10-й класс 2012
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами.
-
Лирика Ю.Левитанского. 11-й класс 2012
Представленная композиция содержит материал по жизни и творчеству Ю.Левитанского. Урок, показывающий тематическое и художественное своеобразие и проникновенный лиризм стихотворений поэта, проведен в 11-м классе. Цель: познакомить учащихся с творчеством известного поэта, подробнее рассмотреть тему войны. В композиции отражены чувства Ю.Левитанского, его боль, переживания, а главное, любовь к жизни, несмотря на все ее перипетии.
-
Великая Отечественная война: секрет нашей Победы (по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие") 2012
Урок формирует у подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных, исторических, национальных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями старших поколений. Обсуждение литературного произведения «А зори здесь тихие» воспитывает этические представления и нормы поведения, развивает эмоциональное восприятие.
-
Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы 2012
В конспекте урока литературы представлены личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД. На всех этапах урока учащиеся активно включаются в деятельность, проявляя инициативу и творчество.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции на основе малых жанров фольклора. 5-й класс 2012
Цель мероприятия: в игровой форме закрепить у учащихся знания о разновидности малых фольклорных жанров, продемонстрировать их роль в повседневной жизни каждого русского человека. Школьники в процессе подготовки к спектаклю понимают, что всякое слово в Древней Руси наполнялось особым смыслом, заключало в себе вековой опыт предков.
-
"Обыкновенные" и "необыкновенные" люди в рассказах В.Распутина 2012
Урок-обсуждение рассказов В.Распутина посвящен 75-летию писателя. Сквозная тема 3 рассказов писателя – преодоление «поживательства и пожинательства», в том числе и в сфере человеческих чувств и отношений. Перед выпускниками стоит цель: создание эссе по содержательной, емкой распутинской прозы.
-
"Что-то тут не продумано…" Изображение коллективизации в рассказе В.Тендрякова "Пара гнедых" и ее последствий в рассказе "Хлеб для собаки" 2012
Уроки по рассказам В.Тендрякова «Пара гнедых» и «Хлеб для собаки» проводятся в 11-м классе под эгидой изучения изображения России рубежа 20х–30х гг. ХХ в. и прослеживают преемственность в создании образа родной страны от Бунина и Блока до писателей-свидетелей «великого эксперимента», анализируют изобразительно-выразительные средства, определяющие художественный почерк автора, нравственные последствия попытки поднять историю «на дыбки».
-
"Люди! Покуда сердца стучатся, помните!" Литературно-музыкальная композиция 2012
В работе представлен сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного Дню победы в Великой Отечественной войне. В ходе вечера участники читают стихи о войне, исполняют песни военных лет, а также рассказывают истории.
-
Развитие коммуникативных компетенций как условие духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы 2012
Обобщается педагогический опыт работы по формированию и развитию коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности как условие духовно-нравственного воспитания личности ребенка.
-
Интегрированные уроки "Химия и слово" 2012
В школе проводятся интегрированные уроки в форме химических спектаклей, литературные гостиные, интеллектуальные игры и другие творческие проекты. Одно из направлений деятельности – интегрированные уроки-исследования по химии и литературе.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Петр и Феврония – вечные символы русской любви". 8-й класс 2012
Мероприятие проводится для учащихся 1–6-х классов гимназии. Основой служит «Повесть о Петре и Февронии Муромских», изучаемая в курсе литературы 7-го класса.
-
Почитай отца и матерь свою…» (на материале библейского сюжета о Ное, рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» и В.Осеевой «Бабка») 2012
Цель урока: истолкование библейской заповеди; использование библейского сюжета с целью раскрыть содержание слова «хам» через его образную конкретизацию; выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Э. Разгона "Борис и Глеб". 7-й класс 2012
На территории Кузбасса действовали более 400 лагерных подразделений, входивших в состав СИБЛАГА, через который в те годы прошло более двух миллионов человек. Знакомство с "Книгой памяти", повестями Льва Разгона, историями людей произошло на открытом уроке, чтобы не только на произведениях литературы учащиеся знакомились с широкомасштабной картиной сталинских репрессий, но и на основе документов, исторических свидетельств.
-
Л.Н. Толстой. Личность и мировоззрение писателя 2012
На уроке раскрывается смысл высказывания М.Горького о Толстом: "Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого..." В результате самостоятельного исследования учащиеся дают развернутый ответ на проблемные вопросы.
-
Развитие умений подготовки доклада на основе исследовательского задания: значение и ориентиры деятельности школьников 2012
Анализируется стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».
-
Урок внеклассного чтения "Люблю березку русскую!" 2012
Образ березки – символа Родины – воспет в произведениях тверских поэтов, писателей, художников, мастеров прикладного творчества. Урок внеклассного чтения "Люблю березку русскую!" в форме литературно-музыкальной композиции рассчитан на 2 часа.
-
Старославянизмы в поэзии поэтов-декабристов 2012
В произведениях Рылеева, Кюхельбекера за старославянизмами, не ушедшими из литературного языка, не перешедшими в разряд нейтральных или общеупотребительных книжных слов, окончательно закрепляются стилистические функции, сохранившиеся за ними в языке художественной литературы до сих пор: создание исторического колорита, поэтических текстов, патетического слога, комического эффекта, воссоздание библейского, античного, восточного колорита, употребление в целях характерологии.