Литература
-
Художественное осмысление А.С. Пушкиным истории России. 8-й класс 2012
Урок литературы развивает критическое мышление; стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал» – 1-й урок по творчеству А.С. Пушкина, на котором учащимся предстоит повторить изученное о жизни и творчестве Пушкина и подготовиться к осмыслению «Капитанской дочки», систематизируя материал по теме «Историзм произведений Пушкина». Цель урока: совершенствовать навыки анализа текстов разных стилей в стратегии «ЗХУ»; вызвать интерес к углубленному анализу произведения.
-
Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". 9-й класс 2012
В статье представлен опыт проблемно-тематического анализа повести, в ходе которого учащиеся знакомятся со своеобразием поэтики произведения и усваивают нравственные ценности. Большое внимание уделяется психологической характеристике героев.
-
Игра-конкурс "Знатоки сказок". 5-й класс 2012
Игра-конкурс прививает интерес учащихся к русским народным, литературным сказкам, творчеству А.С. Пушкина; развивает наглядно-образное, словесно-логическое мышление, внимание, память.
-
Развитие интереса к чтению в проблемном обучении" 2012
Любая деятельность – это результат, который включает мотивацию и анализ. Технология проблемного обучения ведет к более высокому уровню мотивации и развитию нравственно-волевых качеств. Материал помогает понять методику проблемного урока и отработать навыки по этой технологии. Работа в группах оживляет процесс осмысления поставленной проблемы и позволяет проявлять учащимся коммуникативные навыки.
-
Материальный и духовный прогресс общества и его влияние на жизнь людей (по роману Е.Замятина "Мы") 2012
Цель урока: воспитание неприятия системы, порабощающей личность, уничтожающей индивидуальность, стойкого желания быть развитой, одухотворенной личностью, способной дальше двигать прогресс и развивать себя, вырабатывать свое отношение к позиции автора.
-
Занятие по теме "Я хочу быть понят моей страной…" (Биография и основные этапы творчества В.В. Маяковского) 2012
К творчеству В.В. Маяковского всегда было и остается очень своеобразное отношение: либо его стихи нравятся, либо нет. Почему так происходит? Даны основные этапы жизни и творчества поэта, которые могут быть изменены, дополнены по усмотрению преподавателя.
-
Жизнь и творчество А.С. Грибоедова "Загадки писателя (1795(?)–1829)" 2012
Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова, проанализировать отзывы современников, исследования биографов.
-
Любовь и "проза" жизни Н.А. Некрасова. Специальный выпуск журнала "Современник" 2012
Представленный материал поможет учителю, учащимся при изучении жизни и творчества Н.А. Некрасова. Содержание материала отражает мало известные факты биографии поэта, их тесную связь с лирическими произведениями, что привлекает внимание учащихся, пробуждает интерес к творчеству писателя.
-
Конференция по литературе на тему "Дети и война" (по повести В.Богомолова "Иван"). 7-й класс 2012
Цель конференции: на примере литературных произведений показать учащимся, что дети и война несовместимы. Автор знакомит учеников с именами детей – Героев Советского Союза, анализирует художественные произведения, главное из которых – "Иван" В.Богомолова.
-
Конференция по литературе по теме "Эпоха Ивана Грозного в романе А.К. Толстого "Князь Серебряный", в других художественных и исторических произведениях 2012
Цель конференции: помочь учащимся понять смысл слова "эпоха" и особенность эпохи царя Ивана Грозного; расширить их лексикон в работе над устаревшей лексикой из прочитанных произведений; обратить особое внимание не только на минусы, но и на плюсы, которые дала России эта эпоха.
-
Какие книги прочитают наши дети 2012
Произведения, предложенные авторами программ по литературе для внеклассного чтения, дети читают, но не все и не всё. Многие говорят, что далекие от сегодняшней жизни события их не так интересуют, как сегодняшняя жизнь. Мы не можем во всем согласиться с детьми: проблемы, поднятые классиками русской литературы, никогда не устареют. Наряду с этими произведениями появляются те, которые оставят равнодушными детей.
-
Заглавные герои в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
Почему роман М.А. Булгакова называется "Мастер и Маргарита"? Какова роль эпизодических героев этого произведения? Есть ли двойники у персонажей "закатного романа" писателя? Как связаны любовь и творчество в "Мастере и Маргарите"?
-
Сон как художественный прием в русской литературе XIX в. 2012
На уроке выявляется роль сна как художественного приема в литературе, формируется умение расшифровывать символы сна для раскрытия идеи произведения проникновением в творческую лабораторию писателей. Цель урока: приблизиться к пониманию языка произведения, научится видеть подтекст и иносказание в художественном произведении.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник" 2012
Цель урока: раскрыть идейное и художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»; проследить развитие образа Петра Первого в творчестве поэта; учить анализировать информацию, обобщать и систематизировать; выразительно читать.
-
Роль эпизода в раскрытии идейного содежания. (Чтение, восприятие, анализ, истолкование и оценка эпизода, по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети", глава 26) 2012
Цель урока: проанализировать эпизод главы 26 романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», объяснить мотивы поведения Базарова, определить значение сцены в идейном содержании романа. В ходе урока дается понятие словам «эпизод», «герой», «конфликт», отрабатывается навык анализа эпизода.
-
Бородинское сражение – кульминация романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2012
Цель урока: доказать, что Бородинское сражение служит кульминацией романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Используются отрывки из романа Л.Н. Толстого и эпизоды из кинофильма С.Ф. Бондарчука «Война и мир».
-
Урок-путешествие по стихам детской поэтессы И.П. Токмаковой "Ходит солнышко по кругу" 2012
Урок предназначен для учащихся 5–6-х классов (учащихся по программе VIII-го вида) как урок внеклассного чтения. Учащиеся знакомятся с творчеством поэтессы И.П. Токмаковой; исследуют такой вид произведения, как стихотворение.
-
Стихотворение, раскрывающее чувство любви к женщине 2012
Статья посвящена творчеству А.К. Толстого. Для А.К. Толстого поэзия – лучший способ выражения любви – любви, которая помогает людям одолевать все тяготы, страдания, выйти из жизненных тупиков. Такой, во многом, была любовь А.К. Толстого к С.А. Миллер.
-
Обобщение опыта внеурочного занятия в рамках фестиваля "Книги-юбиляры" по сказу Н.С. Лескова "Левша" 2012
Цель занятия: формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся.
-
Урок литературы по повести Василия Быкова "Альпийская баллада". 11-й класс 2012
Проблемный вопрос «На что способен человек, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца?» стал отправной точкой в уроке по повести В.Быкова «Альпийская баллада». Современным школьникам необходимо понимать, что значит «наука побеждать», в этом помогают произведения о войне как величайшей трагедии народа.
-
Урок литературы, тема: "М.Горький "На дне"" 2012
Цель урока: показать социально-философскую направленность пьесы. Структура урока для занятия выбрана в форме прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии.
-
Интегрированный урок "музыка + ИЗО + литература" по теме "Широка и привольна ты родная страна" 2012
У учащихся складывается целостный образ родины благодаря восприятию и осмыслению произведений искусства; развивается творческое воображение, уважение к красоте России; формируется представление о культуре России.
-
Урок-мастерская по литературе "Художественное своеобразие лирики А.А. Ахматовой" 2012
Урок-мастерская проводится в социально-гуманитарном классе в конце изучения творчества А.А. Ахматовой. Цель: показать художественное своеобразие лирики поэтессы в сопоставлении с творчеством других поэтов, формировать навыки анализа художественного произведения, его восприятия, интерпретации. Урок вырабатывает умения доказывать свою точку зрения, сопоставлять, анализировать, предполагать, делать выводы, формировать мысль, чувства, общение.
-
Исторические личности Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Интегрированный урок на основе проектной деятельности учащихся. 10-й класс 2012
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами.
-
Лирика Ю.Левитанского. 11-й класс 2012
Представленная композиция содержит материал по жизни и творчеству Ю.Левитанского. Урок, показывающий тематическое и художественное своеобразие и проникновенный лиризм стихотворений поэта, проведен в 11-м классе. Цель: познакомить учащихся с творчеством известного поэта, подробнее рассмотреть тему войны. В композиции отражены чувства Ю.Левитанского, его боль, переживания, а главное, любовь к жизни, несмотря на все ее перипетии.
-
Великая Отечественная война: секрет нашей Победы (по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие") 2012
Урок формирует у подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных, исторических, национальных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями старших поколений. Обсуждение литературного произведения «А зори здесь тихие» воспитывает этические представления и нормы поведения, развивает эмоциональное восприятие.
-
Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы 2012
В конспекте урока литературы представлены личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД. На всех этапах урока учащиеся активно включаются в деятельность, проявляя инициативу и творчество.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции на основе малых жанров фольклора. 5-й класс 2012
Цель мероприятия: в игровой форме закрепить у учащихся знания о разновидности малых фольклорных жанров, продемонстрировать их роль в повседневной жизни каждого русского человека. Школьники в процессе подготовки к спектаклю понимают, что всякое слово в Древней Руси наполнялось особым смыслом, заключало в себе вековой опыт предков.
-
"Обыкновенные" и "необыкновенные" люди в рассказах В.Распутина 2012
Урок-обсуждение рассказов В.Распутина посвящен 75-летию писателя. Сквозная тема 3 рассказов писателя – преодоление «поживательства и пожинательства», в том числе и в сфере человеческих чувств и отношений. Перед выпускниками стоит цель: создание эссе по содержательной, емкой распутинской прозы.
-
"Что-то тут не продумано…" Изображение коллективизации в рассказе В.Тендрякова "Пара гнедых" и ее последствий в рассказе "Хлеб для собаки" 2012
Уроки по рассказам В.Тендрякова «Пара гнедых» и «Хлеб для собаки» проводятся в 11-м классе под эгидой изучения изображения России рубежа 20х–30х гг. ХХ в. и прослеживают преемственность в создании образа родной страны от Бунина и Блока до писателей-свидетелей «великого эксперимента», анализируют изобразительно-выразительные средства, определяющие художественный почерк автора, нравственные последствия попытки поднять историю «на дыбки».