Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, меняются его  приоритеты. Необходимость преобразований диктует поиск новых подходов к проектированию методической системы обучения, один из которых связан с применением инновационных образовательных технологий.

Наиболее эффективным при выборе технологий является модульно-компетентностный  подход в среднем профессиональном  образовании, при котором необходимо стремиться к взаимодополнению различных технологий, синергетическому эффекту их взаимодействия.

Совмещение различных приемов способствует лучшему усваиванию учебного материала. В данном уроке применяется технология развивающего обучения, используемый метод – проблемное обучение.

Цели:  

  • раскрыть качества главной героини драмы Островского «Гроза»;
  • учить анализировать и работать с дополнительной литературой;
  • подготовить к написанию сочинения;
  • развивать монологическую речь;
  • совершенствовать технику  и навыки выразительного чтения.

Оборудование: листочки для теста, мультимедиа, тексты драмы А.Н.Островского «Гроза», презентация «Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры», таблички-названия рабочих групп, рабочие тетради.

ХОД УРОКА

Приветствие учащихся

Рапорт дежурного

Вводное слово учителя: сегодня мы продолжим разговор по драме А.Н.Островского «Гроза». (Слайд 1) Нам предстоит интересная работа на заседании научного совета (слайд 2):
– вспомним биографические сведения об А.Н.Островском и основные персонажи драмы «Гроза»;
– поговорим о Катерине – главной героине драмы, воплотившей лучшие качества женской натуры;
– сопоставим Катерину с другими персонажами,  выясним, насколько силен ее характер и чем отличается от других героев;
– надеюсь, узнать ваше мнение о поступке Катерины – уходе из жизни.

(Слайд 3) Итак, цель нашего урока – работая в исследовательских группах, раскрыть качества главной героини драмы Островского «Гроза», что и будет являться подготовкой к предстоящему сочинению.
Расположились вы по группам, как и получали домашнее задание на предыдущем уроке. Но прежде чем вы начнете обсуждать вышеозначенные вопросы и фиксировать основные положения в тетради, я предлагаю небольшой блиц-опрос на проверку IK и для мобилизации внимания. На лежащих перед вами листочках укажите свою фамилию и отвечая на вопросы, записывайте правильное, на ваш взгляд, слово.

1. Островский родился в – г.Москва/ г.Санкт-Петербург/ г.Гулькевичи?
2. Драматург в своих произведениях раскрывает черты персонажей определенной среды – народной / купеческой / дворянской?
3. В каком журнале начинал свою деятельность А.Н.Островский – «Современник» / «Москвитянин» / «Отечественные записки»?
4. Кто из героев драмы «Гроза» является ярким представителем «темного царства» – Катерина / Кулигин / Кабаниха?
5. На кого из героев пьесы автор возлагает надежды, кто олицетворяет «новые силы» – Тихон / Варвара / Катерина?

– Спасибо, за ответы. Сдайте листочки. Оценки мы узнаем чуть позже.
– Откройте тетради, запишите число и тему урока.
– Итак, попытаемся выяснить, что выделяет Катерину из общей массы жителей Калинова, чем она отличается от них. (Слайд 4)
– Какой вы представляете себе Катерину?
(Ответы подготовлены заранее представляют собой мини-сочинения)
– Как ее жизнь меняется после замужества?
– В чем должна была измениться жизнь? Где были указаны правила поведения в семье? («Домострой») Что известно об этом документе средних веков? Кто олицетворяет «Домострой» в драме?

Сообщение о Катерине

Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее сыграла. Однако любовь Островского была безответной: сердце Косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя Катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора.
В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова, происходившего из зажиточной купеческой семьи и попала в атмосферу тирании и лжи.
Важную роль в характеристике Кати является ее детство, проведенное в родительском доме. Катерина росла в доме зажиточного купца. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил Борис. Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не смогу», – так она говорит о себе. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане.

Выразительное чтение монолога

– Значит, попав в дом Кабановой, с Катериной происходит несчастье. Почему в пьесе Катерина противопоставлена своей свекрови? Что мы можем сказать о Марфе Игнатьевне Кабановой? Есть ли у них что-то общее?

– Слово исследовательской группе «Катерина и Кабаниха» (Слайд 6)

Чтение по ролям отрывка из д. 1 явл. 3

События драмы происходят в купеческом городе Калинове, расположенном на берегу Волги, в первой половине девятнадцатого века. В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых. Вспомним знаменитую фразу Кулигина: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” Действие пьесы в основном разворачивается в купеческом доме Кабановых, где мы и знакомимся с главными героями пьесы. Глава этого семейства – Марфа Игнатьевна Кабанова. В доме вместе с ней проживает ее сын Тихон, дочь Варвара и невестка Катерина. Островский вводит нас в мир “темного царства”, пытается показать характеры, взаимоотношения и законы, по которым живут люди в этом “темном царстве”. Для того чтобы нагляднее показать эти законы и взаимоотношения, Островский противопоставляет двух героинь — Марфу Игнатьевну и Катерину.
Несмотря на то, что Марфа Игнатьевна и Катерина выросли и воспитывались в купеческих семьях, характеры их сформировались совершенно по-разному. В семье, где выросла Катерина, царили любовь и взаимопонимание. Об этом Катерина рассказывала сама: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю”. Такое воспитание сформировало добрый и мягкий, но, несмотря на это, независимый характер. Вероятно, Марфа Игнатьевна воспитывалась в совершенно других условиях. Скорее всего, она уже с детства испытала на себе жестокость купеческих нравов, их несправедливость, где все было подчинено наживе – все это сформировало другой, нежели у Катерины, характер…

1 запись в тетради (Слайд 7)

Катерина и Кабаниха

Кабаниха отстаивает патриархальные обычаи «Домостроя».
Катерина стремится к свободе выбора по воле сердца.

В драме есть человек, который близок Катерине по возрасту, менталитету, положению. Есть человек, с которым могла бы быть дружба. Я говорю о … Варваре. В чем состоит отличие между этими девушками?

– Слово исследовательской группе «Катерина и Варвара»  (Слайд 8)

Чтение по ролям отрывка из д.2 явл. 3.

В 1859 году А. Н. Островский пишет драму “Гроза”. В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе выводит героиню, существенно отличающуюся от окружающих ее людей. Жизнь идеальной русской женщины для Островского характеризуется близостью к Богу, бессознательным ощущением изначальной обреченности человека. В драме “Гроза” воплощением такого типа персонажей является Катерина, жена Тихона Кабанова.
Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.
Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость…

2 запись в тетради. (Слайд 9)

Катерина и Варвара

Отличие Катерины и Варвары в разрешении конфликта:
Варвара уходит из дома, Катерина уходит из жизни.

– Думаю, что некоторые сейчас удивятся, но следующая исследовательская группа рассматривала очень интересный вопрос «Катерина и гроза». (Слайд 10) Кроме того, что это слово «гроза» многозначное (мы на прошлом уроке русского языка работали с этим термином), оно является метафорическим прообразом самой Катерины.

3 запись в тетради. (Слайд 11)

Катерина и гроза

Гроза играет важную роль в композиции драмы.
Катерина напоминает грозу, не подчиняясь (как и силы природы) никому.

– Мы увидели независимость, доброту Катерины, ее гармонию с миром… кого же полюбила она? Достойного ли человека? Следующая исследовательская группа «Катерина и Борис». (Слайд 12)

– Спасибо! Как вы считаете, возможен ли другой финал драмы? При каком условии?

4 запись в тетради. (Слайд 13)

Борис и Катерина: две трагические личности.

– Итак, подводя итог нашему научному совету, мы должны сформулировать и записать вывод. (Слайд 14)

Вывод: Катерина воплощает лучшие черты женской натуры: верность, кротость, требовательность к себе, доброту к окружающим. Нравственный конфликт ее заключается в невозможности жить в грехе, в разладе со своей совестью.

– Цель, поставленная в начале нашего заседания, достигнута. Мы выявили лучшие человеческие качества Катерины в сопоставлении с другими героями драмы. Перечислите, пожалуйста,  эти качества еще раз.

– И как заключение нашего заседания – ваши соображения:

P.S. (в переводе с латинского – «после написанного») (Слайд 16)

– Как вы оцениваете поступок Катерины: как проявление силы или слабости?

Чтение ответов 3-4 учащимися.

– Оценки за сегодняшний необычный урок только «отличные», потому что научная интеллектуальная деятельность ценится в нашем техникуме не менее высоко, чем физический, практический труд.

– В качестве домашнего задания предлагаю ответить на вопрос: «Кто в драме является жертвами «темного царства»? 

– Мне сегодня было очень интересно сотрудничать с вами, находя ответы на вопросы. Хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Соберем осенний букет: если урок вам понравился – принесите в вазу желтый или красный листок, если урок не понравился – зеленый лист.

– Спасибо! В нашей вазе настоящий осенний букет!