В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, меняются его приоритеты. Необходимость преобразований диктует поиск новых подходов к проектированию методической системы обучения, один из которых связан с применением инновационных образовательных технологий.
Наиболее эффективным при выборе технологий является модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании, при котором необходимо стремиться к взаимодополнению различных технологий, синергетическому эффекту их взаимодействия.
Совмещение различных приемов способствует лучшему усваиванию учебного материала. В данном уроке применяется технология развивающего обучения, используемый метод – проблемное обучение.
Цели:
- раскрыть качества главной героини драмы Островского «Гроза»;
- учить анализировать и работать с дополнительной литературой;
- подготовить к написанию сочинения;
- развивать монологическую речь;
- совершенствовать технику и навыки выразительного чтения.
Оборудование: листочки для теста, мультимедиа, тексты драмы А.Н.Островского «Гроза», презентация «Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры», таблички-названия рабочих групп, рабочие тетради.
ХОД УРОКА
Приветствие учащихся
Рапорт дежурного
Вводное слово учителя: сегодня мы
продолжим разговор по драме А.Н.Островского
«Гроза». (Слайд 1) Нам предстоит интересная работа
на заседании научного совета (слайд 2):
– вспомним биографические сведения об
А.Н.Островском и основные персонажи драмы
«Гроза»;
– поговорим о Катерине – главной героине драмы,
воплотившей лучшие качества женской натуры;
– сопоставим Катерину с другими персонажами,
выясним, насколько силен ее характер и чем
отличается от других героев;
– надеюсь, узнать ваше мнение о поступке
Катерины – уходе из жизни.
(Слайд 3) Итак, цель нашего урока – работая в
исследовательских группах, раскрыть качества
главной героини драмы Островского «Гроза», что и
будет являться подготовкой к предстоящему
сочинению.
Расположились вы по группам, как и получали
домашнее задание на предыдущем уроке. Но прежде
чем вы начнете обсуждать вышеозначенные вопросы
и фиксировать основные положения в тетради, я
предлагаю небольшой блиц-опрос на проверку IK и
для мобилизации внимания. На лежащих перед вами
листочках укажите свою фамилию и отвечая на
вопросы, записывайте правильное, на ваш взгляд,
слово.
1. Островский родился в – г.Москва/
г.Санкт-Петербург/ г.Гулькевичи?
2. Драматург в своих произведениях раскрывает
черты персонажей определенной среды – народной /
купеческой / дворянской?
3. В каком журнале начинал свою деятельность
А.Н.Островский – «Современник» / «Москвитянин»
/ «Отечественные записки»?
4. Кто из героев драмы «Гроза» является ярким
представителем «темного царства» – Катерина /
Кулигин / Кабаниха?
5. На кого из героев пьесы автор возлагает
надежды, кто олицетворяет «новые силы» – Тихон /
Варвара / Катерина?
– Спасибо, за ответы. Сдайте листочки. Оценки мы
узнаем чуть позже.
– Откройте тетради, запишите число и тему урока.
– Итак, попытаемся выяснить, что выделяет
Катерину из общей массы жителей Калинова, чем она
отличается от них. (Слайд 4)
– Какой вы представляете себе Катерину?
(Ответы подготовлены заранее представляют
собой мини-сочинения)
– Как ее жизнь меняется после замужества?
– В чем должна была измениться жизнь? Где были
указаны правила поведения в семье? («Домострой»)
Что известно об этом документе средних веков? Кто
олицетворяет «Домострой» в драме?
Сообщение о Катерине
Существует версия, что Островский писал
«Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису
Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он
писал свою Катерину, именно она ее сыграла.
Однако любовь Островского была безответной:
сердце Косицкой было отдано другому, который
довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя
Катерину, практически играла себя и на сцене
предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила
всех, в том числе и императора.
В образе Катерины Островский показал всю
трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в
России были практически бесправны, выходя замуж,
они должны были соблюдать все правила семейной
жизни. Огромное количество браков заключалось не
по любви, а по холодному расчету, молодых девушек
часто выдавали за стариков только потому, что те
имели состояние и высокое положение в обществе. О
разводах в то время не было даже мысли, и женщины
должны были страдать всю жизнь. В подобной
ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за
Тихона Кабанова, происходившего из зажиточной
купеческой семьи и попала в атмосферу тирании и
лжи.
Важную роль в характеристике Кати является ее
детство, проведенное в родительском доме.
Катерина росла в доме зажиточного купца. Жизнь ее
в родительском доме была счастлива, беззаботна и
радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она
с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем
детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка
на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала
меня, точно куклу, работать не принуждала; что
хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства
полюбила ходить в церковь и посещала ее с
огромным желанием, во время служб все
присутствующие обращали на одухотворенное лицо
Катерины, которая в тот момент полностью уходила
от этого мира. Именно эта истовая вера,
впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь
именно в церкви ее заметил и полюбил Борис.
Воспитываясь в родительском доме, Катерина
получила и на всю жизнь сохранила наиболее
прекрасные черты русского характера. Душа
Катерины чиста, открыта, способна на большую
любовь. Она не умеет врать. «Обманывать-то я не
умею, скрыть-то ничего не смогу», – так она
говорит о себе. И из этой атмосферы, пропитанной
добром, лаской и любовью, она попадает в семью
Кабанихи, где все построено на грубости,
безоговорочном повиновении, лжи и обмане.
Выразительное чтение монолога
– Значит, попав в дом Кабановой, с Катериной происходит несчастье. Почему в пьесе Катерина противопоставлена своей свекрови? Что мы можем сказать о Марфе Игнатьевне Кабановой? Есть ли у них что-то общее?
– Слово исследовательской группе «Катерина и Кабаниха» (Слайд 6)
Чтение по ролям отрывка из д. 1 явл. 3
События драмы происходят в купеческом городе
Калинове, расположенном на берегу Волги, в первой
половине девятнадцатого века. В произведении
изображена затхлая атмосфера провинциального
городка с ее грубостью, ханжеством, властью
богатых. Вспомним знаменитую фразу Кулигина:
“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе,
жестокие!” Действие пьесы в основном
разворачивается в купеческом доме Кабановых, где
мы и знакомимся с главными героями пьесы. Глава
этого семейства – Марфа Игнатьевна Кабанова. В
доме вместе с ней проживает ее сын Тихон, дочь
Варвара и невестка Катерина. Островский вводит
нас в мир “темного царства”, пытается показать
характеры, взаимоотношения и законы, по которым
живут люди в этом “темном царстве”. Для того
чтобы нагляднее показать эти законы и
взаимоотношения, Островский противопоставляет
двух героинь — Марфу Игнатьевну и Катерину.
Несмотря на то, что Марфа Игнатьевна и Катерина
выросли и воспитывались в купеческих семьях,
характеры их сформировались совершенно
по-разному. В семье, где выросла Катерина, царили
любовь и взаимопонимание. Об этом Катерина
рассказывала сама: “Я жила, ни об чем не тужила,
точно птичка на воле. Маменька во мне души не
чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не
принуждала; что хочу, бывало, то и делаю”. Такое
воспитание сформировало добрый и мягкий, но,
несмотря на это, независимый характер. Вероятно,
Марфа Игнатьевна воспитывалась в совершенно
других условиях. Скорее всего, она уже с детства
испытала на себе жестокость купеческих нравов,
их несправедливость, где все было подчинено
наживе – все это сформировало другой, нежели у
Катерины, характер…
1 запись в тетради (Слайд 7)
Катерина и Кабаниха
Кабаниха отстаивает патриархальные обычаи
«Домостроя».
Катерина стремится к свободе выбора по воле
сердца.
В драме есть человек, который близок Катерине по возрасту, менталитету, положению. Есть человек, с которым могла бы быть дружба. Я говорю о … Варваре. В чем состоит отличие между этими девушками?
– Слово исследовательской группе «Катерина и Варвара» (Слайд 8)
Чтение по ролям отрывка из д.2 явл. 3.
В 1859 году А. Н. Островский пишет драму “Гроза”.
В этом произведении значительное место вновь
отводится женским образам, которые так
привлекали драматурга. В своих пьесах писатель
впервые в русской литературе выводит героиню,
существенно отличающуюся от окружающих ее людей.
Жизнь идеальной русской женщины для Островского
характеризуется близостью к Богу,
бессознательным ощущением изначальной
обреченности человека. В драме “Гроза”
воплощением такого типа персонажей является
Катерина, жена Тихона Кабанова.
Драматург противопоставляет ей девушку, которая
является частью провинциального мира, трезво
смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то
возвышенного, не так глубока и сложна, как у
Катерины. Это Варвара Кабанова.
Две героини пьесы различаются между собой, но их
объединяет реалистичность изображения, которая
придает обоим образам особую значимость…
2 запись в тетради. (Слайд 9)
Катерина и Варвара
Отличие Катерины и Варвары в разрешении
конфликта:
Варвара уходит из дома, Катерина уходит из жизни.
– Думаю, что некоторые сейчас удивятся, но следующая исследовательская группа рассматривала очень интересный вопрос «Катерина и гроза». (Слайд 10) Кроме того, что это слово «гроза» многозначное (мы на прошлом уроке русского языка работали с этим термином), оно является метафорическим прообразом самой Катерины.
3 запись в тетради. (Слайд 11)
Катерина и гроза
Гроза играет важную роль в композиции драмы.
Катерина напоминает грозу, не подчиняясь (как и
силы природы) никому.
– Мы увидели независимость, доброту Катерины, ее гармонию с миром… кого же полюбила она? Достойного ли человека? Следующая исследовательская группа «Катерина и Борис». (Слайд 12)
– Спасибо! Как вы считаете, возможен ли другой финал драмы? При каком условии?
4 запись в тетради. (Слайд 13)
Борис и Катерина: две трагические личности.
– Итак, подводя итог нашему научному совету, мы должны сформулировать и записать вывод. (Слайд 14)
Вывод: Катерина воплощает лучшие черты женской натуры: верность, кротость, требовательность к себе, доброту к окружающим. Нравственный конфликт ее заключается в невозможности жить в грехе, в разладе со своей совестью.
– Цель, поставленная в начале нашего заседания, достигнута. Мы выявили лучшие человеческие качества Катерины в сопоставлении с другими героями драмы. Перечислите, пожалуйста, эти качества еще раз.
– И как заключение нашего заседания – ваши соображения:
P.S. (в переводе с латинского – «после написанного») (Слайд 16)
– Как вы оцениваете поступок Катерины: как проявление силы или слабости?
Чтение ответов 3-4 учащимися.
– Оценки за сегодняшний необычный урок только «отличные», потому что научная интеллектуальная деятельность ценится в нашем техникуме не менее высоко, чем физический, практический труд.
– В качестве домашнего задания предлагаю ответить на вопрос: «Кто в драме является жертвами «темного царства»?
– Мне сегодня было очень интересно сотрудничать с вами, находя ответы на вопросы. Хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Соберем осенний букет: если урок вам понравился – принесите в вазу желтый или красный листок, если урок не понравился – зеленый лист.
– Спасибо! В нашей вазе настоящий осенний букет!