Урок литературы на тему "Тарас Бульба и его сыновья"

Разделы: Литература


Цель:

  • Знать: историческую основу повести, содержание первых глав, их роль в повествовании, определение понятия “художественная деталь”;
  • Понимать: мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей.
  • Уметь: сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические.

Домашняя работа к уроку.

1. Прочитать 1, 2 главу.

2. Индивидуальные домашние задания:

№ 1. Выразительное чтение с начала главы до слов “Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму”. (Возможна инсценировка).

№ 2. Подборка цитат из 1, 2 главы по теме: “Внешность Остапа и Андрия”.

№ 3. Подборка цитат из первой главы по теме: “Одежда казака”.

№ 4. Ответ на вопрос “Каковы особенности настоящего казака?” (Эпизод со слов “Тарас Бульба был из числа коренных…”).

Ход урока

I. Слово учителя.

Приложение 1. Слайд 1. Тема урока.

Историческая справка.

“Тарас Бульба” – это пример исторической повести. Историческая повесть – это произведения, в основе которого лежит исторический материал, с помощью которого автор пытается понять, осознать особенности народа в целом, роль его в истории. То есть на примере конкретных людей (образов) философски осмыслить эпизоды истории.

Исторической основой для повести “Тарас Бульба” послужила так называемая украинская казаческая эпопея, длившаяся два века: XVI – XVII. Именно поэтому отдельные события произведения могут быть отнесены к XV веку, другие — к XVI, а то и к началу XVII века. В действительности писатель имел в виду нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа. Что такое украинское казачество? На Приднепровье сбегались беглые крестьяне, крестьяне, спасавшиеся от закрепощения. Эта горсть бежавших от закрепощения крестьян, выросшая вскоре в грозную запорожскую вольницу и ставшая фактически хозяином всего среднего и южного Приднепровья, наводила в течение многих десятилетий страх на турок, татар и польскую шляхту, зарившихся на украинскую землю. В XIV веке Украина была захвачена Великим княжеством Литовским. В 1588 году был введен так называемый “земельный кадастр”, закрепивший право собственности на землю лишь за шляхтой и отнявший это право у крестьян. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми. Крестьяне ожесточенно сопротивлялись панщине и спасались бегством на юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто “не приобыкли невольничьей службе”. Так возникло казачество. Прекрасно сказал Гоголь: “Его вышибло из народной груди огниво бед”. “Соединяя с умом хитрым и острым щедрость и бескорыстие, казаки страстно любят свободу; смерть предпочитают рабству, и для защищения независимости часто восстают против притеснителей своих — поляков; в Украине не проходит семи или осьми лет без бунта”, — так писал иностранный наблюдатель, проживший более семнадцати лет на Украине, на польской службе, в качестве старшего капитала артиллерии и королевского инженера, француз по национальности Гильом ле Вассер де Боплан.

Вывод: Опираясь на записи на доске дайте краткий исторический комментарий к повести Гоголя “Тарас Бульба”. Слайд 2 Исторические данные.

II. Проверка домашнего задания (знания текста). Фронтальный опрос

Слайд 3.

Сегодня на уроке мы знакомимся с первой главой. Понять её, погрузиться в атмосферу помогут нам иллюстраторы. Художник, решивший проиллюстрировать роман, рассказ, поэму, не просто рисует картинку. Он прочитывает произведение, пытается понять, что хочет донести до нас писатель, каковы образы, идея художественного произведения. На бумаге же иллюстратор передает свои мысли о прочитанном: не словами, как сделал бы это критик, не музыкой, как композитор, а рисунком. Поэтому иллюстрации, как беседа с умным человеком, могут понять смысл прочитанного, взглянуть на произведение с новой стороны, увидеть какие-то детали, которые сами мы не заметили.

И сегодня, на первом уроке, иллюстраторы помогут нам вспомнить прочитанное и, может быть, разобраться в 1 главе.

Произведения Гоголя, разумеется, иллюстрировали часто. И каждый новый рисунок чем-то отличается от предыдущего. Одни (слайд 3) несколько театральны, главное на них – жест. На других (слайд 4) более чётко видна позиция самого иллюстратора. Наиболее известными иллюстраторами “Тараса Бульбы” являются, наверное, художники Кибрик (Евгений Адольфович) и Герасимов (Сергей Васильевич). Кибрика привлекали сами персонажи, он зачастую пытается раскрыть образы именно в портрете. Слайд 5, 6, 7 (Остап, Андрий, Тарас Бульба). Герасимов, напротив, изображает картину в целом, с мельчайшими подробностями, с обилием деталей как одежды, вооружения, так и быта. Слайд 8, 9, 10.

Давайте посмотрим иллюстрации и попытаемся вспомнить те эпизоды (моменты), которые отобразили авторы.

Какой эпизод мы вспоминаем, глядя на иллюстрацию. Кратко расскажите его.

Слайд 11. Встреча Тараса Бульбы с сыновьями. 1 глава.

Слайд 12. Мать. 1 глава. (“Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей свои…”)

Слайд 13, 14. Андрий и панночка. Глава 2. (“Он представлял смешную фигуру, раскрывши рот и глядя неподвижно в ее ослепительные очи”)

Слайд 15. Степи. Глава 2. (“Степь, чем далее, тем становилась прекраснее” - “”Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!”)

Слайд 16. Запорожец на дороге. Глава 2. (“В самом деле, картина была довольно смелая”)

Слайд 17. Андрий и татарка. (“Скажи, кто ты? Мне кажется, как будто я знал тебя или видел где-нибудь?”)

Слайд 18 Битва быки. глава 7. (“О, спасибо вам, волы…”)

Слайд 19, 20, 21 Смерть Андрия. Глава 9. (“Стой, не шевелись, я тебя породил, я тебя и убью”).

Слайд 22. Пленение Остапа. Глава 9. (“А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро…”).

Слайд 23, 24, 25. Казнь Остапа. Глава 11.

Слайд 26, 27, 28. Смерть Тараса Бульбы. Глава 12.

III. Углубление представлений об образах героев.

Вы, наверное, заметили, что к одному и тому же эпизоду может быть не одна, а несколько иллюстраций. Как вы думаете, почему разные художники иллюстрируют одни и те же отрывки? (Художники иллюстрируют значимые моменты в книге, показательные. Из этих эпизодов мы многое узнаём о героях, в них как бы концентрируется идея).

Если бы вас попросили подобрать только по одному эпизоду к главе, то какой отрывок вы выбрали бы из 1 главы. (Встреча Тараса Бульбы с сыновьями: с этого начал произведение сам Гоголь, в этом эпизоде мы видим всех героев, в нём раскрывается характер самого Тараса).

Прежде чем перейти к анализу этого эпизода, вспомним его ещё раз. Прочитаем выразительно повесть с начала до слов: “Вот где наука так наука! Там вам и школа; там только наберетесь разуму”. (Слайд 29. Гоголь. “Тарас Бульба”. 1 глава).

Кого из персонажей вы узнаёте и почему? (Слайд 30. Т. Шевченко. Встреча Тараса Бульбы с сыновьями).

(Тараса Бульбу мы узнаём по внешности).

Но внешность появляется позже, да и то почти не описывается? Что мы узнаем о внешности Тараса Бульбы из 1 (2) главы? (“Двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно толст и тяжёл”).

Главное – поведение, движения. Как встречает Тарас своих сыновей? Почему именно так, “с кулаками”? (Главное в его жизни – борьба с врагом и окружающих он оценивает с точки зрения пригодности – непригодности к военной службе).

Тарас Бульба – настоящий казак, “один из числа коренных”, то есть …, как пишет про него Гоголь. А каковы отличия настоящего казака, каков его характер. Образ жизни, убеждения? Давайте послушаем. (Проверка домашнего задания № 4 Ответ на вопрос).

(Особенности коренного дворянства: созданы для “бранной тревоги”, отличаются “грубой прямотой”, любят “простую жизнь”, в отличие от тех, кто начинал подражать полякам и заводить “роскошь”; главное – защита православия. Для Тараса Бульбы сохранять верность традициям и защита православия – это одно и то же, звенья одной цепи)

Рад ли этот настоящий казак приезду сыновей? Может, ему нет до них дела?

(Рад, конечно. Драка для Тараса Бульбы – игра, дружеское приветствие. После Тарас по поздоровается по заведённому бычаю, как положено: “Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся!” Закатит пир, будет хвалиться сыновьями, станет собирается с ними в Сечь, чтобы своими глазами видеть их успех).

Почему Тарас Бульба рад приезду сыновей? Вспомните, или найдите, какой наказ даёт он своим детям?

(Сыновья готовы продолжить его дело, поэтому казаку есть чем гордиться. Напрямую к сыновьям Тарас Бульба не обращается, но мы слышим его наказ в обращении к жене, матери своих детей: “Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу и не было на свете!”)

Не только Тараса Бульбу. Но и сыновей его можем мы узнать. Опишите их внешность, глядя на иллюстрацию. Давайте сравним с описанной Гоголем внешностью.

Сообщение № 2. (“Крепкие здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва”. “Это дитя было двадцати с лишним лет и ровно в сажень ростом” (Сажень…) “у их были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие”. “…При виде их рослости, могучести, телесной красоты вспыхнул воинский дух его”. “Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые чёрные усы теперь ещё как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности”).

Расскажите, что рассказывается во 2 главе об Андрии, Остапе. Что общего в характере братьев? Чем они отличаются? С появлением какого персонажа связано изменение образа Андрия? Расскажите, какие черты отличают Андрия от брата?

(Дики, воспитаны на свободе, оба сильны, оба хорошо отучились, авантюристы. Отличает Андрия мечтательность, стремление к другой жизни, покорность, возможно).

Какие черты в образе Андрия свойственны казакам, а какие являются их собственными?

(Стремление Андрия к другой жизни отличает его от Остапа, но, с другой стороны, типично для некоторых казаков, “заводивших польские обычаи”; в их взаимоотношениях с женщинами нет пренебрежения, грубости. Характеристика эта, на первый взгляд, положительная, заставляет нас сразу задуматься: почему автор сравнивает героя с поляками, врагами).

Слайд 31. Чем отличаются братья от предыдущей иллюстрации? Кто из братьев выглядит более взрослым? Что позволило иллюстратору сделать Андрия более серьёзным? Какие черты в характере героев ещё подметил автор?

На основании сказанного, сделайте вывод: чем отличаются братья? (Остап – воин, сын своего отца; Андрий, хоть и не менее мужественен, подвержен женскому влиянию: Марина, мать).

Почему так мало место уделено в 1 главе сыновьям? (Главный герой – Тарас Бульба. Всё, что происходит, важно прежде всего для характеристики его образа)

Слайд 32. Чем отличается эта иллюстрация от предыдущих? Какие детали постарался передать художник? Почему при иллюстрации повести “ТарасБульба” действительно может быть важно передавать такое количество деталей? Какие художественные детали привлекают наше внимание в 1-2 главах?

(Отличается обилием деталей, повесть – историческая, поэтому большую роль играют детали быта, они переносят нас в то время, которое описывает писатель; в 1-2 главах описываются особенности обучения, традиции, одежда. Индивидуальное задание № 3. Одежда “Какие ж длинные на вас свитки! Экие свитки! Таких свиток ещё и на свете не было”. (Свитка – верхняя длинная одежда). “Что это за верёвка висит”. “на них явились, вместо прежних запачканных сапог, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары, шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром (шнуром); к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин (мужская верхняя одежда со сборками сзади) алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом…” 2 чёрные бараньи шапки с золотым верхом”. )

Чей образ ещё присутствует на всех просмотренных иллюстрациях? Почему образ матери важен, как он раскрывает образ Андрия, помогает понять Тараса Бульбу? Какие характеристики придаёт казачеству ч целом? Как вы понимаете слова “она была какое-то странное существо в этом сборище безжизненных рыцарей”? Слайд 33

III. Выводы урока.

Какая иллюстрация, по вашему мнению, наиболее близка к тексту гоголя, к стилистике прочитанного произведения.

Слайд 34

IV. Домашняя работа.

Письменно ответьте на вопросы

1. Какая иллюстрация, по вашему мнению, наиболее близка к тексту гоголя, к стилистике прочитанного произведения.

2. Мини-сочинение:

  • вариант 1 “Тарас Бульба – настоящий казак”;
  • вариант 2 – Остап и Андрий;
  • по желанию – “Она была какое-то странное существо в этом сборище безжизненных рыцарей” (образ матери в повести Гоголя “Тарас Бульба”).