Слайд 1. Презентация
Тема урока: урок-путешествие”В губернском городе NN …”. (Анализ 1 главы поэмы Н.В. Гоголя “Мёртвые души”).
Тип: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид: урок-путешествие.
Слайд 2.
Цели урока: обучение характеристике литературного героя; развитие навыков анализа текста; воспитание в учениках нравственности.
Материалы и оборудование: 1 том поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”; Литература. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. под ред. Г. И. Беленького: Мнемозина, 2010; мультимедийный проектор.
Предварительная подготовка: содержание и план 1 главы; понятие характеристики литературного героя; словарная работа; индивидуальные сообщения: “Н. В. Гоголь: страницы жизни”; “История создания поэмы Н.В. Гоголя “Мёртвые души”.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Реализация домашнего задания:
1. Перенести на доску:
план 1 главы:
(1. Приезд Чичикова в губернский город
2. Встреча с чиновниками и помещиками
3. Подготовка почвы для авантюры);
словарную работу:
Трактир - “ресторан” низшего разряда.
Сбитенщик - продавец сбитня.
Коллежский советник - гражданский чиновник (средний чин в табели рангов).
2. Дать определение характеристики героя литературного произведения. (Речевая характеристика показывает, как общается человек с другими людьми, каков его образ мыслей, уровень знаний. Иногда присоединяют речевую характеристику к портретному описанию героя).
3. Изучение нового материала. Работа с текстом. Анализ 1 главы.
Слово учителя.
Глава 1 - вступление в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором.
“Путешествие” по губернскому городу начинается.
На доске и в тетрадях начинаем заполнение таблицы “Характеристика литературного героя” опорной лексикой, характеризующей персонаж.
Главным героем поэмы Н. В. Гоголя является Чичиков Павел Иванович - господин “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”.
Слайд 3. Павел Иванович Чичиков. Рисунок П. Боклевского. 1866 г.
Чичиков Павел Иванович: “… не красавец,… и не дурной наружности; ни…толст, ни…тонок, ни стар, ни молод…”
Он “восседает на красивой рессорной бричке”. Въезд Чичикова в губернский город изобразил художник А.М. Лаптев (1951-1953 гг.)
- Что изображено на иллюстрации?
Слайд 4. Въезд Чичикова в губернский город. Художник А. М. Лаптев (1951- 1953 гг.)
Стоявшие у гостиницы мужики обратили внимание не на нашего господина, а на колесо брички.
Читаем диалог по ролям:
- Вишь, ты, вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?
- Доедет.
- А в Казань- то, я думаю, не доедет?
- В Казань не доедет.
- Как Чичиков характеризуется автором? Кто ездят в таких бричках? (Гоголь даёт характеристику Чичикова через описание его брички)
Продолжаем заполнение таблицы:
Холостяк, помещик среднего достатка, “господин средней руки”…
- Какими показывает нам Гоголь жителей уездного города?
Внимание на записанную на доске словарную работу.
1) “… встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах...”
2) “…господин был встречен…”
3) “…сбитенщик с самоваром…”
- Как характеризует Гоголь жителей города? (при описании жителей города звучит мягкий юмор)
Слайд 5. Юмор - вид комического, добрая форма насмешки.
Чичиков уже в гостинице.
Осматривает свою комнату. “…гостиница была тоже известного рода…”
- Какой покой может быть в комнате с тараканами и любопытным соседом за дверью? Даже если тараканы не какие- нибудь, а как чернослив? Юмор постепенно переходит в иронию.
Слайд 6. Ирония - скрытая насмешка, нередко употребление слова в противоположном значении.
Далее Чичиков следует в общую залу. “… Какие бывают эти общие залы - всякий знает…”
- Что подали на обед Чичикову? “… подавались разные обычные в трактирах блюда…”
- А как характеризует Чичикова то, что он после обеда “… с чрезвычайной точностью расспросил…”?
- Это простое любопытство?
Продолжаем запись: хитрый, любопытный
Отдохнув, написал на бумажке: “Коллежский советник… помещик…”
- Для чего написал? (он осторожный) и отправился осматривать город
Работаем в группах (по рядам):
1-я группа:
- Что мы видим, путешествуя вместе с Чичиковым по городу? Анализ текста. (Мы видим мостовую, дома, магазины, улицы, заборы, вывески, сад…)
2-я группа:
- Каким находит город Чичиков? (“… город ничем нечем не уступал другим губернским городам…”
3- я группа:
- А каким видит город автор поэмы? (Унылый вид российской провинции).
Чичиков держит путь в городской сад. Последуем за ним.
Физкультминутка:
Встали. Идем по аллее сада. Шаг на месте. Энергично. Не сутулимся.
Яркое летнее солнце слепит глаза. Быстро поморгали. Закрыли глаза. Открыли.
Сели на скамейку в саду. Ноги врозь. Ноги вместе.
Наслаждаемся воздухом. Вдох - выдох.
Слушаем голоса птиц, шелест ветра. Медленный поворот головы направо - налево - на меня.
Продолжаем работу с текстом. Перечитаем описание сада:
“ … городской сад…состоял из…”, а в газетах -
“…Город наш украсился…”
- Что слышим за строчками Гоголя?
Слайд 7. Сатира - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческие достоинства.
Продолжаем путешествие. “… оторвал прибитую к столбу афишу…”
- Зачем? (Изучает город как поле будущего сражения)
- Какая характерная черта при этом проявляется у Чичикова? (Продолжаем запись: внимательный, деловой, пунктуальный)
Вот и настал следующий день.
- Куда же отправился Чичиков?
1) Чиновники города:
- губернатор
- вице- губернатор
- прокурор
- председатель палаты
- полицмейстер
- откупщик
- начальник над казёнными фабриками
- инспектор врачебной управы
- городской архитектор
2) Окрестные помещики
- Что явилось следствием визитов? “ …следствием этого было то, что…” Почему? (Очаровал всех, потому что льстил чиновникам “В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому…”
- Какую характерную черту Чичикова выявляем и добавляем к его характеристике? (Лесть, льстец)
А вот Чичиков на вечеринке, где собрался цвет губернского города. “…Чёрные фраки носились врозь и кучами и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору июльского лета”.
- С чем сравнивает общество автор? (Гоголь сравнивает чиновников с мухами (паразитами), летящими на сахар. Их привлекает запах сладкого (возможность поживиться).
А это уже сарказм.
Слайд 8. Сарказм - едкая, язвительная насмешка.
- Довольны чиновники приездом Чичикова? (“… Все чиновники довольны приездом Чичикова…”)
- Каковы манеры, речь Чичикова?
Порядочный человек
- Чем объясняется успех Чичикова? (Чичиков - зеркало любого из собеседников, так как в нём есть все те качества, которые составляют основу их характеров).
- Как писатель рисует чиновников, помещиков? (Гоголь показывает, что под внешней оболочкой культурных людей скрывается в них духовное убожество, преступные действия, грубая животная натура).
А вот такими увидел губернских чиновников художник П. Боклевский. В 1866 году он написал иллюстрацию под названием “Губернский Олимп (чиновники губернского города NN)”.
Слайд 9. Губернский Олимп. Художник П. Боклевский. 1866 г.
- Что изображено на данной иллюстрации?
Слайд 10. “Мёртвое царство мёртвых душ” А.
Герцен.
4. Домашнее задание:
1) Характеристика героя литературного произведения.
2) Содержание глав 2-6 – изображение жизни российских помещиков.
3) Вопросы и задания учебника (стр. 236- 237), “Портретные главы”.
4) Индивидуально: сообщения “Интересы и занятия городского общества”; “События общественной жизни России 30- х годов 19 века”.
5. Подведение итогов. Рефлексия - размышления о своём внутреннем состоянии, самоанализ.
Оценки (с комментарием)
1. Материал урока мне был. (Понятен - непонятен)
2. Своей работой на уроке я. (Доволен - не доволен)
3. Урок мне показался. (Интересным - скучным)
4. Домашнее задание кажется. (Лёгким - трудным)
5. На уроке я работал. (Активно-пассивно)
6. Работа с дневником.
Список литературы:
1. Литература. 9 класс: учебн. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Под ред. Г.И. Беленького. -12-е изд., - М.: Мнемозина, 2010.
2. Н.В. Гоголь. Мёртвые души. Издательство “Детская литература”. М., 2010.
3. Фогельсон И.А. Литература учит.: 9 кл.: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 2010.
4. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы. Л.И. Косивцова. - Волгоград: Учитель, 2010.