Цели и задачи:
- проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
- показать особенности романтизма Горького;
- сравнить философию Ницше и раннего Горького;
- развить навыки монологической речи;
- работа с нравственными категориями;
- совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся на основе обучения через информацию, обучения через деятельность;
- уметь использовать в своей работе компьютерные информационные технологии;
- уметь использовать аналитические методы обработки информации.
Главная задача - оптимизация преподавания и учения с опорой не на процессы восприятия или памяти, а на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.
Оформление:
- компьютерный класс;
- интерактивная доска;
- тест (Приложение 1);
- таблица;
- публикации-листовки, выполненные в Microsoft Office Publisher;
- оценочная таблица (Приложение 2)
Ход урока
Это второй урок по творчеству М. Горького, который продолжает и расширяет тему первого урока. (Тема первого урока: “М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького”).
1. Проверка домашнего задания.
Тест по материалу прошлого урока. Приложение 1.
2. М. Горький и Ф. Ницше.
1. Слово учителя.
Прежде чем перейти к анализу произведения Горького, следует поговорить о такой проблеме, как Горький и Ницше в современном литературоведении. Она является ключом к пониманию многих тем в творчестве Горького, таких как концепция личности, проблема идеала, роль искусства в преобразовании действительности. Был ли Горький ницшеанцем? Русская критика много писала об этом. Сам Горький открещивался от этого и не любил, когда его считали ницшеанцем. Однако в дневниках К. Чуковского мы находим свидетельство того, что в кабинете Горького рядом с посмертной маской Пушкина висел и портрет Ницше. В раннем творчестве Горького переклички с Ницше очевидны.
2. Сообщение учащегося об основных этапах жизни Фридриха Ницше.
Фридрих Ницше (1844 – 1900) родился в старинной пасторской протестантской среде в Реккене (Саксония). В пять лет потерял отца. После этого семья переезжает в Наумбург, где Фридрих получает первоначальное образование. Позже он заканчивает знаменитую Пфортскую школу, выпустившую многих известных философов и историков Германии.
В двадцать лет он поступает в Боннский университет на теологический факультет, но через год переходит на филологический, посвящает себя изучению античной литературы, истории и искусства. Вслед за любимым преподавателем, профессором Ритшлем, Ницше переводится в Лейпцигский университет. Он очень выделялся среди студентов своими необычайными способностями: был поэтом, прекрасным филологом и знатоком языков, композитором, философом.
За свои выдающиеся способности и первые научные работы в 1869 году, в возрасте 24 лет, Ницше получает от Лейпцигского университета степень доктора наук. Причем звание ему присваивают в нарушение общепринятых правил, без экзаменационного испытания и без защиты диссертации. Еще до завершения учебы Ницше приглашается на преподавательскую кафедру в университет Базеля (Швейцария), где он и будет работать в 1869–1879 гг. Но преподавательская работа не приносит ему удовлетворения. И лишь когда в 1879 г. он в связи с болезнью вынужден будет оставить кафедру, Ницше полностью посвящает себя философии.
Он страдал сильнейшими головными болями, спазмами желудка, позже практически ослеп. Каждый день его жизни действительно требовал мужества. И в этой борьбе за жизнь рождались его философские идеи. К числу значительных его философских работ следует отнести “Человеческое, чересчур человеческое”, “Так говорил Заратустра”, “По ту сторону добра и зла”, “Антихристианин”.
3. Составление таблицы
Общее во взглядах Горького и Ницше | Различия во взглядах Горького и Ницше | |
Концепция личности | ||
Миссия писателя | ||
Связь будущего и настоящего | ||
Богоборческий пафос | ||
Понятия “зла”, “добра”, “греха”, “любви к ближнему” |
3. Беседа по рассказу “Макар Чудра”.
“Макар Чудра” – это первый опубликованный рассказ Горького, который стал не просто литературным дебютом, а рождением нового большого художника.
1. Как в рассказе проявились характерные особенности горьковского мировосприятия?
2. Какую роль в композиции рассказа играют портретные характеристики героев
3. В чём конфликт произведения и как он разрешается?
4. Можно ли сказать, что это не только легенда о любви, а философский спор?
5. Один из критиков назвал Макара “степным Ницше”, согласны ли вы с этим? Почему?
6. Какова философия Макара Чудры?
7. Какие мотивы ницшеанства мы можем здесь увидеть?
8. Какова позиция автора и как она выражена?
9. Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?
4. Практическая работа в группах, позволяющая реализовать и систематизировать ранее полученные знания по теме “М.Горький. Романтические рассказы Горького”, используя оценку и интеграцию информации:
- умение сжато и логически грамотно представить полученную информацию в максимально привлекательном виде;
- выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью;
- выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям.
Задача групп:
1. Рассказать о неоромантизме молодого Горького.
2. Выразить своё отношение к выбранной теме.
3. Сохранить документ в папке на рабочем столе, задать имя документа в виде ФИО, класс. Распечатать публикации-листовки и оценить по таблице (Приложение 2).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Уровень | Выполненные задания |
Высокий | Правильно подобраны тезисы, картинки и
фотоизображения соответствуют подобранному
материалу, привлекательное оформление. Грамотное раскрытие темы, отсутствие лексических ошибок. |
Средний | Правильно подобраны тезисы, не все картинки и фотоизображения соответствуют подобранному материалу, недостаточно привлекательное оформление. Наличие орфографических ошибок в тексте. |
Низкий | Работа выполнена не в полном объеме, тема недостаточно грамотно представлена. |
5. Заключение
- Подведение итогов урока.
- Выставление оценок.
- Объяснение домашнего задания.
(Пример одной из публикаций учащихся приводится (Приложение 3))