Мудрость старца. А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге". 7-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

развивающие:

  • пробуждать активность каждого ученика, создавая на уроке проблемные ситуации, актуализирующие изучаемый материал;
  • формировать навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания;
  • уметь делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать свою точку зрения по этому поводу;

воспитательные:

  • способствовать пониманию того, что дружба и верность друзей – главные достоинства человека;
  • побуждать учеников вникать в субъективные и объективные причины тех или иных поступков людей, попадающих в ситуацию нравственного выбора;
  • воспитание культуры дискуссионной беседы: уважительного отношения к собеседникам, толерантности в решении проблем.

образовательные:

  • обеспечить знание текста, композиции и системы образов пушкинской баллады;
  • обеспечить знание историко-культурных сведений о времени, описанном в “Песне о вещем Олеге” - периоде Средневековья конца IX – начала X века;
  • обеспечить понимание особенностей мышления и ценностей людей того времени;
  • осмысление того, что вопросы, поднимаемые русской классикой, поднятые Пушкиным в его балладе, актуальны до сих пор.
  • обеспечить в ходе урока повторение и закрепление литературоведческих понятий: строфа, эпитет, частотность словоупотребления.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Методы обучения: работа с поэтическим текстом: беседа по проблемным вопросам, комментированное чтение и элементы поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Методическое оснащение урока: презентация, подготовленная учителем.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение баллады наизусть (по частям). Опрос 2-3 учащихся

II. Осмысление названия темы “Мудрость старца” по проблемным вопросам. (Слайд 2)

- Какой вопрос возникает у вас при осмыслении названия темы урока?

- Мудрость – к а к о г о старца?

- Естественно – кудесника.

- Но в балладе появляется (не случайно – уже поседевший!) ещё один старик . Кто он?

- Сам князь Олег. Прозревший, запоздало раскаявшийся.

Вопрос (по ситуации – от самих учеников или от учителя), уточняющий основные проблемы урока.

– В чём именно состоит “мудрость старца”? Если это о волхве, то в том ли только его мудрость, что он предсказал, какая смерть постигнет князя? А если речь идёт о самом князе, то в том ли его мудрость, что он решил обезопасить себя, расставшись с конем, от которого ему была предсказана гибель?

Размышления над житейскими этическими ситуациями. (Слайд 3)

Ситуация первая:

– Вам сказал сторонний человек, что ваш давний друг способен вам навредить. Ваша реакция?

Ситуация вторая:

– Не исключено, что ваша прочная дружба с кем-то может стать для вас источником какой-либо угрозы для вас. Ваше поведение?

Доверительная беседа: обдумывание, обсуждение, сомнения...

Экспресс-анкетирование с целью выявление некоторых сторон первичного восприятия пушкинского творения. ( Записать ответы максимально сжато.) (Слайд 4)

1. Назовите положительных героев “Песни...”.

2. Кратко охарактеризуйте решение Олега выделить коню отборное зерно, княжеские луга, дорогие попоны и другие блага.

3. Как вы думаете: почему кудесник изрек князю такое пророчество?

Заслушивание трех-четырех ответов.

Углубленная работа с текстом баллады

(Работа ведется поэтапно: сначала – над первой частью баллады, потом – над второй и третьей. Но отдельные детали извлекаются, если нужно, из всего текста баллады).

I этап

Каков он, “вещий Олег”? (Слайд 5)

- Большинство назвали положительным героем самого князя Олега. Попробуем убедиться, так ли это? Какими изобразительными средствами создается его образ?

Целевое перечитывание текста.

– Образ создаётся описанием. Портретом. Речевой характеристикой. Словами кудесника. Поступками. Взаимоотношением с окружающими...

Уяснение способов создания поэтического образа.

– Начнём характеристику князя с портрета и его деталей.

Поисковое повторное перечитывание.

– “Могучий Олег” – воин, во всеоружии. Одет в грозную цареградскую броню...

– Рядом – дружина, под ним – крепкий конь. Вид устрашающий! “Не бойся меня”, – говорит он старику.

– А теперь попробуйте найти некоторые слова-ключи, приоткрывающие авторское отношение к герою.

– “Чело”, “взор” – так говорят об очень уважаемом, достойном человеке.

– Иногда автор описывает его и как обыкновенного человека, с понятными любому смертному сомнениями, растерянностью, переживанием: “усмехнулся”, “омрачился думой”, “угрюмый”, “гладит коня прощальной рукой”...

Речевая характеристика героя

Учителю на заметку: учащиеся должны почувствовать легкую иронию, таящуюся в словах “На радость соседей-врагов”; снисходительность и в то же время уважительное отношение к собеседнику: “любимец богов”; щедрость Олега. “Скажи мне всю правду”, – просит князь. Дети слышат за этой фразой и то, что князь, видно, привык к лести и подобострастию, а от кудесника он ждет иного - искренности. Когда он говорит о кудеснике “Ты лживый, безумный старик”, он несправедлив, потому что пытается свою вину переложить на другого, а он когда-то сам сделал свой выбор.

Задание: дать предварительную характеристику героя баллады.

– Этот властный воитель обласкан судьбой. Им покорены народы, города, его щит – “на вратах Цареграда”. В принятии решений смел, решителен, даже жесток. Сёла и нивы непокорных недругов “обрек он мечам и пожарам”. Но он – патриот, он всегда думает о своем княжестве, защищает его от “соседей-врагов”, храбро сражается за его честь и славу.

Историко-культурные факты. Информация для учителя и учеников

Княжение Олега относится к концу IX – началу X века. Средневековье. Славянские племена исповедуют язычество. Люди верят в то, что волхвы, колдуны умеют угадывать судьбу, волю богов, могут управлять силами природы.

Внимание – афоризм!

Обращаем внимание учащихся на крылатое выражение – “Щит на вратах Цареграда” (чтобы ученики поняли эту аллюзию). Во времена Пушкина, когда только что вышла “История государства Российского” Н. М. Карамзина, запечатлевшая и “бытие могущественное” князя Олега, основоположника древнерусского государства, объединителя, покорителя, защитника, одна эта строка заменяла для любого образованного человека целую главу полулегендарного сказания.

Историческая справка

Константинополь (Царьград, впоследствии - Стамбул), столица Византии, в 907 году впервые признал поражение от варваров. Это был победоносный поход Киевского князя Олега. Греки были признательны князю Олегу за рыцарское отношение к ним. Город не был разрушен, а храмы не были осквернены. Словенский князь был истинным рыцарем, чего не скажешь о "рыцарях" Запада, осквернивших святую Софию в 1204 году. Олег прибивает свой щит на Золотые Врата Царьграда. В то время это означало триумф победителя и право собственности на добычу в городе, взятом "на щит". Но князь Олег, объявляя город своим трофеем, избавляет Царьград от разграбления.

Словарная работа.

*Хазары – кочевой народ, обитавший тогда на юге Руси, их набеги не раз отражал могучий князь Олег.

Ключевой эпитет в характеристике.

- Вспомним, что Олега Пушкин называет ... (учащимся самим необходимо выделить и произнести пушкинское определение.)

– ...вещий!

Учительское дополнение к сказанному: летописные источники говорят о том, что так почётно его поименовали уже после смерти...

– Ваше понимание слова “вещий” в контексте первой части баллады?

Вещий – предвидящий будущее. Да, Олег как воин именно вещий. Он, явно предвидя результаты, принимает победоносные решения.

– Здесь вещий – еще и мудрый, хитрый, проницательный.

– Он побеждает только благодаря этому? Приведите факты текста.

– У него хорошая поддержка – могучая дружина. И верный конь...

– Мы еще поговорим о коне. А пока обратимся ко второму герою баллады...

Вдохновенный кудесник (Слайд 6)

- Охарактеризуйте его.

– Кудесник стар. Уйдя от мирской суеты в отшельничество, он живет напряженной духовной жизнью, насыщенной размышлениями о высоких богоугодных истинах. Он хорошо знает людей. Удалившись от них, он думает о них, о превратностях их судеб. Он знает весь доблестный путь князя Олега.

- Случайна или нет встреча кудесника с Олегом?

Перечитать текст и ответить аргументировано.

- Скорее всего, встреча не случайна. Кудесник идет “навстречу ему”. Идет вдохновенный. То есть, скорее всего, уже настроенный на разговор с князем.

Вслед за выразительным эпитетом!

- Людей каких профессий Пушкин мог охарактеризовать таким эпитетом?

- Поэта... Певца... Художника... Композитора... Артиста....

- Вслушаемся еще раз в первые строки речи кудесника, обращенной к князю:

“Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен...”

Интригующая документальная справка (пытливым на заметку!)

В рукописи, предназначенной для типографического набора, Пушкин сделал указание: “В “Песни о вещем Олеге” строфа “Волхвы не боятся...” и пр. <очее> должна быть означена “-” <знаком тире>. Это ответ кудесника, а не мои рассуждения”.

- Что вы думаете по этому поводу? Почему Пушкин уточнил пунктуацию?

Скорее всего, придётся ответить самому учителю:

- Конечно, на самом деле слова кудесника выражали мысли и чувства, близкие самому Пушкину. Он считал, что настоящий, вдохновенный поэт, такой, как он сам, тоже не боится “могучих владык”. И язык поэта – тоже правдивый, свободный и вещий. А примечание он сделал “для отвода глаз”. Например, для жандармов, которые за ним следили, для цензуры, которая могла снова уличить автора в вольнолюбии. Ведь “Песнь о вещем Олеге” написана Пушкиным в 1822 году – в ссылке...

- Дополните характеристику кудесника.

- Это мудрый и вдохновенный старец. Он смел и независим, не боится “могучих владык” и говорит всё им прямо в лицо. Покорен он только верховному божеству – Перуну; а перед земными властителями он стоит, как сам Пушкин, с высоко поднятой “главою непокорной”. Он чувствует и осознаёт свое духовное величие (“с волей небесною дружен”).

- Свой язык он называет “вещим”... Смысл?

- Он знает судьбу наперед...

- Откуда у него это знание? (Слайд 7)

-От Бога...

-А может быть, он глубоко знает людскую психологию? И то, что испытание славой – “каверзная” вещь. Её ослепительный блеск порой способен затмить многое жизненно важное для человека. Не на этом ли знании строится предвидение им человеческих поступков и возможной судьбы, зависящей от этих поступков?

II этап

(От слов “Олег усмехнулся...” до слов “...князю другого коня подвели”.)

Главное испытание (Слайд 8)

- Почему тогда мудрый старец произносит хвалебные слова княжеским победам?

- Потому что это реальность, историческая заслуга князя неоспорима. Кудесник не кривит душой.

- Внимание! Тогда почему же, воздав должное славному князю, волхв перешел к хвале его коню?

-Чтобы ещё раз напомнить князю, какой у него верный товарищ! Своей хвалой верности коня волхв как бы готовит князя к испытанию, возможно, предостерегает его от неверного решения.

- Какому именно испытанию?

Дискуссия о том, что же было делать князю?

Обычно происходит размежевание на сторонников “самосохранения” князя и на не допускающих таких поступков подобной ценой.

Вопрос, рассчитанный на сотворческое воображение: (Слайд 9)

- А как князь представлял себе ту смерть, которую он будто бы мог “принять от коня своего”?

- В разгаре битвы конь так рванулся, что князь не удержался и упал под его копыта...

- Князь ранен, упал на землю, а конь по инерции продолжал свой бег, оставив хозяина на поле битвы...

- Во время ночлега князь подошел к коню, но тот в темноте не узнал его и нанёс копытом смертельный удар...

Третий – центральный – герой баллады

- Во многих предложенных вами вариантах судьба князя целиком зависит от решения одного вопроса – каким же был его конь? На вопрос - какой? - в языке отвечают прилагательные-определения, а в художественной литературе , в поэтической речи, они становятся эпитетами. В “Песни о вещем Олеге” чаще всего, пожалуй, характеризуется эпитетами именно конь князя Олега! Найдите сначала те “его” эпитеты, которые встречаются в стихотворении по одному разу.

Результаты поиска:

- “Смирный”. “Ретивый”. “Бурный”. “Игривый”. “Одинокий”.

- И даже о костях коня сказано автором – “благородные”...

- Какой эпитет, характеризующий коня вещего Олега, повторяется несколько раз?

- Верный!

Работа с текстом. Привести строки с этим эпитетом. Где они встретились?

- В начале баллады: “Князь по полю едет на верном коне”.

- В момент прощания князя с конем: “И верного друга прощальной рукой / И гладит, и треплет по шее крутой”.

- В прощальном обращении князя к коню: “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время...”

Обобщение учителя.

- Да, это очень точный эпитет. В русском фольклоре у коня обычно был другой постоянный эпитет: добрый конь. И в балладе о князе Олеге эпитет верный появился не сразу. Сначала, в черновике, у Пушкина было: “Он по полю едет на смирном коне”. А найденное потом слово верный стало сквозным мотивом всего стихотворения.

На это стоит обратить внимание!

Историко-культурный комментарий

Пушкин показал особую роль коня в жизни кочевого воинствующего народа. Воина хоронили с конем – верным спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле (обряд этот упомянут в “Песне...”). В речи князя, обращённой к волхву, конь выступает как высшая ценность в сознании людей того времени, как мера высочайшей княжеской щедрости! А затем он вообще оказывается в самом центре сюжета: от него, от его качеств, от его судьбы, от отношения князя к своему “верному товарищу” зависит разрешение конфликта, жизнь или смерть самого князя.

III этап

Трудное – и роковое – решение... (Слайд 10)

- Удовлетворён ли князь тем решением, которое, как ему кажется, он вынужден принять?

- Нет. Ему это сделать очень трудно. Он угрюм, говорит другу трогательные слова, гладит друга прощальной рукой! (Слайд 11)

Дополнительная информация:

Привязанность князя к коню действительно была свойственна пушкинскому Олегу. Поэт писал А. Бестужеву: “Тебе, кажется, Олег не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия...”

- Но насколько глубока привязанность князя к своему “верному товарищу”? Нет ли уже в первой части намека на то, что он внутренне готов расстаться со своим конем?

- Обещание кудеснику: “В награду любого возьмешь ты коня”.

- Наверное, в этот момент князь и не подумал о с в о е м коне. Но “любой” - значит и этот тоже. Княжеское слово не произносится необдуманно...

- А теперь вернёмся к тем вариантам возможной гибели от коня, которые могли промелькнуть в сознании князя Олега? Мог ли бы так поступить т а к о й конь в подобных ситуациях?

- Нет, “верный товарищ” так поступить не мог...

-  А как вы думаете: отчего умер конь князя Олега?

- От старости?.

- Нет. “Мой конь и доныне носил бы меня”, - сожалеет князь. Конь умер от бездействия, а главное – от тоски по хозяину, другу.

В творческой лаборатории поэта

- У Пушкина в черновике прямо сказано: “Тоскуя заснул непробудным он сном”. Потом автор изменил строку “Давно уж почил....”. Видимо – в расчёте на то, что читатель задумается о судьбе “верного друга” князя и сам догадается о причинах смерти коня.

- Имел ли князь основания для того, чтобы усомниться в друге?

- Нет! Никогда. Сам князь называет его неоднократно верным другом: сначала – товарищ, а уж потом – “мой верный слуга”. И вот, по первому навету...

К выводам (Слайд 12)

- Итак, прощание было сердечным, а память стала сердечной болью...Подумаем: почему убелённый сединой князь в минуту торжественных воспоминаний вновь спрашивает о коне?

- Он стар. Рядом нет боевого друга. Торжество боевых побед не заменили товарища. Место коня в судьбе князя, видно, было значительно. Грех предательства мучил его до старости...

- Пришло время старости, подведения итогов прожитой жизни. Пора вести счет её потерям.

- Представим себе душевную трагедию князя, когда он узнаёт о смерти своего коня. Какие слова, может быть, находит он, чтобы осудить свой поступок?

- Откупился. Предал друга...

Новое смысловое наполнение эпитета “вещий”. (Вывод делается сообща)

В свое время князь оказался очень недальновидным, усомнился в очевидной верности друга. Но позже, с возрастной мудростью, пришло покаяние. Он опять произносит “вещие” слова, но направленные не на предвиденье будущего, а на прозрение прошлого. И словно за предательство дружбы князь наказан роковой смертью: не в бою, а бесславной - от укуса змеи.

Сформулируйте основную художественную идею баллады.

- Пушкин утверждает ценность дружбы во всех проявлениях: будь то дружба человека с его четвероногим товарищем...

- Автор утверждает: нет прощения и оправдания неверности в дружбе, предательству...

- Хотя слава - отрада великим людям, но она не заменяет истинно человеческих чувств.

Обобщение учителя:

- Это нравственный урок седой истории, запечатленный навек древними летописями и поэтически преображенный вдохновением великого художника слова...

- Проверим по тексту справедливость наших суждений. Вдумаемся в смысл последней строфы. (Слайд 13)

Мы вновь встречаемся на похоронной тризне Олега с его друзьями, дружинниками, верность которым князь сумел сохранить. Обратим внимание на то, что не его одного поминают бойцы, а “битвы, где ВМЕСТЕ рубились ОНИ”

Память сподвижников сохраняет его как верного друга. А его поступок учит и сверстников его и потомков.

Дом. зад.: написать эссе “Испытание верности”.