ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: На партах лежат произведения: Ф.М.Достоевский “Бедные люди”; Н.В.Гоголь “Ревизор” (письмо Хлестакова); С.А.Есенин “Письмо к матери”, “Письмо к женщине; А.С.Пушкин “Евгений Онегин” (Письмо Татьяны); А.П.Чехов “Ванька”.
ЦЕЛЬ: Дать представление об эпистолярном жанре.
ЗАДАЧИ: На конкретных примерах художественных произведений русских классиков показать, как следует писать сочинение в эпистолярном жанре.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
4. Тренировочное задание.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Сегодняшний наш урок посвящен эпистолярному жанру.
К этому уроку вам было задано вспомнить рассказ А.П.Чехова “Ванька”, известный еще с детства.
- Давайте вспомним, о чем этот рассказ.
(Рассказ посвящен мальчику, которого отдали из деревни в город на заработки)
- Чем интересен этот рассказ с точки зрения жанра?
(Рассказ написан в форме письма. Мальчик в письме рассказывает деду о своей трудной жизни в чужих людях.)
Слово учителя:
Жанр произведения, написанного в форме письма, называется эпистолярным.
Теперь давайте поближе познакомимся с эпистолярным жанром или формой.
Эпистолярная форма в переводе с греческого языка обозначает послание, письмо - художественное произведение в виде писем, посланий. В отличие от эпистолярной литературы вообще, которую составляют публицистические, политические и частные письма различных общественных деятелей, эпистолярная форма является определенным жанром художественной литературы.
Эпистолярная форма получила в художественной литературе широкое распространение. Вспомните “Письмо Татьяны Онегину” А.С. Пушкина или “Письмо к матери” С.А.Есенина.
(Читаются отрывки из названных произведений)
Эпистолярный роман как особый жанр сложился в ХУШ веке и сразу завоевал внимание европейских читателей. Основоположником этого жанра стал английский писатель Сэмюэль Ричардсон.
Иногда эпистолярная форма служит дополнительным средством социально-психологической характеристики героев в реалистическом произведении. Здесь уместно вспомнить письмо Хлестакова Тряпичкину из комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”. Это письмо дополняет представление читателя и зрителя о Хлестакове.
(Читается письмо)
- Что мы узнали о Хлестакове из его письма?
(Хлестаков не так уж и глуп и достаточно хитер.)
В русской литературе известны эпистолярные повести “Бедные люди” Ф.М. Достоевского и поэма Константина Симонова “Пять страниц”.
Сейчас мы с вами прочитаем несколько писем из повести Ф.М. Достоевского “Бедные люди”.
(Достаточно прочитать отрывки из первых двух писем.)
а) Чем интересно это произведение?
(Несмотря на то, что данное произведение написано в письмах, мы хорошо представляем себе героев, их взаимоотношения, чувства друг к другу, узнаем, что они оба небогатые, живут напротив друг друга)
4. ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ.
На основании услышанного и прочитанного попробуйте написать свое мини-сочинение: “Письмо бабушке”.
5. ОБСУЖДЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ГОТОВЫХ СЛЧИНЕНИЙ.
6. ПОДВОДИМ ИТОГ УРОКА.
Сегодня мы с вами познакомились с произведениями в эпистолярной форме и даже попробовали свои силы в этом жанре.
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Напишите сочинение на одну из тем:
- Письмо другу о своем родном крае.
- Письмо моей семье.
- Письмо президенту.
- Письмо в 41-й год.