Литература
-
Особенности развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 2012
Именно в школе начинается формирование творчески развитой личности. Особая задача принадлежит урокам словесности, развивающим инициативное творчество учащихся. Разнообразие методов и приемов, использование большого дидактического материала, анализ текстов и работа над сочинениями разных жанров позволяют учителю не только добиться высокого качества обучения, но и формируют у школьников интерес к языку, навыки исследовательской деятельности.
-
Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс 2012
Урок пробуждает школьников к размышлению о добре и зле, коварстве и мужестве, ненависти и дружбе, укрепить сознание того, что добрые отношения между людьми можно созидать собственными поступками. Это созвучно мировосприятию детей, находящихся на пороге ранней юности. Сочетание индивидуальной и групповой деятельности должно привести шестиклассников к размышлениям об образах Лонгрена, Ассоль и жителей Каперны и подготовить учащихся к обсуждению проблемных вопросов.
-
А.И. Солженицын "Возвращение на Родину". Особенности индивидуального авторского стиля Солженицына-поэта 2012
Прочитав стихотворения А.И. Солженицына, можно с уверенностью сказать, что они представляют собой материал, выявляющий скрытые возможности русского языка.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная В.С. Высоцкому. Тема: "В.С. Высоцкий: жизнь и творчество". 11-й класс 2012
На уроке ученики знакомятся с жизнью и творчеством Владимира Семеновича Высоцкого.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". 6-й класс 2012
Цель урока: обучение учащихся анализу лирического произведения, сопоставлению разных произведений, совершенствование навыка устного, словесного рисования, выразительного чтения; выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов в стихотворении; формирование чувства прекрасного, умения видеть красоту и радость в окружающем мире.
-
Певец страны "березового ситца…" 2012
Урок посвящен чтению и анализу стихотворений С.А. Есенина. Цель урока: определение уровня сформированности навыков самостоятельной работы по теме, выявить особенности художественного мира С.А. Есенина, показать народность творчества поэта, воспитать духовно-нравственную культуру учащихся, формировать эстетический вкус учащихся как ориентир в художественном мире, совершенствовать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта. Разнообразные методы и приемы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно, отрабатывать навыки сопоставительного анализа стихотворений, учить систематизировать, выделять главное, обобщать.
-
Лексика и фразеология 2012
Обобщение и закрепление знаний с элементами технологии кейс-стади и беседы. На уроке осуществляется повторение сведений об основных лексических группах в русском языке, об особенностях фразеологизмов и их роли в языке. Используются такие методы, как объяснительный диктант, заполнение таблицы, решение лингвистических загадок, игровые моменты, элементы анализа поэтического текста, выборочный опрос. Урок способствует становлению любви и уважения к русскому языку.
-
Портреты Анны Ахматовой на границе живописи и поэзии 2012
Работа раскрывает духовный облик Анны Ахматовой через призму двух искусств – живопись и поэзию. В настоящее время нет целостного исследования этой темы. Сделан вывод о неисчерпаемости облика поэта. Актуальность темы исходит из попытки некоторых исследователей пересмотреть значение личности и творчества Анны Ахматовой. Результаты работы могут способствовать более глубокому изучению жизни и творчества поэтессы в школе.
-
Урок литературы в 8-м классе. Тема: "Дом построить. Это трудно?" По повести М.Халфиной "Мачеха" 2012
Более двадцати лет уже нет с нами замечательного человека, писателя, педагога Халфиной М.Л. Но как же современны ее произведения! Как актуальны они сейчас, когда нам так не хватает в жизни доброты, сочувствия, понимания. Ее мысли о внимании, о теплоте в отношениях между людьми доходят до самого сердца. «Спешите делать добро!» Этот девиз любила М.Л. Халфина. Он всегда был ее жизненной программой, его светом согреты души ее героев.
-
Буквы е-и в корнях с чередованием 2012
Урок формирования орфографических умений и навыков по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием. Урок показывает основное отличие безударных гласных от гласных в корнях с чередованием, помогает сформулировать правило, связав его с условием выбора гласной корня, учит применять правило на практике.
-
Кузебай Герд "Сизьыл". 5-й класс 2012
На данном уроке по удмуртской литературе в 5-м классе используется методика технологии развития критического мышления. Эффективность применения данного приема на уроке в том, что учащиеся владеют навыками поиска, умеют формулировать вопросы. Проявляется самостоятельность и интерес учащихся в изучении предмета и к творческой деятельности.
-
Экскурсия в Читай-город. 6-й класс 2012
Игра проводится среди учеников 6-х классов (по пять игроков в команде), состоит из шести конкурсов, направленных на выявление знаний по следующим разделам: «УНТ», «Русская литература XVIII–XX веков», знания теоретических понятий (сказ, сказка, баллада, повесть, рассказ, басня, летопись, аллегория, миф, зачин), сюжета прочитанных произведений, авторов и героев.
-
Внеклассное мероприятие по литературе: "Вступая в поэтический мир Якова Гавриловича Ухсая" 2012
Одним из важных средств эстетического и нравственного воспитания детей, развития их познавательного интереса являются литературные чтения. Разработка данного мероприятия приурочена к 100-летию народного поэта Чувашии Якова Гавриловича Ухсая. Поэзия Ухсая богата и разнообразна, проникнута народной мудростью, неподражаемым юмором. Герои его произведений – люди села: сильные духом, всем сердцем влюбленные в землю.
-
Урок литературы. Тема: "Изучение басни И.А. Крылова "Обоз"". 8-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с баснями И.А. Крылова, повторяет и обобщает знания о баснях, обращает внимание на язык, крылатые выражения, пословицы и поговорки.
-
Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций 2012
Сущность кейс-метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
-
Круг чтения М.И. Цветаевой в детстве 2012
Урок посвящен кругу чтения будущей поэтессы в детстве. Материал можно использовать на уроке в средней и старшей школе, на занятиях факультатива, во внеклассной работе.
-
Конспект урока по теме "Был ли у Катерины иной путь?" Проблема нравственного выбора в пьесе А.Н. Островского "Гроза" 2012
Урок позволяет учащимся понять роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии, увлечь учащихся жизнью и творчеством. Драма «Гроза» – это традиционное трагическое произведение, т.к. читателю представлены «говорящие» имена и фамилии, идейно-художественное своеобразие пьесы раскрывают жизненные позиции героев. Структура урока позволяет учащимся расширить кругозор, развить способность анализировать текст не только художественной литературы, но и критической статьи.
-
Интерпретация стихотворения И.Бунина "Последний шмель" 2012
Часто учащимся бывает трудно выявить образную символику поэтического текста, а значит, и сформулировать художественную идею произведения. Чтобы разрешить эту проблему, необходимо учить ребят видеть, как в поэтическом тексте трансформируются, раскрываются по-новому значения, заложенные в слове. Достичь этого можно, как можно чаще обращаясь к учебным исследованиям, которые, помимо прочего, еще и способствуют развитию речи учащихся.
-
Отражение эпохи в форме и содержании поэмы А.Блока "Двенадцать" 2012
Способ анализа поэмы А.Блока «Двенадцать» на уроке – последовательный, с интегрированным историческим и фактическим материалом. Поэма рассматривается и как художественное произведение, и как исторический факт, как документ эпохи. Выбор темы мотивирован необходимостью расширить представление о шедевре русской литературы на широком фоне исторической эпохи, неоднозначность, в оценке которой очевидна.
-
Интегрированный урок по литературе и английскому языку "Gordon Noel Byron" ("Властитель наших дум"). 7-й класс 2012
Пространство интегрированного урока позволило не просто познакомиться с биографическими фактами о поэте и с его творчеством, но и дало возможность учащимся говорить о Байроне на родном для него языке, читать поэтические тексты в оригинале, представлять свои варианты литературных переводов стихотворения, анализировать их, сравнивать с переводами русских поэтов.
-
Интегрированный урок литературы, русского языка, музыки, ИЗО по теме "Басни И.А. Крылова как источник мудрости и творческого вдохновения" 2012
Урок помогает закрепить понятие о жанре басни, её особенностях, понятие о фразеологизмах, их использовании в баснях Крылова, определить роль музыки в басне, закрепить понятие "квартет", понятие анималистического жанра в изобразительном искусстве.
-
Сценарий урока внеклассного урока для учащихся 5-х классов 2012
Изучение и обсуждение произведений А.Лиханова на уроках и внеурочное время способствует развитию непреходящих ценностей человеческого бытия: милосердия, добра, веры, что так необходимо российскому трансформированному обществу последних лет. Проблема воспитания достойных граждан своей страны является одной из актуальнейших проблем школы и государства в целом.
-
С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях "Я покинул родимый дом" и "Низкий дом с голубыми ставнями" 2012
В работе дан сравнительный анализ поэтических текстов на примере стихотворений С.Есенина «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями». Представлен опыт развития монологической речи учащихся на основе опор (специальных вопросов), развития умения не только находить в тексте художественные изобразительные средства, но и выявлять их функцию.
-
Анализ лирического произведения М.Цветаевой 2012
Цели урока: совершенствование навыков интерпретации поэтического текста; усвоение поэтической концепции М.Цветаевой; усвоение понятий «пиррихий», «перифраз». Представленный материал будет полезен при изучении темы «Творчество Марины Цветаевой» в 9–11-х классах и при подготовке к олимпиадам по литературе.
-
Творческая работа по литературе. Тема: "Идеальный образ святого в духовной литературе". 7-й класс 2012
Предлагаемые автором варианты контрольных (творческих) работ предусматривают полноценную проверку уровня усвоения учащимися программного материала по литературе, а также развития у них умения анализировать художественные произведения, их языковую форму. С этой целью вводится система заданий, направленных на осмысление учащимися как предметного, образного, так и мировоззренческого содержания, что способствует формированию индивидуальной поисковой, исследовательской деятельности.
-
Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Что выше и сильнее родительской любви?" 2012
Урок является логическим продолжением уроков по изученным ранее произведениям: 5-й класс - Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», 6-й класс - Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд», М.Ю. Лермонтов «Беглец», 7-й класс - П.Мериме «Маттео Фальконе». Все произведения объединяет тема патриотизма, чести, преданности, измены Родине и наказания. Урок нацелен на создание условий для осознания величия образа Тараса Бульбы через сравнительный анализ героев ранее изученных произведений.
-
Урок литературы по теме «Поединок силы физической и силы духовной в трагедии Эсхила "Прометей Прикованный"». 9-й класс 2012
Урок литературы в 9-м классе по трагедии Эсхила "Прометей Прикованный" поможет учащимся понять, что в поединке силы физической и духовной моральная победа всегда остаётся за духовной силой. На уроке повторяются особенности жанра и элементы строения трагедии, формируются умения анализировать текст драматического произведения, сравнивать героев по определённому принципу.
-
А.П. Чехов "Хамелеон" (из истории болезни) 2012
На уроке учащиеся выявляют симптомы «больного» героя, ставят диагноз – хамелеонство, выясняют причины заболевания, выписывают лечение, и самое главное – рассуждают о том, что нужно сделать, чтобы не заболеть нравственной болезнью. В течение урока шестиклассники знакомятся с художественными особенностями создания характеров рассказа: название рассказа, говорящая фамилия, речевая характеристика, художественная деталь.
-
Слово о "Слове…" (Обобщающий урок по "Слову о полку Игореве" в 9-м классе по программе В.Я. Коровиной) 2012
Автор на уроке развивает критическое мышление у учащихся. Использует приемы лингвосмыслового анализа, компьютерные технологии, элементы театрализации, стилизации (старинные шкатулки, книги, на стене – старинные шали, русская одежда из школьного музея).
-
Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс 2012
Разработка урока внеклассного чтения по литературе рассчитана на учеников 6-го класса. Материал позволяет учащимся поразмышлять над феерией Александра Грина "Алые паруса", задуматься над проблемой счастья, осмысленного отношения жизни.