Интегрированный урок "литература + английский" по теме "Поэзия Серебряного века. Нежные стихи"

Разделы: Литература, Иностранные языки


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как объять необъятное? Как показать современным школьникам красоту поэтического слова? Особенно, если эти школьники – кадеты, которым военное дело и физика гораздо ближе, чем литература. Как же заинтересовать ребят? Как провести урок по теме: “Поэзия Серебряного века”.

В работе было решено использовать один из видов образовательных технологий – педагогические мастерские и работа началась.

Мастерская, названная условно “Мастерская инноваций”, занялась поиском и подготовкой общей темы. Темой урока решено было выбрать любовь. Каждый кадет выбрал одного или двух поэтов и приступил к поиску информации об их жизни и творчестве, подбору стихов. Когда основная часть материала была готова, кадеты занялись компоновкой и редактированием собранного, чтобы в дальнейшем это можно было напечатать.

Задачей мастерской “Личность поэта” было выбрать наиболее душевные стихи из десятка найденных ребятами сборников, творчески осмыслить выбранные стихотворения и подготовиться к публичному выступлению. Изучая творчество поэтов, кадеты узнали, что многие из них занимались переводами с английского языка. Тогда ребята и предложили присоединиться к работе мастерской преподавателю английского языка.

Мастерская “Слайд-шоу” занималась созданием видеоряда, подбором музыкального сопровождения и подготовкой слайд-шоу к показу на уроке.

На протяжении всей работы, а особенно в ее конце, работа всех мастерских была тесно связана между собой. Ребята из разных мастерских с удовольствием сотрудничали друг с другом, помогали тем, кто рядом. Была создана атмосфера открытости и доброжелательности. Работу всех мастерских координировали преподаватели Цындрина Е.В. и Грибанова Т.Ю.

В итоге получился двухчасовой урок, на котором горели свечи, кадеты читали стихи на русском и английском языках, рассказывали о поэтах, и все это под красивую музыку, романсы, клипы. В это время на интерактивной доске сменяли друг друга изображения прекрасных незнакомок, портреты поэтов, русские пейзажи.

А закончился урок прекрасными стихами о любви к Родине.

ВЕДУЩИЙ (слайд 1, звучит музыка): Серебряный век русской поэзии – великая эпоха, подарившая миру таких гениев русской словесности, как С. Есенин, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак, В. Маяковский и многие другие. Свет этой поэзии озаряет и наше непростое время, вселяя веру в торжество красоты, добра и величие человеческого духа – тех ценностей, что вечны и нетленны, как нетленна поэзия Серебряного века.

Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить об этом удивительном явлении в русской литературе. Это не просто ещё один литературный термин или мифологическое понятие, а действительно эпоха и, если угодно, всеохватный русский ренессанс, подаривший миру поразительно яркие художественные и интеллектуальные ценности.

Поэты образуют множество литературных направлений – символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и т.д. Некоторые из них в своём творческом развитии меняли своё отношение к миру, социальным явлениям и представления о своём назначении. Неизменным, пожалуй, оставался их божественный поэтический дар, благодаря которому они довели стих в поэтическом смысле до совершенства: звук, все краски мира и все тончайшие оттенки чувств обрели неслыханную до сих пор музыкальность.

КАДЕТ (слайд 2, читает стихотворение):

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...

Думается, что таких строк и во всей мировой поэзии найдётся не много.

Стихи эти написал ИННОКЕНТИЙ ФЁДОРОВИЧ АННЕНСКИЙ, глубокий и тонкий поэт-лирик, замечательный переводчик, литературный критик и педагог. Он родился в Омске, где его отец занимал высокую должность. Затем семья переезжает в Петербург, где Анненский оканчивает историко-филологический факультет Петербургского университета и сразу же начинает педагогическую деятельность, которая не прекращается почти до самой его внезапной смерти.

И. Анненский много и успешно переводил французских поэтов, перевёл трагедии великого Еврипида, а так же сам написал несколько трагедий на античные сюжеты. Он был также одним из самых ярких и значительных фигур в русской критике рубежа веков.

При жизни Анненского вышел единственный и очень небольшой сборник его стихотворений и почти незамеченный современниками. Зато подлинным литературным событием стал выход его второй, уже посмертной книги.

Анненский – поэт затаённой тоски, скрытого трагизма и безысходного одиночества. Язык его лирики – это язык недоговорённостей, намёков, умолчаний. Возможно, закрытость его лирики связана с его высоким официальным положением видного чиновника, а также его личной драмой: запретной и утаённой любовью к жене старшего пасынка.

Я прочту ещё одно стихотворение поэта Анненского “Осенний романс” (читает стихотворение).

КАДЕТ (слайд 3): Одной из вершин русской поэзии 20 века является творчество АННЫ АХМАТОВОЙ. Она родилась под Одессой. Детские и юношеские годы прошли в Царском селе под Петербургом.

Печататься начала с 1907 года. Ранние произведения Ахматовой – это своего рода любовный дневник, который со временем превращается в летопись судьбы поэта, а позднее личные переживания поэтесса поднимает до всеобщих (циклы 1940-1962 г) – рисует картины времени. Многие стихи Анны Ахматовой о любви положены на музыку (звучит романс - видео).

Говоря об Ахматовой, нельзя не вспомнить ещё одного замечательного поэта Серебряного века НИКОЛАЯ ГУМИЛЁВА. Поэт, драматург, критик, переводчик – он родился в Кронштадте, учился в гимназии в Царском селе, затем за границей. Путешествовал по Африке. Воевал на русско-германской войне, заслужив два Георгиевских креста за храбрость.

Ещё гимназистом Гумилёв впервые увидел Ахматову. Она вспоминала: “Говорили, что будущий вождь акмеистов влюбился в молодую поэтессу... На самом деле гимназист седьмого класса влюбился в гимназистку четвёртого”.

Ахматова в ранней юности высокая, худая, бледная, отличалась загадочностью, томностью и любила играть роковую женщину, всегда как бы на грани смерти (хотя превосходно плавала, не жаловалась на аппетит и заразительно хохотала, обсуждая с подружками кавалеров).

Гумилёв и вообще не красавец (вытянутый череп, “разные” косящие глаза), тогда выглядел форменным гадким утёнком. И всё-таки энергия и сила его чувства были таковы, что он сумел увлечь Аню Горенко (настоящая фамилия Ахматовой). Наконец он сумел получить согласие на брак. В апреле 1910 года они венчались. Но свадьба эта была не началом, а скорее концом отношений – или, вернее, началом конца. Слишком различались их жизненные установки. Гумилёв исповедовал идеал мужественного служения долгу. Его привлекало солнечное, дневное начало. Ахматова же придавала огромное значение своей внутренней, душевной жизни, каждому её излому; была всегда замкнутой и печальной, - тогда как Гумилёв рвался навстречу жизни, везде искал радости и новизны.

Уже расставшись с Ахматовой, в пору другой трагической влюблённости, Гумилёв признавался:

Страсть пропела песней лебединой.
Никогда ей не запеть опять,
Так же, как и женщине с мужчиной
Никогда друг друга не понять.

Гумилёв переживал разрыв мучительно. Впоследствии он увлекался многими женщинами, со многими был близок, женился – но никогда не мог говорить об Ахматовой спокойно: либо гневно язвил, либо благоговейно восхищался, а чаще то и другое вместе.

С 1918 Гумилев интенсивно работает как переводчик, готовя для издательства “Всемирная литература” эпос о Гильгамеше, стихи французских и английских поэтов. Я предлагаю Вам послушать стихотворение Оскара Уайльда, посвященное Саре Бернар, на языке оригинала и в переводе Николая Гумилева (читает стихотворения):

How vain and dull this common world must seem
To such a One as thou, who should'st have talked...

Как скучно, суетно тебе теперь со всеми,
Тебе, которой следовало быть...

Ахматова после гибели Гумилёва больше всех сделала для увековечения его памяти, для защиты его имени от нелепых слухов, клеветы, ложных толкований (читает стихотворение “Рассыпающая звезды”).

ВЕДУЩИЙ (слайд 4): Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звёзд на чёрном бархате ночного неба. Хотя многим из них не хватало скромного достоинства поэтов-классиков 19 века с их позицией: “Я не поэт, я Гражданин”. Стремление их к самоутверждению, самовозвеличиванию и самовосхвалению не может не вызвать улыбки (читает стихотворение “Я - изысканность...”)

(обращаясь к залу) Вы узнали, чьи это стихи?

КАДЕТ: КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ родился в городе Шуя Владимирской губернии, в дворянской семье. Учился в Московском университете на юридическом факультете, но был исключён за организацию и участие в студенческой демонстрации. Ещё несколько раз пытался получить высшее образование, но неудачно. Решил заниматься самостоятельно. Глубоко изучал языки, историю, литературу, искусство. Современники говорили, что он прочитывал “целые библиотеки”. В поэзии выступил, как сторонник символизма.

Много путешествовал. За жизнь поэта вышло большое количество сборников его стихотворений. Они пользовались сумасшедшей популярностью, особенно у женщин (читает стихотворение “Я буду ждать...”.

ВЕДУЩИЙ: Вот, что писал А. Белый о Бальмонте: “К.Д. Бальмонт выступал весь обвешанный дамами, точно бухарец, надевший двенадцать халатов: халат на халат...”

А. Блок писал: “Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не равен ему в его “певучей силе”. Он – среди душных городов и событий – сохранил в душе весну, сохранил для себя и для всякого, кто верил в его певучую долю”.

Жизнь проходит, - вечен сон.
Хорошо мне, - я влюблён.
Жизнь проходит, - сказка - нет.
Хорошо мне, - я поэт.
Душен мир, - в душе свежо.
Хорошо мне, хорошо.

КАДЕТ: Бальмонт много переводил. До сих пор мы читаем в его переводах Байрона, Верлена, Бодлера, Уайльда и Перси Биши Шелли... (читает стихотворения):

Yet look on me—take not thine eyes away,
Which feed upon the love within mine own...

Гляди, гляди - не отвращай свой взгляд!
Читай любовь в моих глазах влюбленных...

Последние годы жизни Бальмонта были тяжёлыми. Он умирал в эмиграции в Париже, буквально в нищете.

ВЕДУЩИЙ: Любовь - вечная тема поэзии. Ни один поэт не проходил мимо неё. О ней писали уже с самых древних времён, когда поэзия только получала своё развитие. И всех поэтов древности, средневековья и начала 20 века объединяло одно – они преклонялись перед любовью, боготворили её.

КАДЕТ (слайд 5): Любовная лирика АЛЕКСАНДРА БЛОКА продолжает традиции русской классической поэзии, а в лучших образцах достигает вершин её. В лирике Блока отразилась вся его жизнь. Поэт сам просил рассматривать его стихи как дневник.

У Блока любовь – тайна, святыня, почти религия. И как божество она дарит свет. Любовь – это личная тайна каждого человека, особое и неповторимое, то, что только он сам может понять (но не постичь, не узнать). И всякая любовь, настоящая, конечно, не проходит бесследно (читает стихотворение “О доблестях...”).

После Октябрьской революции, которую Блок, в отличии от большинства символистов, принял с воодушевлением, написал поэму “Двенадцать”, ставшую поворотным этапом в его творчестве и фактически концом его поэтического пути. Умер в Петрограде от голода и душевной депрессии после неудавшихся попыток известных писателей и культурных деятелей (в том числе М. Горького) его спасти, отправив на лечение за границу.

ВЕДУЩИЙ (слайд 6): В русской культуре так же велик след жизни и творчества ВАЛЕРИЯ ЯКОВЛЕВИЧА БРЮСОВА.

КАДЕТ: Поэт родился в Москве. В его семье царил дух поэзии, особо чтился здесь Н.А. Некрасов. Стихи будущий поэт начал писать в детстве.

Брюсов окончил Московский университет, историко-филологический факультет. Увлёкся идеями символизма, пишет “туманные” стихи. Он был даже одним из крупнейших теоретиков русского символизма. Но потом постепенно он отходит от символистов. Нарастает его интерес к истории, мифологии, культурам народов.

В 1906 году выходит его книга “Венок”, в которой поэт выступает романтиком, проникновенным лириком (читает стихотворение “Близкой”).

Вообще творчество Брюсова богато и разнообразно. Он безоговорочно принял Октябрьскую революцию, вступил в компартию. В 1921 году организовал в Москве Высший литературно-художественный институт.

Брюсов был широко образованным человеком, настоящим энциклопедистом. Горький назвал его “Самым культурным писателем на Руси”. Знаток многих языков, он любил переводы. Латинские, греческие, французские, английские, американские поэты... он создал целые антологии переводов. Давайте послушаем стихотворение “К Марии” Эдгара Аллана По:

Thou wouldst be loved? — then let thy heart
From its present pathway part not!..

Ты хочешь быть любимой? — Верь
Тому пути, которым шла...

Наследие поэта ждёт встречи с читателем.

ВЕДУЩИЙ (слайд 7): Один поэт так говорит в своих воспоминаниях о Бунине: “Я никогда не мог смотреть на него, говорить с ним, слушать его без щемящего чувства, что надо бы на него наглядеться, надо бы его наслушаться, именно потому, что это один из последних лучей какого-то чудного русского дня”.

КАДЕТ: БУНИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ – прозаик и поэт, лауреат Нобелевской премии. Его поэзию питает сама жизнь, она присутствует во всех его стихах. Бунин неизменно воспевает любовь. Но обычно любовные сюжеты поэт почти всегда завершает смертью.

В ней он видит выход страсти, взрыва чувств, так как ему представляется пошлым развитие любви в будничной реальности.

Поэт шёл от классических образцов Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета. Их поэзию он открыл для себя в раннем детстве, собственно, поэзия была частью его детства, его воздухом.

Звёзды ночью весенней нежнее,
Соловьи осторожней поют...

В Октябрьской революции Бунин не увидел освободительной сути. Он эмигрировал во Францию, где и жил до конца своих дней.

КАДЕТ (слайд 8): ВОЛОШИН МАКСИМИЛИАН АЛЕКСАНДРОВИЧ - поэт, художник, критик. Окончил гимназию в Феодосии. Учился в Московском университете на юридическом факультете, но был отчислен за участие в студенческой демонстрации и выслан в Феодосию. Уезжает за границу, долго путешествует, потом Петербург, а последние годы – Коктебель (Крым).

Примыкал к символистам, писал статьи по вопросам литературы и живописи, сам был незаурядным пейзажистом. Много переводил, главным образом с французского (читает стихотворение).

Верь в безграничную мудрость мою:
Заповедь людям двойную даю...

Волошин был колоритной фигурой поэта-мыслителя, странника, художника. А после революции 17 года в его творчестве стали звучать общественные мотивы. Особенно сильно у него зазвучала тема России и её истории.

ВЕДУЩИЙ (слайд 9): В 1889 году один из основателей символизма Дмитрий Мережковский женился на девятнадцатилетней Зинаиде Гиппиус. Они прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни на один день. Это был уникальный жизненный и творческий союз.

КАДЕТ: Поэт, драматург, переводчик, критик МЕРЕЖКОВСКИЙ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ родился в Петербурге. А Зинаида Николаевна в Тверской губернии. Её отец вёл свой род от немца, приехавшего в Россию в 16 веке. Мать – русская. Девушка получила домашнее образование. На Кавказе, куда семья переехала после смерти отца, Зинаида Николаевна познакомилась с Мережковским.

Без них невозможно себе представить русскую поэзию начала прошлого века. Гиппиус внесла в русский символизм стихию театральности, создавая особый “декадентский” стиль в жизни и творчестве. Современники запомнили её у камина своей квартиры, расчёсывающей в присутствии гостей копну рыжих волос. Одевалась она очень непривычно, её наряды неизменно привлекали вниманье.

Бунин вспоминал, как Зинаида Николаевна, читала свои стихи на одном из литературных салонов: “Не в меру щурясь, медленно вошло, как бы некое райское виденье, удивительной худобы ангел в белоснежном одеянии и с золотыми распущенными волосами” (читает стихотворение).

Не разлучайся, пока ты жив,
Ни ради горя, ни для игры...

Её стихи, берут тему всегда с неожиданной стороны, характерны краткими и ёмкими формулами; они как бы бесплотны, отрешены от всего зримого, приподняты над действительностью и держатся на мысли, на чувстве.

В 1919 году Мережковский и Гиппиус тайно покидают Россию. Сначала они отправляются в Польшу, затем в Париж, где и остаются до конца жизни.

Я прочту четверостишие Дмитрия Мережковского

Любовь – есть ожиданье чуда.
Любовь безумно чуда ждёт.
Не знаю как, когда, откуда, -
Но знаю, что она придёт!

ВЕДУЩИЙ (слайд 10): известны высказывания Максима Горького, в которых он не считал себя поэтом.

КАДЕТ: Однако стихи Алексей Максимович писал до конца жизни. Ещё в детстве он был увлечён народной поэзией, с которой его познакомила бабушка. Он признавался: “В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в форме её стихов”. Такое признание очень важно для понимания горьковской поэзии. В нашем сознании Горький, как поэт, связывается с его песнями (“Песня о соколе” и “Песня о Буревестнике”), мощно прозвучавших накануне революции 1905 года. В 1892 году была написана поэма “Девушка и смерть”, которую Горький назвал сказкой.

В то время в литературе всячески варьировались мотивы увядания и смерти, гибели и крушения. Горький восславил Любовь, Великую Любовь, торжествующую над Смертью, побеждающую Смерть. Горький дал новую тональность этой теме – в поэзии зазвучал не минор, а мажор (читает стихотворение из пьесы “Дачники”).

Осени дыханием гонимы,
Медленно с холодной высоты...

КАДЕТ (слайд 11): ЕСЕНИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – поэт-лирик, родился в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье. Семнадцатилетним юношей приехал в Москву, чтобы начать печатать свои стихи. Работая то в конторе купца, то корректором в типографии, Есенин всё своё свободное время отдавал творчеству. В 1914 году его начали печатать. Он знакомится с Блоком, который сразу же оценил его талант лирика, а стихи назвал “свежими, чистыми, голосистыми”.

Особое место в творчестве Есенина занимают стихи о сильной и светлой любви. В них он мастерски передаёт все оттенки настроения человека, состояние его души, поэзию сердца, его музыку.

Произведения Сергея Есенина вошли в золотой фонд отечественной литературы (читает стихотворение “Любовь хулигана”).

КАДЕТ (слайд 12): ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ИВАНОВ – поэт трудной и во многом загадочной судьбы.

В 1912 году вышла первая книга его стихов. Это был сборник теплично-манерных и пряно-изысканных стихотворений. Иванов долгие годы был активным стихотворцем акмеистической школы. За десятилетие вышло четыре сборника его стихотворений, которые свидетельствовали о мастерстве автора, и в то же время его поэзия была напрочь отгорожена от всего того, что было жизнью России в то время.

В 1923 году Иванов вместе со своей женой – поэтессой И. Одоевцевой решает покинуть Россию и поселиться в Париже. И только на чужбине приходит прозрение, понимание, что есть в жизни настоящие ценности. Утрата Родины, а вместе с ней всего самого дорогого, приводит поэта к страшному отчаянию. Здесь, в эмиграции, происходит превращение блистательного петербургского стихотворца в большого русского поэта с “замученным” сердцем, мечта которого одна – “Воскреснуть. Вернуться в Россию стихами”. Его последние сборники проникнуты ностальгией по родным местам, по человеческому теплу, состраданию, нежности, человечности – всему тому, что было присуще и дорого людям его Родины (читает стихотворение “Настанут холода...”).

КАДЕТ (слайд 13): ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ – поэт, критик, переводчик, прозаик. По мнению Ахматовой – первый поэт эпохи.

Родился он в Варшаве. Отец занимался кожевенным ремеслом, мать – пианистка, учительница музыки. Потом семья переезжает в Петербург, где будущий поэт окончил самую престижную петербургскую школу. Слушал лекции в Сорбонне. За границей были попытки лечиться от сердечного невроза (при сильном волнении он задыхался). Но болезнь так и не отступила.

Продолжил обучение в петербургском университете, на историко-филологическом факультете.

Как поэт дебютировал в 1909 году, входил в группу акмеистов. Выпустил несколько стихотворных сборников. В них звучало торжественное, чуть архаичное, полновесное слово. Слог поэта краток, но отчётлив и ясен, изыскан по ритмам и красив по звуковой инструментовке (читает отрывок).

Нежнее нежного
Лицо твоё...

С конца 20х годов поэт вытеснялся из литературной жизни, побывал в ссылке. А в 1934 году за эпиграмму против Сталина был арестован. Затем был арестован вторично. По одной из версий, погиб в пересыльной тюрьме во Владивостоке.

КАДЕТ (слайд 14): ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ, величайший поэт 20 века, драматург, создатель “окон РОСТА”. Родился в Грузии, в семье дворянина (учёного-лесничего).

После смерти отца, бедствующая семья переезжает в Москву. Владимир учится на художника, активно участвует в революционном движении.

В деятельности и человеческом облике Маяковского воплотился новый, дотоле невиданный тип поэта – поэта революционной эпохи.

Маяковский сделал довольно большой вклад в русскую любовную лирику. Его многочисленные стихи и поэмы - произведения огромного трагедийного накала, показывающие, как решительно боролся поэт с мещанством, пошлостью, как ратовал за новые человеческие отношения, за новое искусство. Посмертное признание (“Любовная лодка разбилась о быт”) показывает, что Маяковский всей своею жизнью выстрадал тему любви в поэзии и дал ей новое направление (читает отрывок из поэмы “Хорошо”).

Если
я
чего написал...

КАДЕТ (слайд 15): Всемирно известный поэт БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК родился в Москве. Его отец – замечательный художник, мать – одарённая пианистка. В их доме постоянно бывали люди искусства, выдающиеся деятели русской культуры. Среди них Л. Толстой, композитор Скрябин, художник Николай Ге. В этой высококультурной атмосфере прошли детство и юность Пастернака, что отразилось в дальнейшем на его творчестве. Будущий поэт был чрезвычайно одарён – хорошо рисовал, потом мечтал стать композитором. Но в жизнь юноши властно входила поэзия, сопрягаемая с философией, историей, правом.

Он учится сначала в московском университете, затем продолжает образование в Германии.

Первые стихи Пастернака напечатаны в 1913 году, а первая книга стихов вышла в1917.

Помимо поэзии, он много пишет рассказов, повестей, статей. Много переводит с немецкого, венгерского, английского языков. Пастернак перевел три сонета Шекспира, один из которых я предлагаю послушать (читает сонеты):

That time of year thou mayst in me behold
When yellow leaves, or none, or few, do hang...

То время года видишь ты во мне,
Когда из листьев редко где какой...

КАДЕТ: Его многочисленные стихи о любви исполнены величайшей энергией жизни, перекликаясь со стихами о природе. Основной тон лирики Пастернака – восторг, восхищение чудом бытия (читает стихотворение “Никого не будет...”) .

Очень непросто складывается судьба поэта в советское время. Написанный им роман “Доктор Живаго”, повествующий о революции и гражданской войне, о духовных исканиях и трагической участи русской интеллигенции, о сильной и страстной любви, на родине был запрещён и не печатался, но получил мировое признание.

Присуждение Нобелевской премии по литературе (1958 год), вызвало поток клеветы и брани в печати. Были прямые угрозы властей лишить его советского гражданства и выслать из страны.

Переживания, связанные с разразившимся скандалом, ускорили кончину поэта. Похоронен он в дачном посёлке Переделкино.

ПАСТЕРНАК – ЛИРИК И ПЕВЕЦ ЛЮБВИ 20 ВЕКА.

КАДЕТ (слайд 16): Я хочу представить вам поэта Серебряного века, который обычно подписывал свои стихи инициалами К.Р.

О, нет, за красоту ты не люби меня
И не люби за то, что я живу богато:
За красоту люби сиянье дня,
А за богатство серебро и злато.
И не люби меня за молодость мою:
Люби весну, - она всё та же бесконечно.
Меня люби за то, что я люблю,
И что любить тебя я буду вечно!

Стихи эти были написаны Великим князем КОНСТАНТИНОМ КОНСТАНТИНОВИЧЕМ РОМАНОВЫМ.

Отец его Великий князь Константин Николаевич Романов, сын императора Николая 1 – человек прекрасного образования, был самым тесным образом связан с реформами царя-освободителя Александра 1.Великий князь был адмиралом Российского флота и по семейной традиции определил сына своего на морскую службу, которую тот начал ребёнком, обучаясь в Морском кадетском корпусе.

В дальнейшем, отдавая всего себя службе, Великий князь Константин Константинович нашёл время, чтобы основать литературно-музыкальное офицерское общество, основной целью которого было в свободное от службы время повышать уровень культуры русского офицера и тем способствовать его развитию как воспитателя солдат.

На “Досугах” офицеры полка демонстрировали свои таланты в музыке и литературе,

Знакомились с произведениями русских писателей и поэтов, там же Великий князь читал свои стихи, многие из которых были положены на музыку П.И. Чайковским.

А еще Великий Князь был известен как Отец всех кадет. Являясь с 1900 года Главным начальником военно-учебных заведений, Константин Константинович заслужил у воспитанников всех кадетских корпусов Императорской России самую восторженную, поистине сыновнюю любовь (читает сонет “Кадету”).

КАДЕТ (слайд 17): ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН (Лотарев Игорь Васильевич) – модный поэт начала 20 века, много выступавший на эстраде с так называемыми поэзо-концертами. Поэзия Северянина была – особенно в начальную пору – вычурной, о чём свидетельствуют даже самые названия его основных книг: “Златолира”, “Ананасы в шампанском”, “Тост безответный”.

После Октябрьской революции поэт эмигрировал за границу. Там он много пишет, но стихи эти характерны тем, что поэт в них отказывается от прежней наигранности и вычурности. В эти годы Северянин осуждает войны и постоянно казнит себя за отрыв от Родины. В 1941 году он получил разрешение вернуться в Москву, но тяжёлая болезнь оборвала жизнь поэта.

Из его лирических стихов я выбрал это:
Если вы встретите женщину тихую,
Точно идущую в шорохах сна...

КАДЕТ (слайд 18, читает стихотворение):

Я был велик. Толпа земная
Кишела где-то там в пыли...

Эти стихи написал поэт, религиозный философ, литературный критик и публицист ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЁВ, сын известного историка Сергея Михайловича Соловьёва.

В поэтическом творчестве Соловьёва отразились его идеалистические взгляды. Он писал стихи о любви, в которых нет психологической конкретности, они полны туманных мимолётных впечатлений. Был очень ценим символистами. Особенно почитал его Блок.

Тесно сердце – я вижу – твоё для меня,
А разбить его было б мне жалко.
Хоть бы искру, хоть искру живого огня,
Ты холодная, злая русалка!

А покинуть тебя и забыть мне невмочь:
Мир тогда потеряет все краски,
И замолкнут навек в эту чёрную ночь
Все безумные песни и сказки.

КАДЕТ (слайд 19): ТЭФФИ – псевдоним Лохвицкой Надежды Александровны.

Писательница прожила долгую жизнь (1872 – 1952), перенесла все “катаклизмы” 20 века; на её глазах совершились три русские революции, она пережила две мировые войны.

Печататься начала в 1901 году и за более чем 50 лет литературной работы опубликовала огромное количество рассказов, фельетонов, стихотворений, песен, пьес и рецензий. Она выпустила свыше 30 книг.

О её стихах Гумилёв писал: “В стихах Тэффи радует больше всего их литературность в лучшем смысле этого слова”.

Поэзия для Тэффи – возможность на какое-то время отрешиться от повседневности, уйти от скуки современной жизни. Главная, сквозная тема её творчества – ЛЮБОВЬ.

С 1920 года Надежда Тэффи в эмиграции, во Франции (читает “Песню о трех пажах”).

ВЕДУЩИЙ: Слава Тэффи в дореволюционной России была огромна. Ее читали, ею восхищались буквально все – начиная от почтово-телеграфных чиновников и аптекарских учеников, как известно, самой низшей ступени тех лет, - до... императора Николая II.

Когда при составлении юбилейного сборника 300-летия царствования дома Романовых почтительно осведомились у царя, кого из современных русских писателей он желал бы видеть помещенным в нем, царь решительно ответил:

- Тэффи! Только ее. Никого, кроме нее, не надо. Одну Тэффи!

КАДЕТ (слайд 20): ЦВЕТАЕВА МАРИНА ИВАНОВНА – дочь известного филолога и искусствоведа, профессора Московского университета. Стихи начала писать рано, с шести лет, притом не только по-русски, но и по-французски. В 18 лет выпустила первую книгу, которую заметили, одобрили и поддержали такие взыскательные читатели, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Максим Горький.

Внешне - уютный дом в одном старомосковском переулке, спокойный, неторопливый быт культурной профессорской семьи, но внутренне – это душевный мятеж, буря, порыв.

С 1922 года жила за границей, уехав к мужу Сергею Эфрону, который был в рядах белой армии и оказался за рубежом с её остатками. Жизнь её в эмиграции (Берлине, Праге, Париже) была тяжела, - не нашла общего языка с эмигрантами. Сначала в СССР уезжает дочь Аля, а в 1937 – муж. Предполагалось, что он был завербован иностранным отделом НКВД.

В 1939 году Цветаева приехала в Москву. Но в этом же году была арестована дочь Аля, а затем Сергей Эфрон (он был расстрелян в 1941 году).

В первые месяцы войны Цветаева вместе с сыном эвакуируется в Елабугу. Там же и в этом же году она покончила с собой. Сын, поступивший в литературный институт, был отправлен на фронт, где получил смертельное ранение.

Цветаева оставила богатое наследие: стихи, поэмы, проза, статьи, драмы. Поэта-Цветаеву не спутаешь ни с кем другим. У неё свой ритм, очень своеобразный, сложный. Она – поэт огромной лирической силы; всю жизнь писала о трагизме и величии женской любви в 20 веке. То это трагедия “обманутой верности”, то жертвенность и рок, то безвыходность драматических конфликтов... (читает стихотворение)

Не успокоюсь, пока не увижу,
Не успокоюсь, пока не услышу...

Любить – для неё всегда означает МОЧЬ! И поэтому когда возлюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца, - любовь становится поединком, спором, конфликтом и почти всегда кончается разрывом.

Любовная лирика Марины Цветаевой громогласна, гиперболична, романтически высока (звучит романс - видео).

ВЕДУЩИЙ (слайд 21, звучит музыка): Да, непросто сложились судьбы поэтов Серебряного века. Умерли на чужбине Бальмонт и Северянин, Гиппиус и Мережковский, расстрелян Гумилёв, застрелился Владимир Маяковский, умер в застенках ГУЛАГа Осип Мандельштам,

Покончили с собой Цветаева и Есенин, от нервного истощения умер Блок. И тем не менее всё их творчество было проникнуто ещё одной большой любовью – любовью к Родине (кадеты читают четверостишия):

БЛОК:

Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слёзы первые любви.

БАЛЬМОНТ:

Сестра моя и мать! Жена моя Россия...
Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой,
Не предавал тебя ни сердцем , ни душой.

МАНДЕЛЬШТАМ:

Я от жизни смертельно устал,
Ничего от неё не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что другой не видал.

ЦВЕТАЕВА:

Облака вокруг, купола вокруг,
Надо всей Москвой сколько хватит рук.
И льётся аллилуйя в бескрайние поля,
А в грудь тебя целует московская земля.

ЕСЕНИН:

Если кликнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю;
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою.

Приложение.