"По знакомым страницам". Урок-игра по изученным произведениям. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели:

  • повторение и обобщение изученного материала;
  • расширение кругозора учащихся, развитие их внимательности и вдумчивости при чтении произведений.

План-сценарий игры.

Участники: 3-4 команды учащихся. Каждая команда отвечает по очереди.

Ведущий: учитель

Художественное оформление: портреты писателей, чьи произведения были изучены в 1 полугодии, детские рисунки к произведениям.

ХОД ИГРЫ

I. Разминка

– Кто больше всех вспомнит фамилий авторов, чьи произведения были изучены в 5-6-х классах?

Условия конкурса: участвуют все команды. Каждая правильно названная фамилия автора – 1 балл.

II. «Узнай произведение»

Условия конкурса: все команды записывают название произведений на листах, если помнят – записывают фамилию автора. Ответы команды зачитывают по очереди. Каждое верное название – 1 балл, фамилия автора – 1 балл.

1. А далеко на Востоке мудрецы, которых называли волхвами, увидел на небе новую звезду и поняли, что она возвещает рождение Великого царя. Волхвы отправились в долгий путь, чтобы поклониться Ему. («Рождество Иисуса Христа»)

2. Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.(Н.А.Некрасов «Железная дорога»)

3. В это время пропел петух. «Куда? – закричал он, ухватя за хвост хотевшего убежать черта: – постой, приятель, еще не все: я еще не поблагодарил тебя». (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

4. Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит! (М.Ю.Лермонтов «Парус»)

5. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня в тот самый тракт, в те самые места. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова. (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)

6. Тульские мастера, которые удивительное дело делали, в это время как раз только свою работу оканчивали. (Н.С.Лесков «Левша»)

III. «Узнай героя»

Условия конкурса: имя героя команды записывают на листах. Правильный ответ – 1 балл. Каждая команда зачитывает свои ответы. Если необходимо, дается время на обсуждение.

1. Вскоре Эврисфей дал ему новое поручение. Он должен был очистить от навоза скотный двор Авгия, царя Элиды. (Геракл)

2. И тут он опомнился и сказал: «Сколько работников у моего отца получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном. Прости меня и прими в число наемников твоих». (Младший сын)

3. Накануне решительного дня она не спала всю ночь; она укладывалась, увязывала белье и платье, написала длинное письмо к одной чувствительной барышне, ее подруге, другое к своим родным. (Марья Гавриловна)

4. Утром он был у жадринского священника; насилу с ним уговорился, потом поехал искать свидетелей между соседними помещиками. (Владимир)

5. Между тем он крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегщись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны. (Черт)

6. …пришел в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки – кислярки, дерябнул хороший стакан, на дорожный складень Богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было. (Платов)

7. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, … в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало или вызывало тошноту. (Генерал – майор Булдеев)

8. …разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал в рот. Он съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. (Пацюк)

IV. Словарная работа: объясните значение слов и словосочетаний

Условия конкурса: слова записаны на отдельных листах. Каждый правильный ответ – 2 балла. На обсуждение – 3 минуты.

Ямщик, тракт, вещий сон, гласить, парубок, заниматься малеванием, дерябнул, покалякать.

V. Вспомните известные изобразительно –выразительные средства языка. Найдите их в данных отрывках из текста.

Условия конкурса: отрывки из текстов записаны на отдельных листах. Каждый правильный ответ – 1 балл. На обсуждение – 3 минуты.

1. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный! (Чудесный, прелестный – эпитеты)

2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела… (Злилась, носилась – олицетворение, как бледное пятно – сравнение, мрачные – эпитет)

3. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном? (Ищет он, кинул он – инверсия, далекой, родном – эпитеты)

VI. Вспомните, какие стихотворные размеры вам известны. Определите размеры стиха в следующих отрывках.

Условия конкурса: отрывки из текстов записаны на отдельных листах. Каждый правильный ответ – 1 балл. На обсуждение – 3 минуты.

1. Буря небо мглою кроет,
Вихри снежные крутя… (Хорей)

2. Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки… (Ямб)

3. Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит… (Дактиль)

4. Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг… (Анапест)

5. Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз… (Амфибрахий)

VII.Перечислите подвиги Геракла.

Условия конкурса: на обсуждение – 3 минуты. Каждый правильный ответ – 1 балл.

VIII. По памяти записать наибольшее число фамилий из чеховского рассказа «Лошадиная фамилия»

Условия конкурса: каждая правильная фамилия – 1 балл. На обсуждение – 3 минуты.

IX. «Кто о ком сказал»

Условия конкурса: на столах лежат листки бумаги, ведущий читает цитаты из текста. Ребята записывают номер цитаты и две фамилии: кто и о ком. Затем каждая группа читает свои ответы. Каждая правильная фамилия – 1 балл. На обсуждение – 30 секунд.

1. – Чудная девка! И хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух! (Вакула об Оксане)

2. – Больно поколотил проклятый…! (Чуб о кузнице Вакуле)

3. – Сиди, – говорит, – здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь. (Платов о Левше)

4. – Хочешь, – говорит, – я тебя в море швырну? Ты не бойся – он мне тебя сейчас назад подаст. (Полшкипер-англичанин Левше)

5. «Сын мой! Ты всегда со мной, и все, что есть у меня – твое. А брат твой был как бы мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Отец о младшем сыне)

6. «Дочка – с, – отвечал он с видом довольного самолюбия, – да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». (Станц. смотритель Самсон Вырин о Дуне)

X. Придумайте короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное

Условия конкурса: на обсуждение – 5 минут. 10 баллов за составленный рассказ.

XI. Подведение итогов

Литература:

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература 6 класс Учебник-хрестоматия в 2 ч. – М.: «Просвещение», 2005.