Бинарный урок "литература + классный час" "Тема нравственной ответственности человека за свой выбор (по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита")". 11-й класс»

Разделы: Литература, Классное руководство

Класс: 11


Цель:  доказать важность определения основополагающих нравственных  ценностей для выбора жизненной стратегии.

Задачи:

  • формировать умение различать истинные и мнимые ценности;
  • побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию;
  • способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя»

Ю. Левитанский

Главная задача человека во всякой деятельности,  во всякой ступени человеческой иерархии – быть человеком.

В. Г. Белинский

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • презентация к уроку, отражающая ключевые моменты (Приложение 1),
  • буклет «Правила самовоспитания» (Приложение 2),
  • маркеры и листочки для игры  «Допиши тезис: «Самое главное в жизни…»

ХОД УРОКА

1. Вступление. Классный руководитель:

Осталось совсем немного времени, и вы закончите школу. Впереди жизнь со всеми радостями и проблемами. Перед вами сейчас встаёт трудный вопрос: «Как строить свою жизнь дальше?», вам необходимо определиться с выбором профессии, научиться строить отношения с людьми. Понять, чего вы хотите добиться в жизни.
Поэтому сегодняшний урок мы посвятим теме выбора (выбора жизненного пути, выбора нравственных ценностей, выбора будущей профессии). (Слайды 1, 2)

2. Основная часть

1) А начать я хочу сегодня со слов Роберта Рождественского: «У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьёзности, неодинаковой по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?» (Слайд 3)

Да так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнём.

2) В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть,  вовремя пить,
Вовремя делать гадости.

А можно так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённое солнце достать
И подарить его людям. (Слайд 4)

3) Ребята, как вы думаете, от чего зависит выбор, который мы делаем в жизни? (Слайд 5) (Это зависит от нашего характера и мировоззрения, которые складываются благодаря воспитанию и самовоспитанию. Мировоззрение, основанное на нравственных, духовных принципах, помогает найти правильную дорогу в жизни, понять, что в жизни главное, а что второстепенное).
Перед вами на столах лежит притча, прочитайте её и выполните задание. (Задание: Что бы вы ответили внуку? На обсуждение даётся 2 минуты. Учащиеся озвучивают ответы, затем даётся ответ самой притчи. Что скажете? Как вы понимаете ответ старика?) (Слайд 6)

Притча «Жизненные ценности»

Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь.
СТАРИК: «Видишь ли, жизнь – это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость».
ВНУК: «А какой же волк в конце концов побеждает?»

СТАРИК: «Тот, которого ты кормишь…»

(Учащиеся дают варианты ответа, а потом объясняют суть морали притчи, после того, как увидят правильный ответ).

Да, человек должен постоянно работать над собой. Ведь человек – это огромный бесконечный мир, который вряд ли возможно постичь, но к познанию тайны которого можно постоянно приближаться.  Многое в жизни человека зависит от того, какие нравственные ценности в его жизни будут главными, приоритетными… Каждый решает для себя сам, как он будет жить: жить для себя или жить для других.

4) А что для вас, ребята,  в жизни самое главное, каковы ваши жизненные ценности? (Слайд 7)

Игра «Допиши тезис: «Самое главное в жизни…» (учащимся даются листочки, они маркером записывают свои ценности и вывешивают их на доску и озвучивают).

5) Без жизненных ценностей  не может состояться жизнь человека.  Жизнь человека – это череда многочисленных выборов. А вы готовы делать выбор? Готовы  выйти во взрослую жизнь?

Игра «Я готов выйти во взрослую жизнь»

(Учащиеся встают в круг. Внутри круга находится 3 человека, каждый из них должен привести доказательства своей готовности выхода во взрослую жизнь, начиная свою речь со слов: Я могу, я умею, я знаю, я понимаю…) (Слайд 8)

6) Учитель литературы. Я думаю, ни для кого из нас не является секретом, что на жизненном пути каждого человека встречается очень много преград, решить и понять которые подчас очень трудно одному. И возможно, поэтому мы обращаемся к книге. Ведь книга  –  это потайная лестница, ведущая нас к душе автора, его миропониманию, мировоззрению. Вот и сейчас вы находитесь на том жизненном перекрестке, когда нужен попутчик и советчик, который помог бы вам выбрать правильный путь. А поставить вас в столь затруднительное положение могут, на первый взгляд, очень простые понятия: противостояние добра и зла, совесть, истина, любовь.

Вы уже многое знаете, многое умеете.  А как понять, что ваш выбор оказался верным, и потом не придётся о нём сожалеть? В этом нам поможет разобраться Михаил Афанасьевич Булгаков и его бессмертное произведение «Мастер и Маргарита». (Слайд 9) Все герои этого романа постоянно находятся в позиции выбора: и Иешуа, и Понтий Пилат, И Мастер, и Маргарита, и другие.
Перед каким выбором они были поставлены?  Какое приняли решение и верным ли оно оказалось? На эти вопросы вам предстоит ответить через 5 минут, я предлагаю вам обсудить их в своей группе

(Каждая группа обсуждает выбор одного из героев). (Слайд 10)

ИЕШУА

Выбор: жить или умереть, быть свободным или подчиниться власти.
Пути выхода из ситуации: Отвергнуть донос Иуды, принять подсказку Понтия Пилата, придерживаться своей точки зрения.
Решение: остаться при своём мнении, быть свободным и умереть.

Иешуа беззащитен, слаб физически, но силён духовно  –  он пропагандист новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра, милосердия. Даже перед угрозой смерти он не отступается. Он – проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви и милосердию. Несмотря ни на что он остаётся свободным. Отнять у него свободу мысли и духа невозможно. Иешуа не отступает от принципов и, в отличие от Понтия Пилата, идёт на плаху за свои убеждения. (Слайд 11)

ПОНТИЙ ПИЛАТ

Выбор: оправдать Иешуа и рискнуть карьерой  или утвердить договор и остаться на своём месте.
Пути выхода из ситуации: отправить Иешуа в Кисарию, т.е. оправдать, утвердить договор, признать душевнобольным и невменяемым, поверить в предсказанное Иешуа царство Истины и справедливости, поверить в то, что ему воздастся за доброе дело.
Решение: утвердить договор, т.к струсил, предал добро.

Пилат боится всего: боится за себя, за своё положение, за дальнейшую судьбу. У него не хватило смелости противоречить Синедриону, он испугался, что может оказаться на месте Иешуа.
Он наказан за свой выбор:  его мучает совесть, т.к. понимает, что Иешуа не виновен. Минутная слабость, в результате которой  побеждает зло, оборачивается  для Пилата 2000летней мукой раскаяния. Он обречён на бесконечные муки совести.
Пилат был бесстрашным воином, умел ценить мужество, отвагу, не знал страха. Но постепенно он овладел искусством политической игры, научился маневрировать, хитрить, лицемерить. А поскольку Пилат чаще всего имел дело с себе подобными, поверил в силу этого искусства больше, чем в силу нормальных человеческих отношений, чувств, порывов. Прокуратор боится не за свою жизнь: ей ничего не угрожает. Пилат боится за карьеру. И тогда ему приходится решать, рискнуть ли карьерой, или отправить на смерть человека, успевшего покорить прокуратора умом, удивительной силой своего слова. Пилат предпочел последнее, потому что в его душе побеждает человек. Пилат сделал свой выбор: он струсил и тем самым предал Добро. Пилат, испив отмеренную ему чашу мучений, получает прощение. (Слайд 12)

МАСТЕР.

Выбор: отстаивать свой роман, своё мнение или уйти от борьбы.
Пути выхода из ситуации: проявление малодушия, слабости, отказ от любви, борьба, отречение от мира, в котором он жил.
Решение: Сжёг рукопись, отрёкся от своего творения, от любви, от жизни, от самого себя.

Мастер так сделал, потому что думал, что так будет лучше для Маргариты. Он ответственен за свой выбор прежде всего перед Маргаритой, ведь он невольно обрекает её на страдания, вместо того, чтобы бороться, Мастер убегает от жизни.
Едва в газете появился отрывок из его романа, как критики обрушили на голову Мастера целый поток злобно-ругательных статей. При этом: “Что-то фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон”.  Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за судьбу своего романа. Но Мастер – не герой, он – лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тотальной власти, от которой нельзя спастись, скрыться, он падает духом, отказывается от своего романа, сжигает его.
Сначала Мастера душил смех – так нелепы были предъявления ему претензии и обвинения. Потом пришло удивление перед явной фальшью и неуверенностью этих обвинений. И в конце концов родился страх, не перед статьями, громившими его роман, – перед миром, который вызвал их к жизни. Мастер устает бороться и принимает предложение Воланда. Тем самым Мастер выбирает покой. «Слушай беззвучие, – говорила Маргарита мастеру…– слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной» (Слайд 13)

МАРГАРИТА.

Выбор: забыть мастера, начать новую жизнь, бороться за любовь, быть свободной.
Пути выхода из ситуации: уйти от мужа, забыть всё и начать новую жизнь уже без Мастера, бороться за любовь.
Решение: променять опостылевший дом, платья, деньги, «любимого мужа» на чувство свободы, стать ведьмой. Любовь служит её опорой в её выборе. Ради встречи с Мастером Маргарита готова стать ведьмой. Она восстановила нарушенную справедливость, доказала свою “настоящую, вечную, верную любовь, ” какую обещал показать нам автор. Но тот, кто любит, должен разделять учесть того, кого любит, говорится в книге. И Маргарита делит учесть Мастера до конца, погибая в одно мгновение с ним. Ведь самоотверженно любя, Маргарита преодолевает хаос жизни, сама творит свою судьбу, ей помогает даже случай, и то, что она становится ведьмой у Воланда, служит ей.
Она  умеет бороться. Во имя своей любви и веры в талант Мастера она преодолевает страх и побеждает обстоятельства. До встречи с Мастером у неё было всё, что нужно для счастья женщины: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги… Словом… Она была счастлива? Ни одной минуты! “Ей не нужен был особняк, ни отдельный сад, ни деньги, ей нужен был он, Мастер”. (Слайд 14)

Как вы думаете, кто из этих героев делает верный выбор? (Иешуа и Маргарита) (Слайд 15)
Почему? (их выбор никому не приносит горя и страдания. Они готовы полностью нести ответственность за свои действия, и никто не вправе упрекать их за свои решения.
Поведение главных романтических героев определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору.
Для Мастера – это идеал творчества, установление исторической истины.
Для Маргариты – талант, вера, любовь, ради которой она готова заложить свою душу дьяволу. И за все трудности, с которыми им приходится бороться в конце романа, они будут вознаграждены вечным покоем.

Что  вы понимаете  под фразой «выбор человека»? (Борьба добра и зла).
Свой выбор человек делает сам: кем ему быть и каким ему быть, на чьей стороне ему быть. В любом случае у человека есть внутри неумолимый судья – совесть, который поможет сделать верный выбор.
Через весь роман М.А.Булгаков пронёс мысль, что человек сам может выбрать свой путь: может покориться обстоятельствам, а может бороться с ними. Но надо знать, что ответственность за все совершённые поступки будет тяжёлым бременем лежать на самом человеке. Он обязательно заплатит за свои поступки, если не головой, то последующей жизнью. Главная мысль, которую Булгаков хотел донести до нас, состоит в том, что «сделать правильный выбор невозможно без веры», прежде всего веры в самого себя и в свои силы, но не забывайте об ответственности за выбор, которая ляжет в первую очередь на вас. (Слайд 16)

Роман «Мастер и Маргарита» – это выбор Булгакова… «Рукописи не горят» – эта простая истина проверена временем на бессмертном романе. Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. Другим не дано “прозреть”. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Пройдёт время, и вы снова возьмёте эту книгу в руки и начнёте читать: « В час жаркого весеннего заката на патриарших прудах появились двое граждан…», и мир булгаковского романа будет увиден вами совсем по-другому. И в переломные моменты своей жизни возвращайтесь к роману Булгакова “Мастер и Маргарита”, он поможет вам.

3. Заключение. Классный руководитель и учитель литературы

Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Каждый из вас выберет свой путь самоопределения. Но объединяет нас одно общее желание — все мы хотим быть счастливыми.  И первую очередь хотят видеть вас счастливыми ваши родители (слово предоставляется родителям, они дают напутственное слово выпускникам). (Слайд 17)

Вряд ли какой-нибудь мудрец сумеет дать рецепт счастья, да и мало кто из нас любит чужие советы, предпочитая свой путь проб и ошибок. И все-таки некоторых ошибок лучше не совершать, слишком много горя способны они причинить.

Ведь умным называют того человека, который учится на своих ошибках, а мудрым — того, кто учится на ошибках других. Мудрость — замечательное качество! (Слайд 18)

Каждый выбирает для себя
Женщину религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви или молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею,
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

(Ю.Д. Левитанский)

(Слайды 19-21)

Учащимся вручается Буклет «Правила самовоспитания» (Приложение 2).

Спасибо всем  за урок!