Урок игра "Сочинялки-2". 5–6-й классы

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель: объяснить детям, как сочиняются стихотворные строчки и какая может быть польза от такого занятия.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости – давайте их поприветствуем (дети встают). Спасибо, садитесь.

– Урок сегодня у нас будет необычный. Называется он “Сочинялки”. Почему “сочинялки”? Потому что речь пойдет о рифмах, которые мы будем подбирать сами, а до серьезных поэтических строчек мы пока еще не доросли. Но это не страшно, потому что у нас все еще впереди. Может у кого-то проявятся и поэтические способности тоже. Давайте попробуем себя в этом направлении.

Я предлагаю вспомнить хорошо известную всем и любимую книгу Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Эта книга, может быть, рассчитана на начальную школу, но там есть эпизод, который и нам с вами сейчас очень пригодится. А именно: помните историю “Как Незнайка сочинял стихи”?

Незнайке казалось, что у него достаточно способностей для того, чтобы стать поэтом, пока не попробовал сочинять стихи. И когда стихи получились не очень удачные, Незнайка передумал становиться поэтом.

Мы лучше поймем, что именно не получалось в стихах у Незнайки и почему, если сами поиграем в какие-то сочинялки.

– Кто знает, что такое рифма? (Выслушать 1–2 человек.)

– Да, можно сказать, что рифма – это похожие слова. А кто вспомнит определение из учебника? (Рифма – это созвучные слова.)

– Приведите мне самый простой пример рифмующихся слов. (Тетрадка – шоколадка, палатка, закладка…)

– Хорошо, это мы знаем. А знаете ли вы, чем полезна Игра в рифмы? (Выслушать 1–2 ребят.)

– Правильно, и это вы знаете. Итак, значит, игра в рифмы полезна тем, что способствует развитию памяти, расширяет словарный запас и помогает запоминать трудные слова.

– Итак, по сюжету все той же книги Носова Незнайка хотел выяснить, легко ли быть поэтом. Незнайка подобрал простые рифмы к каким-то словам и сочинил свои первые двустишия. Но эти двустишия показались очень обидными его друзьям – тоже сказочным человечкам. Простые слова мы с вами назвали, а вот со словом пакля Незнайка засомневался. Он решил, что на это слово вообще нельзя подобрать рифму. Помните?

Я напомню вам этот момент – прочитаю несколько предложений из книги. (Учитель или подготовленные ученики читают отрывок из главы “Как Незнайка сочинял стихи”.)

“– Ну, придумай рифму на слово “пакля”, – сказал Цветик.

– Шмакля, – ответил Незнайка.

– Какая шмакля? Разве есть такое слово?

– А разве нету?

– Конечно, нет.

– Ну, тогда рвакля.

– Что это за рвакля такая? – снова удивился Цветик.

– Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, – объяснил Незнайка.

– Врешь ты все, – сказал Цветик, – такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

– А если я не могу подобрать другого слова?

– Значит, у тебя нет способностей к поэзии.

– Ну, тогда придумывай сам, какая тут рифма, – ответил Незнайка.

– Сейчас, – согласился Цветик.

Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватил руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав все это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:

– Пакля – бакля, вакля, гакля, дакля, макля… – Он долго так бормотал, потом сказал: – Тьфу! Это какое-то слово без рифмы.

– Ну вот! – обрадовался Незнайка. – Сам задает такие слова, на которые нет рифмы, и еще говорит, что я неспособный…”

– Неужели в нашем – таком богатом и красивом – русском языке не найдется слов, созвучных слову пакля? (Подсказать: цапля, капля…)

– А кто может назвать рифму к слову люстра? (Устно, вкусно, шустро…)

– Обратите внимание на то, что слово люстра – имя существительное, а слова устно, вкусно, шустро – это наречия. Видите, могут рифмоваться не только слова одной части речи - то есть существительное с существительным (как в случае пакля – цапля, капля…), глагол с глаголом (играть – читать, плясать…) – но и разных частей речи.

– А кто может привести свои примеры?

– Хорошо, значит сложных слов мы тоже не боимся. Такие сложные слова в шутку можно назвать “Незнайкиными” словами – но только в шутку (игра “Помоги Незнайке”).

– А теперь давайте поиграем в такую игру – “Маленькие соавторы”.

– Кто знает, какая разница между словами автор и соавтор?

Если у слова автор есть приставка со- – значит автор какого-то конкретного произведения – не единственный. В нашем случае моими соавторами будете вы.

Я называю первую строчку, а вы мне придумываете вторую так, чтобы у нас получилось двустишие – с рифмой, со смыслом – и чтобы эти строчки не обидели наших друзей. Итак, я называю готовую первую строчку, а вам остается придумать только вторую. Слушаем внимательно:

Если мы хотим играть…

– Кто продолжит дальше?

… Надо перемену ждать.

– Какие еще есть варианты?

… Надо всех друзей позвать.

Или:

… Значит, не хотим скучать.

– Молодцы!

– Какое можно взять еще сложное слово? Ну, например (посмотреть в окно)… осень закончилась… Давайте возьмем слово листья (осенние). Какую можно подобрать рифму к слову листья? Слово кисти подходит? Если я скажу первую строчку:

Краски выберем и кисти… –
то что можно сделать с листьями?

Кто подберет вторую строчку?

… И раскрасим эти листья.

А можно сказать:

… Разукрасим эти листья.

Я не буду сейчас с вами говорить о таком понятии, как стихотворный размер, вы старайтесь сами следить за тем, чтобы строчка получалась не корявая. Например:

Краски мы возьмем и кисти
И раскрасим листья

Мы слышим, что здесь нарушен ритм, и необходимо найти такое слово, которое восстановит ритм и будет соответствовать смыслу. Таким словом может быть слово эти. Сравните, я добавляю перед словом листья слово эти:

Краски выберем и кисти
И раскрасим эти листья, –

и двустишие начинает звучать иначе – то есть лучше.

– А теперь следующая игра, которая называется “Придумай двустишие”. Я вам даю готовые рифмы, а вы мне на эти рифмы придумываете первую и вторую строчки сами. Можно изменить окончания и число предметов (единственное, множественное). Например: конфеты – билеты, пакеты, секреты… Или: мишка – задвижка, книжка, стрижка… Будем считать, что выиграет тот, у кого получится веселее и логичнее.

1. Сколько съела я конфет
Это маленький секрет.
1. Лучше от лесного мишки
Дверь закрыть на все задвижки.
2. Очень вкусные конфеты
Были в праздничных пакетах.
2. Только в добрых детских книжках
Добрыми бывают мишки…
3. Для подарка из конфет
Надо предъявлять билет.
3. Стал совсем лохматым мишка
Кто бы мишке сделал стрижку?

– Молодцы! С этим мы тоже справились, поняли, что русский язык – красивый и богатый.

– А хотите, я вам еще один секрет скажу по поводу рифм?

С помощью рифмованных строчек легче запоминается какое-то трудное правило по русскому языку. Например, если запомнить глаголы-исключения в произвольной форме – не стихотворной, – то через какое-то время быстро вспомнить сразу все 11 глаголов будет непросто. А если запомнить их в стихотворной форме – помните

Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть, –

то тогда такой каламбур из 11 слов запомнить легче.

– Что такое каламбур? (Каламбур – это набор каких-то слов, не связанных никакой логикой.)

Или такой пример:

-То, -таки, -либо, -нибудь –
“Черточку” не позабудь.

В подобных случаях, когда есть стихотворный вариант для быстрого запоминания какого-то сложного правила по русскому языку, то логика необязательна – здесь важнее запомнить само правило. Вы согласны со мной?

– А еще я знаю пример, когда дети вашего возраста из другого класса придумали сами стихотворение со словами, где присутствуют проверяемые согласные в корне. За такую работу они получили “пятерку”, потому что, работая с такими словами, они их несколько раз произносили, несколько раз записывали и – получается – лучше усвоили их правописание.

Я попросила ребят выучить это стихотворение и нам прочитать.

– Ребята, пожалуйста, прочтите нам это стихотворение. (Подготовленные ученики читают стихотворение.)

У дорожки растут березки,
А дорожка ведет к сторожке,
Добрый сторож в сторожке живет,
Ловкий стриж на окошке поет.
Легкий ветер качает березки,
Робкий мишка крадется к сторожке.
Если мишка зайдет на порог
То получит он сладкий пирог.

– Спасибо, ребята, садитесь.

Такое стихотворение, на первый взгляд, может показаться простым и не очень правдивым, но в каждой строчке, обратите внимание, присутствует слово с проверяемой согласной в корне.

Если у кого-то будет желание придумать свое стихотворение на какое-то правило и у него это получится, то я ему тоже поставлю “пятерку”. Но это занятие должно быть не в ущерб основным урокам.

– Ну, как, по-вашему, легко быть поэтом?

Возможно, кто-то ответит:

– Нелегко.

– Настоящим поэтом, конечно нелегко. Хорошо, что ты это понимаешь.

А кто-то скажет:

– Легко.

– Легко – это, когда мы с вами играли в маленьких поэтов и делали то, что могут делать многие. А для того чтобы сделать что-то уникальное, что могут немногие, необходимо иметь особенные способности, то есть талант, то есть призвание. Но это будет у нас уже другая тема.

А сегодняшний урок подошел к концу. Спасибо всем за внимание. Всего вам доброго!

Список литературы

  1.   Н. Носов “Приключения Незнайки и его друзей” (любое издание).
  2. См. в кн.: Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 4 ч. Ч. 1 / авт.-сост. В. Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2006. С. 103, 104.
  3. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М. Просвещение, 2009. С. 18, 267.
  4. Русский язык.: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М. Просвещение, 2005. С. 169.