Тип: урок-закрепление, развитие речи.
Цель:
(обуч.) учащиеся должны уметь ориентироваться в причинно-следственных связях в соответствии с системой персонажей, замыслом автора, особенностями жанровой системы, эстетикой 20 века;
(развив.) развивать навык монологического ответа; многоаспектного анализа текста;
уметь выявлять закономерности между изучаемым произведением и другими сюжетами (русскими, зарубежной литературы, библейскими);
(воспит.) уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.
Приёмы: аналитическая беседа, работа с художественным текстом, мотивный и детальный анализ.
Оборудование: портрет писателя, текст романа, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, отрывок фильма Владимира Бортко “Мастер и Маргарита” (отрывок “Беседа Левия Матвея с Воландом о судьбе Мастера”), мультимедийная презентация с основными положениями урока.
Учитывая сложность темы, в презентации уже указаны основные тезисы, нуждающиеся в комментарии, но их можно показать только после ответов ребят.
Ход урока
(Cлайд 1)
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня заключительный урок по роману “Мастер и Маргарита. Для начала я предлагаю вам посмотреть отрывок фильма “Мастер и Маргарита”.
(Просмотр эпизода) (НО! возможно чтение по ролям заранее подготовленными учениками)
В 29 главе романа Левий Матвей, посланник высшей божественной силы, предстает перед Воландом с просьбой. У меня как у читателя этот диалог вызывает целый ряд вопросов. А у вас? Каких? (Ответы)
(Слайд 2)
- Почему Мастер не заслужил света?
- Если Мастер “заслужил покой”, то почему Левий сообщает это “печальным голосом”?
- Почему Иешуа обращается с этой просьбой к Воланду, ведь Иешуа всемогущ?
- Куда должен взять с собою Мастера Воланд, проходит ли награда по его “ведомству”?
- Что значит “покой” и как соотносится со “светом” и “тьмой” в романе М.Булгакова?
На эти вопросы нам предстоит ответить.
На некоторые из причин, по которым Мастер заслужил покой, в разное время обращали внимание известные исследователи. Чаще причины носили религиозно-этический характер. Но мы с вами помним об особенностях романа обманного, фантастического и знаем, что ответы должны вытекать из анализа разных уровней, “зон” романа.
(Слайд 3)
Итак: Мастер не заслужил света, потому что это противоречило бы:
- христианским требованиям,
- философской концепции романа,
- жанровой природе романа,
- эстетическим реалиям 20 века.
II. Анализ причин религиозно-этических,
христианских (“зона героев”). (Слайд 4)
Учащиеся: Он не преодолел в себе телесного начала, оглядываясь на свою земную, грешную любовь, он хотел бы с нею делить неземную жизнь.
// Данте “Божественная комедия” (автор поместил в ад или чистилище тех, кто был предан земной любви)
//библейский сюжет о жене Лота, которая превратилась в соляной столп, оглянувшись на рушившийся город.
По христианским представлениям земные заботы, радости и печали не должны отягощать покидающего грешную землю.
- Мастер отчаялся
Учащиеся: Да, Мастер устал. Но уныние, отчаяние тоже греховны. Мастер отказывается от открывшейся ему в романе истины, он признается: “У меня нет больше никаких мечтаний, вдохновения тоже нет…ничто меня вокруг не интересует, кроме нее…Меня сломали, мне скучно, я хочу в подвал…Он мне ненавистен, этот роман…Я слишком много пережил из-за него”.
- Мотив самоубийства
Учащиеся: Сожжение романа – это своего рода самоубийство. Можно предположить, что сожжение повлекло появление Воланда в Москве.
- Отсутствие стремления к свету. (Как изображен Иешуа в романе Мастера?)
Учащиеся: Иешуа предстает нравственно прекрасным человеком, хотя Мастер не отказывает ему в божественной сущности. В романе нет воскрешения. Следственно, Мастеру открылась историческая правда, но не истина настоящего христианина.
- Единство с возлюбленной
Учащиеся: Маргарита грешна, несмотря на самопожертвование, любовь.
III. Анализ философской концепции романа (“зона автора”). (Cлайд 5)
- Одностороннее решение проблемы добра и зла
Учащиеся: В романе представлена диалектика добра и зла: они не могут существовать друг без друга. Недаром Левий Матвей не желает спорить с Воландом: “Что делало твое добро, если бы не существовало зла?”
- Дуалистическая модель мира
- Древняя идея о конечном примирении Бога и Дьявола
Учащиеся: Как известно, христианская церковь проповедует единобожие, где дьявол занимает подчиненное положение. Очевидно, что в романе отношения Воланда и Иешуа партнерские, нетрадиционные.
Учитель: Существует учение Оригена, который выдвинул идею о примирении Бога и дьявола. Может, покой – воплощенная идея о конечном примирении. Примиряет их творческий подвиг Мастера и настоящая любовь.
- Литературная традиция
Здесь ребята анализируют эпиграф из Гете.
IV. Анализ жанровой природы романа. (Cлайд 6)
(смерть героев, трагизм судьбы
свиты Воланда)
Конечно, нельзя назвать Мастера и Булгакова тождественными, ведь Булгаков иронизирует над своим героем. И разве мог писатель своего автобиографического героя наградить райским финалом?
V. Анализ эстетических взглядов 20 века (“зона эпохи”). (Cлайд 7)
Учитель: Здесь речь пойдет о том, как мироощущение Булгакова отразилось в романе – истинном романе своего времени.
- В XX веке идея достигнутого, остановившегося времени, счастья-награды не бесспорна. С эстетической точки зрения того времени не было ничего более скучного, чем вечное блаженство.
И.Бродский: “…ибо за Раем ничего нет, ничего не происходит. И потому можно сказать, что Рай - тупик”.
- Разлад церковной жизни и жизни культурной.
Роман Булгакова создан в ту эпоху, для которой характерно разделение духовной жизни и жизни культурной.
Учитель: Ребята, мы проанализировали причины, по которым Мастер не заслужил покой. Но что такое покой по Булгакову?
VI. Анализ эпилога романа с точки зрения булгаковского покоя.
Покой воспринимается как единственно возможная награда для многострадального художника. Посмотрите на цитаты. (Cлайд 8)
Б.В.Соколов пишет о Мастере: “Лишь в потустороннем мире он находит условия для творческого покоя”
Е.В.Карсалова: “…булгаковский покой – это не наказание для тех, кто не смог попасть в “свет”, но это награда, воплощенная мечта Мастера, возможность легко творить”.
Но слова о покое произносит Маргарита. Давайте проанализируем текст с точки зрения ключевых слов. (Cлайд 9)
“Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.
Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами стала потухать. Кто-то отпускал его на свободу, как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”.
(Cлайд 10)
“Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.
Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами стала потухать. Кто-то отпускал его на свободу, как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”.
Вывод. (Cлайд 11)
- Покой у Булгакова – не божественный, а телесно-душевный
- Любовь и творчество не дают возможности попасть в божественный светлый покой
Учитель: Об этом свидетельствует и измененный эпилог романа. (Cлайды 12-16)
Учитель: О чем говорит окончательный вариант эпилога?
Учащиеся делают выводы.
VI. Заключительное слово учителя.
Такой финал является логическим следствием развития романного сюжета, определенным итогом христианских мотивов в классической мировой литературе, предметом эстетической игры.
Литература:
- В.П.Крючков “Он не заслужил света, он заслужил покой…” Комментарий к “Мастеру и Маргарите” М.А.Булгакова. // Литература в школе. – 1998. - №2. – С.54-62.