Урок литературы по теме "Он не заслужил света, он заслужил покой". 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип: урок-закрепление, развитие речи.

Цель:

(обуч.) учащиеся должны уметь ориентироваться в причинно-следственных связях в соответствии с системой персонажей, замыслом автора, особенностями жанровой системы, эстетикой 20 века;

(развив.) развивать навык монологического ответа; многоаспектного анализа текста;

уметь выявлять закономерности между изучаемым произведением и другими сюжетами (русскими, зарубежной литературы, библейскими);

(воспит.) уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

Приёмы: аналитическая беседа, работа с художественным текстом, мотивный и детальный анализ.

Оборудование: портрет писателя, текст романа, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, отрывок фильма Владимира Бортко “Мастер и Маргарита” (отрывок “Беседа Левия Матвея с Воландом о судьбе Мастера”), мультимедийная презентация с основными положениями урока.

Учитывая сложность темы, в презентации уже указаны основные тезисы, нуждающиеся в комментарии, но их можно показать только после ответов ребят.

Ход урока

(Cлайд 1)

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня заключительный урок по роману “Мастер и Маргарита. Для начала я предлагаю вам посмотреть отрывок фильма “Мастер и Маргарита”.

(Просмотр эпизода) (НО! возможно чтение по ролям заранее подготовленными учениками)

В 29 главе романа Левий Матвей, посланник высшей божественной силы, предстает перед Воландом с просьбой. У меня как у читателя этот диалог вызывает целый ряд вопросов. А у вас? Каких? (Ответы)

(Слайд 2)

  • Почему Мастер не заслужил света?
  • Если Мастер “заслужил покой”, то почему Левий сообщает это “печальным голосом”?
  • Почему Иешуа обращается с этой просьбой к Воланду, ведь Иешуа всемогущ?
  • Куда должен взять с собою Мастера Воланд, проходит ли награда по его “ведомству”?
  • Что значит “покой” и как соотносится со “светом” и “тьмой” в романе М.Булгакова?

На эти вопросы нам предстоит ответить.

На некоторые из причин, по которым Мастер заслужил покой, в разное время обращали внимание известные исследователи. Чаще причины носили религиозно-этический характер. Но мы с вами помним об особенностях романа обманного, фантастического и знаем, что ответы должны вытекать из анализа разных уровней, “зон” романа.

(Слайд 3)

Итак: Мастер не заслужил света, потому что это противоречило бы:

- христианским требованиям,

- философской концепции романа,

- жанровой природе романа,

- эстетическим реалиям 20 века.

II. Анализ причин религиозно-этических, христианских (“зона героев”). (Слайд 4)

  • Мастер оставался слишком земным

Учащиеся: Он не преодолел в себе телесного начала, оглядываясь на свою земную, грешную любовь, он хотел бы с нею делить неземную жизнь.

// Данте “Божественная комедия” (автор поместил в ад или чистилище тех, кто был предан земной любви)

//библейский сюжет о жене Лота, которая превратилась в соляной столп, оглянувшись на рушившийся город.

По христианским представлениям земные заботы, радости и печали не должны отягощать покидающего грешную землю.

  • Мастер отчаялся

Учащиеся: Да, Мастер устал. Но уныние, отчаяние тоже греховны. Мастер отказывается от открывшейся ему в романе истины, он признается: “У меня нет больше никаких мечтаний, вдохновения тоже нет…ничто меня вокруг не интересует, кроме нее…Меня сломали, мне скучно, я хочу в подвал…Он мне ненавистен, этот роман…Я слишком много пережил из-за него”.

  • Мотив самоубийства

Учащиеся: Сожжение романа – это своего рода самоубийство. Можно предположить, что сожжение повлекло появление Воланда в Москве.

  • Отсутствие стремления к свету. (Как изображен Иешуа в романе Мастера?)

Учащиеся: Иешуа предстает нравственно прекрасным человеком, хотя Мастер не отказывает ему в божественной сущности. В романе нет воскрешения. Следственно, Мастеру открылась историческая правда, но не истина настоящего христианина.

  • Единство с возлюбленной

Учащиеся: Маргарита грешна, несмотря на самопожертвование, любовь.

III. Анализ философской концепции романа (“зона автора”). (Cлайд 5)

  • Одностороннее решение проблемы добра и зла

Учащиеся: В романе представлена диалектика добра и зла: они не могут существовать друг без друга. Недаром Левий Матвей не желает спорить с Воландом: “Что делало твое добро, если бы не существовало зла?”

  • Дуалистическая модель мира
  • Древняя идея о конечном примирении Бога и Дьявола

Учащиеся: Как известно, христианская церковь проповедует единобожие, где дьявол занимает подчиненное положение. Очевидно, что в романе отношения Воланда и Иешуа партнерские, нетрадиционные.

Учитель: Существует учение Оригена, который выдвинул идею о примирении Бога и дьявола. Может, покой – воплощенная идея о конечном примирении. Примиряет их творческий подвиг Мастера и настоящая любовь.

  • Литературная традиция

Здесь ребята анализируют эпиграф из Гете.

IV. Анализ жанровой природы романа. (Cлайд 6)

  • Трагический (смерть героев, трагизм судьбы свиты Воланда)
  • Фарсовый (игра Воланда с людьми, игра автора с читателем)
  • Лирический (любовная линия, повествование от первого лица)
  • Сатирико-бытовой (смеховое начало, гротеск, сатира – московские главы)
  • Автобиографический (// с жизнью Булгакова, судьбой романа).

Конечно, нельзя назвать Мастера и Булгакова тождественными, ведь Булгаков иронизирует над своим героем. И разве мог писатель своего автобиографического героя наградить райским финалом?

V. Анализ эстетических взглядов 20 века (“зона эпохи”). (Cлайд 7)

Учитель: Здесь речь пойдет о том, как мироощущение Булгакова отразилось в романе – истинном романе своего времени.

  • В XX веке идея достигнутого, остановившегося времени, счастья-награды не бесспорна. С эстетической точки зрения того времени не было ничего более скучного, чем вечное блаженство.

И.Бродский: “…ибо за Раем ничего нет, ничего не происходит. И потому можно сказать, что Рай - тупик”.

  • Разлад церковной жизни и жизни культурной.

Роман Булгакова создан в ту эпоху, для которой характерно разделение духовной жизни и жизни культурной.

Учитель: Ребята, мы проанализировали причины, по которым Мастер не заслужил покой. Но что такое покой по Булгакову?

VI. Анализ эпилога романа с точки зрения булгаковского покоя.

Покой воспринимается как единственно возможная награда для многострадального художника. Посмотрите на цитаты. (Cлайд 8)

Б.В.Соколов пишет о Мастере: “Лишь в потустороннем мире он находит условия для творческого покоя”

Е.В.Карсалова: “…булгаковский покой – это не наказание для тех, кто не смог попасть в “свет”, но это награда, воплощенная мечта Мастера, возможность легко творить”.

Но слова о покое произносит Маргарита. Давайте проанализируем текст с точки зрения ключевых слов. (Cлайд 9)

“Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами стала потухать. Кто-то отпускал его на свободу, как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”.

(Cлайд 10)

Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами стала потухать. Кто-то отпускал его на свободу, как он сам только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”.

Вывод. (Cлайд 11)

- Покой у Булгакова – не божественный, а телесно-душевный

- Любовь и творчество не дают возможности попасть в божественный светлый покой

Учитель: Об этом свидетельствует и измененный эпилог романа. (Cлайды 12-16)

Учитель: О чем говорит окончательный вариант эпилога?

Учащиеся делают выводы. 

VI. Заключительное слово учителя.

Такой финал является логическим следствием развития романного сюжета, определенным итогом христианских мотивов в классической мировой литературе, предметом эстетической игры.

Литература:

  1. В.П.Крючков “Он не заслужил света, он заслужил покой…” Комментарий к “Мастеру и Маргарите” М.А.Булгакова. // Литература в школе. – 1998. - №2. – С.54-62.