Литература
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе на тему "Своя игра". 9–11-й класс 2013
Внеклассное мероприятие повышает интерес к русскому языку и литературе, развивает творческие способности, логическое мышление, кругозор учащихся, интеллектуальный и культурный уровень. Формирует умение работать в группе, в команде, сотрудничать. Игра состоит из трех раундов по 25 вопросов в раунде и финального раунда с 1 вопросом.
-
Бинарный урок "русский язык + литература" "Война 1812 г. в судьбах русских писателей и произведениях русской литературы". 9-й класс 2013
Урок анализирует тему Отечественной войны 1812 г. Учащиеся вспоминают основные события войны, имена великих полководцев. Звучат строки из стихотворений на тему войны.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 310-летию основания Санкт-Петербурга "Санкт-Петербург–Петроград–Ленинград–Санкт-Петербург" 2013
Цель литературно-музыкальной композиции: формирование гражданственности и патриотизма школьников на исторической почве – героических примерах любви к родине, сыгравших очень важную роль в становлении российской и советской государственности. Воспитание основано на принципах системности и целенаправленности, развивает нравственный потенциал подрастающего поколения и формирует будущих членов общества.
-
Роль детали в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон" 2013
На уроке используются приемы технологии развития критического мышления. Учащиеся должны понять, какую роль может играть деталь в художественном произведении.
-
Читаем классику. ""Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"" 2013
Материалы можно использовать на заключительных уроках по изучению романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в 10-м классе, при подготовке к контрольному сочинению по творчеству писателя.
-
"Над миром мы пройдем без шума и следа" (сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Монолог" и "Дума"). 10-й класс 2013
Учащиеся совершенствуют навыки исследования текста, воображение. Автор помогает ученикам увидеть и почувствовать не только сообразную сторону произведения, но и красоту слова. Цель урока: проследить эволюцию взглядов поэта на судьбу своего поколения.
-
Зачем мы играем "Ревизора"? 2013
Урок закрепляет пройденный материал. Автор воспитывает любовь к литературе и художественному слову, учит ребят работать в группе. Вырабатывает умение ориентироваться в тексте, понимать его, передавать мысли и чувства персонажей. Учащиеся совершенствуют навыки выразительного чтения, умение находить верный эмоциональный тон.
-
"Пробуждение души". 8–11-е классы 2013
Урок литературы показан как совместное творчество ученика и учителя. Отражает не только принцип гуманизации знаний, но и идеи развивающего обучения. Проводится всегда в конце октября (до 30). В День памяти жертв политических репрессий, которой отмечается в нашей стране с недавних пор.
-
Литературное кафе "Великая сила любви" 2013
Внеклассное мероприятие в форме литературного кафе, посвященного любовной лирике.
-
Урок литературы по теме ""Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова" 2013
Урок вводит учащихся в мир поэзии Н.Рубцова на примере анализа стихотворения «Звезда полей». Сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского пробуждает интерес детей к творчеству поэта, развивает творческое воображение юных читателей.
-
"Ради жизни на Земле…" (по творчеству А.Т. Твардовского) 2013
В произведениях А.Т. Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал поэт. Его работы требуют сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства.
-
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой …". Заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина. 7-й класс 2013
Урок литературы закрепляет изученный материал по теме; обобщает знания о жанровом многообразии литературного наследия поэта. Разгадывая кроссворд по произведениям А.С. Пушкина, учащиеся вспоминают произведения великого поэта, изученные с 5-го по 7-й класс. Урок сопровождается презентацией.
-
Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ "Лапти" 2013
В ходе урока школьники знакомятся с биографией и творчеством И.А. Бунина. Выявляют жанровые признаки рассказа «Лапти», существенные черты образа главного героя, идейное содержание произведения и особенности художественного мастерства писателя.
-
Урок-раздумье "Живой дух веры" (по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник") 2013
Урок помогает учащимся осмыслить художественное воплощение замысла, о котором Лесков писал: «Хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния»; раскрыть образ Ивана Флягина как праведника Земли русской; задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, милосердие, чуткость, человечность, смыслом жизни человеческой.
-
Особенности образной системы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2013
Урок знакомит учащихся с особенностями образной системы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Расширяются знания о помещиках и о приёмах создания их портретной галереи. Учащиеся имеют возможность поразмышлять над вопросом «Плюшкин живее или мертвее помещиков в поэме?»
-
Стилистические особенности М.А. Шолохова (по роману-эпопее "Тихий Дон") 2013
Урок представляет собой слияние наглядного и словесного методов обучения. Усиливается эмоционально-психологическое воздействие, что мобилизует и концентрирует мышление. Цель: рассмотреть, как меняется язык писателя, предметный мир, абстрактных суждения, нравственно-психологический мир героев; подвести к выводу, что роман – образец для литераторов.
-
Обобщение знаний при изучении поэмы "Мертвые души" Н.В. Гоголя (подготовка к сочинению) 2013
Урок развивает самостоятельное мышление учащихся, умение анализировать и оценивать художественное произведение; совершенствует навыки самостоятельной работы школьников с художественным текстом и дополнительной литературой; развивает навыки устной и письменной речи; обобщает знания, полученные в ходе изучения темы «Н.В. Гоголь», готовит учащихся к контрольному сочинению; формирует нравственное начало личности.
-
Внеклассное чтение "Дж. Толкин "Властелин колец". Зеркало Галадриэли". 5–6-й класс 2013
Учитель рассказывает учащимся о своей любимой книге и привлекает к чтению как интереснейшей интеллектуальной работе. У учащихся развивается фантазия на основе выбранного учителем текста. В ходе урока ученики анализируют текст.
-
Тема урока: "О дружбе, верности, любви по сказке Г-.Х. Андерсена "Снежная королева"" 2013
Цель урока: анализировать понятия «дружба", "верность", "любовь» в художественном произведении. Учащиеся учатся выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания.
-
Заочное путешествие по пушкинским местам. 9-й класс 2013
Занятие знакомит с местами, связанными с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно тверскими. Также повторяются произведения, с которыми учащиеся знакомились ранее при изучении творчества А.С. Пушкина.
-
Размышление на тему "Способны ли современные подростки сострадать, сопереживать, принимать боль чужого человека как свою?" 2013
В статье представлен обзор работ учащихся по литературной композиции «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы».
-
Любовная лирика А.С. Пушкина 2013
Урок знакомит с любовной лирикой в произведениях А.С. Пушкина.
-
Интегрированный урок "литература + ИЗО" по теме "Живопись и поэзия И.А. Бунина". 6-й класс 2013
Цель урока: пробудить интерес и любовь к поэзии; раскрыть взаимосвязь таких видов искусства, как живопись и поэзия; познакомить учащихся с живописью Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре», Ивана Айвазовского «Вид на венецианскую лагуну», Федора Рокотова «Портрет А.П. Струйской».
-
Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". "Дорожный быт XIX в. в изображении А.С. Пушкина" 2013
Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» проводится по материалам музейной экспозиции «Домик станционного смотрителя» на станции Выра Ленинградской области. Экспонаты знакомят с дорожным бытом России XIX века. В ходе урока учащиеся ведут записи в «Дневниках путешествий и экскурсий», записывают опорную лексику, на основе которой пишут творческую работу.
-
Интегрированный урок литературы и английского языка "Как хорошо уметь читать". 6-й класс 2013
Чтение – важная часть человеческой жизни. Читая, человек воспитывает себя, учится жить, находит ответы на многие вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Урок развивает навыки поискового чтения, восприятия на слух; совершенствует навыки работы с текстом; развивает творческие способности учащихся; прививает интерес и любовь к чтению и книге.
-
"Парус" М.Ю. Лермонтова в контексте его творчества" 2013
В статье представлен историко-литературный комментарий к стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус".
-
Развитие литературных способностей учащихся как средство формирования творческой личности 2013
Приняв детей в 5-й класс, автор статьи начинает работу с диагностики: проверяет технику чтения, выявляет уровень развития литературно-творческих способностей учащихся. На основе результатов проведенной диагностики определяет приемы, методы и формы работы. Для каждого периода развития учащихся, ребенка необходим индивидуальный подход в обучении. Существуют такие приемы, которые можно использовать на всех этапах.
-
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в малокомплектной школе 2013
Автор делится опытом работы с одаренными детьми. Задача учителя – выявить одаренных детей и помочь им реализовать свои способности. Работа с одаренными детьми предполагает индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Используются следующие типы заданий: олимпиадные, проектные, конкурсные работы; творческие диктанты; комплексный, лингвистический, литературоведческий анализ текста; работа по карточкам, с перфокартами.
-
Урок игра "Сочинялки-2". 5–6-й классы 2013
На уроке детям объясняется, что такое рифма и какую роль она играет в стихосложении. Дети пробуют сочинить двустишия и таким образом сами решают, легко ли быть поэтом.
-
Урок литературы по теме "Он не заслужил света, он заслужил покой". 11-й класс 2013
Учащиеся учатся ориентироваться в причинно-следственных связях в соответствии с системой персонажей, замыслом автора, особенностями жанровой системы, эстетикой XX века. Развивается навык монологического ответа; многоаспектного анализа текста; выявляются закономерности между изучаемым произведением и другими сюжетами (русскими, зарубежной литературы, библейскими).