Литература
-
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова
2013
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования на слух.
-
Тема "горячего" и "холодного" сердца в русской и зарубежной литературе (по сказке В.Гауфа "Холодное сердце", фантастической повести Дж.Крюса "Тим Талер, или Проданный смех" и повести В.Железникова "Чучело") 2013
«Человек, лишенный сердца, живет по своим законам», – сказал великий грузинский поэт и государственный деятель Шота Руставели. Автор доказывает истинность этих слов, размышляя над прочитанными произведениями: сказкой В.Гауфа «Холодное сердце», фантастической повестью Дж.Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» и повестью В.Железникова «Чучело».
-
Проектно-исследовательская деятельность учащихся старших классов (из опыта работы)
2013
В статье представлен учебный проект по литературе в старших классах: технология подготовки и реализации. Презентация может использоваться учителем для вовлечения учащихся в проектную деятельность и для знакомства со структурой нового вида работы.
-
Опыт прочтения произведений малой солженицынской прозы ("Крохотки") 2013
Книги Солженицына – история не только страны, но и души человека. Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям. В статье анализируются произведения писателя.
-
"Василий Андреевич Жуковский. Баллада "Светлана"". 7-й класс 2013
Урок посвящен изучению творчества В.А. Жуковского. Следует обратить внимание учащихся на характер и художественное своеобразие его баллад, познакомить с биографией поэта и его творчеством. Нучить сравнительному анализу программных произведений Жуковского и Бюргера.
-
Открытый урок литературы по теме "К.Г. Паустовский. Рассказ "Телеграмма"" 2013
Урок учит выборочно пересказывать, внимательно относиться к слову, воспитывает в подростках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви.
-
Жить по правде – один из принципов жизни А.И. Солженицына 2013
На уроке показывается необычность литературной судьбы А.И. Солженицына, его талант. Ученики знакомятся с творчеством писателя.
-
Жизнь и творчество Н.А. Некрасова 2013
Урок знакомит с биографией поэта. Дается общее представление об основных вехах творчества, раскрывается глубина поэтического мастерства, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы.
-
Литературная гостиная, посвященная творчеству Н.М. Рубцова 2013
В статье описан сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Н.М. Рубцова: цель проведения, оформление, правила поведения в гостиной. Рассказывается о биографии и творческом пути поэта XX века Н.М. Рубцова с момента рождения, 3 января 1936 года, до трагической гибели, 19 января 1971 года. Рассказ сопровождается чтением стихотворений поэта. В заключение предлагается провести рефлексию учащихся.
-
Урок литературы по теме "Детство А.С. Пушкина. Стихотворение "Няне"" 2013
Цель урока: знакомство с некоторыми фактами биографии А.С. Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; развитие навыков выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в стихотворении; обучение приемам целостного анализа текста лирического произведения.
-
Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет" 2013
Урок литературы раскрывает тему искусства, творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести, – предназначение и положение художника в обществе, вопрос о самой сущности искусства.
-
"Образ учителя в русской литературе (на материале произведений В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, Ф.Искандера)". 8-й класс 2013
Урок задуман как занятие по «сквозной» теме обобщает знания художественных произведений, рассчитан на самостоятельную подготовку учащихся. Тема занятия раскрывается на материале произведений В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», В.Г. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Урок сопровождается презентацией.
-
Формирование духовно-нравственных ценностей на нетрадиционных уроках литературы
2013
Статья посвящена современному уроку литературы и теоретическим проблемам современной методической науки, нетрадиционным формам урока литературы, формированию духовных и нравственных ценностей.
-
"М.Е. Салтыков-Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира и юмор в сказке". 9-й класс 2013
Урок обогащает представление учащихся о юморе и сатире, особенностях сатирического повествования; расширяет знание учащихся об авторской иронии, гиперболе, гротеске; выявляет связь сказки с народной сказкой; формирует умение самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения.
-
Серебряный век русской поэзии 2013
Дать толкование понятия «Серебряный век», сделать обзор поэзии, познакомить учащихся с основными направлениями и представителями эпохи, актуализировать знания учащихся 9-го класса о творчестве поэтов Серебряного века с целью дальнейшего восприятия стихотворений указанного периода помогает презентация «Серебряный век русской поэзии».
-
Урок литературы по теме "Влияние Гражданской войны на судьбы людей" (сопоставительный анализ рассказов М.А. Шолохова "Родинка" и "Семейный человек"). 11-й класс 2013
Урок предваряет изучение романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». После урока учащимся легче разобраться с перипетиями романа-эпопеи, понять поступки героев, сделать выводы. Рассказы «Родинка» и «Семейный человек» имеют много общего в структурном построении. Содержат в себе трагические страницы истории донского казачества. Однако причины трагедий, произошедших с людьми, разные.
-
Поиск истины по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор" 2013
Урок внеклассного чтения развивают навыки самостоятельного анализа прозаического произведения, учит выделять и осмысливать авторскую позицию, развивает умение видеть приемы актуализации художественного слова. Автор формирует у школьников читательскую самостоятельность, учит выражать свои мысли и чувства, возникшие при чтении произведения, давать обоснованные суждения о произведении.
-
Урок "И.А. Гончаров. Жизненный и творческий путь" 2013
Урок знакомит учащихся с новым автором, его творческим наследием, отражающим проблемы эпохи 40–60-х годов XIX века. Письма и воспоминания писателя создают особый эмоциональный настрой на уроке.
-
Вводный урок по теме "Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского"
2013
Изучение творчества Ф.М. Достоевского – одна из наиболее сложных тем в курсе литературы. Занятие обогащает и закрепляет знания по теме. Презентации и видеосюжеты делают урок запоминающимся.
-
Интегрированный урок музыки и литературы по теме "Русские народные песни". 5-й класс 2013
На уроке учащиеся закрепляют и обобщают знания о русской народном творчестве. У ребят развиваются творческие литературные и музыкальные способности, практические умения и навыки выразительно читать тексты народных песен, поговорок, загадок и частушек.
-
Золотое слово о полку Игореве
2013
Одним из приёмов интегрированного урока является ролевая игра. В такой игре, задаваемой и организуемой учителем, учащиеся имитируют или воспроизводят действия или отношения героев той эпохи, в которую погружает художественное произведение. Интеграция помогает глубже понять произведение, удалённое от нас во времени, а ролевая игра - почувствовать себя на месте героев, погрузиться в их духовный мир.
-
Тема урока: "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро" 2013
Уроки изучения лирических произведений предполагают многоуровневый анализ текста, лексико-семантический, лингвостилистический, анализ произведения в контексте. Учащиеся знакомятся с лирикой А.С.Пушкина. Совершенствуют навыки выразительного чтения поэтического текста. Развивают навыки грамотного и свободного владения литературной речью.
-
Интегрированный урок по книге М.М. Пришвина "Времена года" 2013
Урок-презентация знакомит с миром единства человека и природы в книге Пришвина "Времена года". Раскрываются особенности жанра миниатюры, проводится анализ произведения.
-
Урок по творчеству А.Грина «Гриновские чтения "Крылатые мечты"» 2013
Гриновские чтения знакомят школьников с личностью А.Грина и его произведениями, расширяют кругозор, развивают творческие способности, навыки слушания и выразительного чтения. На уроке используются различные средства работы с учащимися: агитбригада, чтение наизусть, представление произведений, инсценирование эпизодов, викторина.
-
Тема любви в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2013
Урок-беседа анализирует повесть А.И. Куприна "Гранатовый браслет". Ученики выявляют особенности изображения автором любви.
-
Бинарный урок литературы и краеведения с ИКТ 2013
Бинарный урок литературы и краеведения с ИКТ формирует моральные ценности, патриотические идеалы.
-
Своя игра по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2013
Учащиеся обобщают материал, у них появляется интерес к дальнейшему изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского. Вопросы и задания составлены по книге С.В. Белова "Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": комментарий".
-
Литературная гостиная "Художники пишут войну…"
2013
Одновременное использование произведений живописи, музыки, поэтического текста позволяет взглянуть на одни и те же события глазами живописцев и поэтов. Оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей, привлекает внимание ребят к событиям героического прошлого, вызывает чувство личного сопереживания тем, кто вынес на своих плечах тяготы войны.
-
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: "Рыцарь мечты" и его феерия "Алые паруса" 2013
Автор открывает перед учащимися художественное произведение с новой, неожиданной стороны, открывает новые имена и новые перспективы. Активизирует художественно-эстетические потребности, формирует ключевые компетентности и умения создавать исследовательские проекты в процессе подготовки к уроку.
-
Бинарный урок на тему "Композиция и проблема романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2013
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вызывает неизменный интерес учащихся, однако понять философскую глубину произведения помогает именно анализ композиции и системы образов произведения. Кроме того, «закатный роман» Булгакова необходимо видеть в контексте и творчества писателя, и его эпохи, и традиций русской классической литературы. Именно эти задачи решает урок.