Литература
-
Урок литературы по теме ""Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова" 2013
Урок вводит учащихся в мир поэзии Н.Рубцова на примере анализа стихотворения «Звезда полей». Сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского пробуждает интерес детей к творчеству поэта, развивает творческое воображение юных читателей.
-
"Ради жизни на Земле…" (по творчеству А.Т. Твардовского) 2013
В произведениях А.Т. Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал поэт. Его работы требуют сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства.
-
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой …". Заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина. 7-й класс 2013
Урок литературы закрепляет изученный материал по теме; обобщает знания о жанровом многообразии литературного наследия поэта. Разгадывая кроссворд по произведениям А.С. Пушкина, учащиеся вспоминают произведения великого поэта, изученные с 5-го по 7-й класс. Урок сопровождается презентацией.
-
Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ "Лапти" 2013
В ходе урока школьники знакомятся с биографией и творчеством И.А. Бунина. Выявляют жанровые признаки рассказа «Лапти», существенные черты образа главного героя, идейное содержание произведения и особенности художественного мастерства писателя.
-
Урок-раздумье "Живой дух веры" (по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник") 2013
Урок помогает учащимся осмыслить художественное воплощение замысла, о котором Лесков писал: «Хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния»; раскрыть образ Ивана Флягина как праведника Земли русской; задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, милосердие, чуткость, человечность, смыслом жизни человеческой.
-
Особенности образной системы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2013
Урок знакомит учащихся с особенностями образной системы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Расширяются знания о помещиках и о приёмах создания их портретной галереи. Учащиеся имеют возможность поразмышлять над вопросом «Плюшкин живее или мертвее помещиков в поэме?»
-
Стилистические особенности М.А. Шолохова (по роману-эпопее "Тихий Дон") 2013
Урок представляет собой слияние наглядного и словесного методов обучения. Усиливается эмоционально-психологическое воздействие, что мобилизует и концентрирует мышление. Цель: рассмотреть, как меняется язык писателя, предметный мир, абстрактных суждения, нравственно-психологический мир героев; подвести к выводу, что роман – образец для литераторов.
-
Обобщение знаний при изучении поэмы "Мертвые души" Н.В. Гоголя (подготовка к сочинению) 2013
Урок развивает самостоятельное мышление учащихся, умение анализировать и оценивать художественное произведение; совершенствует навыки самостоятельной работы школьников с художественным текстом и дополнительной литературой; развивает навыки устной и письменной речи; обобщает знания, полученные в ходе изучения темы «Н.В. Гоголь», готовит учащихся к контрольному сочинению; формирует нравственное начало личности.
-
Внеклассное чтение "Дж. Толкин "Властелин колец". Зеркало Галадриэли". 5–6-й класс 2013
Учитель рассказывает учащимся о своей любимой книге и привлекает к чтению как интереснейшей интеллектуальной работе. У учащихся развивается фантазия на основе выбранного учителем текста. В ходе урока ученики анализируют текст.
-
Тема урока: "О дружбе, верности, любви по сказке Г-.Х. Андерсена "Снежная королева"" 2013
Цель урока: анализировать понятия «дружба", "верность", "любовь» в художественном произведении. Учащиеся учатся выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания.
-
Заочное путешествие по пушкинским местам. 9-й класс 2013
Занятие знакомит с местами, связанными с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно тверскими. Также повторяются произведения, с которыми учащиеся знакомились ранее при изучении творчества А.С. Пушкина.
-
Размышление на тему "Способны ли современные подростки сострадать, сопереживать, принимать боль чужого человека как свою?" 2013
В статье представлен обзор работ учащихся по литературной композиции «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы».
-
Любовная лирика А.С. Пушкина 2013
Урок знакомит с любовной лирикой в произведениях А.С. Пушкина.
-
Интегрированный урок "литература + ИЗО" по теме "Живопись и поэзия И.А. Бунина". 6-й класс 2013
Цель урока: пробудить интерес и любовь к поэзии; раскрыть взаимосвязь таких видов искусства, как живопись и поэзия; познакомить учащихся с живописью Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре», Ивана Айвазовского «Вид на венецианскую лагуну», Федора Рокотова «Портрет А.П. Струйской».
-
Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". "Дорожный быт XIX в. в изображении А.С. Пушкина" 2013
Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» проводится по материалам музейной экспозиции «Домик станционного смотрителя» на станции Выра Ленинградской области. Экспонаты знакомят с дорожным бытом России XIX века. В ходе урока учащиеся ведут записи в «Дневниках путешествий и экскурсий», записывают опорную лексику, на основе которой пишут творческую работу.
-
Интегрированный урок литературы и английского языка "Как хорошо уметь читать". 6-й класс 2013
Чтение – важная часть человеческой жизни. Читая, человек воспитывает себя, учится жить, находит ответы на многие вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Урок развивает навыки поискового чтения, восприятия на слух; совершенствует навыки работы с текстом; развивает творческие способности учащихся; прививает интерес и любовь к чтению и книге.
-
"Парус" М.Ю. Лермонтова в контексте его творчества" 2013
В статье представлен историко-литературный комментарий к стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус".
-
Развитие литературных способностей учащихся как средство формирования творческой личности 2013
Приняв детей в 5-й класс, автор статьи начинает работу с диагностики: проверяет технику чтения, выявляет уровень развития литературно-творческих способностей учащихся. На основе результатов проведенной диагностики определяет приемы, методы и формы работы. Для каждого периода развития учащихся, ребенка необходим индивидуальный подход в обучении. Существуют такие приемы, которые можно использовать на всех этапах.
-
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в малокомплектной школе 2013
Автор делится опытом работы с одаренными детьми. Задача учителя – выявить одаренных детей и помочь им реализовать свои способности. Работа с одаренными детьми предполагает индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Используются следующие типы заданий: олимпиадные, проектные, конкурсные работы; творческие диктанты; комплексный, лингвистический, литературоведческий анализ текста; работа по карточкам, с перфокартами.
-
Урок игра "Сочинялки-2". 5–6-й классы 2013
На уроке детям объясняется, что такое рифма и какую роль она играет в стихосложении. Дети пробуют сочинить двустишия и таким образом сами решают, легко ли быть поэтом.
-
Урок литературы по теме "Он не заслужил света, он заслужил покой". 11-й класс 2013
Учащиеся учатся ориентироваться в причинно-следственных связях в соответствии с системой персонажей, замыслом автора, особенностями жанровой системы, эстетикой XX века. Развивается навык монологического ответа; многоаспектного анализа текста; выявляются закономерности между изучаемым произведением и другими сюжетами (русскими, зарубежной литературы, библейскими).
-
Интегрированный урок "английский язык + русская литература + МХК" по теме "200 лет Царскосельскому лицею" 2013
Учащиеся знакомятся с историей открытия Царскосельского лицея. Обобщаются знания о творчестве А.С. Пушкина.
-
Литературно-музыкальная композиция "Целую Вас через сотни разъединяющих лет", посвященная 120-летию со дня рождения М.Цветаевой 2013
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Целую Вас через сотни разъединяющих лет» посвящен биографии и творчеству М.И. Цветаевой. Материл покажет, как проходило становление поэтессы.
-
Поэтическая мастерская "Поэты Серебряного века о Пушкине" 2013
Цель урока: определение особого места А.С. Пушкина в творчестве поэтов Серебряного века. На уроке в совместной деятельности учащиеся систематизируют изученный материал о поэтах Серебряного века, учатся применять полученные знания на практике (анализ лирического произведения).
-
Интегрированный урок "литература + английский" по теме "Поэзия Серебряного века. Нежные стихи" 2013
Как объять необъятное? Как показать современным школьникам красоту поэтического слова? Особенно, если эти школьники – кадеты, которым военное дело и физика гораздо ближе, чем литература. Форма урока – педагогическая мастерская.
-
Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Листок" под "лингвистическим микроскопом". 6-й класс 2013
Цель урока: анализ и истолкование поэтического текста на основе целостного восприятия, расширение знаний об образно-выразительных средствах и стилистических фигурах, помогающих увидеть и почувствовать не только явления природы, жизни, но и красоту слова.
-
Урок литературы по теме "Пасха" (по повести И.С. Шмелева "Лето Господне"). 9-й класс 2013
Урок знакомит учащихся с празднованием Пасхи. Учащиеся вспомнают основные библейские сюжеты, связанные с жизнью и смертью Иисуса Христа, отмечают народные поверья и традиции праздника. Урок развивает творческое воображение у детей, навыки и умения в создании декоративного образа (росписи яиц-писанок), умения исследовательской работы с художественным произведением, толковым словарем, дополнительной литературой.
-
Исторические прототипы героев трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" 2013
Урок развивает критическое мышление. Задача учителя – следить за регламентом и комфортной атмосферой, сплотить группу для плодотворного обсуждения. На уроке учитель выступает в роли фасилитатора, ученики работают самостоятельно, в парах и группах, поскольку такая форма работы повышает усвоение материала.
-
"По знакомым страницам". Урок-игра по изученным произведениям. 6-й класс 2013
Урок-игра проводится как итоговый в 1-м полугодии в игровой форме. Формирует умение делать выбор и нести за него ответственность, развивает коммуникабельность. Время проведения – 60–80 минут.
-
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой 2013
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой с конкурсом чтецов и просмотром презентации, на которой представлены основные события жизни и творчество поэтессы, особенности мировоззрения, мотивы лирики. Перед мероприятием проводится викторина, посвященная биографии и творчеству М.И. Цветаевой.