Проектно-исследовательская деятельность учащихся старших классов (из опыта работы)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (35 МБ)


В связи со сменой образовательных подходов всё большую популярность в школе приобретает учебно-исследовательская деятельность учеников. Хочу поделиться опытом организации проектной работы старшеклассников. Я убеждена в том, что максимальный обучающий и воспитательный эффект достигается тогда, когда проблемы будущих исследований существуют в русле одной общей темы. Во-первых, ученики могут взаимодействовать, помогать друг другу, во-вторых, создается творческая атмосфера, способствующая благоприятному психологическому климату в коллективе, в-третьих,  руководителю легче работать в одном направлении. Взяв за основу один из успешно разработанных проектов, предлагаю вашему вниманию несколько основных правил, которые могут помочь в осуществлении такого вида работы.

Правило первое: учителю необходимо мотивировать школьников на исследовательскую деятельность!

Вот уже 3 года мы с ребятами реализуем проекты в рамках городской экспериментальной площадки« Перспективы развития художественно – эстетического образования в социокультурном пространстве современного мегаполиса». Хотелось бы отметить, что такая работа осуществляется в профильных классах (с углубленным изучением образовательной области «Искусство»). В первый год  я столкнулась с проблемой немотивированности ребят на проектно-исследовательскую деятельность. Лишь немногие ученики готовы были участвовать в проектах. Поэтому передо мной встал вопрос: «Как заинтересовать старшеклассников?» Решила организовать большой коллективный проект, в рамках которого каждый выбрал бы личностно значимую тему. Остановилась на поэзии Серебряного века. Эта область литературы  неисчерпаема для исследования. Она изучается в школе около двух месяцев. Захотелось, чтобы перед  ребятами целая эпоха  предстала не чередой «программных» поэтов, а ярким запоминающимся явлением. Конечно, с литературными течениями, особенностями творчества поэтов учащиеся знакомились на уроках литературы, анализируя и интерпретируя лирику, но погружение  в атмосферу Серебряного века во многом стало возможным только через проект.

Правило второе: проблема должна быть актуальна!

Это было общее дело, где каждый проявил свои способности. На первом этапе вместе придумали название: «Поэзия Серебряного века в XXI столетии», сформулировали цель нашей общей работы, выявили проблему и выдвинули гипотезу.

Цель проекта: проникнуться атмосферой Серебряного века русской поэзии, ощутить её связь с современностью, понять значимость поэзии Серебряного века для русской литературы и культуры в целом.

Интересно, что основополагающий проблемный вопрос «Актуальна ли поэзия Серебряного века сегодня?» стал одним из мотивов участия в проекте. Ребятам захотелось увидеть связь поэзии Серебряного века с современностью.

Гипотеза: Серебряный век — уникальная поэтическая эпоха, культурный феномен, продолжающий оказывать влияние на современного человека.

Правило третье: поставьте учебные задачи и оцените время, необходимое для реализации проекта (обязательно с некоторым резервом).

 Как учитель для себя я поставила методические задачи:

1. Способствовать возникновению у старшеклассников интереса к русской культуре.
2. Научить учеников видеть актуальное, современное содержание в лирическом произведении.
3. Формировать художественный и музыкальный вкус обучающихся.
4. Развивать кругозор учащихся.

На реализацию проекта отвела два месяца и неделю (резерв) для его доработки.

Правило четвертое: сотрудничество руководителя и учеников-исследователей  необходимо!

Уникальность проекта в том, что в нем участвовал весь класс. Вовлечь ребят в работу получилось  во многом благодаря моей личной заинтересованности темой. Станет ли успешным проект, конечно, во многом зависит и от взаимоотношений учителя и учеников. Если они основаны на партнёрстве и уважении друг к другу, вас ждет успех.

Правило пятое: тема должна быть личностно значима!

Темы в рамках проекта я предложила ребятам сама, учитывая круг интересов учеников, их склонности. Хотя в процессе обсуждения названия  корректировались. Некоторые ребята захотели работать индивидуально, многие объединились в группы. В результате коллективного обсуждения были обозначены проблемы, которые нуждались в решении  в рамках намеченной тематики. Далее ребятам предстояло поставить цели и определить задачи для дальнейшей работы, а также распределить обязанности (в групповых проектах).   

Немотивированным на проектную деятельность ученикам я предложила разработку презентаций на тему «Жизнь и творчество поэтов Серебряного века». Работа эта шла как проектная, но выступали ребята с её защитой  при прохождении темы, связанной с биографией поэта. Эта форма работы оказалась удачной. Презентации, выполненные учениками, вызвали большой интерес одноклассников, а факты биографии и творчества поэтов запомнились лучше. Кроме того, создание презентаций – это творческая работа, это возможность проявить себя. Каждая презентация обсуждалась на уроке, ребятам задавались вопросы. В результате работы старшеклассники пришли к выводу, что сделать хорошую презентацию иногда труднее, чем провести серьезное исследование. В результате этого проекта пополнилась и методическая копилка учителя. Но, безусловно, существует опасность, что презентация будет скачана из Интернета, тогда обучающий эффект будет равен нулю. Чтобы этого не произошло, учителю предварительно необходимо удостовериться в самостоятельности выполненной работы. В нашем случае такую «нечестную» презентацию выявили сами ученики.

Правило шестое: учитель координирует и корректирует проделанную работу на промежуточных этапах.

Опыт работы показывает, что хуже всего в  работе над проектом ученики справляются с отбором информации, соответствующей задачам исследования. Учитель должен научить ребят стратегиям поиска и отбора наиболее точной и достоверной информации, используя обсуждение и наглядно демонстрируя методы работы с материалом.

В идеале при работе над проектами в старших классах подразумевается минимальное участие учителя на всех этапах работы. На практике это не совсем так. В любом классе есть ребята с разными способностями и мотивацией. Роль учителя в проектной деятельности может быть разной, но, на мой взгляд, сотрудничество предполагает и контроль. Если мы хотим получить качественный результат, учитель должен регулярно отслеживать ход работы. Иначе, вследствие некоторой инфантильности (а может быть, наоборот, занятости) современных школьников, возникает опасность, что проект будет выполняться в последний момент, либо не завершится вовсе. Например, в нашем проекте  групповая работа на тему «Социологический опрос: «Актуальна ли поэзия Серебряного века в современном обществе?» закончилась провалом, так как ребята практически не координировали свою работу с учителем, не рассчитали время и не смогли выполнить задуманное, хотя планов было много (этот проект обещал быть одним из самых интересных).

Правило седьмое: используйте ИКТ!

Несомненно, у учителя должны быть консультационные часы для обсуждения с учениками их деятельности. Большие возможности для контактов предоставляет Интернет. Адрес моей электронной почты ученики получают еще на начальном этапе работы над темой. Не исключаю консультации по проекту и в социальных сетях. Кстати, неограниченные возможности компьютера и Интернета позволили в нашем проекте интегрировать литературу и русский язык, литературу и изобразительное искусство, литературу и музыку. А образование Интернет-сообщества ценителей поэзии Серебряного века в социальной сети стало нашей гордостью. На образованной странице ребята выкладывают аудио, видео файлы, цитаты, дополненные иллюстративным рядом. Сообщество популярно (более 1000 пользователей). Без ИКТ мы уже не мыслим и создание презентаций.

Ещё один способ сотрудничества при работе над  проектами – создание вики-сайтов, которые предоставляют возможность работать с учениками в режиме он-лайн. Облегчает работу учителя и создание электронных таблиц, в которые он может заносить данные наблюдения за деятельностью учеников.

 Правило восьмое: представление проекта  обязательно нужно отрепетировать.

Слабое место современных школьников – публичное выступление. Необходимо научить ребят укладываться в регламент (не более 10 минут), помочь преодолеть волнение, а для этого им нужно несколько раз выступить в привычной обстановке. Здесь неизбежны временные затраты руководителя проекта, но и результат оправдает ожидания.

Правило девятое: расширяйте аудиторию для представления успешных проектов!

Защита проектов состоялась на заключительных уроках по теме «Поэзия Серебряного века». Кроме того, когда все недочеты устных выступлений и компьютерных презентаций были учтены, мы решили представить нашу общую работу в виде отчетного выступления на научно-практической конференции учащихся «Наука и культура: между прошлым и будущим», на которую были приглашены ученики 9-11 классов. Нам удалось вызвать большой интерес аудитории, а некоторые работы было решено отправить на публикацию. Не ограничивайтесь защитой проектов в классе. Пусть ребята почувствуют важность результатов своей работы, значимость проектов. Это не только повышает их самооценку, но и вовлекает в проектную деятельность новых «исследователей».

Правило десятое: без рефлексии проект теряет смысл!

На протяжении всего проекта мои ученики вели дневники рефлексии, в которых ученики обдумывали свою работу над проектом. Для этого я подготовила рефлексивные вопросы.

Самая скучная, по мнению старшеклассников, и, несомненно, самая полезная часть любого проекта – это отчет о работе. При его написании автор проекта анализирует всё, что было сделано и оценивает приобретенный опыт. Признаюсь, с этим этапом справились не все мои ученики. Помощь ребятам может оказать определенный шаблон, составленный учителем, но, несомненно, он будет развернут и дополнен учащимися. А отправлены отчеты учителю могут быть по электронной почте.

Результаты проекта «Поэзия Серебряного века в XXI столетии»:

1. Словотворчество в поэзии В.Хлебникова и В.Маяковского (индивидуальная исследовательская работа)
2. Владимир Маяковский в XXI веке (групповая работа, проект – лауреат конкурса «Портфолио ученика» изд. «Первое сентября»)
3. Поэзия Серебряного века в Интернет-ресурсах (групповая исследовательская работа)
4. Образование Интернет-сообщества ценителей поэзии Серебряного века «Silver Age» в социальной сети «ВКонтакте» (индивидуальный творческий проект)
5. Составление сборника песен на стихи поэтов Серебряного века и запись его на электронный носитель (индивидуальный практико-ориентированный проект, профессионально выполненный продукт  пополнил методическую копилку учителя)
6. Оформление календаря «Серебряный век в русской поэзии» (индивидуальный творческий проект)
7. Составление сборников стихотворений поэтов Серебряного века (индивидуальные  творческие проекты)
8. Коллаж на тему «Творчество В.Маяковского» (индивидуальный творческий проект)
9. Социологический опрос «Актуальна ли поэзия Серебряного века в современном обществе?» (групповая исследовательская работа)
10. Разработка презентаций на тему: «Жизнь и творчество поэтов Серебряного века» (индивидуальные творческие работы)

а) В.В.Хлебников
б) А.А.Блок
в) С.А.Есенин
г) М.И. Цветаева
д) Б.Л. Пастернак

Таким образом, организовывая проектно-исследовательскую деятельность старшеклассников, я убеждаюсь – это требующая временных затрат работа, но она оказывает колоссальное влияние на учеников, формирует личность, позволяет максимально раскрыть творческий потенциал, повышает эффективность обучения.  Реализовывать проекты интересно. Они  всегда разные. Когда заканчивается работа, испытываешь смешанные чувства: гордость за результат, горечь из-за ошибок и грусть, что все завершилось. Время идет, и вот возникает новая идея, и новая проблема ждет своего решения. Но это уже совсем другая история…
Предлагаю вашему вниманию презентацию «Мы делаем проект!», которая поможет учителю и ученикам в освоении методики организации проектной работы. Она состоит из двух частей: этапы работы над проектом и пример успешного коллективного проекта.

Список использованной литературы:

1. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
2. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
3. Тематические тренинги Intel «Элементы» (курс «Метод проектов», курс «Методы оценивания в классе 21 века», курс «Модель «1 ученик – 1 компьютер»: мотивация учащихся») на сайте http://edugalaxy.intel.ru