Поэт и его подвиг. Обзор жизненного пути А.Блока

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели урока:

  1. Показать формирование личности поэта, особенности творчества; вызвать интерес к поэзии и личности Блока; воспитывать эстетическое чувство и умение осознавать, чем оно вызвано.
  2. Выделить основные темы и особенности стиля, художественного метода А.Блока, раскрыть уникальность поэта, не имеющего себе равных в XX веке по глубине проблематики.
  3. Выяснить, что поражало современников в характере поэта.

План лекции:

  1. Эпиграф к уроку
  2. Вступление
  3. Детство
  4. Юношеская влюбленность
  5. Дебют
  6. Великое пламя любви
  7. Дыхание свободы
  8. В дни Октября

Ход лекции

О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Александр Блок

– Как поэт смог это желание воплотить в жизни, в творчестве?

Вступление

Александр Блок… Что ждёт нас при этой встрече? Возможно, чувство растерянности: многие стихотворения поэта, написанные в одно и то же время, спорят друг с другом.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

А рядом:

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, –
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!

Одни считают его рыцарем Прекрасной Дамы, воспетой им в первой книге. Именно она, Вечная Женственность когда-нибудь преобразит наш мир.

– Нет, – возражают другие, – Блок скорее похож на лермонтовского Мцыри.

А на портрете, написанном его современником, художником Сомовым, Блок другой: тяжелое, бесконечно усталое лицо. Да, был и такой Блок. Но сам поэт не любил этот портрет. Для вас откроется свой Блок.

Рассказывая о жизни поэта, его творчестве, я буду опираться на книгу В. Орлова «Гамаюн». «Виктор Васнецов на одном из своих полотен изобразил Гамаюна – птицу черного пера с мрачно-прекрасным человеческим лицом, воспетую в древнерусских сказаниях как существо, пророчествующее о грядущих судьбах. Александру Блоку шел 19-й год, когда, под впечатлением этой картины, он написал стихотворение «Гамаюн, птица вещая».

Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещий правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!

Прошло несколько лет, и Блок сам стал Гамаюном России, ее вещим поэтом, предсказавшим «неслыханные перемены»1 .

Сообщение учащегося 1. Детство.

По происхождению Александр Блок принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, которая преданно служила науке и литературе. Судите сами: отец – профессор-юрист, дед – профессор-ботаник, бабка, мать, две тетки – писательницы и переводчицы. Да и родился поэт в стенах Петербургского университета, в так называемом «ректорском доме».

Родители Блока разошлись вскоре после его рождения. Рос и воспитывался он в семье деда, в обстановке хорошо благоустроенного петербургского барского дома и «в благоуханной маленькой подмосковной усадьбе Шахматово», где семья неизменно проводила летние месяцы.

«После глухого ельника как-то вдруг, неожиданно на пригорке возникало Шахматово: несколько крыш, тонувших в густых зарослях. Деревни рядом не видно. Дорога упиралась прямо в ворота. К дому подъезжали широким двором, заросшим травой и с большим шиповником посередине. При самом въезде стоял флигелек с крытой галерейкой, обнесенный маленьким садиком, где жарко цвели прованские розы. По краям двора располагались изрядно обветшавшие службы. Другой стороной дом выходил в сад. С террасы, смотревшей на восток, открывалась необозримая русская даль – лучшее украшение Шахматова. Перед террасой были разбиты цветники. Чуть подальше, под развесистыми липами летом ставили длинный стол, за которым происходили все трапезы, шумел вечный самовар и варилось бесконечное варенье. Тенистый сад спускался с холма. Вековые ели, березы, липы и серебристые тополя вперемешку с кленами и орешником составляли гущи и аллеи. Много было старой сирени, черемухи, тянулись грядки белых нарциссов и лиловых ирисов… По узкому оврагу, заросшему елями, березами и ольшаником, бежал ручей. За прудом возвышалась Малиновая гора. Со всех сторон усадьбу обступал густой лес... Блока привезли в усадьбу младенцем. Он проводил там каждое лето, – в последний раз приехал на несколько дней в 1916 году. Он нежно любил этот «угол рая», в котором пережил лучшие дни, часы и минуты»2.

Характер и личность А. Блока сформировала атмосфера культурных традиций семьи. Гостями бекетовского дома были известные литераторы – И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин. В семье с нежностью вспоминали Н.В. Гоголя, вели переписку с А.П. Чеховым. Все члены семьи были причастны к литературе: писали, переводили. Неудивительно, что А.Блок, живя в такой атмосфере, рано начал писать стихи. Первое стихотворение было написано им в пятилетнем возрасте. К десяти годам он пишет уже всерьёз. Первые стихотворения не читал никто, кроме матери. На всю жизнь между ними сохранятся теплые, доверительные отношения. Позже поэт часто говорил: «Мы с мамой – почти одно и то же».

В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж, её избранником стал гвардейский офицер. В этом же году он пошёл в гимназию. С детских лет Сашура (так его звали в семье) был молчаливым, тихим ребёнком и не просто ему было оказаться среди громко кричащих мальчиков. Гимназическая среда так и осталась для него чужой.

Но главное, что сформировало личность и характер поэта, была атмосфера стародавних культурных традиций и преданий бекетовского дома. Тургенев, Достоевский, Салтыков-Щедрин и другие прославленные представители русской литературы были здесь не только знаменитыми писателями, но и просто добрыми знакомыми. Здесь еще помнили Гоголя и дружески переписывались с Чеховым. Вообще литература играла очень большую роль в обиходе бекетовской семьи. Все здесь, начиная с деда-ботаника, писали и переводили в стихах и в прозе. Естественно, что и Сашура (так звали Блока в семье) начал сочинять чуть ли не с пяти лет. А немного позже он уже «издавал» рукописный журнал, потом, лет десяти, стал писать всерьез, но еще долго не показывал своих писаний никому, кроме матери. Она на всю жизнь осталась самым близким ему человеком и он очень часто повторял: «Мы с мамой – почти одно и то же».

В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж – за гвардейского офицера. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах. Тогда же его отдали в гимназию. Потом он рассказал, как «первый раз в жизни из уютной и тихой семьи попал в толпу гладкостриженных и громко кричащих мальчиков»3. Сам он был мальчиком тихим, молчаливым, росшим одиноко среди обожавших его женщин – матери, теток, бабки. С гимназической средой он так и не сросся до конца учения. Вообще, как он сам говорил, «жизненных впечатлений» у него не было очень долго. Семья старательно оберегала его от соприкосновения с «грубой жизнью».

Слово учителя. Юношеская влюбленность.

В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад Наугейме, Блок пережил первую, но очень сильную юношескую влюбленность. Звали ее Ксенией Михайловной Садовской. Она была ровесницей матери Блока. Ей шел 38 год. Воспоминанию о своей первой любви Блок посвятил целый цикл стихов «Через 12 лет».

В тихий вечер мы встречались
(Сердце помнит эти сны).
Дерева едва венчались
Первой зеленью весны.
Ясным заревом аллея,
Уводила вдоль пруда
Эта узкая аллея
В сны и тени навсегда.
Эта юность, эта нежность –
Что для нас она была?
Всех стихов моих мятежность
Не она ли создала?
Сердце занято мечтами,
Сердце помнит долгий срок,
Поздний вечер над прудами,
Раздушенный ваш платок.

Сообщение учащегося 2. Дебют.

В 1898 году гимназия была окончена, и Блок «довольно безотчетно» поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, он перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, который окончил в 1906 году. Университет, как и гимназия, не оставили заметного следа в жизни Блока. Сначала он пережил сильнейшее увлечение театром, участвовал в любительских спектаклях, прослыл хорошим декламатором и мечтал о поступлении на большую сцену. Но в 1901 году театральные интересы уступили место интересам литературным. К тому времени Блок написал уже много стихов.

Молодой Блок погружается в изучение идеалистической философии, в частности творений древнегреческого философа Платона, учившего, что, кроме реального мира, есть еще некий «сверхреальный», высший «мир идей». Блок стал замечать в природе, в действительности какие-то непонятные ему, но тревожащие душу «знаки». Громадное впечатление произвели на молодого Блока стихи и философские сочинения В. Соловьева. Блок примкнул к символистам. Он устанавливает связи с символистским писательским кругом и в Петербурге (с Мережковским и Гиппиус), и в Москве (с Брюсовым). В конце 1904 года в символистском издательстве «Гриф» вышла в свет первая книга Блока – «Стихи о Прекрасной Даме».

Ко времени появления книги Блок уже довольно далеко отошел от ее тем и настроений. Он уже стал тяготиться своей отчужденностью от реальной жизни, пытался вглядеться в нее.

Слово учителя. Великое пламя любви.

Начиная с 1898 года, Блок переживал на редкость сильное и глубокое чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой. «Если судить по фотографии, красивой ее не назовешь – лицо грубоватое, немного скуластое, но очень выразительное, небольшие сонные глаза. Но она была полна юного обаяния и свежести – румяная, золотоволосая, темнобровая… Как заверил сам Блок, она сразу произвела на него «сильное впечатление». Он нашел в Любе нечто от мадонны Саско-Феррато, разыскал репродукцию, и она потом всю жизнь висела у него над постелью»4.

27 июля было написано стихотворение – первое в том бесконечном лирическом потоке, который вырвался после встречи с Менделеевой.

Я прошел под окно и, любовью горя,
Я безумные речи шептал…
Утро двигалось тихо, вставала заря,
Ветерок по деревьям порхал.
Ни призыва, ни звука, ни шепота слов
Не слыхал я в ночной тишине.
Но в тенистом окошке звучала любовь…
Или, может быть, грезилось мне?

В ноябре 1902 года между молодыми людьми произошло решительное объяснение, и они поженились в августе 1903 года. Отныне все стихи Блок посвящал Любови Дмитриевне.

В 1904 году вышла книга стихов Блока «Стихи о Прекрасной Даме», посвященной Менделеевой.

Сообщение ученика 3. Дыхание свободы.

Революция 1905 года произвела на него впечатление громадное, в полной степени прояснила его идейное и художественное зрение. Он увидел активность народа, его волю к борьбе за свободу и счастье, в самом себе открыл «гражданина», впервые ощутил присущее каждому истинному художнику чувство кровной связи с народом. Прежнее безразличие Блока к общественно-политическим событиям сменилось в 1905 году жадным интересом к происходящему. Он участвовал в революционных демонстрациях и однажды во главе одной из них нес красное знамя.

Годы 1906-1908 были временем писательского роста и успеха. Его имя приобретает широкую известность. Одна за другой выходили книги поэта – сборники стихов «Нечаянная радость», «Снежная маска», «Земля в снегу».

В 1907-1908 году определился глубокий разлад его почти со всей символистской литературой. Чем дальше, тем более настойчиво идет Блок своим путем. Отныне он воодушевляется идеями правды, справедливости, патриотизма и народности. В этот период выделяют три основные темы в его творчестве: тема России, тема «страшного мира», тема любви «в страшном мире».

В годы империалистической войны Блок занял положение первого поэта страны. Большой любовью пользовался он среди тогдашней передовой молодежи. Вот как об этом говорил поэт Николай Асеев – говорил от лица своего поколения, которое в стихах Блока «услышало давно не слышанный человеческий голос, полный бурных страстей, великой любви, огневого гнева ко всему мертвому, внешнему, условному, пустому»5.

С портретов и почтовых открыток, подписанных именем «Александр Блок», смотрел красивый молодой человек в щегольском сюртуке или артистической блузе. А на самом деле к тому времени это был строгий, углубленный в невеселые думы зрелый человек, много на своем веку переживший и во многом разуверившийся, с чуткой душой и обнаженной совестью. И был он прост и человечен. Любил природу, долгие пешие прогулки по городским окраинам и деревенским полям, любил верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги. Любил копать землю, пилить деревья, что-нибудь мастерить по хозяйству в своем Шахматове. «Работа везде одна, – говорил он, – что печку топить, что стихи написать».

Слово учителя.

Обаятельна и притягательна была личность поэта. К. Чуковский заверил: «Никогда ни раньше, ни потом я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно ощутимо и зримо исходил магнетизм». А вот что говорил известный советский писатель Иван Новиков: «Люди менялись у вас на глазах, когда глядели на Блока: точно на них падал отсвет его внутреннего сияния».

Как-то Блок выступал вместе с молодой Ахматовой. Та очень волновалась (это было чуть ли не первое публичное ее выступление), боялась – будет ли иметь успех после Блока. Он сурово упрекнул ее: «Мы не теноры, Анна Андреевна!». Он был так бесстрашно и беспощадно правдив, что многих обескураживал своей прямотой. Блок умел сказать автору в лицо, что он думает о его сочинениях. Избалованный успехом Леонид Андреев домогался у него отзыва о своей новой пьесе. Блок сказал коротко: «Мне не нравится». Андреев был несколько ошарашен, а Блок помолчал и добавил: «Очень не нравится».

Бесспорно, он имел право сказать в конце жизни: «Слов неправды говорить мне не приходилось».

Первая мировая война ужаснула Блока своим антинародным характером. Летом 1916 года он был призван в действующую армию в инженерно-строительную дружину, сооружавшую полевые укрепления в прифронтовой полосе. Здесь застала Блока весть о свержении самодержавия. Он выхлопотал отпуск и вернулся в Петроград. «Произошло чудо, и, следовательно, будут еще чудеса», – твердил Блок. Вскоре, в мае 1917 года, Блок был привлечен к работе в Чрезвычайной следственной комиссии, которая была учреждена для расследования деятельности царских министров. Работа его увлекла. На материале допросов и показаний он написал документальную книгу «Последние дни императорской власти».

Сообщение ученика 4. 1917 год.

Зная Блока, просто невозможно предположить, что в эти дни он мог усидеть дома. Попробуем представить себе осеннюю петербургскую ночь, «Аврору» перед Николаевским мостом, солдатские патрули, пулеметы на ступенях Смольного. Маяковский запомнил (и потом описал в поэме «Хорошо!») встречу с Блоком в одну из таких ночей:

…ладони
держа
у огня в языках,
греется
солдат.
Солдату
упал
огонь на глаза,
на клок
волос
лег.
Я узнал,
удивился,
сказал:
«Здравствуйте,
Александр Блок».

Блок много и плодотворно работал в последние свои годы, много писал, но уже не стихи, а статьи, очерки по вопросам истории, культуры, литературы, театра. Он трудился в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наркомпроса, в основанном М. Горьким издательстве «Всемирная литература», в Большом драматическом театре, в Союзе поэтов.

Слово учителя.

В январе 1918 года, отвечая на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками?» Блок заявил: «Может и обязана». Вскоре Блоком была написана статья «Интеллигенция и революция», которую Мережковский, Гиппиус и некоторые другие литераторы не могли простить Блоку; а после появления поэмы «Двенадцать» В. Пяст, считавшийся приятелем Блока, демонстративно отказался подавать ему руку.

В мае Блок почувствовал недомогание, вскоре перешедшее в тяжелую болезнь. «Умирал он тяжело. Сознание мутилось. Но знал, что умирает, и хотел умереть. В ожесточении швырял и разбивал о печку склянки с лекарствами. В забытьи иногда проплывали обрывки своего, давнего:

Мать, и жена, и я – мы в склепе,
Мертвы. – А жизнь вверху идет
Все непонятней, все нелепей…
И день последний настает.
И слышу, мать мне рядом шепчет:
«Мой сын, ты в жизни был силен,
Нажми рукою свод покрепче,
И камень будет отвален».
«Нет, мать, я задохнулся в гробе,
И больше нет бывалых сил.
Молитесь и просите обе,
Чтоб ангел камень отвалил»6.

Утром 7 августа он скончался. Смерть Блока поразила всех. Вот как вспоминает о ней начинавший тогда писатель Константин Федин: «Блок умер молодым, но странно ощутилось, что с Блоком отошла прежняя, старая эпоха, та, которая, дожив до революции, сделала шаг в ее владения, как бы показав, куда надо идти, и упала, обессиленная тяжестью своего дальнего пути. Стало очевидно, что уже никто оттуда не сделает такого шага, а если повторить его, в том не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил Александр Блок».

Домашнее задание (по группам).

  1. Ваше первое впечатление о Блоке как человеке?
  2. Строки А. Блока. Почему они так завораживают? В чем их необычность?
  3. Письменный ответ на вопрос «Мое любимое стихотворение Блока», индивидуальное задание «Родина в поэзии М. Лермонтова и А. Блока».

Список литературы.

  1. В. Орлов. Гамаюн, птица вещая. Жизнь Александра Блока. – М.: Центрполиграф, 2001. – 618 с.

1 В. Орлов. Гамаюн, птица вещая. Жизнь Александра Блока. – М.: Центрполиграф, 2001. – С. 7.

2. Там же. – С.47.

3 В. Орлов. Гамаюн, птица вещая. Жизнь Александра Блока. – М.: Центрполиграф, 2001. – С. 48.

4 В. Орлов. Гамаюн, птица вещая. Жизнь Александра Блока. – М.: Центрполиграф, 2001. – С. 76.

5 В. Орлов. Гамаюн, птица вещая. Жизнь Александра Блока. – М.: Центрполиграф, 2001. – С. 473.

6 В. Орлов. Гамаюн, птица вещая. Жизнь Александра Блока. – М.: Центрполиграф, 2001. – С. 615.