"Нравственная культура человека в умении мерить одинаковой мерой и равноценно ценить как собственное, так и чужое достоинство…"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием “сострадание”, “доброта”.

  2. Познакомить ребят с Библейскими историями, раскрывающими суть данных слов.

  3. Продолжить разговор о правилах поведения, оценке своих поступков.

  4. Повторить жанровые признаки сказки: троекратный повтор, гипребола и др.

Оборудование: Портрет О. Уайльда, фрагменты художественного фильма “Звёздный мальчик”, иллюстрации из Библии, эпиграф и цитаты на доске.

Ход урока

Наиболее полно и концентрированно выражаются
воспитанность и нравственная культура человека в
том, чтобы мерить одинаковой мерой и равноценно
ценить как собственное, так и чужое достоинство…”английский философ XVI в. Френсис Бэкон

I. Вступительная беседа.

– Сегодня мы познакомимся со сказкой Оскара Уайльда – английского писателя – “Мальчик-звезда”. Вспомните, что такое сказка? Назовите её отличительные черты. Какие авторские сказки вам известны?

II. Чтение сказки

III. Обсуждение. Анализ сказки.

– Какие сказочные элементы встретились в произведении? (Заранее выписаны на доске)

1. Положительные и отрицательные герои. Перечислите их.

(Два Лесоруба, нищенка, Мальчик-звезда)

– Почему один из Лесорубов решил спасти мальчика? О чём они спорили?

(Оба рассчитывали найти кусок золота, однако увидели ребёнка. Оба Лесоруба чрезвычайно бедны, но всё-таки второй проявляет жалость и сострадание к младенцу и приносит его в свой дом.)

2. Троекратное повторение.

– Когда оно встречается? Найдите эти эпизоды.

(– Только после третьего обращения к жене, третьего последнего аргумента в пользу беззащитного ребёнка “В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа” женщина соглашается принять ребёнка в семью и Лесоруб переступает порог дома.

– Как вы понимаете выражение “каменное сердце”?

(Так говорят о жестоком, чёрством человеке, не способном к сочувствию)

– “Три года он (мальчик) провел скитаясь по дорогам, но не встретил ни любви, ни милосердия или хотя бы доброты”

– “Ступай в лес, что у западных городских ворот. Там спрятаны три драгоценных слитка — из белого, желтого и красного золота”, – сказал старик-колдун, заточивший мальчика в подземелье.

– Трижды мальчик ходил искать драгоценные слитки, которые он три раза отдавал нищему прокажённому у городских ворот, и трижды их помогал найти Зайчонок)

– Другой пример троекратного повтора, когда Мальчик-звезда трижды отказывается узнать в нищенке свою мать. (Просмотр фрагмента “Встреча Мальчика-звезды с нищенкой” из фильма-сказки Анатолия Дудорова и Евгения Зильберштейна “Звёздный мальчик”, 1957 год)

Рис. 1. Кадр из к/ф. “Звёздный мальчик”. Мария Виноградова в роли Звёздного мальчика

– С каким чувством произносит Мальчик-звезда слова, обращённые к нищенке?

(Слова его звучат гневно, презрительно, “он наглухо затворил своё сердце”. Последняя его реплика становится роковой для него самого. “Да ты просто с ума сошла! — сердито воскликнул мальчик. — Никакой я тебе ни сын. Ты просто уродливое чучело, одетое в какие-то тряпки. Убирайся-ка ты отсюда поживей, мне неприятно даже смотреть на твое безобразное лицо… Лучше уж я поцелую гадюку или жабу, чем тебя”. Оскорбление, нанесённое матери, возвращается к обезображенному Мальчику-звезде.)

3. Чрезмерное преувеличение (гипербола) как красоты, так и жестокости Мальчика-звезды.

– Что отличало его от других детей? Почему он вырос таким?

(“…у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы как лепестки алой розы… Но красота его принесла ему только зло, ибо он рос себялюбивым, гордым и жестоким”)

– Какие средства выразительности использует автор для создания портрета Мальчика?

(Эпитет, сравнение)

– В чём проявлялась его жестокость?

  • Презрение к сверстникам – “все они низкого происхождения, в то время как он – знатного рода”
  • Отсутствие сочувствия, сострадания – “не испытывал сострадания к беднякам или слепым, недужным и увечным”
  • Жестокие поступки и – “он проткнул острой тростинкой подслеповатые глаза крота…, швырял камнями в прокаженного…”, “издевался над всеми, кто был жалок и безобразен”

– Как окружающие пытаются помочь Мальчику-звезде стать добрее?

(“И не раз добрый дровосек и его жена корили его: “Разве мы так поступили, когда нашли тебя? Почему же ты обижаешь тех, кто остался совсем один, и некому им помочь? Почему ты так жесток к тем, кому нужно состраданье?”

Старый деревенский священник часто посылал за Звездным Мальчиком и снова и снова старался научить его любить: “Самую маленькую букашку сделал Тот же, Кто сотворил и тебя. Все звери и даже бабочки на лугу — наши братья. И птицы в лесу созданы свободными. Не расставляй силки ради забавы. Крот и серая мышка — Божьи творенья и живут там, где повелел им Господь. Кто ты, что приносишь страданье в мир Божий? Всякое дыханье и в лесу, и в небе, и в речке славит своего Творца, а ты оскорбляешь Его”

– О каких человеческих качествах говорят дровосек и священник?

(О сострадании, доброте, любви ко всем творениям божьим и самому Творцу)

– Нам часто встречалось такое понятие как сострадание. Что же оно означает? Какие примеры доброты к ближнему представлены в Библии?

Знакомство с Библейской историей.

Сострадание присуще всем святым людям, о которых рассказывается в Библии. Так, в одной из знаменитых притчей Иисуса говорится о некотором человеке, который шёл из Иерусалима в Иерихон, и попался разбойникам. Они сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино.

Рис. 2. Притча о добром самарянине

И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе (Лк 10:30-35)

– Так добрые люди проявляют сострадание, которого не было поначалу у Мальчика-звезды.

Сострадание – это черта характера, которая помогает нам понять, что чувствуют другие люди, когда им плохо. Сострадательный человек всегда старается представить, что переживают другие в тяжёлый момент, и предложит свою помощь и утешение. Чаще всего необходимое успокоение и силы человеку дают слова одобрения и сочувствия, наши верность и желание оставаться рядом.

В Библии часто говорится о том, что Иисусом двигало сострадание, и он старался помогать людям. Он исцелял больных и парализованных, насыщал голодных и воскрешал мёртвых. Он использовал свою великую силу, чтобы помочь людям и освободить их от страданий.

4. Странствия главного героя.

– Как обращаются люди с Мальчиком-звездой во время его скитаний?

(“Три полных года бродил он по свету и нигде не встречал ни любви, ни сострадания, ни милосердия; весь мир обошёлся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни”)

– Почему Крот, Коноплянка и Белочка не помогли Мальчику-звезде?

(Он не мог рассчитывать на их помощь, потому что когда-то сам с ними жестоко обошёлся. Также причиной отказа становятся последствия жестоких поступков героя:

– Скажи, не видал ли ты моей матери?

– Ты выколол мне глаза, как же я мог её увидеть?

– Может ты, коноплянка, видела ее? Ты летаешь высоко над лесом и видишь все вокруг.

– Ты обрезал мне крылья ради забавы. Как же мне теперь летать?

Мальчик спросил одинокую белку, которая жила на высокой сосне:

–Ты не знаешь, где моя мама?

Но белка заплакала:

– Ты убил всех моих детей. Теперь ты хочешь убить ее?

5. Герой-помощник.

– Кто играет роль помощника? Почему Зайчонок трижды помогает Мальчику-звезде? Чем он объясняет свою готовность помочь?

(Мальчик-звезда выручает из беды Зайчонка. Он впервые, забывая о себе, спешит на помощь другому. Он осознал, каково было тем, к кому он относился без жалости и сострадания. Зайчонок говорит: “…как ты поступил со мной, так и я поступаю с тобой”, “…ты первый сжалился надо мной…”)

6. Счастливый конец.

– Как заканчивается сказка?

(Мальчик-звезда снова превращается в прекрасного юношу, но теперь уже с добрым, чутким сердцем, которое участливо к чужой беде)

– Почему Мальчик-звезда помогает нищему, ведь он понимает, что может умереть?

(Он готов пожертвовать собственной жизнью ради другого, потому что знает теперь, что значит унижение, страдания, теперь он способен понимать и сочувствовать)

IV. Подведение итогов.

– Чему учит сказка?

(Нужно относится к окружающим людям так, как к самому себе. Уважать чужое мнение, понимать переживания других, не оскорблять достоинство другого человека. “Мерить одинаковой мерой и равноценно ценить как собственное, так и чужое достоинство”)

– Как вы понимаете высказывание Ф. Бэкона, которое мы взяли в качестве эпиграфа?

V. Домашнее задание.

Перепишите эти высказывания так, как будто они принадлежат сострадательному человеку.

1. Не понимаю, почему Наташа до сих пор так часто плачет, ведь прошло уже целых две недели со смерти её бабушки?
__________________________________________________________________

2. Мама говорит, что она сегодня просто страшно устала. Надеюсь, она сможет приготовить ужин, потому что я очень хочу есть!
__________________________________________________________________

3. Эта новая девочка могла бы быть и поприветливей. Она ни с кем не общается!
__________________________________________________________________