Цели и задачи:
1) совершенствовать умение учащихся определять нравственную проблематику художественного произведения, давать оценку действиям героев, понимать тему и идею, выражать своё отношение к прочитанному;
2) совершенствовать речемыслительную деятельность,
3) совершенствовать навык выборочного подробного пересказа;
4) учить внимательно относиться к слову в художественном произведении;
5) воспитывать чувство благодарности и заботы к родителям, умение и способность ценить красоту и силу материнской любви.
Оборудование:
- портрет писателя К. Г. Паустовского,
- телеграмма (образец),
- плакат с фотографиями матерей учеников.
Подготовка к уроку:
- прочитать рассказ К. Г. Паустовского “Телеграмма”,
- в тетрадях по литературе написать мини-сочинения на тему “ Расскажу о моей маме”,
- принести на урок фотографии матерей.
Ход урока
1. Оргмомент.
На доске заранее:
- запись темы урока;
- эпиграф урока:
“Сколько б я тебя, мать, ни жалела,
Всё равно пред тобой я в долгу!”. (В.Ф. Боков)
- портрет писателя;
- семейные фотографии учеников.
Учитель объявляет тему урока, его задачи.
2. Словарно-лексическая викторина.
- Как называла свой дом главная героиня рассказа Катерина Петровна и почему? (Cемориальный)
- Село, где доживала свой век Катерина Петровна? (Заборье)
- “Без него” Катерина Петровна не знала бы, как дожить до утра? (Керосиновый ночник)
- Как называл скульптор Тимофеев свою неуютную квартиру? (Берлога)
- Как называет сторож Тихон пустого, легкомысленного человека? (Пустельга)
3. Выборочный подробный пересказ.
а) О Катерине Петровне (семья, в которой она родилась, как прошла молодость, с кем и как живёт сейчас).
б) Об Анастасии Семёновне (где живёт, работает, отзывы коллег о ней).
в) О стороже Тихоне (как он пытается помочь старушке).
Сделаем выводы.
- Как вы, ребята, считаете, как могло случиться, что Настя, заботясь о скульпторе Тимофееве, проявляет такое невнимание к матери?
4. Слово учителя
- Ребята, рассказ “Телеграмма” был создан писателем после одного реального случая, который произошёл в небольшой деревне под Рязанью, где Константину Георгиевичу довелось жить.
Слушайте внимательно, чтобы смогли сравнить художественное произведение с мемуарами.
- Чтение воспоминаний писателя. [1]
5. Беседа”Сделаем выводы”
- Как воображение художника изменило, углубило факты действительности, раскрыло их сущность?
- Что писатель домыслил в рассказе? Для чего, по-вашему?
- Подумайте над тем, как в рассказе, в котором писатель не говорит о себе, выражено его отношение к героям (например, к Катерине Ивановне, Насте)?
- Можете ли вы назвать ещё произведения, в которых писатели показывают одиночество старых родителей и их безответную любовь к детям?
6. Чтение отрывков: из повести “Детство” Л.Н. Толстого, “Рыцарь на час” Н.А. Некрасова, “Мама” Расула Гамзатова, “Оренбургский пуховый платок ” Виктора Бокова [2]
- Сформулируйте тему, которая объединяет все эти произведения? (Красота и сила материнской любви)
- Что отличает эти произведения от рассказа “Телеграмма”?
7. Слово ученикам. Каждый выходит к доске с фотографией мамы, сообщает, в какой момент жизни она сфотографирована, рассказывает о ней (или читает своё домашнее сочинение)
8. Итог урока.
- Ребята, наш сегодняшний урок, ваши сочинения о матерях, произведения, которые мы рассматривали, чему вас научили, над чем заставили задуматься?
9. Слово учителя
- Да, ваши матери отдают вам все свои силы и любовь. Помните об этом, будьте им благодарны, не оставляйте в одиночестве, заботьтесь, чтобы потом не испытать “непоправимой вины, невыносимой тяжести”, которые испытала Настя, героиня рассказа К.Г. Паустовского “Телеграмма”.
Литература
1. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. “Читаем, думаем, спорим”, Москва.. Просвещение. АО ”Учебная литература”. 1995 г. (Стр.176-179)
2. Г.И.Беленький, О.М. Хренова “Читаем, думаем, спорим…”, Москва.. Просвещение. 1995 г. АО “Учебная литература” (Стр. 180-185)