Цель урока: дать толкование понятия “Серебряный век”; сделать обзор поэзии серебряного века, познакомить учащихся с основными направлениями и представителями эпохи; актуализировать знания учащихся о творчестве поэтов Серебряного века с целью дальнейшего восприятия стихотворений указанного периода.
Оборудование: презентация Power Point, тесты стихотворений, учебник, рабочие тетради
Ход урока
слайд 1
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл...
А.А.Ахматова
Оргмомент. Целевая установка.
слайд 2.
- Какова история развития литературы XX века?
(Судьба литературы XX века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства поэтов и писателей. Покинули родину Гиппиус, Бальмонт, Бунин, Цветаева, Северянин и др. В годы “красного террора” и сталинщины расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилев, Мандельштам, Клюев. Покончили самоубийством Есенин, Цветаева, Маяковский. Многие имена на долгие годы были преданы забвению. И только в 90-е годы стали возвращаться читателю их произведения.)
- Настроения многих творческих людей начала 20 века отразились в стихотворении А.Блока из цикла “Возмездие”:
Двадцатый век... еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к Отчизне...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком". Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.
Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот некоторые исследователи связывают с именем Н. Бердяева, другие Николая Оцупа.
Слайд 3
Серебряный век русской поэзии (в основном с поэзией связан термин в литературе) – единственный век в истории, который длился чуть больше 20 лет. 1892 – 1921 гг.?
Впервые в литературном творчестве выражение “серебряный век” было употреблено А.Ахматовой в “Поэме без героя”. (Эпиграф) слайд 4(1)
Обновление литературы, ее модернизация стали причиной появления новых течений и школ. Слайд 5
Поэзия серебряного века многообразна: она включает в себя и произведения пролетарских поэтов (Демьян Бедный, Михаил Светлов и т.д.), и крестьянских (Н.Клюев, С.Есенин), и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии Серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению.
На доске – таблица (учащиеся заполняют ее в ходе лекции)
символизм | акмеизм | футуризм | |
Отношение к миру | Интуитивное постижение мира | Мир познаваем | Мир надо переделать |
Роль поэта | Поэт – пророк разгадывает тайны бытия, слова | Поэт возвращает слову ясность, простоту | Поэт разрушает старое |
Отношение к слову | Слово и многозначно, и символично | Четкая определенность слова | Свобода в обращении со словом |
Особенности формы | Намеки, иносказания | Конкретная образность | Обилие неологизмов, искажение слов |
Слайд 6. Представители символизма: В. Брюсов, К.Бальмонт. Д.Мережковский, З.Гиппиус (старшие), А.Белый, А.Блок (младшие).
Слайд 7. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью интуитивное постижение мирового единства через символы. Символисты считали, то поэт разгадывает тайны слова. Символ – многозначное иносказание (аллегории – однозначное). Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Особенностью произведений символистов стали намеки, иносказания.
- Мы знакомы со стихотворениями поэтов-символистов с 5 класса. – Чтение наизусть и анализ стих-я А.Блока.(д/з)
Слайд 8. Представители акмеизма: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам. Акмеизм – Слайд 9. отрицание мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Подчеркивали простоту и ясность слова. Провозгласили высокую самоценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии. Увлечение красочными, экзотическими деталями в поиске ярких эпитетов было характерно поэтам –акмеистам.
- Чтение и анализ А.Ахматовой. (д/з)
Слайд 10. Представители футуризма: В.Хлебников, И.Северянин, Б.Пастернак, В.Маяковский.
Слайд 11. Футуризм – отрицали художественное и нравственное наследие, провозглашали разрушение форм и условностей искусства. Ф. ставили человека в центре мира, отказывались от туманности, недосказанности, мистицизма. Выдвинули идею искусства – реально словом преобразить мир. Добивались обновления поэтического языка, вели поиски новых форм, ритмов, рифм, искажали слова, вводили в стихотворения собственные неологизмы.
Слайд 12. Имажинизм – С.Есенин. Цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство – метафора. Для творчества имажинистов характерен эпатаж. Эпатаж - вызывающее поведение; скандальная выходка. Отклоняющееся поведение.
- Чтение и анализ стих-я С.Есенина
Слайд 13. Поэты вне направлений: И.Бунин, М.Цветаева.
Слайд 14. Что объединяет все литературные направления ? Работа с таблицей.
Слайд 15.
Слайд 16. Предлагаю прочитать стихотворение поэта-символиста К.Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени” и найти в нем отличительные черты символизма.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.А внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(1894)
- О чем это стихотворение?
- Каким размером написано стихотворение? Что это дает? (трехсложный анапест – неторопливое движение)
- Чем похожи строки? Какой прием использует поэт? (повтор) Какова его роль? Какие чувства вызывает прием? На что похоже? (гипноз, ворожба)
- Что вы увидели в стих-ии? Какие картины предстали перед вами? (Башня, винтовая лестница, дорога вертикальная, отрывается от земли, но не уходит, находится в пределах видимости. Людей нет. ОДИН – Я – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЯ)
- Можете ли определить время действия в произведении? Историческое время? (переходное время суток, не более. Нет быта, бытовых условий. Не можем сказать, когда это происходит. Лирический герой находится в особом условном мире, возможно, в идеальном).
- Найдите слова, определяющие внутренне состояние героя (нет, кроме мечтою)
Слайд 17
- Какие действия совершает лирический герой (работа с глаголами движения по строфам)?
- Сравните 1 строку 1 строфы и 1 строку последней строфы. Чем они похожи и чем отличаются? (процесс познания и момент познания)
- Кольцевая композиция – возвращение к началу пути (путь духовного познания бесконечен)
- Как вы думаете, какова идея стих-я? (познавая себя, познаешь мир)
Слайд 18, 19. Итоги урока.
- Что такое Cеребряный век? Назовите основные модернистские течения серебряного века. Каковы их особенности?
- Серебряный век – это не просто научный термин, это эпоха, подарившая миру поразительно яркие художественные и интеллектуальные ценности, отличающиеся беспокойством мысли и изысканностью форм.
Д/З: Сообщение о жизни и творчестве А.Блока. Выучить наизусть и проанализировать одно из стихотворений по выбору.