Цели урока:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с одной из важных тем литературы – «Темой «холодного» и «горячего» сердца», рассмотрев образы главных героев произведений В. Гауфа, Дж. Крюса и В. Железникова;
- проанализировать проблематику рассматриваемых произведений; обозначить ценности и антиценности жизни людей, на примере хороших и плохих поступков героев указанных произведений.
- Развивающие:
- формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- учить давать сжатые характеристики героям и кратко излагать повествовательный текст;
- развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, развивать творческие способности и умение работать в группе;
- продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над внимательным чтением учащихся.
- Воспитательные:
- подвести учащихся к глубокому пониманию ценностей и антиценностей жизни;
- воспитывать у учащихся положительные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации с портретами писателей, книги В. Гауфа, Дж. Крюса, В. Железникова, выставка рисунков учащихся к прочитанным произведениям.
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Форма урока: урок-размышление.
Методы урока:
- словесный (слово учителя, сообщения детей);
- репродуктивный (размышления над прочитанными произведениями);
- наглядно-иллюстративный (книги, творческие работы учащихся);
- частично-поисковый (нахождение эпизодов в тексте);
- исследовательский (анализ поступков героев художественных произведений, связь прочитанного с жизнью);
- практический (работа со словарной статьёй и заданиям по прочитанным произведениям).
Предварительные групповые и индивидуальные задания для учащихся:
Групповые (класс делится на три группы, представляющие разные произведения):
1) Рассказать о героях прочитанных книг – о том,
кто из них является обладателями «горячих» и
«холодных» сердец? Почему?
2) О каких ценностях и антиценностях говорят
авторы этих произведений?
3) Какова авторская позиция по рассматриваемой
проблеме?
4) Почему автором, на ваш взгляд, был выбран именно
этот жанр для своего произведения, и как он, этот
жанр, связан с выражением основных мыслей автора?
5) Нарисовать иллюстрации к произведениям (
изображение героев произведений – обладателей
«горячих» и «холодных» сердец; общая иллюстрация
двух сердец – «холодного» и «горячего» с
надписями на них, указывающих ценности и
антиценности нашей жизни).
Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение притчи «О рваном сердце».
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и
наши гости. Сегодня мы проводим урок
внеклассного чтения по книгам, прочитанным
летом, – сказке Вильгельма Гауфа «Холодное
сердце», фантастической повести Джеймса Крюса
«Тим Талер, или Проданный смех» и повести
Владимира Железникова «Чучело».
… Писатели разных стран и разных веков, разные
жанры произведений – сказка, фантастическая
повесть, повесть … Что же объединят
произведения, о которых речь пойдёт на уроке? (В
этих произведениях авторы рассказывают нам о
добре и зле, о том, как порой люди в погоне за
мнимыми ценностями теряют ценности истинные …
Принято считать, что человек учится на чужих
ошибках... И, возможно, авторы книг пытаются нас
предостеречь от необдуманных шагов в жизни …
Ведь не всегда бывает так, что люди правильно
представляют себе эти ценности, не всегда
дорожат тем, что имеют рядом с собой… Или,
наоборот, считают за счастье то, что не всегда
является таковым…)
Наверное, не случайно, о человеческом сердце сложено много притч и сказаний… И вот одно из них…
2. Выступление учащегося (выразительное чтение притчи)
Притча о рваном сердце
В один солнечный день красивый молодой
человек стоял на площади посреди города и с
гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в
округе. Он был окружен толпой людей, которые
искренне восхищались безупречностью его сердца.
Оно было действительно идеально – ни вмятинки,
ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это
самое прекрасное сердце, которое они когда-либо
видели. Парень был очень этим горд и просто сиял
от счастья.
Неожиданно из толпы вперед вышел старик и сказал,
обращаясь к парню:
– Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом
с моим.
Тогда вся толпа взглянула на сердце старика. Оно
было помято, всё в шрамах, в некоторых местах
куски сердца были вынуты и на их местах были
вставлены другие, которые совсем не подходили,
некоторые края сердца были рваными. К тому же, в
некоторых местах в сердце старика явно не
хватало кусочков. Толпа уставилась на старика –
как он мог сказать, что его сердце красивее?
Парень посмотрел на сердце старика и засмеялся:
– Ты, возможно, шутишь, старик! Сравни свое сердце
с моим! Мое – идеально! А твое! Твое – мешанина
шрамов и слез!
– Да, – ответил старик, – твое сердце выглядит
идеально, но я бы никогда не согласился
обменяться нашими сердцами. Смотри! Каждый шрам
на моем сердце – это человек, которому я отдал
свою любовь – я вырывал много кусов из сердца и
раздавал их людям. И они часто взамен отдавали
мне свою любовь – свои куски сердца, которые
заполняли пустое пространство в моем… Но
поскольку кусочки разных сердец точно не
подходят друг к другу, у меня в сердце есть рваные
края… Они напоминают мне о любви, которой мы
делились. Иногда люди не возвращали мне свои – и
тогда в сердце моём возникали пустые дыры. Дыры
эти приносят боль, но они же мне напоминают инее о
любви, которой я делился… надеюсь, что в один
прекрасный день эти кусочки сердца ко мне
вернутся. А если нет … что ж, зато мне есть что
вспомнить. Эти воспоминания не тяготят меня –без
них жизнь была бы не столь полной... Теперь ты
видишь, что означает истинная красота сердца?
Толпа замерла. Молодой человек молча стоял,
ошеломленный. Из его глаз текли слезы.
Он подошел к старику, достал свое сердце и
оторвал от него кусок. Дрожащими руками он
протянул часть своего сердца старику… Старик с
благодарностью взял его подарок. Потом в ответ
оторвал кусок от своего избитого сердца и
вставил его в пространство, образовавшееся в
сердце молодого человека. Кусок подошел, но не
идеально, и некоторые края выступали, а некоторые
были рваными.
Молодой человек посмотрел на свое сердце и
увидел, что оно теперь не совсем идеально, но
стало гораздо более красивым, чем раньше…
3. Актуализация субъектного опыта учащихся
Учитель: Так легко ли жить, судя по этой притче, людям с горячими сердцами? И почему? (Людям с горячими сердцами жить сложно. Делая добро, человек словно раздаёт своё сердце по крупицам другим людям ... И не всегда добро вовремя возвращается человеку добром, от чего в сердце точно образуются шрамы и дыры…)
– А встречались ли вам, ребята, в вашей молодой ещё жизни, люди с «горячими» сердцами? Кто они, эти люди? («Горячие» сердца – это сердца наших родителей, которые любят нас и о нас заботятся; … наших учителей, потому что нас учат и переживают за нас, если порой что-то у нас не получается; … наших друзей и подруг, наших одноклассников, которые делают мир светлее и радостнее; врачи, которые нас лечат…)
Обратимся к произведениям, что вы читали летом... Многие из вас прочитали все три произведения. Но лето уже далеко позади, и поэтому мы с вами разделились на группы, каждая из которых сегодня на уроке будет представлять героев одного из произведений …
4. Групповая работа учащихся (по предварительной подготовке)
Выступление первой группы (по сказке Вильгельма Гауфа «Холодное сердце»), сопровождающееся представлением портрета писателя и рисунков учащихся
1. В сказке Гауфа говорится о том, как один молодой человек Петер Мунк, не пожелав заниматься ремеслом угольщика, что осталось ему в наследство от отца, обратился за помощью к лесным духам – Стеклянному человечку и Голландцу-Михелю. Пожелав себе много денег, он отдаёт своё горячее, любящее людей сердце злому духу … и лишь со временем понимает всю глупость своего обмена и с помощью хитрости возвращает себе прежнее сердце.
2. Перед вами – два сердца: «горячее» и «холодное». Мы пришли к мнению, что представителями «горячего сердца в сказке Гауфа являются: сам Петер Мунк, его мать (до того момента, как они разбогатели), жена Петера Мунка – Лизбет, которая помогала нищим людям; добрые люди, которые не бросили в беде мать Петера, когда он оставил её без своей помощи… ну и , конечно, – стеклянный человечек (хоть он и не совсем человек, а добрый лесной дух): он не только помогает добрыми делами Петеру, но и пытается учить его тому – что хорошо и что плохо в этой жизни.
3. Представители «холодного» сердца – это Петер Мунк (после того, как он разбогател), толстый Эзехиль – карточный игрок, в кармане которого никогда не переводились деньги, король танцев, длинный и худой Шлукер. Этих людей объединяло одно: их НЕПОМЕРНАЯ ЖАДНОСТЬ, их БЕССЕРДЕЧИЕ к людям. Ну и, конечно, представителем «холодного» сердца является злой лесной дух – Голландец-Михель, который забирал в обмен на деньги у людей горячие сердца.
4. Используя жанр сказки, рассказывая о том, чего никогда не может быть в жизни, Гауф, наверное, пытается донести до своего читателя мысль: имея деньги – не теряй доброго отношения к людям, постарайся остаться милосердным… Деньги являются счастьем лишь тогда, когда человек не сводит всю свою жизнь к единой цели: чрезмерному обогащению…
Учитель: А как вы думаете, ребята: для чего Голландцу-Михелю – горячие людские сердца? (Забрать сердце у человека – значит превратить его в злое, бессердечное существо. Это и требуется злому духу, потому что в таком случае постепенно зло начинает преобладать над добром).
Выступление второй группы (по фантастической повести Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех»), сопровождающееся представлением портрета писателя и рисунков учащихся.
1. Произведение Джеймса Крюса представляет
собой фантастическую повесть – то есть, реальное
в ней сочетается с фантастикой. Так фантастикой в
произведении, на наш взгляд, является продажа
смеха Тимом Талером – Тречу, в обмен на любое
выигранное пари, лёгкое перемещение героев из
одного конца света в другое, возможность
забирать у людей смех и глаза …
А реальным – то, что таких бедных семей, в какой
жил главный герой произведения Тим, ещё очень
много на земле. Наверное, нет такого бедняка,
который бы не мечтал разбогатеть.
2. Своим произведением автор хочет предостеречь читателя: пытаясь разбогатеть, постарайтесь сохранить в себе всё самое лучшее, что в вас есть. Потеря смеха – это и потеря свободы, – говорит своему читателю автор.
3. Перед вами два сердца – «горячее» и
«холодное». Посовещавшись, мы решили, что
представителями «горячего» сердца в этом
произведении был главный герой – Тим, который
даже с потерей смеха не потерял лучшие свойства
своей души – сострадание к людям, чувство дружбы,
умение видеть и понимать прекрасное…Здесь же –
матрос Крешемир, который помог Тиму вернуть
назад проданный смех.
Представителями «холодного» сердца являются
мачеха и сводный брат Тима, которые не любили
Тима и ценили лишь деньги, добытые любым путём.
Здесь же – барон Треч, представитель злой силы,
который несёт в мир зло и раздор…
Выступление учеников третьей группы (по повести Владимира Железникова «Чучело»), сопровождающееся представлением портрета писателя и рисунков учащихся.
1. Жанр произведения, над которым мы работали, – жанр повести. Он подразумевает рассказ о реальных событиях, которые происходили или могли произойти в нашей жизни.
2. В одну из школ приезжает новенькая ученица –
Лена Бессольцева, которая живёт у своего деда.
Жители городка не любят этого деда –
коллекционера картин – за замкнутый образ жизни,
дети называют его «заплаточником».
Нелюбовь к деду переходит на нелюбовь к Лене. В
классе, куда попадает эта девочка, у ребят свои
ценности в жизни – сила, красота, жестокость …
Добрая девочка Лена не понимает их действий, их
нелюбовь к людям. У Лены доброе сердце – именно
поэтому она берёт на себя вину своего друга, и
именно ей, а не Диме Сомову, о вине которого знали
некоторые из класса, одноклассники объявляют
бойкот.
Предательство друга, жестокость одноклассников
приводят к тому, что Лена вынуждена покинуть этот
город.
Раскаяние детей за неправильное поведение перед
одноклассницей приходит, но уже слишком поздно.
Вот автор пишет: «И тоска, такая отчаянная тоска
по человеческой чистоте, по бескорыстной
храбрости и благородству всё сильнее и сильнее
захватывала сердца (ребят) и требовала выхода.
Потому что терпеть больше не было сил». Но
всё-таки, на наш взгляд, прощание с Леной
одноклассников всё равно происходит как-то не
по-человечески, потому что вместо: «Прости нас,
Лена!» один из них пишет на доске фразу: «Чучело,
прости нас!» О каком раскаянии может идти речь,
если добрую девочку они так и продолжают
называть Чучелом?...
3. Итак, кто же на наш взгляд в произведении является обладателем «горячего» сердца? Это, безусловно, сама Лена Бессольцева, её добрый дед Николай Николаевич, тихий мальчик Васильев – единственный, кто не лебезит перед Леной, мама «Железной кнопки», которая по-доброму относится к Лене и считает безобидной шалостью поступки её одноклассников.
4. Дима Сомов, на наш взгляд, является обладателем и «горячего» и «холодного» сердца. Так, если в начале всех неприятных событий он является другом Лены, даже её защитником… То со временем становится настоящим предателем, взвалившим свою вину на девочку.
5. Кроме того, обладателями «холодных» сердец, в повести Владимира Железникова являются:
- жестокая Миронова, по прозвищу Железная кнопка – девочка, являющаяся лидером класса. Жестокость её проявляется не только по отношению к новенькой в классе, но и даже к родной матери…
- «Лохматый» – силач класса, считающий, что главное в человеке – сила.
- Шмакова – первая красавица в классе, никогда не делающая того, что ей не выгодно. Так, например, зная о предательстве Сомова, не выдаёт его, считая, что красивый Сомов ей может когда-нибудь пригодиться.
- Попов – «подкаблучник» Шмаковой, смотрящий ей в рот.
- Валька – мальчик из бедной семьи, считающий, что счастье – это много денег…
Учитель: А что бы чувствовали вы, ребята, если б оказались на месте Лены Бессольцевой? (Страх перед разъярёнными одноклассниками, боль от предательства друга и за грубое отношение к деду, одиночество).
– Приходилось ли вам испытывать в кругу одноклассников что-то подобное?
Один из великих людей, грузинский поэт и государственный деятель Шота Руставели как-то сказал: «Человек, лишённый сердца, живёт по своим законам» … Попробуйте доказать справедливость этих слов.
5. Выводы по уроку
Учитель: Давайте, сделаем выводы из всего сказанного на уроке: что является ЦЕННОСТЯМИ и АНТИЦЕННОСТЯМИ нашей жизни?
ЦЕННОСТИ:
1. Приобретение знаний.
2. Хорошая профессия.
3. Любовь к родным людям, родному дому.
4. Товарищество.
5. Уважение к людям.
6. Милосердное отношение к людям.
7. Достаток в семье.
8. Здоровье.
9. Здоровый образ жизни.
10. Отзывчивость.
11. Мужество.
АНТИЦЕННОСТИ:
1. Непомерная жажда к накопительству.
2. Бессердечность по отношению ко всему
окружающему.
3. Вредные привычки.
4. Нелюбовь к родной земле и близким людям.
5. Предательство.
6. Непомерная жадность.
– Мир наш не совершенен: человеку сложно познать добро, не познакомившись со злом. Поэтому цель наша – нести в этот мир добро, хоть это порой бывает очень сложно… Но только тогда мир вокруг нас станет лучше и чище.
Дополнительный вопрос (при наличии свободного времени):
– Герои каких других прочитанных вами произведений являются обладателями «горячих» и «холодных» сердец и почему?
6. Домашнее задание: сочинение-рассуждение на тему: «Ценности и антиценности нашей жизни».