Литература
-
"Составление характеристики Остапа и Андрия. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"" 2013
На итоговом уроке учащимся предлагаются вопросы для повторения ключевых моментов повести. Перед учащимися встают проблемные вопросы, ответы на которые предстоит обсудить. В домашнем сочинении предлагается выразить собственное мнение и видение вопроса об истоках героизма и предательства героев повести. В финальной части урока ученики ищут похожие примеры и сравнивают финалы произведений, что может найти отражение в сочинении.
-
"Вечером на хуторе…" Урок с театрализованными элементами 2013
Цель занятия: обобщение и систематизация знаний по произведениям Н.В. Гоголя.
-
Путешествуя, собираем материалы для уроков внеклассного чтения 2013
Неподдельным интересом к личности и творчеству французского писателя с русскими корнями Ромена Гари завершилась поездка с учащимися от памятника мальчику с галошей в руках в Вильнюсе до парижской выставки в "Musee des lettres et manuscrits". Результатом совместной с учениками работы автор считает знакомство с отрывками из романа Гари "Обещание на рассвете", дополнившим список книг о детстве по программе 7-го класса.
-
"С.Есенин. Стихотворение "Береза"". 5-й класс 2013
Восприятие поэзии невозможно только через чтение, глубокий анализ раскрывают идею стихотворения, отношение автора. Умение анализировать поэтическое произведение должно вырабатываться у учащихся в 5-м классе. Прием цветописи расширяет представление о стихотворении и лирике С.Есенина. Подготовка домашних заданий учит детей творить стихи самим и, постигая красоту рифмы, погружаться в «таинственный мир волшебных дум».
-
Нетрадиционный урок в традиционной форме "Вставайте, люди… Москва за нами" (1612-й, 1812-й, 1941-й) 2013
Итоговый урок литературы посвящен толерантности в произведениях русских писателей. Учитель выбрал восемь эпизодов из произведений русской литературы, в которых нашли отражение вопросы толерантности. Ребята готовили материал в мини-группах, делали выводы и защищали свою точку зрения, зачитывая отрывки из произведений русских писателей.
-
Урок-практикум "Н.В. Гоголь "Мертвые души". Павел Иванович Чичиков: подлец или предприниматель?" 2013
Цель урока: привлечение внимания учащихся к одному из чрезвычайных явлений в истории русской культуры ХIХ века: на смену безусловно положительным героям ХVIII века, в которых воплощался нравственный идеал эпохи классицизма, пришли «странные персонажи», безнравственные и предприимчивые. Перед уроком проводится подготовительная работа: класс делится на группы, учитель дает задание ученикам перечитать 11-ю главу поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», выяснить значение слов "предприимчивость", "предпринимательство", "кодекс", "кодекс чести".
-
Нравственно-философские категории в публицистике А.В. Вампилова 2013
Цель урока: показать ученикам незыблемость и актуальность нравственных и философских категорий, нашедших отражение в фельетонах и афоризмах А.Вампилова; развивать умение формулировать свою позицию и аргументированно доказывать ее; расширить знания о стилистических особенностях публицистики.
-
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Д.Самойлов "Сороковые", Е.А. Евтушенко "Мед" 2013
Урок литературы посвящен поэзии военных лет. Учащиеся читают и анализируют стихотворения Д.Самойлова «Сороковые», Е.А. Евтушенко «Мед». На уроке развиваются навыки анализа поэтического текста.
-
"Выразительные средства языка. Эпитет". 6-й класс 2013
Урок литературы знакомит учащихся с выразительными средствами языка. Умение находить эпитеты в тексте помогает увидеть в произведении образ и понять его; делает речь ребенка выразительной.
-
Игра "Что? Где?Когда?" по биографии и творчеству Н.А. Некрасова 2013
Цель игры: развивать интерес и любовь к литературе, познавательную активность учащихся 6-го класса. Материал может использоваться как на уроке литературы, так и на внеклассном мероприятии.
-
Интегрированный урок (музыка + литература + ИЗО) "О красоте земной в творчестве П.И. Чайковского и М.М. Пришвина" 2013
Цели урока: проверить, закрепить и расширить знания учащихся по творчеству М.М. Пришвина; способствовать познанию природы детьми; ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь природы и музыки; развивать наблюдательность и пытливость в отношении к родной природе; помочь учащимся почувствовать музыку природы, внутренним зрением увидеть природу в музыке.
-
"Проникновение в тайны замысла (по лирике Ф.И. Тютчева)". 6-й класс 2013
На уроке, посвященном пейзажной лирике Ф.И. Тютчева, дается представление, как работает поэт над словом, как ему удается так точно передать свои чувства и мысли. На уроке звучит красивая музыка, стихи, используются следующие методические приемы: комментарии учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа поэтического произведения, словарная работа.
-
Брейн-ринг по "Повестям покойного Ивана Петровича Белкина А.С. Пушкина" 2013
Брейн-ринг, который проводится в игровой форме, способствует систематизации знаний по творчеству А.С. Пушкина, полученных в начальной и средней школе, формированию навыков аналитического чтения текста произведения; стимулирует самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; способствует повышению интереса к изучению творчества А.С. Пушкина.
-
Урок-презентация по литературе на тему "Поэтический мир русской природы в стихотворении А.С. Пушкина "Зимнее утро". 6-й класс 2013
Урок знакомит с биографией А.С. Пушкина (лицейские годы, период после ссылки в Михайловское); знакомит со стихотворением «Зимнее утро», анализирует его с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; ученики отрабатывают выразительное чтение стихотворения.
-
Интегрированное занятие литературного клуба старшеклассников "Лира", посвященное 300-летию М.В. Ломоносова 2013
Занятие посвящено единственному в своем роде гению человечества – М.В. Ломоносову, Академии наук России во времена Ломоносова, трудам ученого в области русского языка и литературы, мозаичным панно Ломоносова и его мастерской, строительству МГУ, данным психологов-ученых о возможностях человеческого мозга и памяти. Сопровождается презентацией и инсценировкой отрывков из поэмы А.Маркова «Михайло Ломоносов».
-
Урок литературы по теме "Двоемирие "музыканта" Э.Т.А. Гофмана и нравственные уроки сказки "Щелкунчик и мышиный король"" 2013
На уроке автор помогает учащимся понять глубокий нравственный смысл сказки Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Анализирует текст сказки Гофмана, раскрывает значение образов главных героев "показать единство двух миров" в произведении.
-
Интегрированный урок литературы и музыки по теме "Родная земля". 5-й класс 2013
Учащиеся анализируют стихотворение Н.Рыленкова "Всё в тающей дымке...", определяют в нем роль изобразительно-выразительных средств языка, музыкальное произведение П.И. Чайковского "Апрель. Подснежник" из цикла "Времена года". Закрепляют знания по теории музыки.
-
Тема родовой и исторической памяти в повести И.С. Шмелёва "Лето Господне" 2013
Цель урока: воспитание молодого поколения, уважение к прошлому страны, прививать любовь к родине, людям, родным; учить видеть то хорошее и полезное, что они делают и помогать им в меру своих сил. Урок спланирован таким образом, что на примере рода Шмелёвых читатели следят за теми шагами, которые делает маленький Ваня, чтобы стать похожим на своего благочестивого отца.
-
Урок литературы по теме "Мелочи жизни" в рассказе Н.С. Лескова "Старый гений" 2013
Урок использует приемы развития критического мышления с целью повышения познавательного интереса учащихся, совершенствования их умения исследовать художественный текст, делать выводы об актуальности проблем, поднятых в литературном произведении. Работа с текстом формирует коммуникабельную критически мыслящую личность, способную к социальному взаимодействию.
-
Урок-лекция "С.А. Есенин и Тульский край" 2013
Материал, представленный в разработке урока, использован в качестве регионального компонента в дополнение к учебной программе по литературе для учащихся общеобразовательных школ. Цель урока: познакомить с важнейшими фактами биографии, связанными с пребыванием С.А. Есенина на Тульской земле.
-
Интегрированный урок "Стрелки романовых часов" 2013
Урок посвящён русскому романсу, жизнь которому дало великое чувство любви; песням, которые так щедро украшают время влюбленных. В романсе воплотились воедино высокий слог и чистое звучание. В нем отразились думы, настроения и переживания людей. Читая стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Блока и других поэтов, невольно обращаешь внимание на их музыкальную организацию.
-
Технология педагогической мастерской на уроке русской литературы 2013
В статье представлена методическая разработка урока русской литературы в 6-м классе «Чехов смеется» по технологии педагогической мастерской. Цель работы – развивать умение учащихся самостоятельно добывать знания в процессе работы над творчеством А.П. Чехова и приобщить их к русской культуре.
-
Поэт и его подвиг. Обзор жизненного пути А.Блока 2013
Урок вызывает у учащихся интерес к поэзии А.Блока, анализирует формирование личности поэта, выясняет, какие черты характера поражали современников, выделяет особенности стиля, раскрывает уникальность и беспрецедентную широту проблематики. Александр Блок – рыцарь Прекрасной Дамы или лермонтовский Мцыри? Тяжелое и бесконечно усталое лицо поэта на портрете руки художника Сомова. Гамаюн России, вещий поэт, предсказавший «неслыханные перемены».
-
Урок-исследование по литературе по теме "Этот мир очарований, этот мир из серебра". 11-й класс 2013
Урок проводится в форме исследования. Цель: включение учащихся в процесс познания, поиска и переработки информации, обучение умению делать выводы, обобщать, сопоставлять факты в ведении дискуссии. Урок формирует у учащихся умение самостоятельно добывать знания, исследовать, делать выводы и обобщать сказанное.
-
"Нравственная культура человека в умении мерить одинаковой мерой и равноценно ценить как собственное, так и чужое достоинство…" 2013
Целm урока: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием "сострадание", "доброта"; познакомить ребят с Библейскими историями, раскрывающими суть этих слов; продолжить разговор о правилах поведения, оценке своих поступков; повторить жанровые признаки сказки: троекратный повтор, гипербола и др.
-
Размышления над пьесами "Бесприданница" и "Дом Бернарды Альбы". Трагедия "горячего сердца" 2013
Цели урока: рассказать ребятам о сравнительно-сопоставительном изучении драм; усовершенствовать у учащихся навыки анализа художественного произведения; научить слушать и видеть произведение; воспитать вдумчивого читателя; познакомить ребят с историей России XIX века; дать понять, что произведение – это художественное отражение жизни, психология людей того времени; научить находить опорные и ключевые слова; задавать наводящие вопросы; найти в тексте эпизоды, выражающие жизненную действительность.
-
Инфорационно-коммуникационные технологии как форма компетентностного подхода в обучении русскому языку и литературе 2013
Цель информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий: развитие личности и формирование ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой.
-
Урок-размышление по рассказу А.Платонова "Юшка" "Без доброты и сострадания нет человека…" 2013
Урок литературы имеет прежде всего большую воспитательную ценность. Размышление учеников над содержанием рассказа, его героями, их взаимоотношениями позволяет задуматься над такими философскими проблемами рассказа, как ценность жизни человека, сокровенность бытия, природа любви к ближнему, добро и зло, жестокость и милосердие.
-
На границе двух миров. А.С. Пушкин. Баллада "Песнь о вещем Олеге" 2013
Урок повторяет жанровые особенности баллады и летописи; сравнивает главных героев стихотворения; рассматривает, как в стихотворении отразилось противостояние «своего» и «чужого» мира; расширяет кругозор учащихся и прививает интерес к литературе и истории.
-
Урок литературы по рассказу А.Платонова "Юшка". 7-й класс 2013
Урок литературы выстроен на основе технологии встречных усилий, сотрудничества. Изучение материала основано на анализе текста с привлечением Библии, словаря Ожегова. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый. Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, расширить кругозор учащихся; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать художественные способности.