Литература
-
Метапредметный урок по курсу "Вокруг тебя – мир" "Шаги навстречу". 6-й класс 2013
Урок по рассказу Е.Носова "Тридцать зерен" рассматривает метапредметную категорию "движение", "движение души". Так как урок претендует на метапредметность, то при его проведении наполнить содержание каждого этапа работы по рассказу Е.Носова можно по усмотрению учителя, сохраниться должны только цели, задачи и логика урока.
-
"Отечественная война 1812 года глазами Льва Николаевича Толстого. По роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир". По "московским адресам" Пьера Безухова" 2013
На уроке учащиеся анализируют, какой увидели Отечественную войну 1812 года любимые герои Л.Н. Толстого, один из которых Пьер Безухов: он стал участником Бородинского сражения, его глазами показана осажденная французами Москва. Цель урока: пройти с Пьером по измученной, растерзанной, сожженной врагами Москве и понять чувства русского человека, переживающего вместе со своим народом пленение Москвы, испытать, по мысли Л.Н. Толстого, чувство "скрытой теплоты патриотизма".
-
Бинарный урок "литература + история" "Смысл притчи Ф.Д. Кривина "Два камня"" 2013
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации.
-
Звуковые презентации как средство формирования ключевых компетенций учащихся 2013
В создании презентации учащиеся осваивают навыки работы с различными компьютерными программами (PowerPoint, Super, Movie Maker и др.), учатся работать в Интернете с источниками информации.
-
"Лирика М.И. Цветаевой". 11-й класс 2013
Урок знакомит с биографией М.Цветаевой, совершенствует навыки анализа лирического стихотворения, развивает навыки составления монолога и выразительного чтения стихотворений, воспитывает нравственные чувства учащихся.
-
Урок мировой художественой культуры, введение в тему "Символизм как направление в искусстве конец XIX–XX веков " 2013
Вводный урок применяет образовательную технологию РКМЧП. Цель: первичное представление о новом для них направлении в эмоциональное погружение в произведения символизма и анализ текстового материала, заинтересовать их в дальнейшем, более детальном изучении этого направления в мировом искусстве.
-
Внеклассное мероприятие по литературе на тему "Кто умнее шестиклассника?" (по биографии и творчеству А.П. Чехова) 2013
Внеклассное мероприятие в форме игры завершает курс изучения жизни и творчества А.П. Чехова в 5‒6 классах. Учащимся предлагаются вопросы по биографии и творчеству писателя. Многие вопросы содержат дополнительные интересные сведения о биографии и творчестве А.П. Чехова. На мероприятие отводится 40 минут. Интегрированный подход помогает учащимся увидеть образы, созданные автором, музыка олицетворяет душевные переживания героев.
-
Урок литературы "Жилин и Костылин: разные судьбы" 2013
Урок обобщения и систематизации материала по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Групповая и индивидуальная работа объединяет усилия учеников и учителя при обучении составлению сравнительной характеристики главных героев.
-
Урок литературы "Мотив одиночества и тоски в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Тучи", "Утес". 6-й класс 2013
Урок знакомит с творчеством М.Ю. Лермонтова, фактами биографии, которые оказали влияние на мироощущение поэта. В ходе урока учащиеся принимают участие в беседе по статье учебника (домашнее задание), выступают с сообщением о жизни поэта, обучаются ассоциативному анализу лирического произведения.
-
Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в процесс преподавания предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения 2013
В программе изложены методологические основы деятельности, предложен план внедрения, включающий несколько разделов, в том числе организационно-методическую работу, проектную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы, аналитико-коррекционную деятельность, обозначены методы работы и ожидаемый результат.
-
Бинарный урок по теме "Унылая пора! Очей очарованье!.." А.С. Пушкин. Простые и сложные предложения". 5-й класс 2013
Цель урока: показать изображение осени мастерами разных видов искусства и устного народного творчества; повторить и обобщить знания по грамматическому разбору простых и сложных предложений, знаки препинания в них.
-
Л.Н.Толстой "Петя Ростов" (Отрывок из романа "Война и мир"). 5-й класс 2013
На уроке автор обсуждает с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; помогает детям осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери в материальной и духовной сферах; знакомит с фрагментами многопроблемного литературного произведения.
-
Урок литературы по теме "С.А. Есенин. Жизнь и творчество" 2013
Презентация к уроку по теме «С.А. Есенин. Жизнь и творчество» привлекает не только содержательностью информации, но и наглядностью, без которой не мыслится урок литературы. По содержанию материала презентации создано с целью контроля (самоконтроля) два электронных теста, которые могут быть использованы в качестве тренажера.
-
"Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…" Философская проблематика в рассказе А.П. Чехова "Студент" 2013
Цель урока: оттолкнувшись от частного – от бытовых ситуаций, изображенных Чеховым в «Студенте», – постичь основное философское ядро рассказа, для чего необходимо раскрыть значение в структуре этого произведения евангельской истории о предательстве Петра. В работе активно используются приемы развития критического мышления. В основе урока – три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.
-
Урок литературы по теме "Образы детей в рассказе Ф.Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". 6-й класс 2013
Урок по изучению творчества писателя спланирован так, чтобы вызвать интерес к его произведениям, сделан упор на то, что проблемы, поднимаемые писателем, очень актуальны и для нашего времени. Второй урок по творчеству Фазиля Искандера из раздела «Писатели улыбаются» посвящен углубленному анализу произведения. На первом уроке ребята познакомились с биографией писателя, творчеством и прочитали рассказ.
-
Литературно-музыкальная композиция по творчеству А.Блока "Я лучшей доли не искал…" 2013
Литературно-музыкальная композиция по творчеству А.Блока знакомит учащихся с полной душевных бурь и событий жизнью поэта; на материале произведений из сборника «Стихи о Прекрасной Даме» раскрывает своеобразие раннего поэтического мира поэта, показывает глубину переживаний и масштабность раздумий поэта в стихотворениях из сборника «Страшный мир», «На поле Куликовом», а также пробуждает интерес к поэзии А.Блока, размышлениям поэта, полным пророческих прозрений.
-
Родная природа в стихотворениях В.А. Жуковского 2013
Урок литературы посвящен отражению родных мест В.Жуковского в его лирике. Стихи о родной природе выражают особое состояние души, настроение автора. Раскрывают способность автора создать удивительные образы, подобрать единственно важное и нужное слово. Дети учатся сами находить такие слова для описания красоты окружающего мира.
-
Урок-исследование "Горьким словом моим посмеются…" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2013
Цель урока: формирование читательской и исследовательской компетенций учащихся, знакомство с графическими способами представления учебной информации и обучение составлению денотатного графа; развитие навыков публичного выступления, воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя.
-
Я хочу гордиться своей страной! 2013
Автор делится опытом использования презентаций на уроках литературы, дает рекомендации по созданию презентаций детьми, умению правильно подобрать и систематизировать материал. Презентация «Я хочу гордиться своей страной!» создана в помощь учителю-словеснику, а также может быть полезна классным руководителям для проведения классных часов. В презентации прослеживается история Руси от нашествия татаро-монгольского ига до Великой Отечественной войны.
-
Урок литературы по теме "Любовь к человеку и ценность человеческой жизни". 5-й класс 2013
Урок посвящен взглядам буддистов на понятие «любовь к человеку», анализирует различные ситуации, предоставить возможность учащимся высказать свою точку зрения.
-
"А.Дюма. Историко-приключенческий роман "Три мушкетера": первое знакомство с героем". 8-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с романом А.Дюма "Три мушкетера". Изучение зарубежной литературы в школе развивает читательский кругозор, формирует читательский вкус, развивает умение анализировать произведения разных авторов.
-
Урок-инсценировка сказки "Три подарка" 2013
В триединой задаче – обучение, умственное развитие и воспитание личности – интерес служит связующим звеном. Среди разных форм работы одна из самых эффективных – инсценирование текста, т.е. перевод текста в сценический вариант. Организовать работу на уроке помогают социоигровые приемы, которые предлагает театральная педагогика.
-
Авторская ирония в поэме "Мертвые души". Анализ главы 1 2013
Главная задача учителя на уроках литературы, посвященных изучению поэмы Н.В. Гоголя, – донести сатирический и пророческий дар писателя, который гениально проявился в этом произведении. Урок предваряет изучение образов помещиков, ключевой в понимании идеи произведения.
-
Литературная гостиная "С думой о родной земле" 2013
Урок литературы посвящен изучению жизни и творчества сибирского писателя Валентина Григорьевича Распутина. На уроке используются средства: презентация, фото и иллюстрации, сведения односельчан-земляков.
-
Литературное образование в старших классах 2013
Главная цель приобщения к искусству слова (литературе) – осознание себя и осмысление окружающего мира через художественный текст. Эта модель обучения построена на принципах «эмоционального погружения», индивидуальности, на этапе художественных воплощений – целесообразности и рефлексивном осмыслении себя творцом и понимании своеобразия и уникальности окружающего мира.
-
Урок по теме ""Ревизор" – бессмертное произведение Н.В. Гоголя" 2013
Задача учителя литературы – воспитать серьезных, вдумчивых читателей. Ученики знакомятся с миром Гоголя в младших классах. В 8-м классе необходимо открыть школьникам живую стихию гоголевского смеха, обнаружить, что каждая фраза писателя, по точному выражению А.Н. Островского, "уже есть комедия", и она требует пристального анализа стиля Гоголя.
-
С чего начинаются стихи? 2013
Научить понимать, анализировать поэзию А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева А.А. Ахматовой ‒ задача не одного дня, увлечь этим еще труднее. С чего начинать? Может быть, опираясь на познавательный интерес, с шутки, игры? Презентация универсальна, может использоваться полностью, частично в зависимости от целей, которые ставит перед собой учитель.
-
Творческая мастерская по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Сказка – ложь, да в ней намек" 2013
К числу особо сложных писателей, чьи произведения включены в учебную программу, справедливо относят М.Е. Салтыкова-Щедрина. Изучению его сатирического творчества отводится в школе сравнительно скромное место. Нелегкое для учителя дело – провести интересные, надолго запоминающиеся уроки, посвященные великому писателю-сатирику. Урок вызывает интерес учащихся к его произведениям. Ученики делают выводы, что проблемы, поднимаемые сатириком, актуальны и для нашего времени.
-
Занятие-практикум по журналистике. Выпуск школьной газеты "Калейдоскоп", № 1 "Новогоднее настроение" 2013
Участники кружка получают знания о журналистской деятельности, коммуникативной компетентности, формируют навыки выпуска школьной газеты, потребность в постоянном повышении информированности и, естественно, расширяют общий кругозор.
-
Предметно-практическое образование в педагогике музейного творчества 2013
Работа творческого коллектива авторов раскрывает возможности предметно-практической деятельности в педагогике музейного творчества для одаренных детей и с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями ФГОС и отечественных психологов. Рассматриваются театральные постановки, ярмарки, выставки, мастер-классы; предлагаются варианты проектов в музейной экспозиции.